-Рубрики

 -Метки

Банан акварель анималисты архитектура блины варенье выпечка газетные трубочки города городской пейзаж гороскоп горошек горы горячие блюда грибы дворец деревенский пейзаж десерт дети дети в картинах джем дизайн дикая природа домики жанровые картины женский образ живопись животные животные в живописи заброшенные дома заброшенные места завтрак загородный дом закуски здоровье зима зима в живописи зимний пейзаж иллюстрации интерьер интерьер в живописи кабачки картинки картины килька в томате кино книги корабли корзины котлеты кошки крекер курица курорты лес лесной пейзаж маринисты мастер класс маффины море морской пейзаж мясное наивная живопись натюрморт новый год ню осень открытки пейзажи печень куриная печенье пирог пицца плетение из газет полезные советы портрет постные блюда природа психология птицы путешествия рецепт рецепты романтика в живописи россия сад салат салаты своими руками сказки соусы социально-бытовые картины средиземноморский пейзаж старинные картины страны сыр сюжетная картина сюрреализм творог торт тыква уютный уголок фентези фигура человека фото животных фото природы фото цветов фотонатюрморт фотопейзаж фотохудожники хозяйке на заметку храм художники цветочный натюрморт цветы цветы в живописи шоколад яблоки

 -Цитатник

Художник Илья Чирун (Зима) - (0)

Художник Илья Чирун

Тыквенно-яблочный пирог с творогом - (0)

Вкуснейший и ароматный пирог "Осенний" Вкуснейший и ароматный пирог "Осенний" На...

Кабачковая пицца - (0)

Надоели оладьи из кабачков? Тогда приготовьте нежнейшую кабачковую пиццу! Сегодня пригото...

Маффины с ягодами - (0)

Маффины с ягодами - простейший рецепт Маффины с ягодами - простейший рецепт Решила испечь ...

Воздушный пирог с творожным кремом - (0)

Легкий, воздушный пирог с творожным кремом Легкий, воздушный пирог с творожным кремом Прос...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Натолика

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) про_искусство Live_Memory Уголок_психолога Сообщество_Творческих_Людей
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Кино-Видео-На-Лиру О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.08.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 4825


Живописные портреты из собрания Государственной Третьяковской Галереи|Часть двенадцатая: литера С

Среда, 10 Декабря 2014 г. 02:23 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Живописные портреты из собрания Государственной Третьяковской Галереи|Часть двенадцатая: литера С




Салахов Таир Теймуразович
Портрет композитора Кара Караева
1960
Холст, масло
121 х 203

Караев Кара Абульфаз оглы (1918–1982) – выдающийся азербайджанский композитор, народный артист СССР. Сосредоточив все внимание зрителя на крупно взятом изображении персонажа в профиль, художник нарочито обнажает жесткость контуров его фигуры и музыкального инструмента. Салахов стремится передать концентрацию творческой энергии, яркий сильный характер творца, его значительность. Новые черты живописи обозначаются в активности эстетически действенных форм, лаконичных и монументальных. Внутренний артистизм композитора, его одаренность, творческое напряжение выявлены цветовым строем. Широкие поверхности локального напряженного цвета с резким вторжением скупых декоративных пятен выявляют эмоциональную открытость героя. Не менее важным мотивом образной выразительности, характерности облика композитора является графичность жеста и всего композиционно-ритмического решения. В то же время, обнаруживается тяготение к «классичности», формальной завершенности пластического строя… Творческий процесс показан эпически крупно и убедительно.



Самохвалов Александр Николаевич
Девушка с ядром
1933
Холст, масло
124,5 х 65,8

Тема спорта в советском искусстве 1930-х годов была одной из самых популярных. Самохвалов, художник «живущий … современностью», создал ряд портретов-типов «нового» человека, ставших характерными произведениями социалистического реализма. Свою героиню художник писал с натуры. «Этот целеустремленный взгляд сверкающих глаз, этот новый ритм движений, эти черты нового в повседневной жизни молодежи – я с жарким увлечением всматривался в них», – вспоминал Самохвалов. Изображая фигуру крупным планом, художник создает образ советской девушки, спортивной, сильной, веселой, активно участвующей в «построении новой жизни». Она и освещающее ее солнце, и весь этот прекрасный летний день, и дирижабль в небе – части единого советского мифа о Стране Советов.




Сарьян Мартирос Сергеевич
Автопортрет
1909
Картон, темпера
47,8 х 44,2

Автопортрет создан Сарьяном под впечатлением первого путешествия на историческую родину – Армению. Художник ощутил себя сыном этой суровой земли. Сарьян уподобил свое лицо горному ландшафту.




Сварог (Корочкин) Василий Семенович
И.В.Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М.Горького в Москве
1939
Холст, масло
200 х 300

Историк искусства И.Э.Грабарь отмечал, что художнику Сварогу свойственна «особая исключительная любовь к сегодняшнему дню, зоркость к его явлениям, фактам, людям. На протяжении всей жизни он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного события, откликаясь на него немедленно, молниеносно своими картинами, в которых отражал личное свое отношение к нему, отношение своего народа и времени». Название работы, несмотря на описательность, не выражает действительного ее содержания. Встреча детей и руководителей страны – И.В.Сталина, К.Е.Ворошилова, М.И.Калинина, В.М.Молотова, М.М.Кагановича – событие, которое могло происходить в реальности, на картине, приобретает черты мифа. Сияние озаряет не только лица и фигуры, но и пейзаж, небо, все вокруг. Происходящее будто пропущено сквозь фильтр мечты о единении власти и народа.




Сердюков Григорий
Портрет неизвестной в белом чепце
1772
холст, масло
61 x 47




Серебрякова Зинаида Евгеньевна
За туалетом. Автопортрет
1909
Холст, масло
75 х 65

Композиция представлена как отражение в зеркале, что традиционно для жанра автопортрета. Этот прием привносит оттенок интимности и одновременно создает необходимую отстраненность. Художница за утренним туалетом словно смотрит на себя со стороны, как на позирующую модель. Мотив «зазеркалья» не вызывает чувства таинственности. Даже свечи, обычно символизирующие в живописи быстротечность времени, в светлой атмосфере картины будто забывают о своем значении. Пространство комнаты наполнено оттенками белого цвета. От огромных блестящих карих глаз, приветливого лица героини исходит тепло. Руки и волосы создают обрамление для лица. Вместо атрибутов живописи – на туалетном столике атрибуты женской красоты. Серебрякова никак не демонстрирует свою принадлежность к собратьям по искусству. Возникает ощущение, что автопортрет написан для близких людей семейного круга.




Серов Валентин Александрович
Мика Морозов
1901
Холст, масло
62,3 х 70,6

Мика Морозов – сын промышленника и мецената М.А.Морозова. Портрет выполнен в импрессионистической манере. Внутреннюю озаренность ребенка зритель ощущает в каждом движении, в каждой детали: пылают щеки, полуоткрыты губы, взгляд «горит», подчеркнутый резким росчерком кисти. Фокусируя внимание на маленьком герое, Серов будто распыляет пространство в хаотической игре мазков. Подвижность модели рождается из композиции, построенной на контрасте вертикально расположенной фигуры ребенка и диагональных линий подлокотников кресла. Серов совмещает взгляд сверху и снизу. Мальчик сидит на краю узкого кресла, которое словно сжимает его, герой стремится поскорее покинуть это ограничивающее, тесное пространство. Золотистые кудри и согнутая, словно крылышко, рука делают юное существо похожим на Амура. Впоследствии Мика Морозов стал известным шекспироведом и театроведом, талантливым преподавателем-филологом




Серов Валентин Александрович
Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой
1887
Холст, масло
91 х 85

Картина передает атмосферу артистизма царившую в Абрамцеве. В ней воплотился идеал «отрадного», определивший дальнейший путь русского импрессионизма. В центре – портретный образ старшей дочери С.И.Мамонтова Веры. Художника увлекает гармоничный внутренний мир этой маленькой «музы» Абрамцевского кружка. Вокруг портретного изображения девочки Серов «собирает» фрагменты интерьера, пейзажа, натюрморта. Льющийся из окна свет растворяет контуры предметов. Помещенную против света фигуру модели, Серов написал в теплых тонах – контрастных холодным тонам пространства. Эти импрессионистические открытия, а также цветовые рефлексы, дробные мазки наполняют изображение внутренним движением, организованным вокруг центрального композиционного треугольника. Картина обладает особой притягательностью благодаря «обратной композиции», развернутой на зрителя. Нетерпеливость позы модели соединяется с задумчивостью, таящейся в глубине ее черных глаз. Художник достигает равновесия душевного состояния девочки и окружающего ее мира.




Серов Валентин Александрович
Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я.Симонович
1888
Холст, масло
89,5 х 71

Художнику позировала Мария Яковлевна Симонович (1864–1955), его кузина. Своеобразие композиции выразилось в том, что модель помещена под сенью деревьев. Дробными мазками Серов передает игру солнечных зайчиков, мелькание цветных теней. Теплые, ласковые лучи не нарушают завороженного состояния юной героини. Ее расслабленная поза усиливает впечатление растворенности в световых бликах и радужных всполохах. Цветными импрессионистическими рефлексами покрыты только лицо, белая блуза и руки девушки, а обрамляющие ее фигуру детали написаны темными красками. Поражает мастерство художника в изображении глаз модели, из которых словно струится тихий свет. Так возникает образ взаимопроникновения солнечного света и света человеческой души.




Серов Валентин Александрович
Портрет Г.Л.Гиршман
1907
Холст, масло
140 х 140

На портрете изображена Генриетта Леопольдовна Гиршман (1885–1970), жена финансиста и мецената В.О.Гиршмана. В этом произведении Серов вступает в диалог с великими живописцами прошлого, поднимаясь на высочайший уровень мастерства. Он создает многоплановую композицию, портрет-картину, полную многомерного смысла. Стремясь к лаконичной выразительности, художник избирает квадратный формат, а в колорите – насыщенное звучание черного и белого. Для достижения благородной бархатистой живописной поверхности Серов обращается к технике темперы. Исполненная достоинства поза модели приковывает внимание. Пластичность фигуры, энергичный жест руки контрастируют с лицом подобным прекрасной маске. Важную роль играет эффект двойного отражения. В глубине зазеркалья внимательный зритель обнаружит не только отражение модели, но и автопортрет художника за работой. Сопоставляя убежденную в своей неотразимости модель и собственное едва заметное отражение, Серов размышляет о различных системах ценностей, в которых живут художник и героиня его портрета.





Серов Валентин Александрович
Портрет художника К.А.Коровина
1891
Холст, масло
111,2 х 89

Изображен художник-импрессионист Константин Алексеевич Коровин (1861–1939), близкий друг и одновременно антипод Серова по живописному темпераменту. Для Серова каждая работа была поводом для глубокого анализа, мучительного поиска, в то время как Коровину свойственна этюдная легкость, склонность к экспромту. Серов стилизует импульсивную импрессионистическую манеру Коровина, с добродушной иронией утрируя ее. Одновременно он любуется сочными красочными мазками, свойственными живописи Коровина, ее яркой декоративностью, одним из примеров которого является изображенная им полосатая подушка. На светлых стенах коровинской мастерской – беглые этюды с натуры. Демонстрируя зрителю этюдник Коровина, всегда поражавший друзей своим беспорядком, Серов восхищается его умением творить из хаоса гармонию. Расслабленная поза Коровина контрастирует с напряженным, сосредоточенным взглядом. Так Серов подчеркнул особый художественный глазомер своего друга, помогавший ему с легкостью строить цветовые и ритмические отношения в картине. Серов особо акцентирует внимание зрителя на правой руке героя, обобщая ее движение до профессионального жеста художника, привыкшего держать кисть.





Серов Валентин Александрович
Портрет великого князя Павла Александровича
1897
Холст, масло
166,7 х 149,5

Работая над официальным портретом, Серов часто уходит от анализа внутреннего мира портретируемого, сосредотачиваясь на выразительности художественной формы. В портрете великого князя Павла Александровича (1860–1918), брата императора Александра III, художник эффектно соединяет старую традицию парадного портрета и импрессионистическую живописную манеру. Композиция строится на контрасте темного силуэта коня и фигуры князя в великолепном серебристо-золотом мундире генерала лейб-гвардии Конного полка. Особенно виртуозно написаны золотая кираса и шлем, в которых отражаются окружающие постройки. Обращает на себя внимание контраст маскообразного лица портретируемого, превращенного почти в гипсовый слепок, и выразительной морды породистого жеребца. В 1900 Серов получил за этот портрет Гран-при на Всемирной выставке в Париже.





Серов Валентин Александрович
Портрет М.Н.Ермоловой
1905
Холст, масло
224 х 120





Серов Валентин Александрович
Портрет художника И.И.Левитана
1893
Холст, масло
82 x 86





Соколов Петр Иванович
Портрет Н.П.Панина в детстве
1779
Холст, масло
167 х 104

Портрет графа Никиты Петровича Панина воспроизводит распространенную в европейском искусстве схему «охотничьего» портрета, где герой представлен в неофициальной обстановке, среди естественной природы, в окружении охотничьих трофеев, облаченный в костюм, скрывающий его социальный статус. Герой портрета – личность незаурядная, сыгравшая заметную роль в отечественной истории. Он начал свою службу при наследнике престола Павле Петровиче, а после его воцарения стал членом Коллегии иностранных дел, затем посланником в Пруссии и, наконец, вице-канцлером. Однако вскоре Панин был отставлен от должности и выслан из столицы. Сын Павла, император Александр I, вернул опального графа и вновь назначил его на прежнюю должность. В первые месяцы правления Александра Панин фактически руководил внешней политикой России. Но его деятельность продолжалась недолго. Уже в 1801 он был окончательно отправлен в отставку. Помимо политики Панин серьезно занимался музыкой и сочинил две оперы – «Горбун» и «Модная лавка». Отличала Панина и его повышенная склонность к мистицизму.





Сомов Константин Андреевич
Дама в голубом. Портрет Е.М.Мартыновой
1897–1900
Холст, масло
103 х 103

Картину можно считать программным произведением художественного объединения «Мир искусства». В ней обостренно звучит тема трагического разрыва между эстетическим идеалом, живущим в душе художника, и реальностью. В образе таинственной Дамы Сомов изобразил свою соученицу по Академии художеств Елизавету Михайловну Мартынову (1868–1905). Он «переодевает» ее в платье эпохи романтизма, но чуда перевоплощения не происходит. Перед нами по-прежнему лицо болезненной печальной современницы. Дама в старинном, поблекшем от времени платье, стоит словно на грани двух миров – реального и призрачного. Нерешительный жест героини лишь подчеркивает грустную иронию художника, осознающего бессилие человека перед временем. В глубине картины возникает видение иной эпохи. Там, в «зазеркалье» идиллия возможна. Музицирующая пара, возможно, олицетворяет души художника и его модели, соединяющиеся в мечтах, но отчужденные в действительности. У края картины Сомов располагает своего автопортретного двойника, подчеркивая драматизм взаимоотношения художника с воплощенным им образом.





Сорока (Васильев) Григорий Васильевич
Портрет художника Алексея Гавриловича Венецианова
Между 1842 - 1847
Холст, масло
34,9 x 30





Суриков Василий Иванович
Боярыня Морозова
1887
Холст, масло
304 х 587,5

Морозова Феодосия Прокопиевна (1632–1675), сподвижница духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев- Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме. Картина посвящена церковному расколу XVII века. Раскол возник в результате реформ патриарха Никона по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. В центре сама Морозова, вскинувшая руку, благословляя старообрядческим двуперстием толпу. Черное пятно ее одежды звучит трагической доминантой картины. Толпа разделилась: слева – глумящиеся над боярыней, справа – сочувствующие. Рядом с Морозовой – ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине – странник, в лице которого читаются автопортретные черты художника. Фигура странника написана под иконой Богоматери «Умиление». О Сурикове говорили, что в картине он воссоздавал «подлинную старину, словно был ее современником, ее очевидцем».





Суриков Василий Иванович
Голова боярыни Морозовой
1886
Холст, масло
48,2 х 35,7

Многие этюды Сурикова по выразительности и живописному мастерству ни в чем не уступают его большим картинам. Это в полной мере относится к одному из двух живописных этюдов головы боярыни Морозовой, хранящихся в Третьяковской галерее и исполненных к одноименному произведению. Одухотворенность лица с горящими темными глазами и полуоткрытым ртом, контраст черного и белого в цветовом решении работы и экспрессивный мазок создают трагический образ героини, исполненный религиозного фанатизма. При работе над портретом боярыни Морозовой художник использовал несколько моделей. Однако сам он отмечал, что завершающим стал этюд, для которого ему позировала приехавшая с Урала старообрядка Анастасия Михайловна. «Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила», – писал Суриков в одном из писем.





Сухово-Кобылина Софья Васильевна
Автопортрет
1847
Картон, масло
37,9 x 27,9


tretyakovgallery.ru

.
Рубрики:  Живопись/Портрет, жанровые, сюжетные
Живопись/История написания картин
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку