Цитата сообщения Ретрофан
Артиллерийские полугусеничные тягачи Вермахта
Еще в 20-е гг., приступив к механизации Рейхсвера, немцы убедились в том, что гусеничная техника более эффективна, чем колесная, в деле буксировки артиллерии и боеприпасов. А в начале 30-х гг. при разработке тактики «блицкрига» они задались целью совместить высокую проходимость гусеничных машин с быстроходностью и лучшей управляемостью машин колесных. Так в Германии началась разработка полугусеничных тягачей трех классов (легких, средних и тяжелых), способных буксировать артиллерию или прицепы с грузом от 1 до 18 тонн.
К началу Второй мировой войны парк артиллерийских тягачей, состоявших на вооружении Вермахта, был весьма разнообразным по типам и тягловым возможностям. Но при этом конструктивно все тягачи были близки друг другу: их ходовая часть представляла собой комбинацию переднего управляемого неприводного автомобильного моста и гусеничного движителя. Эта комбинация придавала технике как хорошую управляемость и проходимость по бездорожью, так и довольно высокую скорость при движении по шоссе. Такие качества артиллерийских тягачей сыграли огромную роль в успешности ведения немцами боевых действий в Европе. Правда, вскоре после вторжения в СССР сложные климатические и дорожные условия Восточного фронта выявили невидимые ранее недостатки германской полугусеничной техники. Как любая полумера, полугусеничная система уступала чисто гусеничной в проходимости, а полноприводной колесной – в скорости, маневренности и экономичности. Грязь и снег российского бездорожья в осенне-зимний период очень усложняли и затрудняли колесное управление тягачами. А шахматное расположение опорных катков гусеничного движителя стало настоящей бедой для немцев: снег и сгустки грязи забивались между катками, а за ночь смерзались намертво, лишая технику возможности сдвинуться с места.
И, поскольку полугусеничная ходовая часть оказалась малопригодной для использования в условиях Восточного фронта, немцам уже в ходе войны для действий против СССР пришлось создавать и налаживать массовый выпуск чисто гусеничного тягача RSO - простой и надежной машины с линейным расположением катков…
Полугусеничный мотоцикл-тягач NSU HK-101 (Sd.Kfz.2)
Вес - 1,23 т. Грузоподъемность - 0,35 т. Тяговое усилие - 0,32 т. Двигатель карбюраторный на 36 л.с. Скорость – 61,5 км/ч. Запас хода – 260 км по шоссе, 175 км - по пересеченной местности. Экипаж 3 человека.
Производился двумя фирмами с 1940 по 1944 г.; всего изготовлено 8.345 (по другим сведениям 8.733) тягача. Разрабатывался как тягач минометов и легких орудий для горнострелковых и воздушно-десантных войск (в армии получил обозначение Sd.Kfz.2). Но очень быстро выяснилось, что НК-101 является многоцелевой машиной, способной буксировать так же самолеты на аэродромах, катушки телефонных кабелей для связистов, и т.п. Поэтому мотоцикл-тягач получил широкое распространение в самых разных родах войск. Особую популярность Sd.Kfz.2 приобрел во время войны с СССР - благодаря своей высокой проходимости по пересеченной местности, грязи и снегу.
Недостатком Sd.Kfz.2 была сложность его обслуживания (одних только точек смазки на мотоцикле было 150). Так же Sd.Kfz.2 имел склонность к опрокидыванию при движении по косогорам (при этом водитель обычно не успевал покинуть машину).
Легкий полугусеничный тягач Demag D.7 (Sd.Kfz.10)
Вес - 3,4 т. Грузоподъемность - 1,5 т. Тяговое усилие – 1 т. Двигатель карбюраторный на 100 л.с. Скорость – 65 км/ч. Запас хода – 300 км по шоссе, 170 км - по пересеченной местности. Экипаж 8 человек.
Получивший в армии маркировку Sd.Kfz.10 легкий полугусеничный тягач Demag D.7 производился с 1939 по 1944 г пятью фирмами, изготовившими в общей сложности 14.698 тягачей. Они использовались Вермахтом для буксировки противотанковых пушек калибром от 37- до 75-мм, гаубиц калибром до 105-мм, и 210-мм реактивных шестиствольных минометов. Но 650 Demag D.7 были превращены в самоходные зенитные установки путем размещения в их кузовах 20-мм зениток (версии Sd.Kfz.10/4 и Sd.Kfz.10/5).
Проходимость Sd.Kfz.10 по бездорожью в Европе оценивалась как удовлетворительная (правда, передний автомобильный мост не всегда обеспечивал нужную управляемость). Но вот на территории СССР в осенне-зимний период Demag D.7 часто подводили: грязь и снег намертво забивали катки и смерзались, лишая машину хода.
Легкий полугусеничный тягач Hanomag HLkl 6 (Sd.Kfz.11)
Вес - 5,6 т. Грузоподъемность - 1,5 т. Тяговое усилие – 3 т. Двигатель карбюраторный на 100 л.с. Скорость – 53 км/ч. Запас хода – 240 км по шоссе, 140 км - по пересеченной местности. Экипаж 8 человек.
Легкий полугусеничный тягач Hanomag HLkl производился четырьмя фирмами с 1936 по 1944 г. в двух версиях (HLkl 5 с мотором на 70 л.с. и HLkl 6 с мотором на 100 л.с.); всего было изготовлено 9.028 таких тягачей. В Вермахте они получили маркировку Sd.Kfz.11. В отличие от почти такого же по устройству Demag D.7 (Sd.Kfz.10) Hanomag HLkl имел 6 (а не 4) торсионных опорных катков с каждой стороны, и более широкие гусеницы, что несколько улучшало его проходимость.
В основном Sd.Kfz.11 использовался для буксировки 75-мм противотанковых пушек и гаубиц калибром до 150-мм. Однако Вермахт имел несколько модификаций Sd.Kfz.11 для химических войск – машины для химической разведки, для распыления отравляющих веществ, дегазационные машины и машины для постановки дымовых завес.
Средний полугусеничный тягач Bussing-NAG L8 (Sd.Kfz.6)
Вес - 7,4 т. Грузоподъемность - 1,4 т. Тяговое усилие – 5 т. Двигатель карбюраторный на 115 л.с. Скорость – 52 км/ч. Запас хода – 290 км по шоссе. Экипаж 9 человек.
Средний артиллерийский тягач, обозначавшийся в Вермахте как Sd.Kfz.6, производился с 1939 по 1943 г двумя фирмами, изготовившими 3.660 таких машин (более ранние версии Bussing-NAG производились с 1936 г., однако они были малосерийными).
Основным назначением Sd.Kfz.6 была буксировка 105-мм полевых гаубиц, для чего в задней части тягача был оборудован снарядный ящик для перевозки боеприпасов к орудию (а впереди для размещения артиллеристов имелись скамьи, и по два выреза в каждом борту для их посадки). Но часть машин предназначалась для перевозки личного состава инженерных войск; на этих тягачах в бортах кузова увеличили количество скамеек, и сделали дополнительные вырезы в задней части для быстрой посадки солдат (инженерное имущество перевозилось в буксируемом прицепе).
Средний полугусеничный тягач Krauss-Maffel M.11 (Sd.Kfz.7)
Вес - 9,75 т. Грузоподъемность - 1,8 т. Тяговое усилие – 8 т. Двигатель карбюраторный на 140 л.с. Скорость – 50 км/ч. Запас хода – 250 км по шоссе. Экипаж 11 человек.
Sd.Kfz.7 был самым популярным полугусеничным тягачом в Вермахте. Разработанный еще в 1934-м, он выпускался вплоть до 1945 г.; всего было изготовлено 12.187 этих тягачей. Еще несколько сотен таких машин в 1943 г. произвели по лицензии итальянцы (их Breda-61 отличалась только мотором на 130 л.с. и правым расположением руля).
В армейских частях Sd.Kfz.7 использовался для буксировки 150-мм полевых гаубиц; в Люфтваффе, в частях ПВО и в тяжелых противотанковых дивизионах Вермахта Sd.Kfz.7 были основным средством буксировки мощных 88-мм зенитных орудий.
С 1943 г. часть Sd.Kfz.7 выпускалась в варианте самоходных зенитных установок, путем размещения в их кузовах зенитных автоматов. Всего было изготовлено 319 ЗСУ Sd.Kfz.7/1 с 20-мм «счетверенками», и 123 Sd.Kfz.7/2 с 37-мм «одностволками».
Несмотря на то, что этот тягач весил почти 10 тонн, он обладал высокой скоростью и хорошей проходимостью по пересеченной местности.
Тяжелый полугусеничный тягач Daimler-Benz DB.10 (Sd.Kfz.8)
Вес - 12,15 т. Грузоподъемность - 2,55 т. Тяговое усилие – 12 т. Двигатель карбюраторный на 185 л.с. Скорость – 51 км/ч. Запас хода – 250 км по шоссе. Экипаж 13 человек.
Этот тягач мог бы стать советским – немцы начали его разработку в 1932 г. по заказу СССР для Красной Армии. Однако пришедшие в 1933 г. к власти в Германии нацисты аннулировали советский заказ, и Daimler-Benz DB.10, получивший маркировку Вермахта Sd.Kfz.8, с 1934-го по 1945 г. выпускался для германской армии. За это время изготовили 3.450 таких тяжелых тягачей.
Тяжелый тягач предназначался для буксировки крупнокалиберной артиллерии – 210-мм мортир, 150-мм полевых орудий и 105-мм зенитных пушек. Но существовал и боевой вариант этой машины: в состав 8-го тяжелого противотанкового дивизиона, воевавшего в Польше, а затем во Франции, входили 12 САУ 8,8 Flak.18(St) Zugkraftwagen 12t. У этих переделок Sd.Kfz.8 были полностью забронированы мотор и кабина (броня от 8 до 14,5 мм), кузов удален, а на платформе крепилась 88-мм зенитная пушка.
Тяжелый полугусеничный тягач Famo F3 (Sd.Kfz.9)
Вес - 15,13 т. Грузоподъемность - 2,87 т. Тяговое усилие – 18 т. Двигатель карбюраторный на 250 или 270 л.с. Скорость – 50 км/ч. Запас хода – 260 км по шоссе. Экипаж 11 человек.
В 1938 г. немцы приступили к серийному строительству своего самого тяжелого полугусеничного тягача Famo F3 (армейская маркировка Sd.Kfz.9). Оно продолжалось вплоть до 1945 г.; всего было выпущено 2.727 таких машин.
В отличие от других полугусеничных тягачей Вермахта, главным делом которых была буксировка артиллерийских систем, Sd.Kfz.9 редко использовался по этому назначению. В основном Famo F3 применялся для эвакуации с поля боя поврежденных танков, для чего тягач снабжался специальным оборудованием (краном, лебедкой и т.п.). В первый период войны мощности Sd.Kfz.9 вполне хватало для буксировки обездвиженных легких и средних танков; но с появлением тяжелых «Пантер» и «Тигров» для эвакуации одной такой подбитой машины немцам приходилось «впрягать» в связку уже до трех Famo!
На базе Sd.Kfz.9 было изготовлено 15 боевых САУ 8,8 Flak.37 Zugkraftwagen 18t с полностью бронированной кабиной и двигателем (броня от 8 до 14,5 мм). В их кузовах были закреплены 88-мм зенитные пушки.
Тяжелый полугусеничный тягач Bussing-NAG s.WS
Вес - 9,5 т (с бронированной кабиной 13,5 т). Грузоподъемность - 4 т. Тяговое усилие – 8 т. Двигатель карбюраторный на 100 л.с. Скорость – 28 км/ч. Запас хода – 300 км по шоссе. Экипаж 2 человека.
Этот свой последний тип полугусеничного тягача немцы начали выпускать серийно в конце 1943 г., и производили его до окончания войны. Всего было изготовлено 825 s.WS; в боевых действиях они участвовали с начала 1944 г.
По компоновке s.WS не отличался от предыдущих машин этого класса, но с учетом трудностей производства в военное время его конструкция была существенно упрощена, а многие детали стали более простыми и технологичными. Тягач s.WS выпускался в двух вариантах. Стандартный имел открытую кабину и деревянный кузов. А вариант подвозчика боеприпасов на передовую получил бронированные кабину и мотор (броня 6-15 мм). Так как тягач предназначался для взаимодействия с пехотой, командование не требовало от него высоких скоростей, и фирма установила на s.WS относительно маломощный для тяжелой машины двигатель всего на 100 л.с., «разгонявший» машину лишь до 28 км/ч (правда, проходимость тягача оставалась достаточно высокой).
Несмотря на производственную технологичность, тягач s.WS получился не слишком удачным. Излишне перетяжеленный и малоподвижный, он не пользовался популярностью в войсках.
Легкий гусеничный тягач RSO
Вес - 3,8 т. Грузоподъемность - 1,7 т. Тяговое усилие – 3 т. Двигатель: карбюраторный на 70 л.с. или дизельный на 65 л.с. Скорость – 20 км/ч. Запас хода – 250 км по шоссе, 140 км - по пересеченной местности. Экипаж 2 человека.
Проблемы, возникшие в российских тяжелых природных условиях у «заточенных» под применение на Западе полугусеничных тягачей, вынудили немцев начать разработку чисто гусеничного тягача специально для Восточного фронта. И в 1942 г. в массовую серию был запущен легкий RSO («Гусеничный Тягач Восточный»). Так в обширном семействе типовых полугусеничных тягачей Вермахта особняком возник единственный серийный гусеничный трактор-тягач с линейным расположением катков, предназначавшийся для буксировки легких пушек и снабжения войск, находящихся в малодоступных заснеженных районах. Эта простая и рациональная машина оказалась столь востребована Вермахтом, что к ее производству приступили сразу пять предприятий (одно из них изготавливало RSO с дизельным двигателем, остальные – с карбюраторным мотором). Он выпускался до 1945 г., и к концу войны RSO стал самым массовым тягачом Германии – всего немцы изготовили 28.151 такой трактор! RSO стал настоящей «рабочей лошадью» Вермахта. Легкий, компактный и предельно простой, он фактически имел лишь один недостаток – малую скорость (с карбюраторным двигателем – 20 км/ч., а с дизелем – вообще всего 12 км/ч).
Хотя RSO был крайне востребован именно как тягач, в конце войны на его основе изготовили 60 противотанковых САУ с 75-мм пушкой в кузове, и 12 ЗСУ с 20-мм зенитным автоматом.
Серия сообщений "Вооруженные силы Германии - ОБЗОРЫ":
Часть 1 - Люфтваффе: бомбардировщики, вступившие в строй до нападения на СССР
Часть 2 - Люфтваффе: истребители, вступившие в строй до нападения на СССР
...
Часть 8 - 2МВ: бронеавтомобили и бронетранспортеры Германии (обзор)
Часть 9 - 2МВ: самолеты поля боя Люфтваффе (1942-1945 гг.)
Часть 10 - Артиллерийские полугусеничные тягачи Вермахта