О жизни и творчестве замечательных людей России. Цезарь Кюи. Це́зарь Анто́нович Кюи&...
Джон Кейдж и "4'33" - (1)Джон Кейдж..."4'33" -Сегодня День памяти композитора-авангардиста....4 минуты,33 се...
О Густаве Малере - (0)Вселенная Малер: часть 12 Густав и Альма...Письма на фоне музыки Тангейзер: Предла...
Мировые музыкальные театры - (1)Крупнейшие оперные театры мира тыц тыц Большой театр в Москве ...
Доброе утро...)Клод Дебюсси с замечательным видеорядом...) - (0)Клод Дебюсси с замечательным видеорядом...)
Рояль против танков (Эмиль Григорьевич Гилельс) |
Прага, 1968 год. В городе концерт мировой знаменитости. Сам Эмиль Гилельс! Зал полон. А на улицах чужие танки. Чехи пришли не ради музыки, им нужно плюнуть в лицо советским оккупантам. Хотя бы символически. В зале свист, брань...
Эмиль Григорьевич стоял за кулисами, глядя в зал и поправляя фрак. Выдохнул, вышел на сцену, сел за инструмент. Сыграл – под крики и свист – одну вещь, поклонился и ушел.... С чем бы ни пришла к нему публика, но она пришла. Его долг музыканта был выйти к ней. Музыка – выше политики.
Этой осенью мир отмечает столетие со дня его рождения. Гилельс начал концертировать в тринадцать лет, всемирное признание пришло, когда ему было немногим больше двадцати: после конкурсов в Вене и Брюсселе в конце 1930-х. Детство и юность, подчиненные суровой самодисциплине, ежедневный адов труд сформировали замкнутого, казавшегося неприступным, человека. Скупого на слова. И полного скрытой страсти. Он сам был, как музыка, «не упоминая ни о чем, может сказать все» (И.Эренбург). В его жизни была и большая любовь, и постоянная причастность к уделу своей страны. Он помогал семье Михоэлса и «врагу народа», композитору Вайнбергу. Навещал опального, всеми забытого Хрущева. Прекрасно понимая, что это может стоит ему музыкальной карьеры. Редкое качество для музыканта.
В России много всемирно известных музыкантов. Обширный репертуар? Этим трудно поразить, каждый второй считает, что ему по силам исполнять все подряд. Виртуозов – пруд пруди. Но сегодня на фортепьянных вечерах все чаще ловишь себя на мысли, что вообще-то рояль -- это ударный инструмент! На жаргоне музыкантов это называется «играть быстро и громко», поражать виртуозностью. Быстрее, еще быстрее, чтобы дух захватывало, будто смотришь соревнование по скоростному спуску. И еще громче….
Поговорите с музыкантами, кому сегодня 45-50 лет. Их учили, указывая на две иконы, Рихтера и Гилельса, виртуозов с широчайшим репертуаром. Те из них, кто посмелее, признаются, что в своей концертной бравурности Рихтер был просто скучен. Он начинал тапером в Одессе, и это таперство никуда не делось за годы работы на лучших сценах. Он брал виртуозностью, экзотичными трактовками замысла композиторов. Гоня, например, финал первого концерта Чайковского галопом, как рысаков по ипподрому. И эта традиция привилась сегодня прочно.
О музыке же, которая рождалась под руками Гилельса достаточно сказать лишь одно слово -- «перлé». Любой музыкант знает, что это. Каждый звук объемен, глубок, не сливается в невнятицу с соседними, а переливается оттенками. Пальцы бегут по клавишам, рождая из жемчужин мелодию. Звучание, лишенное концертной показухи. И собственный голос, который не спутать ни с чьим иным. Такие исполнителей единицы -- Сергей Рахманинов, Владимир Горовец, Лев Оборин, Глен Гульд, Эмиль Гилельс. Сегодня это редкость. Ударный рояль прочно формирует вкусы публики.
Репертуар Гилельса тоже поражал широтой, но за этим стояла не всеядность, а штучный отбор. Мучительный, как нравственный выбор. Его прочтение произведений было тонким сплавом эмоций композитора и исполнителя. Самая высокая ступень исполнительского искусства – когда «есть, что сказать», а не просто «сыграть на рояле».
Поэтому непременно сходите 12 декабря в Большой зал консерватории. На концерт, посвященный столетию со дня рождения Эмиля Гилельса.
Из вступления его внука – Кирилла Петровича, из личных писем Эмиля Григорьевича вам приоткроется его незаурядная личность. Вы прикоснетесь к его репертуару – его самый любимый концерт Сен-Санса №2, а еще и концерт Грига «ля минор», и третий концерт Бетховена. Не будет камерных пьес, но это и понятно: у кого хватит сегодня духа состязаться с маэстро в «перле». Зато будет идиллический концерт Моцарта «фа-мажор» для трех фортепиано. Правда, Гилельс исполнял его, как правило, с дочерью Еленой, ему было вполне достаточно двух инструментов….
Так что либо вы сумеете насладиться «перле» -- причем live, -- либо убедитесь, что рояль действительно ударный инструмент. Это уж как карта ляжет. Но в любом случае вам откроется многое из традиций удивительной отечественной фортепьянной школы.
https://snob.ru/profile/23854/blog/117488
Серия сообщений "Эмиль Гилельс":
Часть 1 - И снова Гилельс Эмиль Григорьевич:Domenico Scarlatti Scarlatti - 7 Sonatas
Часть 2 - И снова Гилельс Эмиль Григорьевич:16-летний пианист исполняет "Свадьбу Фигаро" Ф.Листа.Венгерскому композитору сегодня исполняется 203 года ...
...
Часть 24 - Вечернее фортепиано:Эмиль и Елена Гилельс - Франц Шуберт - Sonata(for 4 hands, D. 617 - live 1984 )
Часть 25 - Вечернее фортепиано:Эмиль Гилельс - В.А.Моцарт Fantasia K397.Спокойной ночи...)
Часть 26 - Рояль против танков (Эмиль Григорьевич Гилельс)
Часть 27 - Премьера блога:Новый д/ф "Эмиль Гилельс. Единственный и неповторимый". Док. фильм, 2016. "Культура", 19.10.2016
Часть 28 - Вечернее фортепиано:Эмиль Гилельс - Л.В.Бетховен - Sonata No 28 in A major, Op 101
...
Часть 38 - Йохум Ойген - Adagio из Piano Concerto No. 1 in D Minor, Op. 15 И.Брамса в исполнении Берлинского филармонического оркестра.За ф-но Эмиль Григорьевич
Часть 39 - В.А.Моцарт - Fantasia No 3 in D minor, K 397 в исполнении Эмиля Гилельса...
Часть 40 - ИГРАЕТ ЭМИЛЬ ГРИГОРЬЕВИЧ ГИЛЕЛЬС
Рубрики: | И.С.Бах Пианисты на все времена Европейские композиторы второй половины 19-ого век Европейские композиторы 18 века Немецко-австрийская музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |