Три самых знаменитых турецких марша в классической музыке. Видео. |
Эжен Делакруа. Турок, курящий на диване.
Трудно сказать, чем турецкая экзотика так пленила сознание европейцев 18 века, но факт остаётся фактом: в классической музыке она оставила яркий след. Любой уважающий себя классик что-нибудь да написал в турецком стиле - Глюк, Сальери, Моцарт, Гайдн.
И даже Бетховен в своей Девятой симфонии, призывая в хоровом финале - "обнимитесь, миллионы!", не забыл о турках и добавил раздел с турецким маршем.
Моцарт. Турецкий марш из Сонаты для фортепиано №11
Номер первый, конечно, Турецкий марш Моцарта. Про него вряд ли можно сказать что-то новое, если только напомнить главное.
Турецкий марш (рондо) - это последняя (третья) часть Сонаты для фортепиано ля мажор, №11.
Собственно, понятие "марш" относится только к одной, бравурной теме, которая идёт не с самого начала, а несколько позже, и время от времени повторяется. Эта форма называется "рондо", поэтому часто говорят "Турецкое рондо".
Оно было очень популярно уже при жизни Моцарта. И особенно эффектно звучало с использованием специальной "турецкой педали".
Во времена Моцарта фортепиано называлось наоборот - "пианофорте", педали на нём были не внизу, как сейчас, а вверху, под клавиатурой. На них надо было нажимать коленкой. Особая "турецкая педаль" была соединена с колокольчиками и колотушкой наподобие барабана.
Соната эта несложная (она написана для любителей), окончательно заигранная, но очень любимая публикой. Поэтому у концертирующих пианистов есть большой соблазн как-нибудь "овиртуозить" Турецкий марш, чтобы и играть было нескучно, и публику можно было чем-то удивить. Отсюда множество всяких переложений в разных стилях.
Вот такую композицию на эту тему сочинил блестящий виртуоз Аркадий Володось. Её взяли на вооружение многие пианисты.
Бетховен. Турецкий марш из музыки к драме "Афинские развалины (1811)
У Бетховена тоже есть известный Турецкий марш, но он симфонический, а не фортепианный.
В венгерском Пеште в 1812 году открывался императорский театр. Для премьеры известный тогда драматург Август фон Коцебу написал две пьесы, а музыку к этим спектаклям заказали Бетховену.
Вторая пьеса называлась "Афинские развалины", и речь там шла о рухнувшем величии Афин, захваченных турками. Турецкий марш демонстрировал могущество завоевателей.
В отличие от Моцарта, Бетховен не успел стать свидетелем популярности этой музыки. Но во второй половине 19 века этот марш переложил для фортепиано Антон Рубинштейн, и он стал часто звучать с концертной эстрады.
А это оригинальная версия в исполнении Королевского филармонического оркестра под управлением Томаса Бичема.
Жан-Батист Люлли. Турецкий марш из комедии-балета "Мещанин во дворянстве" (1670)
Турецкий марш Жана-Батиста Люлли ничем не хуже, чем первые два, хотя и не так популярен.
Люлли - придворный композитор французского короля Людовика XIV, основатель французской оперы.
Написан Марш был примерно на сто лет раньше Турецкого марша Моцарта. История его довольно забавна.
В 1669 году Людовик XIV принимал у себя турецкую делегацию во главе с посланником турецкого султана Сулейманом-ага. "Король-солнце" принял его с максимальным блеском, не пожалев бриллиантов на свою парчовую мантию.
Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV
Когда делегация отбыла восвояси, до Людовика дошёл слух, что Сулейман-ага вовсе не был ослеплён такой роскошью, и даже прилюдно высказался примерно в таком духе: "Попона лошади моего Великого Государя и то приличней выглядит, чем парадный наряд французского короля".
Такого оскорбления Людовик XIV снести не мог, тем более, что его придворным эта шутка казалась забавной.
Он решил ответить той же монетой и заказал Мольеру, Люлли и придворному балетмейстеру Пьеру Бошану пьесу с балетом, где была бы показана турецкая делегация в комическом виде. Причём так, чтобы не навредить международным отношениям.
Так появилась знаменитая комедия Мольера с танцами и пением "Мещанин во дворянстве". Мольер сам играл в ней главную роль.
Господин Журден - богатый мещанин - помешан на желании войти в круг аристократов. Он не хочет выдавать свою дочь Люсиль за влюблённого в неё Клеонта, потому что тот не дворянин. Тогда Клеонт с друзьями устраивают маскарад alla turca.
В пятом действии комедии в дом господина Журдена является делегация от турецкого султана для того, чтобы посвятить его в "самый почетный сан, какой только есть в мире " - "мамамуши". После этого для него, якобы, откроется перспектива выдать свою дочь за сына турецкого султана (это переодетый Клеонт).
Иллюстрация к пьесе Ж.-Б.Мольера "Мещанин во дворянстве"
"Турки" вваливаются с песнями, плясками и криками "Алла экбер" и начинают церемонию посвящения на тарабарском языке - забавной пародии на турецкий. Главу делегации - Муфтия - сыграл сам Люлли.
Мольер задачу выполнил: и посмеяться есть где, и обижаться вроде как не на что, турки-то ненастоящие, ряженые.
Вот в этой церемонии и звучит тот самый Турецкий марш Люлли.
Источник
Серия сообщений "классическая музыка":
Часть 1 - Слушаем произведение великого Шопена.
Часть 2 - «Экспромт фантазия» Шопена в исполнении юного виртуоза.
...
Часть 10 - Любил ли Бетховен Лунную сонату так, как любим её мы?
Часть 11 - Шесть русских романсов, которые нельзя не знать. Видео.
Часть 12 - Три самых знаменитых турецких марша в классической музыке. Видео.
Часть 13 - "В этом шедевре заключена вся русская душа". Прекрасные русские вальсы. Видео.
Часть 14 - Русские романсы в хоровых обработках. Видео.
...
Часть 17 - Божественно красивая «Лунная соната» Бетховена в разном исполнении. Видео.
Часть 18 - Прохладная музыка: пять освежающих фрагментов из классики. Видео.
Часть 19 - Лучшая классическая музыка, исполняемая поездом... Видео.
Рубрики: | • музыка, муз. открытки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |