Помимо обозначения просто месяца, Просинец ещё и символ зимнего Солнцестояния. Это слово происходит от слова «Просинь», когда на небе нет ни облачка, синева сосёт глаза, а солнце начинает пригревать, радуя своим ослепительным диском, и играя ссетом в отблеске миллиона сверкающих на морозе снежинок. Так и просятся на язык слова:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
(или всё же на самом деле прав Михаил Казиник - На Встречу???)
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
1829 г.
Александр Сергеевич Пушкин
Просинец – это месяц символического возрождения Солнца (Просиявшего сквозь хмурые облака), с этого месяца день начинает прибавляться, а Солнечных дней становится всё больше. Это начало нового временного цикла для Земной природы, соответствующее в Арианском Православии культу Бога Хорса (Бог времени, хорошей погоды и богатого урожая. Древнерусский Бог Солнца Звезды-Светила. «ХО-Р-С» – Ход Солнечной Силы или Хождение-Ра-Сына). ХОРС – Сын Рода, брат Велеса. Ночью Хорс отдыхает на острове Радости, а рано утром в своей «Солнечной Колеснице» выводит Солнце на небо, по этому, символ бога Хорса – Крест в круге Солнца, олицетворяющий собой – ВосКРЕСшение, то есть, Возрождение Жизни (отсюда произошёл и Христианский Крест, как символ Христа, так как, оба этих слова связаны со словом КРЕС – искра Божья). В древней народной традиции в Просинец нужно планировать дела на весь год, готовясь к весне, и не теряя времени понапрасну. А 21 января, на « Просинь День » принято загадывать желания, прося у Бога Хорса всё что Душе заблагорассудиться. Отсюда исходят такие слова, как: Просить, Просьба, Прости (обращения к Просини). Соответственно Просьбы шли не к Самому месяцу Просинецу, а к его покровителю Хорсу, который был доброжелателен к детям своего Рода, исполняя их желания в течении года.
Наши предки в Просинец возносили молитвы и славили всех богов, которые были собраны в небесной Сварге. Они просили одарить солнечным теплом и радостью, «вдохнуть» новую жизнь в родные земли, даровать достаток и плодородия земель.
После празднования Просинца холода начинают отступать, а Ярило-Солнце принимается греть землю с каждым днем все больше и больше. До наших дней дошла легенда, существовавшая у предков насчет праздника, они верили, что в этот день Бог Крышень остановил смерти простых людей от холода, подарив им огонь – все это, по мнению наших предков, происходило в тяжелое и страшное время Великого Оледенения. Именно поэтому во время празднования Просинца, древние славяне особенно почитали, прославляли и поклонялись этому богу, так как он послал не только огонь, но и волшебную Сурью.
Сурья представляет собой напиток на меду и целебных травах, который согревается Солнцем на протяжении долгих недель, после чего передает свое тепло и помогает согреться людям даже в самые лютые морозы. Также предки считали, что именно Сурья в день празднования имеет мощную целебную силу и может излечить человека от любого недуга. Ни одно лекарства, снадобья и отвары, приготовленные жрецами и целителями, не обладают такой силой, как этот напиток.