-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.02.2012
Записей: 18725
Комментариев: 85476
Написано: 353522


Парижские истории:Вандомская королевская площадь

Вторник, 18 Апреля 2023 г. 00:04 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Парижские истории:Вандомская королевская площадь

Вандомская площадь , ранее площадь Людовика Великого (Place Louis le Grand) — одна из пяти «королевских площадей» Парижа. Метро: линии 3, 7, 8, станция Opéra.

 
Вандомская площадь расположена в 1-м муниципальном округе Парижа, недалеко от Парижской оперы. По форме представляет собой правильный прямоугольник со скошенными углами. К ней примыкают две улицы (ул. Мира и ул. Кастильоне), расположенные по одной оси.

Вивьен, Жозеф. Портрет архитектора Жюля Ардуэна-Мансара, между 1693 и 1699 гг.

Создана в 1699 году по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара (цоколь, коринфский ордер, разнообразные по форме слуховые окна и в центре каждой стороны фронтоны) в честь Людовикa XIV, а название получила от дворца Сезара де Вандома, чей дворец находился на том месте, где возникла площадь.

Сезар де Бурбон, герцог Вандомский, сын Генриха IV.

Hôtel de Nocé

В центре площади в 1699 году (тогда Площадь Людовика Великого) на постаменте установили конную статую короля Людовика XIV работы выдающегося скульптора «большого стиля» Ф. Жирардона. Статуя была уничтожена во время Французской революции в 1789 году. В 1784 году её уменьшённая реплика помещена в Антиквариум Лувра. Она неоднократно воспроизводилась в гравюрах и стала одним из прообразов многих других подобных монументов последующих эпох.

Здане фирмы Бушерон

Инициатором создания площади был министр Ф. Лувуа, который в 1680 году купил дворец герцога Вандомского и прилегавший к нему монастырь Капуцинов

№1-Отель Batailhe de Francès

. Для площади было выбрано место на пути от Лувра к Версалю. Для отчуждения и выкупа земельного участка и строений было создано специальное паевое общество, что послужило причиной интенсивных спекулятивных операций: «Площадь Вандом, на организацию которой были истрачены колоссальные средства и вокруг которой разгорелась особенно оживлённая спекулятивная игра, создала новый ансамблевый „остров“ на крайней западной оконечности тогдашнего Парижа, послужив опорной точкой для дальнейшей застройки города в этом районе»

№2 Hôtel Marquet de Bourgade

N°3 : Hôtel de Coëtlogon

Отель Heuzé de Vologer

Американский историк и литературовед Джоан Дежан  , отмечая, что во Франции в то время большое значение приобрели финансисты и застройщики, писала: «Как раз в тот момент, когда кошельки финансистов были толще чем когда бы то ни было, в районе Ришелье появилась последняя в этом веке достопримечательность, площадь, известная сегодня под названием Вандомской (Place Vendôme)». По её мнению, в архитектурном плане она фактически представляла собой двойник Королевской площади, которая в свою очередь считается «символом начала золотого века развития парижской недвижимости»

N°7 : Hôtel Le Bas de Montargis

Первоначально предполагалось, что площадь будет иметь традиционную квадратную форму и на ней будут располагаться Королевская библиотека, Кабинет коллекций медалей и Академии. Но в связи с нехваткой средств, чтобы сократить строящуюся площадь, по предложению Лувуа было решено срезать её углы, что было выгодно и в коммерческом отношении: благодаря такому шагу можно было выиграть место для лишних особняков. Таким образом получилась нынешняя площадь неправильной восьмиугольной формы — «идея новая и замечательная по своему эффекту».


Миниатюра Луи-Николя Ван Бларенберга, на которой представлена часть картинной галереи Кроза, 1770

Особняки Кроза и д’Эврё


С самого начала площадь приобрела элитный статус, и проживание здесь было доступно только для богатых финансистов и аристократов, которым они оказывали материальную поддержку.

Так, первым свой особняк (№ 17, Hôtel Crozat) закончил Антуан Кроза из знаменитой и богатейшей в то время семьи Кроза ю Позже для своего зятя Луи Анри де ла Тур д’Овернь, графа д’Эврё он построил ещё более роскошный особняк (№ 19, Hôtel d'Évreux)

Его брат Пьер Кроза являлся известным меценатом, был тесно связан с художественным миром и собрал крупнейшую художественную коллекцию в Европе своего времени. Особенно он ценил искусство рококо и покровительствовал Антуану Ватто, который занимался украшением его парижского особняка на улице Ришельё. После смерти Пьера Кроза коллекцию («кабинет»), которая включала 400 картин, 19 000 рисунков, 1 500 резных камней, унаследовали его племянники, а в 1772 году по поручению Екатерины II просветителю-энциклопедисту Дени Дидро, выполнявшему многие её поручения, и при участии Д. А. Голицына удалось договориться с его наследниками о приобретении большей части картин из наследства Кроза из особняка № 17 на Вандомской площади для новоучреждённого Эрмитажа

В этом собрании преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века.Они были перевезены в Санкт-Петербург и легли в основу картинной галереи российских императоров, став крупнейшим и ценнейшим в истории пополнением художественных фондов этого музея, особенно подняв уровень собрания итальянской живописи и положив начало собранию французских мастеров крупнейшей картинной галереи мира.

Министерство юстиции Франции (Париж, Вандомская площадь)

Единообразные здания в стиле классицизма, окружающие площадь, были закончены к 1720 году. Фасады окружающих домов, построенных по проекту Мансара, совершенно однотипны по композиции и одинаковы по высоте и украшены колоннами большого ордера, охватывающими второй и третий этажи. Сама же площадь географически была расположена на самой границе города, и большое пустующее пространство для прогулок, известное как «бульвар», протянулось за её северной стороной, а сам этот район получил название «район Людовика Великого»

Андре Моруа писал, что считает эту площадь шедевром: «Это иллюстрация великой эстетической правды, которая вдохновляет художника, когда ему приходится преодолевать препятствия и трудности. Что и происходило в действительности»

Ранее называлась площадью Людовика XIV Великого или площадью Завоеваний. В центре находился бронзовый памятник королю работы скульптора Жирардона, простоявший там ровно сто лет с 12 августа 1692 года по 12 августа 1792 года:


Красивый как Бог, в римских доспехах и пудренном парике, что в свое время вызывало улыбку, король властной рукой сдерживал строптивого коня. Но не прошло и ста лет, как его свергли взбунтовавшиеся санкюлоты. И осталась от Короля-Солнца только одна бронзовая ступня в римской сандалии, бережно хранящаяся сейчас в Лувре. Какое-то время площадь, переименованная в площадь Пик, пустовала. Осиротевший пьедестал служил иной раз театром для пышных погребальных церемоний героев Революции.
— В. П. Некрасов. «Мраморная крошка» (Быль)

Вандомская колонна
В центре Вандомской площади установлена 44-метровая Вандомская колонна со статуей Наполеона наверху, выполненная по декрету от 1 января 1806 года, в память побед, одержанных им в кампанию 1805 года.

Вторая статуя Наполеона: после снятия с Вандомской колонны в 1863 году перенесена в Дом Инвалидов
I, Parisette

Возводилась с 25 августа 1806 года по 15 августа 1810 года по образцу римской колонны Траяна. Во время Парижской коммуны, когда по её приказу было принято решение снести колонну, площадь называлась площадью Интернационала.

Разрушение Вандомской колонны во время Парижской коммуны.

В 1875 году во времена Третьей республики колонну восстановили.

На западной части площади под № 15 находится основанный в 1898 году Цезарем Рицем роскошный отель «Риц». С 1979 года «Риц» принадлежит египетскому миллиардеру Мохамеду аль-Файеду, отцу погибшего вместе с принцессой Дианой Доди аль-Файеда.

Именно из отеля Риц выехал Мерседес аль-Файеда в ту ночь, когда произошла авария под площадью д’Альма. Среди других знаменитостей, останавливавшихся в отеле «Риц», — графиня ди Кастильоне и Коко Шанель (прожившая там последние 37 лет жизни)

В этом отеле, про который Хемингуэй писал: «Когда я задумываюсь о жизни в раю, воображение всегда переносит меня в парижский Ritz», происходит действие его позднего рассказа «Комната на стороне сада»

Эрнест Хемингуэй

В 1956 году в подвале отеля был обнаружено два сундука со старыми записными книжками и материалами американского писателя о его жизни в Париже, считавшимися ранее безвозвратно утраченными и о пропаже которых он очень сожалел; на основании этих записей он создал свою последнюю книгу «Праздник который всегда с тобой», изданную посмертно в 1964 году В его честь были названы бар и номер отеля (Suite Ernest Hemingway) Также отель фигурирует в книге и фильме «Код да Винчи». В этом отеле происходит действие фильмов Уильяма Уайлера «Как украсть миллион» и Билли Уайлдера «Любовь после полудня». Также отель присутствует на страницах романов Ремарка «Жизнь взаймы» и Агаты Кристи «Тайна «Голубого поезда»». Кроме того, площадь представлена в кинематографе в следующих фильмах: «Фантомас», «Красный круг», «Вандомская площадь», «Босс» (фр. Le pacha, 1968), «Призрак с шофёром» (фр. Fantôme avec chauffeur, 1996), «Трое волхвов» (фр. Les Rois mages, 2001), «Клиент»  и др.

В особняке № 12 в 1849 году умер Шопен. В этом же здании Наполеон III познакомился со своей будущей женой Евгенией.

В доме № 20 располагался семейный пансион, в котором жил в 1857 году Иван Тургенев. В этом же пансионе и в том же году останавливался Лев Толстой во время своего пребывания в Париже. В 1860 году Тургенев переехал из пансиона в этот дом, где начал работу над романом «Отцы и дети.В то время, когда Толстой был в Париже во время своего первого заграничного путешествия, колонна ещё завершалась статуей Наполеона. Согласно дневниковым записям, 7/19 марта Толстой «встал раньше, ‹…› пошёл ходить на Colonne Vendome и по бульварам». По-видимому, эта запись означает, что по внутренней лестнице в те времена ещё можно было подняться наверх.

Духи Chanel Nº 5

В доме № 21 начиная с 1934 года находился модный дом Эльзы Скиапарелли.

На Вандомской площади расположено множество бутиков, в том числе ювелирных, например, штаб-квартира Chanel, бутики Cartier и Chaumet. Шестиугольная крышечка духов Chanel № 5 повторяет очертания Вандомской площадиВ 1987 году компания Chanel вышла на часовой рынок, и её первой мужской моделью часов стали Première, по дизайну повторяющие очертания камня огранки «эмеральд», крышки флакона Chanel № 5 и восьмиугольных очертаний Вандомской площади

На одном из зданий Вандомской площади находится выполненный из мрамора эталон метра — один из двух сохранившихся в Париже и 4-х во всей Франции (изначально в городе их было 16). Они устанавливались между февралём 1796 и декабрём 1797 года в наиболее посещаемых местах города по решению Конвента в целях продвижения метрической системы.

Продолжение следует

 Франция 
Рубрики:  Путешествия/Страны и континенты
Искусство/музеи
Архитектура
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям