-Метки

hans zatzka ЖЗЛ австрия акварель америка англия анималистика антиквариат ассорти аукцион афоризмы балет беларусь бельгия биография британия венгрия весенний пейзаж видео владимир жданов владимир юрьевич жданов война времена года галантный век германия гиперреализм голландия городской пейзаж графика дания день рождения деревня дети детский портрет детское донецк европа жанр женский образ женщина и цветы женщина художник женщина-художник живопись зимний пейзаж иконы иллюстратор иллюстрации импрессионизм информация ирена буланова испания историческая живопись история история праздника италия китай коллекция кошки лес летний пейзаж любовь мастихин мать и дитя мир животных мифология мода морской пейзаж мудрость мужской портрет мужчина и женщина музеи музыка натюрморт николай гренков новогоднее ню осенний пейзаж пастели пейзаж песня пин-ап пионы поздравление поздравления полевые цветы полезные советы политика польша портрет православие праздник праздники природа притча проза психология птицы реализм религиозная живопись религия розы россия русское зарубежье самарина санкт-петербург семья художников сирень скульптура собаки стиль стихи сша тематическая подборка украина фарфор фото фото-художник франция фруктовый натюрморт фрукты ханс зацка художники цветочные композиции цветы цитаты частная коллекция чехия чувства швеция эмоции

 -Рубрики

 -Цитатник

Пленницы судьбы: Юлия Павловна Самойлова (1803-1875) - Муза и любовь Карла Брюлова. (видео) - (0)

Пленницы судьбы: Юлия Павловна Самойлова (1803-1875) - Муза и любовь Карла Брюлова. (видео) &n...

Полевые цветы, полевые, Разноцветье средь трав и росы...Mary Dipnall - (0)

Полевые цветы, полевые, Разноцветье средь трав и росы...Mary Dipnall   Весна – ...

Без заголовка - (0)

самые необходимые ТЕГИ для оформления записей 3164 24.05.2012 *** ТЕГИ ПАЛИТРЫ цв...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alexandra-Victoria

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 111910


Великий итальянец Джузеппе Верди и его бессмертные оперы. (д/ф, опера, х/фильм и сериал)

Понедельник, 23 Января 2023 г. 07:58 + в цитатник


В искусстве, как и в любви, прежде всего, нужно быть откровенным... Джузеппе Верди

DZUZEPPE-VERDI-PORTRET...jpg

Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813 года, Ронколе близ города Буссето, Французская империя — 27 января 1901 года, Милан, Италия) — итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.
Композитором созданы 28 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества — последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».



Джузеппе родился 10 октября 1813 года в селе Ронколе, расположенном близ городка Буссето и в 25 километрах от Пармы. Верди рос в небогатой семье, его отец торговал вином в городке Ла Ренцоле на севере Италии.

DOM-GDE-RODILSY-DZUZEPPE-VERDI.jpg

Дом, где родился Джузеппе Верди

Большую роль в судьбе Джузеппе сыграл Антонио Барецци. Он был купцом, но музыка в его жизни занимала большое место.
Барецци принял Верди на службу конторщиком и счетоводом по торговым делам. Конторская служба была скучной, но не обременительной; зато много времени поглощала работа по музыкальной части: Верди старательно переписывал партитуры и партии, участвовал в репетициях, помогал музыкантам-любителям разучивать партии.
Antonio-Barezzi.jpg
Ritratto di Antonio Barezzi
Джузеппе Верди - Власть судьбы. Гении и злодеи.



Среди буссетских музыкантов ведущее место занимал Фердинандо Провези - соборный органист, дирижёр филармонического оркестра, композитор и теоретик. Он познакомил Верди с основами композиции и дирижёрской техники, обогатил его музыкально-теоретические познания, помог усовершенствоваться в игре на органе. Убедившись в большой музыкальной одарённости юноши, он предсказал ему блестящую будущность.


Ferdinando_Provesi_composer_musician_and_Verdis_teacher.png
Фердинандо Провези

Ко времени занятий с Провези относятся первые композиторские опыты Верди. Однако сочинительство юного музыканта носило любительский характер и почти ничего не прибавляло к его скудным средствам существования. Пора было выходить на более просторную творческую дорогу, но для этого надо было ещё многому научиться. Так возникла мысль о поступлении в Миланскую консерваторию - одну из лучших в Италии.

DOM-BARETTI-V-BUSSETO.jpg
Дом Барецци в Буссето

Необходимые для этого денежные средства выделила буссетская "касса вспомоществования нуждающимся", на чем настоял Барецци: на поездку в Милан и консерваторскую учёбу (в течение первых двух лет) Верди получил стипендию в размере 600 лир. Эту сумму несколько пополнил Барецци из личных средств.

MILANSKAY-KONSERVATORIY.jpg
Миланская консерватория

Поздней весной 1832 года Верди приехал в Милан, крупнейший город северной Италии, столицу Ломбардии. Однако Верди постигло горькое разочарование: в приёме в консерваторию ему наотрез отказали.

Когда двери Миланской консерватории захлопнулись перед Верди, его первой заботой было подыскать знающего и опытного учителя среди городских музыкантов. Из рекомендованных ему лиц он выбрал композитора Винченцо Лавинья. Тот охотно согласился заниматься с Верди и первое, что для него сделал, - предоставил возможность бесплатно посещать спектакли "Ла Скала".

