О русской литературе... |
Моя дочка считает английский язык своим родным языком. Что не удивительно - все ее школьные годы прошли в Америке. При этом, она старается много говорить по-русски - русский язык она понимает хорошо, но сама владеет им хуже. Читать же по-русски ей совсем тяжко - пытается, но это очень медленный и непростой процесс. Поэтому, когда в начале этого зимнего семестра в ее колледже она объявила нам, что будет брать предмет под названием "Русская литература 19 века", мои чувства были очень неоднозначны. С одной стороны, я слабо себе представляла, как она осилит такой объем литературы всего за 5 месяцев, даже и с моей помощью, ведь класс будет вестись на русском языке, а в программу входит весь цвет русской классики: от Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Тургенева, Лескова до Толстого, Чехова и Достоевского... С другой стороны, меня распирала гордость и за богатейшую русскую литературу, и за дочку, которая выразила самостоятельное желание ее изучать!
Семестр заканчивается через пару недель. Мы осилили практически всю программу: многое прочитали (в основном я читала ей вслух по-русски или она сама по-английски), кое что посмотрели в качестве экранизаций - слишком мало времени, к сожалению, чтобы читать все. Большое спасибо надо сказать еще и Диме Быкову за его потрясающие "Открытые уроки", которые мы смотрели вместе с дочкой и получали вдвоем огромное удовольствие от его рассказов и глубокого анализа!
И вот, несколько дней назад, она пришла домой после занятий. Время на часах - около 10 вечера. Она уставшая, голодная, замерзшая... Я предлагаю ей поесть и отдохнуть, иду на кухню... Но тут слышу: "Мама, подожди, дай я тебе сначала что-то почитаю!"
Я села слушать. Читала она по-английски отрывок из "Преступления и наказания" :
-- Да чего тебя жалеть-то? -- крикнул хозяин, очутившийся опять подле них. Раздался смех и даже ругательства. Смеялись и ругались слушавшие и неслушавшие, так, глядя только на одну фигуру отставного чиновника. -- Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. -- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез!.. Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день и спросит: "А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?" И скажет: "Прииди! Я уже простил тебя раз... Простил тебя раз... Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много..." И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит... Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных... И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: "Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!" И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: "Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!" И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: "Господи! почто сих приемлеши?" И скажет: "Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего..."
Дойдя до этой фразы, она остановилась и произнесла : "Ну разве это не прекрасно!!! "
Я и сама растрогалась до слез!.. Вот она - великая сила искусства! Великая сила великой русской литературы!
Как же здорово, что несмотря на нашу жизнь в Америке со всеми ее реалиями и прагматизмом, ей оказался так близок и Достоевский, и его идеи, и русская культура, и русская классика в целом! Как же здорово, что она способна сочувствовать и сопереживать (мы вместе с ней ревели и над тургеневской Муму, и над последним письмом Макара Девушкина в "Бедных людях" Достоевского...), способна ценить и понимать хорошую литературу.
И что отдельно важно для меня, что и я сама по-новому взглянула практически на всю нашу классику, гораздо глубже вникла в нее, по сути заново ее для себя открыв. Да и дочку свою я заново для себя открыла! ))
Рубрики: | интервью и комментарии книги |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |