-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ирина8

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.10.2011
Записей: 5617
Комментариев: 163
Написано: 5780


Семейные роли детей алкоголиков

Воскресенье, 19 Апреля 2015 г. 20:09 + в цитатник
Цитата сообщения СчастливаЯ_ЛюбимаЯ Семейные роли детей алкоголиков




Взрослые дети алкоголиков - информационный сайт газеты "Кафа" - свежие новости Феодосии, Крыма



Семейные роли детей алкоголиков



Эти роли включают:



а) превращение в необычайно ответственного человека;



б) превращение в «утешителя»;



в) постоянное приспособление или отказ от ответственности;



г) причинение хлопот.



Принимаемая ребенком роль или комбинация ролей является его самозащитным поведением, которое компенсирует ему неадекватность родителей, прикрывает пробелы в его эмоциональном развитии и приносит видимость стабильности и порядка в хаотичную жизнь.В последующем дети переносят свою позицию во взрослую жизнь.



«Семейный герой».



Обычно старший ребенок в семье, который берет на себя обязанности отсутствующего  или перегруженного родителя. Этот ответственный ребенок пытается поддержать, насколько возможно, нормальное функционирование семьи. Иногда он выступает в роли советчика, разрешая споры между родителями и пытаясь наладить испорченные отношения. В школе семейный герой обычно является сверхуспевающим. Он много работает над достижением целей и завоевывает одобрение учителей. Часто он является одаренным организатором и пользуется необычайным авторитетом среди своих одноклассников. Сверхуспевающие дети часто имеют проблемы в сфере чувств и эмоций, и обычно прикрывают их интенсивной работой и самодисциплиной. Хотя они внешне, интенсивно работающие, кажутся умелыми и самоуверенными, внутренне страдают от низкой самооценки и неуверенности в себе.Во взрослой жизни они испытывают напряженность, суровость и сдержанность, а так-же потребность управлять, чтобы чувствовать себя комфортно во взаимоотношениях. Они стараются добиться совершенства во всем, и всегда ориентированы на достижение целей. Из них вырастают трудоголики, склонные к изолированию себя от других людей. В результате чего становятся обособленными и одинокими. Обычно находят созависимых супругов, о которых могут заботиться или нести ответственность. Они не разбираются в своих чувствах,имеют проблему алекситимии и подвержены психосоматозами.



«Бунтарь».



Для этого ребенка правила существуют лишь для того, чтобы их нарушать. Он постоянно причиняет хлопоты, чтобы отвлекать внимание от алкоголика. Для них важен принцип детского развития: отрицательное внимание лучше, чем отсутствие всякого внимания вообще. Его самооценка даже ниже, чем самооценка его положительно ориентированных братьев и сестер. Поскольку наркотики и алкоголь являются обычным центром подросткового мятежа, «бунтарь» часто в раннем возрасте экспериментирует с наркотическими веществами или злоупотребляет ими, Наследственная предрасположенность может увеличивать развитие пагубного пристрастия еще до окончания юношеского возраста. Во взрослой жизни наследие прошлого проявляется в форме сопротивления руководству, вызывающего поведения и временами неконтролируемой вспыльчивости. Они частобросают школу, рано женятся (выходят замуж) или вводят незаконного ребенка, уклоняются от профессиональной подготовки и влезают в долги .Несмотря на свое желание быть другими , они становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят. Они скрывают чувство обиды и часто стараются свести счеты со своими родителями, делая все не так, как, по их представлению, те хотели бы. Они находят супругов, которые позволяют им вымещать свои обиды(часто физически) и раздражение на них.



«Потерянный ребенок» (индивидуалист)



«Потерянные дети» страдают от постоянного ощущения потерянности и одиночества вмире, который они не понимают, а в действительности даже боятся. Они даже и не пытаются самостоятельно действовать, вместо этого выбирая«плыть по течению». Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми и замкнутыми. Они предпочитают оставаться в одиночестве, научившись тому, что грезы безопаснее иприносят больше удовлетворения, чем непредсказуемые отношения с людьми. Становясьвзрослым, «потерянный ребенок» продолжает себя чувствовать человеком бессильным, неимеющим выбора или альтернатив. Обычно он тяготеет к таким же эмоционально обособленным людям, как и сам, или вступает в брак с партнером, воссоздающим хаос его детства.



«Семейный шут» или «фамильный талисман» (заботливый)



Эти необычайно восприимчивые дети обладают способностью даже самые тягостные моменты обращать в шутку и привыкают с помощью умело использованного чувства юмора нейтрализовать раздражение и гнев. Взрослея, часто превращаются в неспособных остановиться болтунов и необычайно взвинченных людей. Даже в самые мучительные моменты они прикрывают свои глубочайшие чувства шуткой. Лишь самым настойчивым и восприимчивым из их друзей удается прорваться сквозь покров юмора к находящимся за ним ранам. Они могут быть очень талантливыми, но не умеют радоваться своим успехам даже вместе с другими.



 



Миф: существует ложное убеждение, что лишь непосредственное общение с активным алкоголиком или наркоманом может оказать определенное влияние. Однако ни развод, ни расставание, ни даже смерть химически зависимого человека не останавливают развитие созависимости в семье.



Отдельно стоит сказать еще об одной группе жертв алкоголизма(и наркомании) – это взрослые дети алкоголиков. Многие из них во взрослой жизни испытывают проблемы, которые являются последствиями прошлого.



 



Характерные черты взрослых детей алкоголиков



Низкая самооценка.



Взрослые дети алкоголиков- большие мастера в создании своего внешнего образа: они стремятся убедить окружающих, что у них «все в порядке», надеясь одновременно убедить в этом и себя. Положительные внешние изменения не приводят к преодолению чувства неполноценности. Возникает «синдром самозванца», постоянный страх разоблачения, установления, кто он есть.



Фокусировка на внешнее окружение



Взрослые дети алкоголиков считают себя жертвами обстоятельств, не способными контролировать события жизни. Взрослые дети алкоголиков оценивают предстоящий день по поступкам, мыслям, чувствам других людей и их чувства и принимаемые решения часто зависят от этого. Их называют «сверхбдительными»  за постоянное проявление исключительного интереса ко всему, за способность улавливать малейшие внешние признаки, например, выражения лиц, психологическую атмосферу комнаты и т.п. Они искренне заблуждаются, полагая, что, когда «обстановка» измениться, у них все будет хорошо.



Неспособность идентифицировать или выразить чувства.



Научиться различать чувства и выражать их уместным образом можно лишь в результате тренировок или моделирования в семье. Когда такая возможность в семье отсутствует или, еще хуже, обстановка агрессивна, дети усваивают определенные модели поведения. Взрослые дети алкоголиков могут думать о чувствах и могут научиться их развивать путем имитирования реакций и поведения других людей. Они могут точно знать, что они должны чувствовать и даже как реагировать при этом, но в действительности, сами не чувствуют в полном смысле этого слова. Со временем они становятся замкнутыми, теряют контакт со своим внутренним миром. Взрослые дети алкоголиков могут хорошо понимать других страдающих людей и даже помогать им, но оказываются не в состоянии справиться со своими переживаниями. Некоторые взрослые дети алкоголиков как бы дают себе разрешение выражать определенные чувства, например, раздражение, ранимость, печаль и т.д. Женщины обычно избегают гнева, они позволяют себе рыдать, но никогда не выражают ярости. Неспособность определять и выражать чувства приводит к бесплодным попыткам в интимной сфере. Если вы знаете, как я чувствую, вы знаете меня. Если я не знаю, как я чувствую, и даже если я знаю, но не могу рассказать вам, мы никогда не будем способны соединиться интимным образом. Взрослые дети алкоголиков чувствуют себя хорошо лишь с теми, кто имеет такой же или похожий уровень способности чувствовать.



Неспособность попросить помощь



В химически зависимых семьях существует закон жизни: если ты не позаботишься о себе сам, то никто о тебе не позаботится. Детям становится ясно, что у родителей не остается дляних ни душевных, ни физических сил. Став взрослыми, дети алкоголиков не могут надеяться на то, что другие желают им помочь, и становятся неспособными сами просить помощи у других даже в таких простых случаях, как подвезти на работу или получить чашку кофе. В то же время они обязательны в отношении помощи другим, даже когда нет необходимости или люди не заслуживают этого. Такая модель поведения, когда избегаются любые разговоры о помощи в связи с личными трудностями, ведет к обострению проблем и необходимости дальнейшего отрицания. Не имеет значения, большие это или маленькие проблемы, реакция детей алкоголиков одинакова.



Экстремальное мышление.



Эта черта касается способности принимать решения, рассматривать альтернативы и соответственно действовать в трудных ситуациях. Наиболее типичная реакция на повседневные проблемы в семьях алкоголиков: «этого не происходит». Такая тенденция ведет к тому,что проблема откладывается до тех пор, пока она не станет еще острее, и ее нельзя уже избежать. Когда кризисная ситуация неизбежна, то процесс принятия решения и последующих действий главным образом сводится к поиску виновного, а затем наблюдается либо чрезмерная активность, либо почти полная пассивность. Экстремальное мышление приводит к тому, что члены семьи или ничего не делают вообще, или принимают абсурдные решения. Этот далеко неполный перечень характерных черт дает возможность представить те трудности, с которыми сталкиваются взрослые дети алкоголиков. Они влияют на семьи, которые создают взрослые дети алкоголиков.



СЕМЕЙНАЯ БОЛЕЗНЬ В ДЕТЯХ





















































 

Видимые качества

Внутренние чувства

Дает семье

Характеристики


Возможные характеристики в будущем



Без помощи




Возможные характеристики в будущем



С помощью



Семейный герой

Видимый успех

Делает то, что «пра-

вильно»

Неадекватность

Самоценность

(семья может

гордиться)

Высокие достиже-

ния

Отметки

Друзья

Спорт

Работоголизм

Никогда не ошибаться

Ответственность за все

Для семейных отноше-

ний выбирает хим. за-

висимого человека

Принятие неудачи

Ответственность за

себя, а не за все

Хороший исполнитель

Козел отпущения

Враждебность

Оборонительность

Злобность

Боль, вина

Снимает фокус с

алкоголика

Негативное внима-

ние

Не может соперни-

чать с «семейным

героем»

Незапланированная

беременность

Неприятности в школе

и на работе

Проблемы с законом

Взятие на себя ответ-

ственности

Смелость

Способность видеть

реальность

Хороший консультант

Потерянный ребенок

Отстраненность

Одиночка

Одиночество

Собственная не-

важность

Облегчение (ре-

бенок, о котором

не нужно беспо-

коиться)

Тихий

«Невидимый»

Нет друзей

Легко ведомый

Попадающий в не-

приятности

Слабый интерес к жиз-

ни

Проблемы с сексуаль-

ной идентичностью

Неразборчивость в свя-

зях

Одиночества

Часто умирает в ран-

нем возрасте

Независимый

Талантливый

Творческий

С хорошим воображе-

нием

Самоактуализирую-

щийся

Шут

Хрупкость

Незрелость

Защита потребно-

стей

Страх

Развлечение и

юмор (комиче-

ская разрядка)

Гиперактивный

Обучается плохому

Трудности с концен-

трацией

Язвенные болезни

Неумение справляться

со стрессом

Компульсивность

Клоунство

Незрелость

Заботиться о себе

Перестает быть кло-

уном

С ним легко и весело

Хорошее чувство

юмора


 



Из книги Шерон Уэгшейдер «Семейная ловушка», 1976



 



Личное выздоровление (для детей алкоголиков).



Хотя нет двух людей, которые одинаковым образом и за один и тот же отрезок времени прошли период выздоровления, вместе с тем определенные «вехи» могут быть как бы характеристиками пройденных отрезков длительного процесса.



Стадия I - «Что происходит со мной?»



Это начальная стадия, на которой могут решаться следующие задачи:



·идентификация проблемы;



·прекращение «обета молчания»;



·обращение за помощью.



 



Стадия П - «Кто я?»



Создавая псевдоличность, необходимо выяснить, кто же мы есть на самом деле.



Решаются задачи:



·удовлетворение собственных потребностей как образ жизни;



·умение выражать болезненные переживания;



·естественное выражение чувства страха и вины.



 



Стадия III - «Кем я хочу стать?»



Многие перемены возможны, когда выздоравливающий человек чувствует себя свободным в выборе новых убеждений, моделей поведения и точек зрения.



Решаются задачи:



·процесс выздоровления- это скорее приключение, нежели цель;



·принятие себя со своими особенностями, слабостями и т. д.;



·принятие другого человека с его особенностями, «слабостями» и т. д.



 



«Семейному герою» нужно научиться:



·просить о том, что ему нужно, и принимать помощь;



·принимать поражение;



·снимать контроль, расслабляться и дать всему идти своим чередом;



·сосредоточиться на себе и перестать решать и думать за других;



·осознать свои потребности, быть честным с собой



.Он может опираться на свое умение работать.



 



«Бунтарю», чтобы встать на путь выздоровления, нужно:



·прорваться сквозь стену гнева к больному месту, к чувству обиды;



·научиться обсуждать, а не бунтовать.



Сильные стороны, которые помогут в выздоровлении- способность видеть действительность, хорошая интуиция, чувствительность и мужество.



 



«Семейному шуту» нужно научиться:



·принимать на себя ответственность;



·рискнуть быть серьезным;



·быть уверенным.



Реализовывать эти нужды можно, опираясь на сильные стороны- юмор, умение играть и умение получать удовольствие.



 



«Потерянному ребенку» нужно:



·выйти из своего чувства одиночества и потянуться к другим;



·научиться справляться с одиночеством;



·признавать, что испытывает боль;



·создавать новые близкие взаимоотношения.



Опорой в этом процессе могут стать сильные стороны, такие как терпение, независимость и творческие способности



Истчоник http://dover.by/files/rm.pdf



Лучшие - Новости - Новости Мариуполя




В психологии существует несколько типов детей, растущих в семье, где один из родителей — алкоголик, а также принципы элементарной помощи таким детям со стороны взрослых.




Стоит сразу оговориться, что эти типы — лишь приблизительная «схема» личности, поскольку, как известно, каждый человек уникален. Всех их, как правило, объединяет одно — замалчивание проблемы и страх поделиться ею со сверстниками, они боятся обсуждать ее даже с непьющим родителем, например, с матерью. В семье алкоголика обычно существует некий негласный запрет на эту тему. Такие дети стыдятся приглашать друзей к себе домой, потому что знают: «Сегодня папа опять напьется и будет кричать/бить/ругать и т.д.».



Семейный герой



Неосознаваемую роль, которую «исполняет» этот ребенок, можно смело обозначить как «гордость семьи». Внешне он демонстрирует высокие достижения, «хорошесть» и послушание, следует правилам, работает и учится для того, чтобы его похвалили, заботится о семье, относится к другим (друзьям, братьям, сестрам) с позиции родителя или начальника.



Глубоко внутри этот «герой» неадекватен, испытывает большое чувство вины (детям свойственно бессознательно брать вину за поступки родителей на себя, даже если их в этом никто никогда не обвинял: «Папа пьет, потому что я плохой»; они еще не в состоянии понять, что «папа пьет», потому что у папы проблемы, потому что папа сам может быть «плохим», — NS). Такой ребенок глубоко одинок, очень боится потерять контроль над чем-либо, чувствителен к критике.



Как с таким ребенком следует вести себя взрослому (родителю, учителям, родственникам, знакомым)? Во-первых, уделять больше внимания, когда ребенок терпит какую-либо неудачу (например, получил двойку в школе). Во-вторых, пытаться отделить собственную ценность ребенка от его достижений: «Ты хороший, и мы тебя любим не потому, что ты хорошо учишься/помогаешь по дому/заботишься о младших братьях, а потому что ты есть». В-третьих, давать такому ребенку понять, что совершать ошибки можно, что без них не обходится никто, что важен не сам факт ошибки, а эффективный способ ее устранения, и что даже если не получается и это — он все равно остается умным, способным, а главное — любимым вами человеком.



Взрослому не рекомендуется: «монополизировать» разговор с ребенком, когда говорите только вы; всегда отвечать первым на вопрос; позволять ребенку оценивать себя только через призму своих достижений.



Если такой ребенок получит адекватную помощь от взрослого и, возможно, психолога, в будущем он может стать хорошим лидером, научиться принимать неудачу, обращаться за помощью, брать ответственность только за себя и свои поступки. Если адекватной помощи не будет — в будущем «семейного героя» может ждать брак с «нуждающимся» человеком, работоголизм, вечный невроз перфекциониста, стремящегося никогда и ни в чем не совершать ошибок, чувство ответственности за все. Стоит ли говорить, что счастье все это ему не принесет никогда, а, вероятно, и подорвет здоровье.



 



Козел отпущения



Бессознательная роль — снимает фокус внимания с химически зависимого человека. Внешне такой ребенок демонстрирует враждебность, неповиновение, бунтарство, резкость, холодность, с ним очень сложно установить контакт, любит пообвинять других, обычно вступает в альянсы со сверстниками (иногда эти альянсы могут быть асоциальными, перерастающими во всевозможные преступные группировки). Внутри этот ребенок испытывает боль, чувство вины, отвержение и злость.



Взрослому рекомендуется: давать  ребенку понять, когда его поведение неуместно; поощрять ребенка, когда тот берет на себя ответственность за свои поступки; поставить ограничения, установить четкие правила и обязанности (дома, в школе и т. д.), объяснять ребенку последствия тех или иных его действий. Всегда быть последовательным и самому строго придерживаться установленных с ребенком правил.



Не рекомендуется: жалеть ребенка, то и дело менять свое отношение к нему, усиливать власть, соглашаться с претензиями других к собственному ребенку, воспринимать поведение ребенка на свой счет (в случае жалоб на него учителей, других родителей).



Из «козла отпущения», получившего адекватную помощь, в будущем может получиться хороший консультант, он научится выражать свои чувства приемлемым для общества способом, научится обращаться за помощью в случае необходимости. Не получив своевременной и адекватной помощи, в будущем этого человека может ждать тюрьма, проблемы с алкоголем и/или наркотиками, проблемы в школе и на работе.



Шут



Роль — веселье и юмор. Снаружи демонстрирует клоунаду, незрелость, забавность, гиперактивность, привлечение внимания. Внутри он чувствует страх, тревогу и неуверенность.



Советы взрослому: держать ребенка ответственным за его деструктивное поведение, поощрять ответственность в принципе, поручая важные задания, поощрять уместный юмор, настаивать на контакте глаз: «Давай будем смотреть друг другу в глаза, когда разговариваем».



Стоит пытаться смеяться вместе с ребенком, а не над ним.



В случае адекватной помощи такой ребенок в будущем может стать душой компании, с которым всегда весело, у него разовьется хорошее и уместное ситуации чувство юмора, он научится заботиться о себе. Если помощи не будет, «шута» могут ждать заболевания, связанные со стрессом, он навсегда может остаться незрелым и довольно безответственным человеком.



 



Потерянный ребенок



Облегчение — именно такую роль неосознанно несет на себе этот ребенок. Таким облегчением для жены алкоголика может стать, например, тихая и послушная девочка. Именно поэтому такие дети, действительно, очень тихие, застенчивые, любят уединение, избегают стрессов, конфликтов, привязываются к вещам, а не к людям, у них мало друзей.



Глубоко внутри ребенок ощущает собственную неважность, испытывает боль, злость, тревогу, чувствует отвержение.



Поведение, рекомендуемое взрослому: старайтесь замечать детей, чьи имена или лица вы не можете запомнить (как правило, это и есть те самые тихие потерянные дети); пытайтесь установить с такими детьми контакт один на один; указывайте на сильные стороны ребенка и поощряйте таланты; помогайте ребенку строить взаимоотношения; побуждайте к работе в маленьких группах.



Не рекомендуется: отпускать ребенка с «крючка», позволяя ему оставаться в молчании, например, никогда не вызывая его к доске или не общаясь с ним; позволять другим детям заботиться о ребенке, говоря и отвечая за него.



В случае помощи в будущем этот ребенок может проявить себя как весьма талантливый и творческий человек с богатым воображением. Не получив необходимой помощи, повзрослев этот человек рискует утратить интерес к жизни, получить глубокие внутренние проблемы на фоне внешнего спокойствия, изолироваться от общества и даже умереть еще в юности.



 



Оригинал  http://naked-science.ru/feedrss.xml




Серия сообщений "Алкоголизм-наркоман-курение":

Часть 1 - Алкоголь или Случай из жизни
Часть 2 - алкоголик – это человек, который не хочет заплатить временем за своё счастье. ..
...
Часть 41 - Беседа со страдающими алкоголизмом
Часть 42 - Созависимость-это жизнь слабых, а не героев.
Часть 43 - Семейные роли детей алкоголиков
Часть 44 - Созависимость - зеркальное отражение зависимости. Тест на созависимость. Рекомендации родственникам. Признаки здоровых границ.




Серия сообщений "3. Почему они такие?":

Часть 1 - Не в том ли проблемы подростков, что мир взрослых людей-подростковый?
Часть 2 - Ребёнок видит, ребёнок повторяет!
...
Часть 22 - О социализации детей. Дети должны идти в школу позже, а не раньше..
Часть 23 - Люди относятся к нам так, как мы относимся к себе. А мы относимся к себе так, как к нам относились наши родители..
Часть 24 - Семейные роли детей алкоголиков


Серия сообщений "воспитание":
Часть 1 - Отношения между родней
Часть 2 - Продолжение. Как найти половинку и создать хорошую семью
Часть 3 - Созависимость-это жизнь слабых, а не героев.
Часть 4 - Семейные роли детей алкоголиков
Часть 5 - Почему раньше дети слушались своих родителей, а сейчас - нет?
Часть 6 - Как к тебе относятся твои дети
...
Часть 10 - Как воспитать из дочери счастливую женщину
Часть 11 - О самоуничтожении
Часть 12 - Родителям на заметку


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку