-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ольга_Бойко

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 7851


Тайна завещания Леонида Быкова

Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 09:31 + в цитатник
Цитата сообщения Юрий-Киев Тайна завещания Леонида Быкова.

Из актёров, рабатавших в Киеве Леонид Быков, один из любимейших (даже наверно самый любимый...). Вот попался интересный рассказ о нём, хочу поделится...

Не утихают споры вокруг наследия культового артиста.

Леонид Быков

Леонид Быков. Кадр из фильма «Алешкина любовь». 1960 г. Фото: РИА НОВОСТИ

«Леонид Федорович никогда не рассказывал о своей семейной тайне, но друзья молодости знали. У Быковых случилось огромное горе: первый их ребенок умер при рождении. Сам актер в это время был на гастролях, и когда его по телефону спросили, кого спасать: мать или ребенка? — он ответил: мать», — вспоминают друзья и коллеги Леонида Быкова. 

Леонид Быков — несомненный кумир зрителей. О звездах такого уровня обычно известно все — биографии изучены в малейших деталях, выходят книги, фильмы… Но — странное дело — при всенародной любви к Быкову о его жизни известно совсем немного. Он никогда не давал интервью, не писал мемуаров… И даже с друзьями не откровенничал о том, что происходит у него в семье. Быков — такой обаятельный, общительный, всеобщий любимец — в том, что касалось личной жизни, был закрытым человеком. Ну а уж история с гибелью в автокатастрофе, которую Быков якобы предвидел и накануне которой успел написать завещание, и вовсе до сих пор имеет несколько версий.

Вокруг имени Быкова зарождались какие-то удивительные легенды — вроде того, что его убрали спецслужбы (спрашивается: зачем?). Или что он таким образом покончил с собой. К счастью, есть свидетельства людей, которые в тот или иной период жизни Быкова были рядом и знают правду. Эти люди были кропотливо опрошены землячкой Леонида Быкова, киноведом Ларисой Брюховецкой. Возможно, когда-нибудь ее записи станут книгой, а пока «Семь дней» публикует некоторые из этих уникальных материалов.

«Родина Быкова — село Знаменка, но когда Лёне было всего полтора года, родители перевезли его в городок Краматорск, где он и пошел в школу, — рассказывает друг детства Быкова, Вадим Чебанов. — Среда, в которой Леня родился и вырос, — рабочая. Отец был металлургом, мать вела домашнее хозяйство и воспитывала детей, которых было двое — Луиза и Леонид. Во время войны их всех эвакуировали в Барнаул. Приют им, бездомным, дала семья Алябьевых.

41 (630x630, 121Kb)

«Леня рассуждал в присутствии главного режиссера: «Скажите, ну почему Гамлет должен быть высоким? Почему взяли на эту роль Геляса, почему не я?» В фильме «Ссора в Лукашах». 1959 г

Делились друг с другом всем, чем могли — но все равно жили впроголодь. «Как услышу слово Барнаул, сразу хочется есть и рука сама собой тянется к хлебу», — рассказал Леонид Федорович жителям этого города, когда приехал туда через много лет на кинофестиваль. Тогда Быков первым делом отправился на окраину Барнаула — разыскивать Алябьевых, которые, как он считал, их просто спасли. Оказалось, старшего поколения уже нет в живых, но Леня нашел Колю — когда-то, мальчиком, тот делил с ним свою кровать. Быкову хотелось отблагодарить этого человека. Но денег бы тот никогда не взял. И тогда Леня придумал дать фамилию Алябьев одному из летчиков в своем великом фильме «В бой идут одни «старики».

«В летное училище Леня хотел поступать еще в эвакуации, после шестого класса. Он планировал приписать себе в документах пару лет, — вспоминает сестра Быкова, Луиза. — Отец почти сдался на его уговоры, но мать была категорически против: она просто не выпустила сына из дома… Но война шла к концу, после освобождения Донбасса мы вернулись в Краматорск. И через год, в 1944, преодолев мамино сопротивление, 15-летний Леня отправился в Кривой Рог, где тоже было летное училище. До нужного возраста он по-прежнему недотягивал, поэтому прибавил себе два года. Поступить — поступил, но его хитрость раскрылась, и буквально через месяц брата отчислили… Со страшными рыданиями Леня вернулся домой.

Потом у него возникла новая идея — поступить в театральный. Помню, мамины сестры собирали Леню: справили ему шикарный черный костюм, хромовые сапоги — чтобы все было, как у нас говорят, «у лучшим виде». Ведь в Киев едет! Леня так захватил всех нас своей мечтой, что никто даже не подумал, что его, школьника, могут не принять. Но в приемной комиссии ему сказали: «Окончите сначала школу». С транспортом в те годы было тяжело, обратного билета Леня не достал и ехал домой на крыше железнодорожного вагона. Там он привлек внимание хулиганов, и они попытались снять с Лени хромовые сапоги и костюм. Но он не дался и вернулся домой хоть и слегка поцарапанным, но героем… И мечты своей, несмотря на пережитое разочарование, не оставил.

39 (630x420, 69Kb)

«Поступив в летное училище, Леня прибавил себе два года. Но вскоре обман раскрылся,  и его исключили» Леонид Быков в фильме «Максим Перепелица». 1955 г.

В школу Леня возвращаться не стал и по настоянию отца поступил в машиностроительный техникум. Но о машиностроении и не думал. За неимением возможности выходить на профессиональную сцену он устроил театр у нас дома. Вся наша семья занималась пошивом костюмов, реквизитом, мы также продавали билеты, чтобы на собранные несколько рублей угостить зрителей печеньем и лимонадом. На дверях квартиры, где мы жили, вывешивалась написанная цветными карандашами «афиша». Приходили дети, давали пятаки, а мы им вручали билеты… В 1947 году, окончив техникум, Леня опять собрал вещи и поехал поступать, на этот раз в Харьков. И его наконец приняли. Больше он домой не вернулся».

«Я помню, как мы с Леней поступали, — рассказывает актриса Свет­лана Чибисова. — В тот год был очень большой конкурс. Леня привлекал внимание очень маленьким ростом и миловидностью: у него был густой чубчик и детский румянец… Губастый, носик «уточкой». И вот выходит этот смешной парень в яркой клетчатой рубашке на середину аудитории и объявляет с сильнейшим акцентом: «Щикспир! Хамлет!» В комиссии прямо гомерический хохот. А Леня, конечно, выбрал монолог «Быть или не быть» и читал его абсолютно серьезно. Под конец выступления хохотали уже все — и экзаменаторы, и студенты. Леня расстроился — думал, над ним посмеялись и не примут. Но его взяли! Это же было самое запоминающееся выступление!

Леня быстро стал лидером на нашем курсе. Прекрасно танцевал, освоил фехтование и акробатику, увлекался альпинизмом, во время каникул ходил в горы, на Кавказ. Но больше всего его любили за юмор — Леня был самым остроумным на курсе. К праздникам он стал делать капустники, которые под его руководством превращались в небольшие, но мастерские спектакли. Леня для всех писал репризы: как тогда говорили, «продергивал», то есть высмеивал разные наши институтские недостатки — позволял себе издеваться даже над предметом под названием «марксизм-ленинизм», которым тогда мучили всех студентов… Постепенно на эти капустники стали приходить обычные зрители, не имевшие отношения к нашему институту. Иногда в такие дни руководству института приходилось даже вызывать конную милицию!

39 (630x420, 91Kb)

«Приезжаем с театром на гастроли. С нами — старики, народные артисты. А толпа уже бежит по перрону: «Где Быков? В каком вагоне?» В результате корифеи потребовали от дирекции театра: «Пусть Быков ведет себя скромнее!» С Людмилой Касаткиной в фильме «Укротительница тигров». 1954 г.

Со временем нас, студентов, стали привлекать к работе в театре — в качестве массовки. Помню, мы с Леней в спектакле «Шельменко-денщик» играли гостей на свадьбе. Я — девушка на выданье, Леня — мой отец. Слов у нас не было. Но Быков превратил наш выход в нечто феерическое, очень выразительно изобразив старика, который в шумной гостиной то и дело засыпал. При этом у него из рук падала палка, он просыпался, поднимал ее, потом снова засыпал... Это была очень смешная актерская зарисовка — зал хохотал. Что не понравилось исполнителям главных ролей.

Был и другой «возмутительный» случай. Леня играл в спектакле «Коварство и любовь» слугу. Там у него было несколько реплик. В частности, он выходил на сцену и объявлял: «Гофмаршал фон Кальб!» После чего должен был войти гофмаршал. Но однажды тот сразу не появился — актер, игравший аристократа, запоздал. Тогда Леня, вместо того чтобы молча удалиться, демонстративно заглянул за кулисы, обернулся и доверительно обратился к залу по-украински: «Воны просылы пидождаты!»… Гомерический хохот и в зале, и на сцене! В результате ведущие актеры пошли в дирекцию с требованием: «Пусть студент Быков ведет себя на сцене скромнее!»

«О нем очень быстро заговорил весь город, — вспоминает сосед Быкова по комнате в общежитии Николай Мащенко. — Его фразочки повторяли в магазинах, в трамваях. Леня стал популярным очень рано. Редко кому удавалось сразу после окончания института получить достойную роль, и только Леню еще на пятом курсе пригласили работать в Харьковский академический театр и через какое-то время дали ему играть Павку Корчагина в «Как закалялась сталь». С такой-то внешностью! Но Леня не только не стеснялся себя, а открыто рассуждал, в присутствии главного режиссера: «Скажите мне, ну почему Гамлет должен быть высоким? Почему вы взяли на эту роль Геляса (фамилия актера), почему не я?»

39 (630x420, 61Kb)

«Его семье пришлось пережить немало трудностей и даже горя. Первый их ребенок умер при рождении» С женой Тамарой и детьми — Александром и Марьяной. 50-е гг.

«А уж когда Леня начал сниматься в кино, а произошло это уже через пару лет после поступления в театр, его стали узнавать везде, — вспоминает актриса Римма Кирина. — Особенно после роли Максима Перепелицы. Помню, приезжаем мы всей труппой куда-нибудь на гастроли. Среди нас — старики, известные театральные актеры, народные артисты. На перроне их с букетами встречают «официальные лица». А тем временем толпа горожан бежит вдоль состава и кричит: «А где Быков? В каком вагоне?» Леня, конечно, стеснялся, ему неудобно было перед стариками.

Леонид Быков с мамой Зинаидой Панкратовной. 50-е гг.

С мамой Зинаидой Панкратовной. 50-е гг.

Но даже недоброжелателям приходилось признавать: это заслуженная слава! Он каждый спектакль играл по-разному. Всегда импровизировал и в ситуации ориентировался молниеносно! Однажды мы были на выезде, играли в селе, в каком-то холодном полутемном помещении, люди сидели в зимних пальто и шапках. Для того чтобы осветить сцену, поставили большой софит. У нас с Быковым сцена признания в любви. А по сюжету у него в руках чемоданчик. И тут откуда ни возьмись большая лягушка прыгает на софит — видно, потянулась к теплу. Специально такого не придумаешь! Я побоялась, что сейчас народ начнет смеяться… Но Леня, не прерывая нашего диалога, садится на корточки перед лягушкой, смотрит на нее пристально, потом открывает свой чемоданчик, осторожно берет лягушку за лапку, кладет в чемодан и закрывает…

Мы его потом спрашивали: «Ну зал замер — понятно. А почему лягушка-то не отскочила?» — «Так я ее в гипноз ввел!» — сказал Леня. Стали его с тех пор звать Гипнотизер. У Лени, вообще, прозвища частенько менялись: в следующем сезоне его стали звать Тарзаном. Потому что, играя одного персонажа, он бил себя в грудь, прыгал и издавал характерный крик — как Тарзан из фильма, который тогда как раз привезли в СССР. Этот почти хулиганский «штришок» неожиданно спас спектакль, который по каким-то соображениям несколько раз запрещали. Один критик написал в газете, что «советский актер удачно высмеивает буржуазный кинотипаж». Другие подхватили — и пошло. В результате спектакль снова разрешили — уникальный случай!

39 (630x420, 81Kb)

«Второй свой фильм про войну «Аты-баты, шли солдаты...» Быков закончил уже с огромным трудом. Его сразил инфаркт. Именно тогда он и написал свое знаменитое письмо-завещание» С Иваном Гаврилюком и Владимиром Конкиным в фильме «Аты-баты, шли солдаты...». 1976 г. Фото: LEGION-MEDIA

Десять лет Леня работал на нашей сцене. А когда уезжал на съемки, писал нам оттуда письма — вот до чего мы сблизились за это время. Но именно из-за съемок наши пути и разошлись: Леню далеко не каждый раз отпускали из театра на киносъемки. И, бывало, он упускал из-за этого замечательные роли. Например, в фильме «Шинель» Алексея Баталова Акакия Акакиевича в итоге сыграл другой Быков — Ролан. А Лене, видимо, эту роль очень хотелось получить, потому что вскоре после этого случая он написал заявление об уходе, уехал в Ленинград — поближе к любимому «Ленфильму». И семью туда перевез».

«С женой Быков познакомился еще во время поступления в институт, — рассказывает киновед Лариса Брюховецкая. — Она приехала из Белгорода и поступила на русское отделение Харьковского театрального института, после чего работала в Харьковском ТЮЗе, была актрисой-травести, прекрасно играла мальчиков. Первое время семья их жила очень скромно. Несмотря на то что Быков еще студентом стал работать в театре, зарплату он получал самую маленькую, она равнялась студенческой стипендии. Молодым людям негде было жить, они не могли снять комнату, а оставаться в общежитии после окончания училища студентам нельзя. До женитьбы Леонид Федорович ютился прямо в театре. Сначала оставался ночевать в мужской гримерке. Затем ему поставили кровать в костюмерной. К счастью, после женитьбы молодой семье предоставили квартиру в доме № 12 на улице Культуры.

Семье пришлось пережить немало трудностей и даже горя. Первый их ребенок умер при рождении. Быков в это время был на гастролях, и когда его по телефону спросили — кого спасать: мать или ребенка? — он ответил: мать. Потом у них еще родились дети: сын, а через два года — дочь. Быков всегда был к детям очень внимателен и много ими занимался».

«Поначалу в Ленинграде Быкову понравилось: их семье предоставили квартиру на набережной Невы, вскоре он купил первую машину, были и предложения сниматься, — вспоминает режиссер Вадим Терентьев, работавший с Быковым на «Ленфильме». — Но как-то так получилось, что в своих самых знаковых картинах — «Укротительница тигров», «Максим Перепелица», «Дорогой мой человек» — он снялся еще в свой харьковский период. А когда перебрался на «Ленфильм», Быков, один из самых популярных актеров, молодой, успешный, вскоре исчез из мира кино, как в воду канул. Это было неожиданно, нетипично, даже странно…

39 (630x420, 89Kb)

С поклонниками на Московском кинофестивале. 1970-е гг. Фото: LEGION-MEDIA

А дело в том, что Леонид упорно отказывался от ролей, добиваясь, чтобы ему разрешили снять что-то свое. Он написал сценарий комедии «Зайчик» и решил во что бы то ни стало этот фильм снять. К сожалению, это обернулось неудачей, ставшей, по моему мнению, причиной многолетнего простоя. Показ «Зайчика» на студии шел в гробовом молчании, смеялся только один человек. Быкова этот смех воодушевил. Он подошел после просмотра к этому зрителю, спросил: «Простите, а кто вы по должности?» Тот говорит: «Я водитель». Потом, на обсуждении худсовета, когда фильм ругали в хвост и в гриву, Быков надеялся, что начальство просто придирается, а народ — как тот водитель — комедию оценит. Он поднял руку и спросил со своим украинским говорком: «Извините... Кому на вас можно жаловаться?» Последовала пауза. Вздохнув, кто-то из руководства ответил: «Мы страна демократическая, можете обжаловать наше решение в Москве, в Центральном Комитете есть идеологическая комиссия…» — «Отлично!»

В час ночи, на поезде, Быков уехал в Москву и фильм отстоял. Но на экранах «Зайчик» долго не продержался... В результате у Быкова появилась фобия: он стал бояться предлагать что-то еще, особенно комедию. Шесть лет был в простое… По чисто психологическим причинам отказался от роли Деточкина в «Берегись автомобиля». Когда картина вышла, стало ясно, что еще один шанс упущен… В Ленинграде Лёне не везло. Вот и потянуло его на родину, на Украину. Тем более что его дети все время болели в сыром климате. Решено было перебираться — но не в Харьков, а в Киев, потому что там находится Киностудия Довженко».

«В Киев Быков приехал с идеей фильма о войне, он давно мечтал снять такую картину, собирал материал... — рассказывает актер Леонид Марченко. — Я снимался у него в двух фильмах: «В бой идут одни «старики», а потом в «Аты-баты, шли солдаты…». Вы знаете, откуда взялась идея «Стариков...»? Фильм ведь основан на реальных событиях. Капитан Титаренко — это легендарный летчик Виталий Попков, служивший в 5-м гвардейском истребительном полку. Полк отличался не только в боях, в нем служили очень жизнерадостные и оригинальные люди.

39 (630x420, 69Kb)

С Василием Шукшиным и Лидией Федосеевой-Шукшиной. 1970-е гг.

Например, сам Попков позволял себе лихачить перед девушками и делать рискованные виражи над летной площадкой. В этой эскадрилье был даже свой хор, а два самолета летчикам полка подарил сам Утесов. Воевали они тоже отлично, оттуда вышло 27 Героев Советского Союза. В общем, как бы сейчас сказали, Быков нашел «бомбу» и перевел ее в сценарий. В Министерстве культуры сначала не поверили: «Ин­тересный у вас фильм о войне! Товарищи гибнут после каждого вылета, а оставшиеся в живых песенки распевают? Такого не бывает». На что Быков возразил: «А вы воевали? Нет?» И привел в министерство самого Попкова, прототипа своего героя, тот подтвердил: «Я на фронте летал на том самом самолете, подаренном Утесовым, назывался он «Веселые ребята».

Леонид Осипович к нам приезжал на аэродром, и мы с ним вместе пели и плясали». Так фильм был спасен. Сам маршал Покрышкин выделил нам пять истребителей для съемок. Наконец-то Быков дорвался до самолетов! Он ведь когда-то начинал учиться на летчика. Я не могу сказать, что он мертвую петлю делал в воздухе. Но завести самолет и порулить по аэродрому мог. А второй свой фильм про войну — «Аты-Баты, шли солдаты...» — Леонид Федорович уже закончил с огромным трудом. Его сразил инфаркт».

«Завещание, где Быков просит друзей позаботиться о его родных, а также расписывает сценарий собственных похорон, превратилось в повод для мистических слухов, — рассказывает киновед Лариса Брюховецкая. — Я решила разобраться, откуда вообще это завещание взялось. И выяснилась удивительная вещь. Оказалось, что написано оно вовсе не накануне гибели актера, а гораздо раньше. Эмилия Косничук, которая работала редактором на киевской Киностудии Довженко, рассказала, как было дело. Находясь с инфарктом в больнице, Быков передал ей серый пакет с какими-то бумагами. Сказал: «Как-нибудь при случае передайте это моим друзьям...» На конверте стояли фамилии Николая Мащенко и Ивана Миколайчука. Они оба были в отъез­де, так что сразу передать конверт не удалось. Эмилия Косничук просто положила пакет в письменный стол и совершенно о нем забыла. Тем более что Быков вскоре выписался из больницы и сам мог связаться со своими друзьями.

39 (630x420, 128Kb)

«Прочитав письмо, друг позвонил Быкову с тем, чтобы его ему вернуть. Но Леонид Федорович сказал: «Не спеши...» И через три дня погиб...» На съемках фильма «В бой идут одни «старики». 1973 г

В итоге конверт пролежал в столе три года. И вот однажды Косничук, вспомнив о пакете, передала его адресату. Жена Миколайчука позже рассказывала, что ее муж, прочтя бумаги, позвонил Быкову с тем, чтобы их ему вернуть. Он понял, что письмо-завещание было написано давно, возможно, под влиянием депрессии... Но Леонид Федорович сказал: «Не спеши...» А через три дня — погиб в автокатастрофе. Письмо снова получило актуальность. Впрочем, о нем долгое время знали только в узком кругу, и никаких слухов вокруг этой истории не возникало. А через девять лет после трагедии, в 1988-м, письмо это было опубликовано — без пояснений, при каких обстоятельствах оно было написано. Отсюда возникли разные слухи вокруг завещания Быкова… Хотя в письме же ясно написано: «Никогда и никому не верьте, что я «наложил на себя руки». Просто, если это произойдет, знайте, что я износился».

Последней заботой Быкова было закончить свой фильм «Пришелец», тема которого для 1978 года весьма не­обычна: прилет инопланетян на Землю. Ради этого он построил сложные декорации, изучал западные приемы съемок. Весьма вероятно, что это была бы еще одна «бомба» режиссера Быкова, но — он не успел… Передавать другому режиссеру проект не стали. Декорации разобрали, а вот «летающая тарелка» отправилась в Москву, на Всесоюзную выставку. В книге отзывов в эти дни появилась такая запись: «Хочется верить, что Леонид Быков не умер, а улетел на другую планету и... вернется».


Информация взята из – http://7days.ru/stars/privatelife/tayna-zaveshchaniya-leonida-bykova/9.htm#ixzz4HBl3hBRs

 

P5162863 (525x700, 178Kb)

Памятник Леониду Быкову в Киеве на склонах Днепра в образе капитана Титаренко...

Серия сообщений "Великі українці":
Великі українці
Часть 1 - Доля гетьманського кохання
Часть 2 - Людмила Павличенко (Белова): самая лучшая снайпер мира, которую немцы прозвали «Русская смерть.»
Часть 3 - Тайна завещания Леонида Быкова
Часть 4 - Мария Башкирцева – девушка-роза
Часть 5 - Мотря Кочубей: на олтарі кохання ...
...
Часть 17 - Календарь дат / Яремчук Назарий Назарович / 30 листопада 1951- 30 червня 1995
Часть 18 - Віртуальна екскурсія Музеєм волинської ікони ..
Часть 19 - Марія Приймаченко: Творю на радість, на щастя людям, щоб всі народи один одного любили ..

Рубрики:  ЖЗЛ
Метки:  

Юрий-Киев   обратиться по имени Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 10:21 (ссылка)
Благодарю за цитирование.

Памяти Леонида Быкова.

Как неожиданно и скоро
Уходит стук родных сердец,
Туда во мрак, где тише споры,
И в длинном, темном коридоре
Билет в руке-в один конец.

И тщетна фраза " Я не верю..."
С фатальностью вступая в бой
Перед тобой захлопнут двери,
Твой миг в небытие утерян
В борьбе за жизнь-с самой судьбой.

Объявят в утреннем эфире
Ушел еще один, ну что ж?
Не он последний в этом мире,
Вздохнем и будем жить как жили,
C житейским грузом наших нош.

Где вьется чайка, кружит пена
И плеск от мокрого весла
Там парень песню пел смиренно,
Ну что же ты подруга Лена
Его с собой не позвала?

Во взгляде грустном не угаснет
Добра ранимая печать,
Но сверху грянет что напрасно
Ты чуя близкую опасность,
Не начал камни собирать.

И робкий Зайчик будет также
Вселять добро в сердца людей,
Простой пример он всем покажет
Что каждый день нам очень важен,
И правда в мире всех сильней.

Твоя звезда стремясь к зениту,
Сорвавшись вниз попала в тлен,
Ее не вызволить молитвой,
Бессильной будет это битва
Лишь станет крепче века плен.

Твой Титаренко будет вечно
Играть на струнах наших душ,
Вот где простая человечность
Чем жизнь солдата скоротечней
Тем чаще похоронный туш.

Но где жестоко рвутся роли,
Там веки нам темнит творец,
И повинуясь приговору,
Оставив в прошлом все пароли,
Ты поезд ждешь в один конец.

Уснул и больше нет маэстро,
Уснувших нам не пробудить,
Но ты ушедшим в поднебесье
Среди негаснущих созвездий
Сказал: "Ребята, будем жить!"

Алексей Немсков.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку