Автор книги о хохломе Т. Емельянова – специалист в своей области весьма известный. Мне нравится, что данное издание я могу рекомендовать широкому кругу читателей. Книга снабжена богатейшим иллюстративным материалом, редкими фото и архивными документами. В процессе чтения можно выяснить всё об истории этого замечательного промысла, узнать детали о кропотливой работе мастеров.
Автор: Т. Емельянова
Количество страниц – 168
Формат для чтения – PDF
Московское издательство – «ИнтерБук» - 2001 год
Вес архива zip – 60 Mb
СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD
О чём расскажет эта книга:
Многие ли из вас, дорогие читатели, смогут мгновенно отличить виды хохломской росписи? Мне отчего-то кажется, что я сильно преувеличу процент тех, кто быстро сможет вспомнить, какие они бывают. Например: подфон, кудрина, пряник. В чём разница?
может быть любого цвета. Традиционно красный или чёрный. После лужения всё изделие покрывается одним цветом и только после этого наносится рисунок.
Автор: MarinaSTYLE
В стародавние времена съезжались на Макарьевскую Ярмарку купцы из разных стран. Товарами хвастались, обмен вели. Славились работы мастеров Золотой Хохломы с земли Нижегородской…
Так в старину было. А что с промыслом происходит сейчас? Как вообще хохлому делают и где?
Моя жизнь – переплетение народных традиций и промыслов, плюс профессиональное художественное образование, плюс многолетний опыт работы. Неужели я утаю свои знания от читателей моего сайта? Тем более, что многие и не знают, как отличить хохлому фабричную от хохломы поддельной. Обо всём по порядку.
Родина хохломской росписи.
Зародился промысел в Ковернинском районе Нижегородской Губернии. Есть там маленькое село – Сёмино, вот в этом-то селе и придумали хохлому делать из дерева. А ещё сделали столько ложек, плошек, братин разных, что нужно уже было куда-то их девать. Решили на Ярманку свезти. Но самая крупная Макарьевская Ярмарка только один раз в году была, да далеко уж больно справляться-то надо, да по суглинку, да по ненастью. Пришлось выставить свои шедевры на ближней Ярмарке, которая расположилась в ближайшем селе с названием Хохлома (ударение на первый слог). Только народ купеческий издревле прижимист да пронырлив был. Скупали за бесценок Сёминскую красоту и везли её в Макарий. А уж на той большой ярмарке, коли спрашивали отколе товар, то говорили, что с Хохломы. Вот так и появилось у промысла название – Золотая Хохлома.
А как же Семёнов?
Семёнов находится немного севернее, чем Ковернино. Семёнов – места заповедные, где хвойный лес перемежается изгибами реки Керженец да берёзовыми перелесками. В Керженце вода с настроение, а сомы длинной до двадцати метров. От Семёнова до Нижнего Новгорода гораздо ближе. Хохлому и там полюбили мастера, только начали с ложек, а промысел стал профессиональным, хоть и с корнями, уходящими вглубь тысячелетий. Одно время совсем плохо стало со сбытом. Перестройку так затеяли, что половину мастеров и цехов потеряли. Сейчас возрождают былую мощь гордости земли нижегородской.
Как хохлому делают?
Процесс производства довольно сложный. Вначале из берёзы или липы токарных дел мастера вытачивают изделие. Затем деревянное «бельё» пропитывают олифой и покрывают слоем красной глины, После этого первый раз закаляют в печи и наносят слой алюминиевой пыли – лудят. Лужёные заготовки отдают в мастерскую подмастерьям, где они первый слой росписи наносят. Видов у росписей много: подфон, кудрина, пряник… После этого изделия отправляются к мастерам более высокой квалификации, которые и доводят всю роспись до красоты невероятной – детали мелкие прописывают. Следующий этап – покрывают специальным красным лаком из пульвелизатора посуду и отправляют в муфельную огромную печь запекаться. Именно в это время происходит процесс, при котором серебрянка в золото превращается.
Чем хохлома Семёновская от Сёминской отличается?
Семёнов предлагает более строгую роспись. Профессионалы говорят – по канонам писанную. А Сёминская хохлома более тёплая, почти вся сделанная вручную. Ковернинские мастера любят придумывать свои сюжеты. Например, если вы увидите, что на хохломской чашке изображены яблоки или малина, то это точно будет не семёновская, а сёминская роспись. И оттенок золочения в ковернинском производстве более тёплый. Дело в том, что там почти нет больших мастерских, а изделия обрабатываются в старых кирпичных печах. Я лично всегда больше любила и люблю сёминскую хохлому. Мама работала в этом производстве, когда мы одно лето жили в Ковернинском районе. Вообще северная сторона населена сказочными по душевной доброте и щедрости людьми. Где бы ещё разрешили десятилетней девочке попробовать чарочки расписывать в настоящем цеху, где много мастериц работает.
Что значит – бить баклуши?
Это не ругательство, а выражение профессиональное, корни его нужно искать в Семёнове. Знаменитые семёновские ложкари цену своей работе знали. Когда молодых пареньков брали в ученики, то доверяли им самую лёгкую часть работы – наколоть ровных чурочек. Эти чурки и назывались баклушами. Последующие этапы подразумевали вырезание ложки стамеской и ошкуривание деревянной заготовки. А бить, потому только, что вручную, топором на кряжике берёзовом.
Почему нельзя есть и пить из изделий нефабричной хохломы?
По виду сложно отличить какая хохлома выполнена по всем правилам, а какая поддельная. Но можно попытаться себя обезопасить:
1. В магазинах и салонах, так же во время проведения ярмарок нужно спрашивать сертификат на товар. В сертификате должен быть указан адрес производства. Постарайтесь покупать хохломские изделия из Семёнова или Ковернинскую хохлому.
2. Чашки и миски, сделанные нефаюричным способом обязательно будут иметь изъян лакового покрытия. В кустарных условиях практически нельзя достичь гладкой поверхности лакового слоя – технология нарушена.
3. По причине нарушения технологических процессов нельзя принимать пищу из таких изделий. Но, если вас интересует только сувенир на память, то это всё написано для вашего общего развития.
http://www.marina-art-style.com