LA-SKALA.jpg

Многие спектакли проходили с участием лучших артистических сил страны. Нетрудно представить, с каким восторгом молодой Верди слушал знаменитых певиц и певцов. Посещал он и другие миланские театры, а также репетиции и концерты Филармонического общества.
Однажды Общество решило исполнить ораторию "Сотворение мира" великого австрийского композитора Иосифа Гайдна. Но случилось так, что на репетицию не явился ни один из дирижёров, а все исполнители находились на местах и выражали нетерпение. Тогда руководитель Общества П. Мазини обратился к находившемуся в зале Верди с просьбой выручить из неловкого положения. Что последовало дальше - рассказывает сам композитор в автобиографии.
V-29-LET.jpg

  "Быстро направился я к фортепиано и начал репетицию. Очень хорошо помню иронические насмешки, с какими меня встретили... Мое юное лицо, мой тощий облик, моя бедная одежда - все это внушало мало уважения. Но как бы там ни было, репетиция продолжалась, и я сам постепенно воодушевлялся. Я уже больше не ограничивался сопровождением, а начал правой рукой дирижировать, играя левой. Когда репетиция кончилась, мне со всех сторон делали комплименты... Вследствие этого случая дирижирование гайдновским концертом было доверено мне. Первое публичное исполнение имело такой успех, что тотчас пришлось организовать повторение в большом зале дворянского клуба, на котором присутствовало... всё высшее общество Милана".

Verdi_at_the_piano_at_SantAgata.png

Так впервые на Верди обратили внимание в музыкальном Милане. Один граф даже заказал ему кантату для своего семейного торжества. Верди выполнил заказ, однако "его сиятельство" не вознаградил композитора ни одной лирой.
Но вот настал долгожданный и радостный момент в жизни молодого композитора: он получил заказ на оперу - первую оперу! Этот заказ сделал Мазини, который не только руководил Филармоническим обществом, но и был директором так называемого Филодраматического театра. Либретто А. Пьяцца, существенно переработанное либреттистом Ф. Солера, легло в основу первой оперы Верди "Оберто". Правда, заказ на оперу удалось выполнить не так скоро, как хотелось...
Окончились годы учения в Милане. Пришло время вернуться в Буссето и отработать стипендию городка. Вскоре по возвращении Верди был утверждён дирижёром городской коммуны... Много времени Верди уделял руководству филармоническим оркестром и занятиям с его музыкантами.

MARGERITA-BARETTI..jpg

Весной 1836 года состоялась свадьба Верди с Маргаритой Барецци, торжественно отмеченная буссетским Филармоническим обществом. Вскоре Верди стал отцом: в марте 1837 года дочери Вирджинии, а в июле 1838 года - сына Ичиляо.

За 1835-1838 годы Верди сочинил огромное количество произведений мелкой формы - маршей (до 100!), танцев, песен, романсов, хоров и других.
Основные же его творческие силы были сосредоточены на опере "Оберто". Композитор так горел желанием видеть свою оперу на сцене, что, закончив партитуру, собственноручно переписал все вокальные и оркестровые партии. Тем временем подходил к концу срок договора с буссетской коммуной. В Буссето, где не было постоянного оперного театра, композитор оставаться больше не мог. Переехав с семьей в Милан, Верди начал энергичные хлопоты о постановке "Оберто". К этому времени Мазини, заказавший оперу, уже не был директором Филодраматического театра, а Лавинья, который мог бы быть очень полезным, скончался.

DZUZEPPE-VERDI-OBERTO.jpg
«Оберто, граф ди Сан-Бонифачо»

Неоценимую помощь в этом отношении оказал Мазини, веривший в талант и большое будущее Верди. Он заручился поддержкой влиятельных лиц. Премьеру наметили на весну 1839 года, но из-за болезни одного ведущего исполнителя перенесли на позднюю осень. За это время либретто и музыка были частично переработаны.
Премьера "Оберто" состоялась 17 ноября 1839 года и прошла с большим успехом. Этому во многом содействовал блестящий исполнительский состав спектакля.

962px-Angelo_Inganni_la_facciata_del_Teatro_alla_Scala_1852.jpg
Milano, la facciata del teatro alla Scala.dipinto di Angelo Inganni, 1852

Опера имела успех - не только в Милане, но и в Турине, Генуе и Неаполе, где вскоре была поставлена. Но эти годы оказываются для Верди трагическими: он теряет одного за другим дочь, сына и любимую жену. "Я был один! Один!.. - писал Верди. - И среди этих ужасных мук я должен был закончить комическую оперу". Неудивительно, что "Король на час" не удался композитору. Спектакль был освистан. Крушение личной жизни и провал оперы сразили Верди. Он не хотел больше писать.

BARTOLOMEO-MERELLI.jpg
Бартоломео Мерелли

Но однажды зимним вечером, бесцельно бродя по улицам Милана, Верди встретил Мерелли. Разговорившись с композитором, Мерелли привёл его в театр и почти насильно вручил ему рукописное либретто для новой оперы "Навуходоносор". "Вот либретто Солера! - сказал Мерелли. - Подумай, что можно сделать из такого чудесного материала. Возьми и прочти его... и можешь вернуть обратно..."
Хотя либретто определенно понравилось Верди, он вернул его Мерелли. Но тот и слышать не хотел об отказе и, сунув композитору в карман либретто, бесцеремонно вытолкал его из кабинета и закрылся на ключ.
"Что было делать? - вспоминал Верди. - Вернулся я домой с "Набукко" в кармане. Сегодня - одна строфа, завтра - другая; здесь - одна нота, там - целая фраза - так мало-помалу возникла вся опера".

OPERA-NABUKKO-VERDI.jpg
Nabucco.jpg
Опера Набукко Верди

Но, конечно, эти слова не надо понимать буквально: оперы не так легко создаются. Лишь благодаря огромному, напряжённому труду и творческому воодушевлению Верди смог осенью 1841 года окончить большую партитуру "Навуходоносора".

Премьера "Навуходоносора" состоялась 9 марта 1842 года в "Ла Скала" - с участием лучших певиц и певцов. По свидетельству современников, в театре давно не было слышно таких бурных и восторженных оваций. В финале действия публика поднялась с мест и горячо приветствовала композитора. Сперва он даже счёл это за злую насмешку: ведь только полтора года назад здесь же его так безжалостно освистали за "Мнимого Станислава". И вдруг - такой грандиозный, ошеломляющий успех! До конца 1842 года опера была исполнена 65 раз (!) - исключительное явление в истории "Ла Скала".

1878-V-MILANE.jpg

Причина триумфального успеха заключалась прежде всего в том, что Верди в "Навуходоносоре", несмотря на его библейский сюжет, сумел выразить самые заветные думы и чаяния соотечественников-патриотов.

PORTRET-KLARY-MAFFEI-KISTI-KUD.-FRANCESKO-AIETA.jpg
Кларина Маффеи (1814-1886)

После постановки "Навуходоносора" суровый, нелюдимый Верди изменился и стал бывать в обществе передовой миланской интеллигенции. Это общество постоянно собиралось в доме горячей патриотки Италии - Кларины Маффеи. С нею у Верди на долгие годы завязались дружеские отношения, запечатленные в переписке, продолжавшейся до её смерти. Муж Кларины - Андреа Маффеи - был поэтом и переводчиком.

ANDREA-MAFFEI.png
Андреа Маффеи (1798-1885)

На его стихи Верди сочинил два романса, а впоследствии на его же либретто - оперу "Разбойники" по драме Шиллера. Связь композитора с обществом Маффеи оказала большое влияние на окончательное формирование его политических и творческих идеалов.
Среди поэтов "Возрождения" и ближайших друзей А. Манцони был Томмазо Гросси - автор сатирических стихотворений, драм и других произведений. На основе одного из разделов знаменитой поэмы "Освобождённый Иерусалим" выдающегося итальянского поэта Торквато Тассо Гросси написал поэму "Джизельда". Эта поэма послужила материалом для оперного либретто Солера, на которое Верди написал следующую, четвёртую оперу под названием "Ломбардцы в Первом крестовом походе".

ConsNicolini_fondo_Pavesi_Ferdinando_Neri_I_Lombardi_68.jpg

Но подобно тому, как в "Навуходоносоре" под библейскими иудеями подразумевались современные итальянцы, так и в "Ломбардцах" под крестоносцами имелись в виду патриоты современной Италии.
Такая "зашифровка" идеи оперы определила в скором времени грандиозный успех "Ломбардцев" по всей стране. Однако патриотическая сущность оперы не ускользнула от внимания и австрийских властей: они чинили препятствия для постановки и разрешили её лишь после изменений в либретто.
Премьера "Ломбардцев" состоялась в театре "Ла Скала" 11 февраля 1843 года. Верди посвятил её Марии-Луизе Австрийской.

IMG20161013145401840_1000.jpg
Мари́я-Луи́за Австри́йская

Спектакль вылился в яркую политическую демонстрацию, сильно встревожившую австрийские власти. Заключительный хор крестоносцев был воспринят как страстный призыв итальянского народа к борьбе за свободу родины. После постановки в Милане началось триумфальное шествие "Ломбардцев" по другим городам Италии и странам Европы, ставилась она и в России.

FRANCESKO-MARIY-PYVE.jpg

(Франческо Мария Пьяве (Piave) (1810-1876) - итальянский либреттист. С 1948 работал в театре "Ла Феличе" директором спектаклей и либреттистом. В 1859-67 работал в Ла Скала. Прославился как автор либретто к операм Верди: "Эрнани", "Двое Фоскари", "Макбет" (совместно с А. Маффеи), "Корсар", "Стиффелио", "Риголетто", "Травиата", "Симон Бокканегра", "Сила судьбы". Переработал либретто к опере "Бал-маскарад". )

"Навуходоносор" и "Ломбардцы" прославили Верди по всей Италии. Оперные театры один за другим стали предлагать ему заказы на новые оперы. Один из первых заказов сделал венецианский театр "Ла Фениче", предоставив выбор сюжета на усмотрение композитора и рекомендовав либреттиста Франческо Пиаве, ставшего с тех пор на долгие годы одним из главных сотрудников и ближайших друзей Верди. Ряд его последующих опер, включая такие шедевры, как "Риголетто" и "Травиата", написаны на либретто Пьяве.
Приняв заказ, композитор приступил к поискам сюжета. Перебрав несколько литературных произведений, он остановился на драме "Эрнани" французского писателя, драматурга и поэта Виктора Гюго - тогда уже завоевавшего европейскую известность романом "Собор Парижской богоматери".

VIKTOR-GYGO-1802-1885.jpg
Виктор Гюго (1802 1885)

Драма "Эрнани", впервые поставленная в Париже в феврале 1830 года, проникнута свободолюбивым духом, романтической взволнованностью. Работая над "Эрнани" со страстным увлечением, композитор за несколько месяцев написал партитуру четырёхактной оперы.
Премьера "Эрнани" состоялась 9 марта 1844 года в венецианском театре "Ла Фениче". Успех был огромным. Сюжет оперы, её идейное содержание оказались созвучными итальянцам: благородный облик гонимого Эрнани напоминал об изгнанных из страны патриотах, в хоре заговорщиков слышался призыв к борьбе за освобождение родины, прославление рыцарской чести и доблести будило чувство патриотического долга. Представления "Эрнани" превращались в яркие политические демонстрации.

DZUZEPPINA-STREPPONI.jpg
Портрет Джузеппины Стреппони (1845) из музея театра «Ла Скала»

В те годы Верди развил исключительно интенсивную творческую деятельность: премьера следовала за премьерой. Не прошло и восьми месяцев после премьеры "Эрнани", как 3 ноября 1844 года в римском театре "Арджентина" состоялось первое представление новой, уже шестой, оперы Верди - "Двое Фоскари". Литературным источником для неё послужила одноименная трагедия великого английского поэта и драматурга Джорджа-Гордона Байрона.

DZORDZ-GORDON-BAIRON.jpg
Джордж Гордон Байрон

После Байрона внимание Верди привлек великий немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер, а именно - его историческая трагедия "Орлеанская дева". Героический и вместе с тем трогательный образ девушки-патриотки, воплощенный в трагедии Шиллера, вдохновил Верди на создание оперы "Джованна д'Арко" (либретто Солера).

Giuseppe_Verdi_by_Giovanni_Boldini.jpg
Giuseppe Verdi, Giovanni Boldini
Премьера её состоялась в миланском театре "Ла Скала" 15 февраля 1845 года. Опера сперва имела довольно шумный успех - главным образом благодаря знаменитой молодой примадонне Эрминии Фредзолини, исполнявшей главную роль, но едва эта роль перешла к другим исполнительницам, интерес к опере остыл, и она сошла со сцены.
Вскоре состоялась новая премьера - оперы "Альзира" - по трагедии Вольтера. Неаполитанские театралы довольно дружно рукоплескали новой опере, но успех её также оказался кратковременным.
"Аттила" - таково название следующей оперы Верди. Материалом для её либретто послужила трагедия немецкого драматурга Цахариаса Вернера - "Аттила - король гуннов".

Teatro_La_Fenice_Side_View_21318002182.jpg
Театр "Ла Фениче"

Премьера "Аттилы", состоявшаяся 17 марта 1846 года в венецианском театре "Ла Фениче", прошла с горячим патриотическим подъёмом исполнителей и слушателей. Бурю восторгов и крики - "Нам, нам Италию!" - вызвала фраза римского полководца Аэция, обращённая к Аттиле: "Возьми себе весь мир, лишь Италию, Италию оставь мне!"

Верди с юности восхищался гением Шекспира - с увлечением читал и перечитывал его трагедии, драмы, исторические хроники, комедии, а также бывал на их представлениях. Заветную мечту - сочинить оперу на шекспировский сюжет - он осуществил на 34-м году жизни: литературным источником для своей следующей, десятой оперы он избрал трагедию "Макбет"

Frederic_Lix_-_Auguste_Trichon_-_Giuseppe_Verdis_Macbeth_1865_revision_-_Original.jpg
"Макбет"

Премьера "Макбета" состоялась 14 марта 1847 года во Флоренции. Опера имела большой успех как здесь, так и в Венеции, где вскоре была поставлена. Сцены "Макбета", в которых действуют патриоты, вызывали в слушателях огромное воодушевление. Одна из сцен, где поется о преданной родине, особенно захватывала слушателей; так при постановке "Макбета" в Венеции они, охваченные единым патриотическим порывом, мощным хором подхватили мелодию со словами "Родину предали..."
В середине лета 1847 года в Лондоне состоялась премьера очередной оперы композитора - "Разбойники", написанной по одноименной драме Ф. Шиллера.
После Лондона Верди несколько месяцев прожил в Париже. Настал исторический 1848 год, когда мощная революционная волна прокатилась по Европе. В январе (ещё до начала революций в других странах!) вспыхнуло грандиозное народное восстание в Сицилии, точнее - в её столице Палермо.
В тесной связи с революционными событиями 1848 года находится создание композитором выдающейся героико-патриотической оперы "Битва при Леньяно". Но ещё до неё Верди успел завершить оперу "Корсар" (либретто Пиаве по одноименной поэме Байрона).

BITVY-POD-LENYNO.png
Битва при Леньяно

В противоположность "Корсару" опера "Битва при Леньяно" имела оглушительный успех. Сюжет, почерпнутый из героического прошлого итальянского народа, воскрешал на сцене историческое событие: разгром в 1176 году объединенными ломбардскими войсками захватнической армии германского императора Фридриха Барбароссы.
Представления "Битвы под Леньяно", проходившие в театре, разукрашенном национальными флагами, сопровождались яркими патриотическими демонстрациями римлян, провозгласивших в феврале 1849 года республику.
Не прошло и года с римской премьеры "Битвы при Леньяно", как в декабре 1849 года в неаполитанском театре "Сан Карло" была поставлена новая опера Верди "Луиза Миллер". Её литературный источник - "мещанская драма" Шиллера "Коварство и любовь", направленная против сословного неравенства и княжеского деспотизма.

Bosio_Luisa.jpg
La cantatrice Bosio lors de la première de Luisa Miller à Paris en 1853

"Луиза Миллер" - первая опера Верди лирико-бытового плана, в которой действующими лицами являются простые люди. После постановки в Неаполе "Луиза Миллер" обошла ряд сцен Италии и других стран.
Верди устал вести кочевой образ жизни, ему хотелось прочно обосноваться где-нибудь, тем более что он уже не был одинок. Как раз в это время в окрестностях Буссето продавалось довольно богатое имение Сант-Агата. Верди, располагавший тогда значительными средствами, купил его и в начале 1850 года переехал сюда с супругой на постоянное жительство.

VILLA-VERDI.jpg
VILLA-VERDI..jpg
Anonimo_-_Ritratto_della_cantante_Giuseppina_Strepponi_seconda_moglie_di_Giuseppe_Verdi.jpg
Giuseppina Strepponi вторая жена Верди

Кипучая композиторская деятельность вынуждала, Верди разъезжать по Европе, но Сант-Агата с той поры стала его любимой резиденцией до конца жизни. Лишь зимние месяцы композитор предпочитал проводить либо в Милане, либо в приморском городе Генуе - в палаццо Дорна.

Первой оперой, сочиненной в Сант-Агате, была "Стиффелио" - пятнадцатая в творческом портфеле Верди.

В период работы над "Стиффелио" Верди обдумывал планы будущих опер и частично набрасывал к ним музыку. Он и тогда уже считался одним из крупнейших композиторов, но высший расцвет его творчества лишь наступал: впереди были оперы, принесшие ему славу "музыкального властителя Европы".

Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Роландо Вильясон - "Травиата" (Джузеппе Верди).



"Риголетто", "Трубадур" и "Травиата", стали самыми популярными операми в мире. Созданные одна за другой менее чем в двухлетний период, близкие между собой по характеру музыки, они образуют как бы трилогию.

Сцена - куплеты Риголетто



Литературный источник "Риголетто" - одна из лучших трагедий Виктора Гюго "Король забавляется". Впервые представленная в Париже 2 ноября 1832 года, сразу же после премьеры по распоряжению правительства опера была исключена из репертуара - как пьеса, "оскорбительная для нравственности", так как автор обличал в ней распутного французского короля первой половины XVI века Франциска I.

Giuseppina_Strepponi_Verdi_before_1897_-_Archivio_storico_Ricordi_FOTO001687.jpg Джузеппина Верди Стреппони в старости фотография - Villa Sant'Agata

Уединившись в Буссето, Верди работал с таким напряжением, что написал оперу за 40 дней. Премьера "Риголетто" состоялась 11 марта 1851 года в венецианском театре "Ла Фениче", по заказу которого опера была сочинена. Спектакль имел огромный успех, а песенка герцога, как и предполагал композитор, произвела настоящий фурор. Расходясь из театра, публика напевала или насвистывала её игривый мотив.
Фильм-опера Риголетто.1987 год.



После постановки оперы композитор сказал: "Я доволен собой и думаю, что никогда не напишу лучшего". До конца жизни он считал "Риголетто" своей лучшей оперой. По достоинству её оценили как современники Верди, так и последующие поколения. "Риголетто" и теперь - одна из самых популярных опер во всём мире.

После премьеры "Риголетто" Верди почти сразу приступил к разработке сценария следующей оперы - "Трубадур". Однако прошло около двух лет, пока эта опера увидела свет рампы. Причины, тормозившие работу, были различны: это и смерть горячо любимой матери, и неприятности с цензурой, связанные с постановкой "Риголетто" в Риме, и внезапная смерть Каммарано, которого Верди привлёк к работе над либретто "Трубадура".

Liebigbilder_1913_Serie_889._Verdi_in_seinen_Hauptwerken_-_2_Der_Troubadour_-_Entfuhrung_Leonores_aus_dem_Kloster_bei_Castellor.jpg
Трубадур

Лишь к осени 1852 года неоконченное либретто завершил Л. Бардаре. Прошли месяцы упорной работы, и 14 декабря того же года композитор написал в Рим, где намечалась премьера: "..."Трубадур" закончен вполне: все ноты на месте, и я доволен. Хватит, чтобы и римляне были довольны!"
Премьера "Трубадура" состоялась в римском театре "Аполло" 19 января 1853 года. Хотя с утра разбушевавшийся и вышедший из берегов Тибр едва не сорвал премьеру. Не прошло ещё и семи недель с римской премьеры "Трубадура", как 6 марта 1853 года в венецианском театре "Ла Фениче" была поставлена новая опера Верди - "Травиата".

Carl_dUnker_attr_La_Traviata_Eklat_am_Spieltisch.jpg
Травиата

Пользуясь богатыми вокальными и оркестровыми средствами выразительности, Верди создал новый вид оперы. "Травиата" - глубоко правдивая психологическая музыкальная драма из жизни современников - простых людей. Для середины XIX века это было ново и смело, так как раньше в операх преобладали исторические, библейские, мифологические сюжеты. Новаторство Верди не пришлось по вкусу рядовым театралам. Первая венецианская постановка потерпела полный провал.

V-TEATRE-SAN-BENEDETTO-VENETIY-1782-G..jpg
в театре Сан Бенедетто, Венеция

6 марта 1854 года состоялась вторая венецианская премьера, на этот раз в театре "Сан Бенедетто". Опера имела успех: слушатели не только её поняли, но и горячо полюбили. Вскоре "Травиата" стала популярнейшей оперой в Италии и других странах мира. Характерно, что сам Верди, на заданный ему однажды вопрос, какую из своих опер он больше всего любит, ответил, что как профессионал выше ставит "Риголетто", но как любитель предпочитает "Травиату".

VERDI-S-KOROLEM-VITTORIO-EMANUELE-15-SENTYBRY-1859-G..png
Верди с королем Витторио Эмануэле, 15 сентября 1859 г.

В 1850-1860 годах оперы Верди идут на всех крупнейших сценах Европы. Для Петербурга композитор пишет оперу "Сила судьбы", для Парижа - "Сицилийская вечерня", "Дон Карлос", для Неаполя - "Бал-маскарад".
Лучшая из этих опер - "Бал-маскарад". Слава "Бала-маскарада" быстро распространилась по Италии и далеко за её пределами; он занял прочное место в мировом оперном репертуаре.

ba-l-maskarad-12.11.2011-272-1024x683.jpg
Бал-маскарад

Другая опера Верди - "Сила судьбы" - была написана по заказу дирекции петербургских императорских театров. Эта опера предназначалась для итальянской труппы, с 1843 года постоянно выступавшей в Петербурге и имевшей исключительный успех. 10 ноября 1862 года состоялась премьера. Петербуржцы горячо приветствовали прославленного композитора. 15 ноября он сообщал в письме одному из друзей: "Состоялось три представления... при переполненном театре и с отличным успехом".

VERDI-ROSSIY-1861-62.jpg
Верди в России 1861-62

В конце 1860-х годов Верди получил предложение от египетского правительства написать для нового театра в Каире оперу с патриотическим сюжетом из египетской жизни, чтобы украсить торжества, связанные с открытием Суэцкого канала. Необычность предложения сначала озадачила композитора, и он отказался его принять; но когда весной 1870 года познакомился со сценарием, разработанным французским ученым (специалистом по древнеегипетской культуре) А. Мариэттом, то настолько увлёкся сюжетом, что принял предложение.

D.-VERDI.-OPERA-AIDA.jpg
Аида (Верди)

Опера в основном была закончена к концу 1870 года. Премьера первоначально намечалась на зимний сезон 1870-1871 года, но из-за накалившейся международной обстановки (франко-прусская война) её пришлось отложить.
Каирская премьера "Аиды" состоялась 24 декабря 1871 года. По словам академика Б. В. Асафьева, "это был один из самых блестящих и энтузиастических спектаклей во всей истории оперы".

С весны 1872 года началось триумфальное шествие "Аиды" по другим итальянским оперным сценам, и скоро она стала известной по всей Европе, включая Россию, и в Америке. Отныне о Верди стали говорить как о гениальном композиторе.

CAIKOVSKII-KOMPOZITOR.jpg
Чайковский

Даже те музыканты-профессионалы и критики, которые относились к музыке Верди с предубеждением, теперь признали огромный талант композитора, его исключительные заслуги в области оперного искусства. Чайковский признал творца "Аиды" гениальным и сказал, что имя Верди должно быть начертано на скрижалях истории рядом с самыми великими именами.

TEREZA-STOLT..jpg
Teresa Stolz (1834-1902), bohemian opera soprano as Aida

Мелодическая насыщенность "Аиды" поражает богатством и разнообразием. Ни в одной опере Верди не проявлял такой щедрой и неистощимой мелодической изобретательности, как здесь. При этом мелодии "Аиды" отмечены исключительной красотой, выразительностью, благородством, самобытностью; в них нет и следа штампа, рутины, "шарманности", которыми нередко грешили старинные итальянские оперные композиторы, да и сам Верди в раннем и отчасти среднем периодах творчества. В мае 1873 года до Верди, жившего тогда в Сант-Агате, дошла глубоко опечалившая его весть о кончине 88-летнего Алессандро Манцони.

ALESSANDRO-MANTONI.jpg
Алессандро Манцони

Любовь и уважение Верди к этому писателю-патриоту были безграничны. Чтобы достойно почтить память своего славного соотечественника, композитор решил к первой годовщине его смерти создать Реквием. На создание Реквиема у Верди ушло не более десяти месяцев, и 22 мая 1874 года он был впервые исполнен под управлением автора в миланской церкви Св. Марка. Богатство и выразительность мелодии, свежесть и смелость гармоний, колоритность оркестровки, стройность формы, мастерство полифонической техники ставят Реквием Верди в ряд самых выдающихся произведений этого жанра.

VERDI-V-VOZRASTE-84-LET.jpg
Giuseppe Verdi

Образование единого итальянского государства не оправдало надежд Верди, как и многих других патриотов. Глубокую горечь вызвала у композитора политическая реакция. Опасения Верди вызывала и музыкальная жизнь Италии: пренебрежение национальной классикой, слепое подражание Вагнеру, творчество которого Верди очень ценил.

RIKARD-VAGNER..jpg
Рихард Вагнер.

Новый подъём наступил у престарелого автора в 1880-х годах. В 75 лет он начал писать оперу на сюжет пьесы Шекспира "Отелло".

OTELLO.jpg
Отелло
Francesco_Tamagno_as_Otello_1887_-_Sadie_1992_4p639.jpg
Франческо Таманьо в роли Отелло в первой постановке оперы

Противоположные чувства - страсть и любовь, верность и интриганство переданы в ней с потрясающей психологической достоверностью. В "Отелло" соединено всё то гениальное, чего Верди достиг за свою жизнь. Музыкальный мир был потрясён. Но эта опера вовсе не стала финалом творческого пути.

BOITO-ARRIGO.jpg
Арриго Бойто
ARRIGO-BOITO-LIBRETTO-DOTELLO-I-DZUZEPPE-VERDI.jpg
Арриго Бойто (либретто д'Отелло) и Джузеппе Верди

Последняя опера Верди, когда ему было уже 80 лет, он написал новый шедевр - комическую оперу «Фальстаф» (Falstaff), либретто которой Арриго Бойто, либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» (Merry Wives of Windsor) в переводе её на французский язык, сделанном Виктором Гюго, развивала манеру «сквозного развития». Блестяще написанная партитура этой комедии, таким образом, гораздо ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Неуловимость и искромётность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует своё блестящее владение контрапунктом.
Произведение настолько совершенное, реалистичное, с изумительным полифоническим финалом - фугой, что оно сразу же было признано наивысшим достижением мировой оперы.

FALSTAF.jpg
«Фальстаф» (Falstaff)

10 сентября 1898 года Верди исполнилось 85 лет. "...Моё имя пахнет эпохой мумий - я сам высыхаю, когда только бормочу это имя про себя", - горестно признавался он. Тихое и медленное угасание жизненных сил композитора продолжалось ещё два года с лишним.

DZUZEPPE-VERDI-V-ZURNALE-Vanity-Fair-1879.jpg

imgonline-com-ua-AutoContrast-GUFMpKh4jX.jpg
Мария Каррара Верди, Барберина Стреппони, Джузеппе Верди, Джудитта Рикорди, Тереза ​​Штольц, Умберто
imgonline-com-ua-AutoContrast-AX9Mm3MSMr1L77.jpg
Джузеппина Паскуа, Тереза ​​Штольц, Джузеппе Верди, Леопольдо Муньоне

Вскоре после того, как человечество торжественно встретило XX столетие, Верди, живший в миланском отеле, был поражён параличом и через неделю рано утром 27 января 1901 года на 88-м году жизни скончался. По всей Италии был объявлен национальный траур.

KOMNATA-V-MILANE-V-KOTOROI-UMER-VERDI.jpg
Комната в Милане, в которой умер Верди
MOGILA-VERDI.jpg
Могила Верди
PAMYTNIK-VERDI-V-MILANE.jpg
Памятник Верди в Милане

Фильм Раффаэлло Матараццо. ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ. 1953


 

Жизнь Джузеппе Верди. (1982, Италия — Франция — ФРГ — Великобритания — Швеция). Режиссёр — Ренато Кастеллани. В главной роли — Рональд Пикап





















Primo_ritratto_boldiniano_di_Verdi.jpg

ФАКТЫ

Верди умел извлекать музыку из любых звуков. Он всегда носил при себе нотную тетрадь, куда записывал все, с чем сталкивался в течение дня. Призывные крики продавца мороженого, выкрики лодочника, приглашающего прокатиться,композитор Джузеппе Верди детский плач, ругань строителей – из всего композитор умел извлечь музыкальную тему. Однажды он написал фугу, вдохновленный темпераментной речью сенатора.

DZUZEPPE-VERDI-PORTRET..jpg

«Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, – отмечал Джузеппе Верди. – Их следует вписывать в партитуру».

DZUZEPPE-VERDI-PORTRET9.jpg

Однажды Верди беседовал с молодым композитором, убежденным в собственной гениальности. Выслушав молодого гения, Верди с улыбкой отметил: «Мой юный друг! Когда мне было восемнадцать лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: “Я”. В двадцать пять, я уже говорил: “Я и Моцарт”. А в сорок лет: “Моцарт и я”». Убеленный сединами композитор добавил: «Сейчас я говорю просто: “Моцарт”».

DZUZEPPE-VERDI-PORTRET.jpg

В Милане напротив знаменитого театра Ла Скала есть трактир, излюбленное место для людей искусства. Там уже много лет под стеклом хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы Джузеппе Верди «Трубадур». BUSSETO-LE-RONKOLE-TEATR-VERDI.jpg
(Буссето, Ле Ронколе) театр Верди

 

Рубрики:  ВИДЕО: Х/Ф И Д/Ф
ЖЗЛ, ЛЮДИ И СУДЬБЫ
ИСКУССТВО, КЛАССИКА (ОПЕРА, БАЛЕТ и т.д)
КИНО и АКТЁРЫ
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ: композиторы, певцы, танцоры...
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 22 пользователям

Alexandra-Victoria   обратиться по имени Понедельник, 23 Января 2023 г. 08:06 (ссылка)
Этот пост я делала в 2014 году, но так как все фото пропали пришлось восстанавливать. Правда легче сделать новый
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 23 Января 2023 г. 08:42ссылка
Сразу после вайбера перешла к твоему посту. Знаешь, дорогая, мне кажется, что про Верди я знаю абсолютно все! Но почитав твой пост еще раньше, поняла, что кое-что упустила.
А вот насчет сериала сразу говорю: я его не смотрела и не имела желания смотреть.
Раз 15 я смотрела фильм "Джузеппе Верди" 1954 года. Причем там есть две версии: одна короче, другая 2-серийная. И не потому, что не хотела смотреть сериал, а просто по одной причине: там не было моих самых любимых великих итальянских певцов Тито Гобби и Марио дель Монако! Когда я их слушаю, а слушать в этом фильме могу бесконечно, у меня всегда мороз по коже бежит от восторга. Так сыграть Риголетто, как его играл, именно играл! про пение не говорю, смог только Тито Гобби!!! Никто, никогда не смог его превзойти! И даже певцы наших дней, пытался Магомаев, но если есть голос. играть бы так он не смог! У меня ведь есть передача про него прямо на главной странице профиля, эта передача Муслима "В гостях у Муслима Магомаева", вместе с Бэлза. А фильм этот я помнила еще с детства! Ведь у нас на экранах он прошел где-то в 1956 году! Я была уже старшеклассницей и хотя не увлекалась тогда еще классической музыкой, но была потрясена фильмом! И первым фильмом, который я разыскивала для своей коллекции старых фильмов, был именно этот. И сейчас, когда мне как-то на душе тяжело, я включаю его и смотрю будто впервые! Прости, что пишу слишком много не по сути ! Но твой пост я вновь и вновь буду пересматривать, буду читать о нем. Только сериал все равно смотреть не хочется! Ты уж прости меня!
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Января 2023 г. 09:27ссылка
komor_valerya, Доброго утра, Валерия Витольдовна! Фильм "Джузеппе Верди" 1954 года мне тоже нравится, но и сериал сам по себе интересен. Он более подробный и актеры подобраны похожими на реальных героев. Всё познается в сравнении. В фильме Раффаэлло Матараццо конечно всё красиво снято, но далеко от реальности. Но это сугубо моё мнение.
Что-то сегодня наш сайт опять глючит... Пусть день пройдет на позитиве.
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Января 2023 г. 13:40ссылка
Валечка, нашла твой комментарий. Но что-то продолжает твориться непонятное на сайте! Предыдущий я с трудом нашла! Что они там делают? Химичат, как хотят!
Валечка, у каждого свое мненипе обязательно должно быть. Я думаю, что режиссер фильма 1954 года взял в основном его основную любовную линию. Ведь это истинная история любви Верди и Джузеппины. Я читала об этом статью. Ну а остальное он мог и приукрасить, например, создание оперы "Травиатта" и долгожданную встречу влюбленных. Но и линия с женой и сыном тоже была в жизни Верди! Поэтому пусть сериал похожие актеры, мне просто всегда не хочется смотреть фильм про знаменитостей другого режиссера, если я увидела раньше. Так и здесь. И потом я тебе ясно написала, чем он меня особенно привлекает: певцами, великими певцами! И моим любимым Тито Гобби! Поэтому ты уж прости меня, но не смогу я смотреть 8 серий, когда у меня вся его жизнь практически уложилась в 2 серии! Это то же самое, как первую версию "Хождения по мукам" из 3-х серий сравнивать с 12-ю сериями последними. Не люблю. Или Анну Каренину с Самойловой смотреть и сравнивать с Друбич или прочими идиотками вроде Боярской с огромным ртом. накачанными губами и мерзким голосом. Не говорю уж о худобе, когда Анна была полновата. Не могла смотерть последнюю версию ВВС "Война и мир". После Бондарчука не могу смотреть другие, хотя Одри когда-то была хороша как Наташа, но зато Мел Феррер с жуткой физиономией уж никак не тянул на Болконского и прочие актеры тоже. В общем, консерватор до мозга костей - это я!!!
Валентина-л-1   обратиться по имени Понедельник, 23 Января 2023 г. 08:07 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Января 2023 г. 09:28ссылка
Валентина-л-1, Доброго дня, Валюша! Что-то сегодня наш сайт опять глючит у меня, а у тебя как?
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Января 2023 г. 09:46ссылка
Привет, Валечка!
У меня уже 15:50 дня, дело к вечеру... Так вот с утра вообще не работало ничего, ни свою страницу открыть не получалось, ни друзей. А сейчас вот, несколько минут назад зашла, я открылась и пока дневники друзей, которые обычные. Те же, которые домен дневники- не открываются. Может я неправильбный вывод сделала, но вроде вот так..... А вообще, Валюша, ты наверно заметила, что и бываю реже, и цитирую меньше и свои посты совсем редко делаю... Настроение никакое! Несколько раз пыталась закрыть "эту лавочку", да все жалко. Десять лет пребывания здесь все-таки сказываются. Жалко с любимыми дневниками расставаться. Но работает все прескверно. У меня по-прежнему часто посты без картинок, часто процитирую, а через неделю посмотреть иду, картинок уже нет, удаляю цитаты. Так же пропадают картинки периодически и в моих работах. И что всему этому является причиной, не знаю. Другие делают посты, загружая на каких-то хостингах.... А я вообще ни разу хостингами не пользовалась, только на Ли.ру загружаю, а тоже картинки исчезают... В общем совсем не хочется ничего делать. И, знаешь, раньше, зайдя на сайт и, обнаружив, что он не работает, я просто с ума сходила! А сегодня зашла. Не работает. Выключила комп и все! Правда через часа три еще попытку сделала. Все также. И только вот сейчас что-то сдвинулось. Но это не факт, что вообще все будет хорошо. Картинки-то в постах пропадают ежедневно. И я уже с закрытыми глазами знаю, чьи дневники попадают под эту раздачу, а в чьих дневниках всегда картинки на месте. Наверно, это волшебники!
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Января 2023 г. 10:49ссылка
Валентина-л-1, А я никогда не пользовалась загрузкой с ЛИру, так как там маленький размер. Сейчас загружаю из компа редактированные картинки на хостинг https://wampi.ru/. Раньше папки удаляла, а сейчас оставляю. Надежных хостингов, как оказалось нет. Сейчас в основном восстанавливаю посты с 2018 по начала 22 года. Правда раньше те посты были процитированы много раз, а сейчас больше половины моих друзей ушли с сайта. А вообще сейчас на сайте стало неинтересно. Почти у всех комментарии закрыты... лишний раз никто не заморачивается на общение. Так и лайкают из почты не читая, в надежде на ответный ход. Раньше было больше интеллигентных людей на ЛИру. Спасибо, Валюшенька за ответ и пусть вечер будет добрым.
TimOlya   обратиться по имени Понедельник, 23 Января 2023 г. 08:58 (ссылка)
Добрый день, Валечка!От всей души благодарю за прекрасный пост!Ты права дорогая,легче сделать новый,чем переделывать, вот и я сижу восстанавливая посты.....Всего самого хорошего, доброго и светлого желаю тебе!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Января 2023 г. 09:39ссылка
TimOlya, Доброго дня, Оленька! У меня этот пост в 2014 году процитировали 30 раз и много было обстоятельных комментариев. Бывшие интеллектуалы ушли с сайта, а нынешним больше по душе еда, да вязание... увы. Какой смысл восстанавливать то, что никого не интересует.
любитель_оперы   обратиться по имени Понедельник, 23 Января 2023 г. 14:18 (ссылка)
Примите величайшее уважение и восхищение Вашей статьей о Верди. Огромное спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Января 2023 г. 09:34ссылка
любитель_оперы, и Вам, спасибо за эмоции. Они приятны вдвойне от любителя оперы. Пусть день будет добрым и радует солнышком.
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Января 2023 г. 20:15ссылка
спасибо за добрые пожелания
Ramata   обратиться по имени Понедельник, 23 Января 2023 г. 17:32 (ссылка)
Интересный пост Спасибо Валечка
3 (700x500, 2679Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Валентина-л-1   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2023 г. 10:11 (ссылка)
Валюша, написала тебе, что сайт частично работает. Сейчас дополняю мысль: я смогла открыть только уведомления, которые ночью (моей ночью) были, их совсем немного, 18 штук. А вот сегодня-то уведомлений нет совсем. Сейчас вышла всего на три дневника, которые открылись. У них куча постов сегодняшних. Уведомлений нет. Ну в общем, если посидеть, наверно еще косяки выявятся...
Ответить С цитатой В цитатник
rosavetrov   обратиться по имени Среда, 25 Января 2023 г. 11:20 (ссылка)
Просто потрясающее сообщение! Благодарю сердечно, Валюша!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 26 Января 2023 г. 08:57ссылка
rosavetrov, и Вам, Танюша спасибо за эмоции. Пусть день будет добрым и радует солнышком.
Лариотик   обратиться по имени Суббота, 23 Марта 2024 г. 19:07 (ссылка)
Благодарю от всей души за Ваш труд. Пост очень понравился!
Картинка
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку