-Цитатник

ЦЕЗАРЬ КЮИ - (0)

О жизни и творчестве замечательных людей России. Цезарь Кюи. Це́зарь Анто́нович Кюи&...

Джон Кейдж и "4'33" - (1)

Джон Кейдж..."4'33" -Сегодня День памяти композитора-авангардиста....4 минуты,33 се...

О Густаве Малере - (0)

Вселенная Малер: часть 12 Густав и Альма...Письма на фоне музыки Тангейзер: Предла...

Мировые музыкальные театры - (1)

Крупнейшие оперные театры мира тыц тыц Большой театр в Москве ...

Доброе утро...)Клод Дебюсси с замечательным видеорядом...) - (0)

Клод Дебюсси с замечательным видеорядом...)

 -Рубрики

 -Всегда под рукой

Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вечная_Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.09.2011
Записей: 6091
Комментариев: 5407
Написано: 12229


Рояль против танков (Эмиль Григорьевич Гилельс)

Суббота, 03 Декабря 2016 г. 06:28 + в цитатник



Слава.Какая же замечательная статья о моём любимом Эмиле Григорьевиче...)В небольшом тексте сконцентрированы основные характеристики Гилельса,как музыканта и человека.И как же это созвучно с моими собственными ощущениями,отношением...Не смотря на то,что в моём Дневнике не мало музыки в исполнении великого пианиста,я,конечно же,поставлю на страницу ролик - повтор...)В.


Елена Котова

Прага, 1968 год. В городе концерт мировой знаменитости. Сам Эмиль Гилельс!  Зал полон.   А на улицах чужие танки.   Чехи пришли не ради музыки,  им нужно плюнуть в лицо советским оккупантам.  Хотя бы символически.  В зале свист, брань...  

Эмиль Григорьевич стоял за кулисами, глядя в зал и поправляя фрак.  Выдохнул, вышел на сцену,  сел за инструмент. Сыграл – под крики и свист – одну вещь, поклонился и ушел....  С чем бы ни пришла к нему публика, но она пришла.  Его долг музыканта был выйти к ней. Музыка – выше политики.

Этой осенью мир отмечает столетие со дня его рождения. Гилельс начал концертировать в тринадцать лет, всемирное признание пришло, когда ему было немногим больше двадцати: после конкурсов в Вене и Брюсселе в конце 1930-х.   Детство и юность, подчиненные суровой самодисциплине, ежедневный адов труд сформировали замкнутого, казавшегося неприступным, человека.   Скупого на слова.  И полного скрытой страсти.   Он сам был, как музыка,  «не упоминая ни о чем, может сказать все» (И.Эренбург).  В его жизни была и большая любовь, и постоянная причастность к уделу своей страны. Он помогал семье Михоэлса и «врагу народа», композитору Вайнбергу.  Навещал опального, всеми забытого Хрущева.  Прекрасно понимая, что это может стоит ему  музыкальной карьеры. Редкое качество для музыканта. 

В России  много всемирно известных музыкантов. Обширный репертуар? Этим трудно поразить, каждый второй считает, что ему по силам исполнять все подряд.  Виртуозов – пруд пруди.  Но сегодня на фортепьянных вечерах все чаще ловишь себя на мысли, что вообще-то рояль -- это ударный инструмент!   На жаргоне музыкантов это называется «играть быстро и громко», поражать виртуозностью. Быстрее, еще быстрее, чтобы дух захватывало, будто смотришь соревнование по скоростному спуску. И еще громче….

Поговорите с музыкантами, кому сегодня 45-50 лет.  Их учили, указывая на две иконы, Рихтера и Гилельса, виртуозов с широчайшим репертуаром. Те из них, кто посмелее, признаются, что в своей концертной бравурности Рихтер был просто скучен. Он начинал тапером в Одессе, и это таперство никуда не делось за годы работы на лучших сценах. Он брал виртуозностью, экзотичными трактовками  замысла композиторов.  Гоня, например,  финал первого концерта Чайковского галопом, как рысаков по ипподрому.  И эта традиция привилась сегодня прочно.

 О музыке же, которая рождалась под руками Гилельса  достаточно сказать лишь одно слово -- «перлé».  Любой музыкант знает, что это.  Каждый звук объемен, глубок, не сливается в невнятицу с соседними, а переливается оттенками. Пальцы бегут по клавишам, рождая из жемчужин мелодию.  Звучание, лишенное концертной показухи. И собственный голос, который не спутать ни с чьим иным. Такие исполнителей единицы -- Сергей Рахманинов,  Владимир Горовец,  Лев Оборин, Глен Гульд, Эмиль Гилельс.  Сегодня это редкость.  Ударный рояль прочно формирует вкусы публики. 

Репертуар Гилельса тоже поражал широтой, но за этим стояла не всеядность, а штучный отбор.  Мучительный, как нравственный выбор.  Его прочтение произведений было тонким сплавом эмоций композитора и исполнителя.  Самая высокая ступень исполнительского искусства –  когда «есть, что сказать», а не просто «сыграть на рояле».


«Говорить о музыке—все равно, что танцевать архитектуру», -- афоризм, который приписывают Фрэнку Заппа, американскому рок- и джаз-композитору.   Броско сказано.   А как о ней не говорить, не облекать в слова, что музыкальные традиции что-то приобретают, а что-то утрачивают?   Чистота звучания, бережное касание клавиш, то самое «перле»  --  многие ли сегодня знают, что это...  


Поэтому непременно сходите 12 декабря в Большой зал консерватории.   На концерт, посвященный столетию  со дня рождения Эмиля Гилельса.

Из вступления его внука – Кирилла Петровича, из личных писем Эмиля Григорьевича вам приоткроется  его незаурядная личность.  Вы прикоснетесь к его репертуару –  его самый любимый концерт Сен-Санса №2, а еще и концерт Грига «ля минор»,  и третий концерт Бетховена.  Не будет камерных пьес, но это и понятно: у кого хватит сегодня духа состязаться с маэстро в «перле». Зато будет идиллический концерт Моцарта «фа-мажор» для трех фортепиано. Правда, Гилельс исполнял его, как правило,  с дочерью Еленой, ему было вполне достаточно двух инструментов….

Так что либо вы сумеете насладиться «перле»  -- причем live,  -- либо убедитесь, что  рояль действительно ударный инструмент.  Это уж как карта ляжет.  Но в любом случае вам откроется многое из традиций удивительной отечественной фортепьянной школы. 

https://snob.ru/profile/23854/blog/117488



Серия сообщений "Эмиль Гилельс":
Часть 1 - И снова Гилельс Эмиль Григорьевич:Domenico Scarlatti Scarlatti - 7 Sonatas
Часть 2 - И снова Гилельс Эмиль Григорьевич:16-летний пианист исполняет "Свадьбу Фигаро" Ф.Листа.Венгерскому композитору сегодня исполняется 203 года ...
...
Часть 24 - Вечернее фортепиано:Эмиль и Елена Гилельс - Франц Шуберт - Sonata(for 4 hands, D. 617 - live 1984 )
Часть 25 - Вечернее фортепиано:Эмиль Гилельс - В.А.Моцарт Fantasia K397.Спокойной ночи...)
Часть 26 - Рояль против танков (Эмиль Григорьевич Гилельс)
Часть 27 - Премьера блога:Новый д/ф "Эмиль Гилельс. Единственный и неповторимый". Док. фильм, 2016. "Культура", 19.10.2016
Часть 28 - Вечернее фортепиано:Эмиль Гилельс - Л.В.Бетховен - Sonata No 28 in A major, Op 101
...
Часть 38 - Йохум Ойген - Adagio из Piano Concerto No. 1 in D Minor, Op. 15 И.Брамса в исполнении Берлинского филармонического оркестра.За ф-но Эмиль Григорьевич
Часть 39 - В.А.Моцарт - Fantasia No 3 in D minor, K 397 в исполнении Эмиля Гилельса...
Часть 40 - ИГРАЕТ ЭМИЛЬ ГРИГОРЬЕВИЧ ГИЛЕЛЬС

Рубрики:  И.С.Бах
Пианисты на все времена
Европейские композиторы второй половины 19-ого век
Европейские композиторы 18 века
Немецко-австрийская музыка
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку