Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский на передней площадке первого экземпляра «Ильи Муромца», зима 1913 года
Игорь Иванович Сикорский (1889–1972) — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель и философ. Родился в Киеве. Он был вторым сыном и пятым (самым младшим) ребёнком в семье известного психиатра, профессора кафедры душевных и нервных болезней Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского (1842—1919) и Марии Стефановны Сикорской, урождённой Темрюк-Черкасовой. Учился в морском военном училище в Петербурге, но не закончил, так как увлёкся авиацией. В 1911 году получил диплом лётчика.
После революции в начале 1918 года один из бывших коллег, работавший на болшевиков, предупредил Сикорского: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». По словам Сергея, старшего сына Сикорского, Игорь Иванович представлял для большевиков двойную опасность: как друг царя и как очень популярный человек. Сикорского знал весь Петроград, многие смотрели на него как на героя. Сам Николай II приезжал на аэродром в Царское Село посмотреть, как летает молодой русский лётчик.
И. И. Сикорский и император Николай II на борту «Русского витязя», лето 1913 г.
Поэтому во времена красного террора, когда расстреливали на месте без суда, Игорь Иванович воспринял опасность всерьёз. Сикорский через свободный от большевиков Архангельск выехал из России сначала в Лондон, а потом в Париж. В Париже он предложил свои услуги французскому военному ведомству, которое дало ему заказ на постройку пяти бомбардировщиков. Однако после перемирия 1918 заказ за ненужностью был аннулирован, и на этом авиаконструкторская деятельность Сикорского во Франции закончилась.
Игорь Иванович Сикорский, фотография Карла Буллы, 1914 г.
Как сказал Сергей Сикорский, Игорь Иванович решил, что США самолёты также необходимы, как и России, в силу обширных территорий, и в марте 1919 года он эмигрировал в США, поселившись в районе Нью-Йорка. Первое время зарабатывал преподаванием математики. В 1923 году он основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. Начало его деятельности в США было весьма непростым. Так, известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на 5000 долларов. В 1929 году, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.
Игорь Сикорский на обложке журнала Time, 1953 год.
До 1939 года Сикорский создал около пятнадцати типов самолётов, с 1939 года перешёл на конструирование вертолётов, получивших широкое распространение. На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе).
Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58. В 1957 году Сикорский отошёл от дел, оставшись почётным консультантом своей фирмы
Авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолёта «Русский витязь», конкурс военных аэропланов на Корпусном аэродроме. Сентябрь 1913 года
По вероисповеданию был православным, на его средства была построена Николаевская церковь в г. Стратфорд (штат Коннектикут), прихожанином этой церкви он был до конца своих дней. Скончался Игорь Иванович в 1972 году в ( 83 года)городе Истоне (штат Коннектикут).
Похоронен на кладбище Святого Иоанна Крестителя.
В Российской империи Сикорский был женат на Ольге Фёдоровне Симкович. Они развелись, и Ольга осталась в России с их общей дочерью Таней. В 1923 году сёстры Сикорского эмигрировали в США, привезя с собой шестилетнюю Таню.
В США Сикорский женился на Элизабет Семион (1903—1995) в 1924 году в Нью-Йорке. У Сикорского и Элизабет было четверо сыновей: Сергей, Николай, Игорь (младший) и Георгий
Именно Сикорский является создателем первых в мире:- четырёхмоторных самолётов «Русский витязь» (1913 год), - тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год).
Список летательных аппаратов, спроектированных Сикорским
1912 — S-6, трёхместный самолёт.
1913 — С-21 «Русский витязь», четырёхдвигательный биплан.
1913 — С-22 «Илья Муромец», четырёхдвигательный биплан.
1914/15 — С-16, истребитель сопровождения.
1916 — С-20, одномоторный истребитель.
1924 — S-29, двухдвигательный биплан.
1934 — S-42 Clipper, летающая лодка.
1939 — VS-300, экспериментальный прототип вертолёта.
1942 — VS-44 Excambian, летающая лодка.
1942 — R-4, первый в мире серийный вертолёт.
Памятник И. И. Сикорскому в Киеве на Музейной площади Киевского политехнического института, перед входом в отдел истории авиации и космонавтики Государственного политехнического музея.