-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в liudmila_leto

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.11.2010
Записей: 18773
Комментариев: 3233
Написано: 31890


«Это прогрессивная музыка для котов».Как ругали и хвалили Рихарда Вагнера

Вторник, 23 Мая 2023 г. 18:39 + в цитатник
Рихард Вагнер (22 мая 1813 - 13 февраля 1883)— великий реформатор оперы, один из столпов немецкой музыкальной культуры. Основанный им фестиваль в Байрейте до сих пор остается одним из важнейших событий летней европейской театральной жизни. Репутация самого Вагнера не так однозначна: его музыка и при жизни делила людей на ярых поклонников и противников, а открытый антисемитизм и посмертная популярность в нацистской Германии наложили серьезный отпечаток на отношение к нему в послевоенный период.

2023-05-19_18-25-35 (700x400, 316Kb)
Около 1875

Пять самых известных фрагментов из произведений Рихарда Вагнера

«Полет валькирий»



Наверное, каждый хотя бы раз в жизни слышал «Полет валькирий» Вагнера. Он звучит в начале третьего действия оперы «Валькирия», входящей в цикл опер «Кольцо нибелунга». Основой для этого цикла послужила средневековая эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах».

Когда в опере звучит «Полет валькирий», девы-воительницы, сестры валькирии Брюнхильды, мчатся по грозовому небу на своих могучих конях сопроводить в Вальхаллу героев, павших на поле битвы.


«Свадебный хор (марш)»



В Западной Европе и Америке на свадьбах всегда исполняется «Свадебный хор» Вагнера из оперы «Лоэнгрин». Традиционно он звучит в начале церемонии, когда выходит невеста. Часто это произведение Вагнера ошибочно называют «Свадебным маршем».

Очень часто «Свадебный хор» исполняется вместе с «Маршем Мендельсона», хотя в жизни Мендельсон и Вагнер были врагами, поскольку первый по происхождению был евреем, а второй являлся убежденным антисемитом.

Опера «Лоэнгрин», в которой звучит «Свадебный хор», была написана на сюжет средневековой рыцарской легенды. В основе оперы – борьба добра и зла, рыцаря Лоэнгрина и брабантского графа Фридриха. Лоэнгрин спасает оклеветанную Фридрихом дочь герцога Брабанта Эльзу и берет ее в жены при условии, что она никогда не будет спрашивать о его происхождении.

«Свадебный хор» звучит в начале третьего действия оперы, когда хор славит новобрачных Лоэнгрина и Эльзу. Однако же хэппи-энда в опере нет – Эльза, мучаясь в сомнениях, нарушает свое обещание и спрашивает Лоэнгрина о том, кто же он. Он вынужден рассказать, что является рыцарем Чаши Святого Грааля, после чего покидает Эльзу, и она умирает от горя.

Современным людям не всегда интуитивно понятна мотивация героев средневековых эпосов, в легенде о Лоэнгрине не дается конкретного ответа, почему именно он ставит возлюбленной такое условие. Известно, в средневековых кельтских и нормандских легендах Чаша Святого Грааля считалась той самой чашей, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран Иисуса, когда его распяли на кресте. В Средневековье рыцари безуспешно искали Грааль, поскольку считалось, что испивший из него получит прощение грехов и вечную жизнь.

Вступление к опере «Лоэнгрин»



Известно и популярно среди поклонников классической музыки вступление к этой опере. В ней Вагнер отказался от увертюры, обобщающей все содержание оперы, и вместо этого передал во вступлении образ главного героя.

Рыцарь Святого Грааля Лоэнгрин в прелюдии предстает идеалом благородства. Его тема отличается удивительной чистотой и гармонией, в начале и в конце ее исполняют скрипки в высочайшем регистре.

Еще Чайковский считал вступление к «Лоэнгрину» «самым вдохновенным сочинением» Вагнера.


Увертюра к опере «Тангейзер»



Это произведение Вагнера не так известно широким массам, однако невероятно популярно среди любителей классической музыки и часто входит в программы симфонических концертов. Публика любит оперу «Тангейзер», хотя сам Вагнер считал ее своей худшей.

В основе оперы лежит средневековая легенда о состязании певцов, в котором принимает участие рыцарь и певец Генрих Тангейзер.

Увертюра предваряет оперу и является квинтэссенцией всего, что Вагнер хотел в ней показать, а показать он хотел противостояние духовного и чувственного начал. Духовное начало выражено в образах пилигримов и невесты Тангейзера Елизаветы, чувственное – в образе богини Венеры, в гроте которой какое-то время находился Тангейзер.

Увертюра состоит из трех частей. Начинается она с хора пилигримов. Вторая часть ей резко контрастна, это тема Венеры. Завершается увертюра репризой – снова звучит тема пилигримов.

Увертюра «Фауст»



Увертюра «Фауст», навеянная знаменитым произведением Гете, считается одним из выдающихся произведений раннего периода творчества Рихарда Вагнера. Первоначально Вагнер планировал написать симфонию по «Фаусту», однако с ней не сложилось, и увертюра осталась самостоятельным произведением.

Как и большинство произведений классической музыки, увертюра написана в трехчастной форме. В ней передан мятущийся дух Фауста, за который борются Господь и Мефистофель. Вагнера, который и сам был полон противоречий, не мог не интересовать этот образ.


Что же слышали в музыке Вагнера в разное время


Такого стука и шума, свиста и скрипа я до тех пор еще никогда не слыхивал. Все это, взятое вместе, возбудило во мне такую невыносимо-ноющую боль, какую я испытывал при пломбировании зубов у дантиста.
Марк Твен


Я бы еще долго колебался засвидетельствовать вам в письме свое восхищение, если бы мне ежедневно не попадались на глаза недостойные, нелепые статьи, где делаются все возможные усилия, чтобы опорочить ваш гений. Вы не первый человек, сударь, по поводу которого мне приходилось страдать и краснеть за свою страну.
Шарль Бодлер


Если Вагнер одержит верх, что же станет тогда с искусством пения? Больше не будет ни бельканто, ни фразировки, ни произношения. Какой в них смысл, если единственное, что от вас требуется,— это «реветь».
Джоаккино Россини


Мы Вагнера часто ругаем, а Вагнер силен, и силен тем, что щупает искусство и теребит его… Будь он талантливее, он бы не то сделал.
Модест Мусоргский


Вагнер все так же жив и все так же нов; когда начинает звучать в воздухе революция, звучит ответно и искусство Вагнера.
Александр Блок


Вагнер — глупый, балаганный скоморох, бездарный шут и чучело гороховое. Все это так глупо, балаганно, что удивляешься… тысячи квазиобразованных людей сидят и внимательно слушают, и смотрят, и восхищаются.
Лев Толстой


Музыка надолго сохранила след вагнеровской хватки, некую лихорадку, неизлечимую у всех, кто надышался ее болотных испарений.
Клод Дебюсси


Нельзя класть жизнь художника на такой недостойный вздор, как политика… во французской революции лишь один Давид запятнал себя тем, что полез в грязную сутолоку. Никакой пользы не принес и Вагнер тем, что лазал на дрезденские баррикады, а между тем он рисковал унести в могилу Нибелунгов, Тристана и Парсифаля.
Александр Бенуа


Думал, ну побываю в Байройте, а там можно будет спокойно помереть. На деле вышло грубовато во всех отношениях.
Валентин Серов


Вагнеризм мне мало симпатичен как принцип, сам Вагнер как личность возбуждает во мне чувства антипатии, но я не могу не отдать справедливости его огромному музыкальному дарованию.
Петр Чайковский


Что касается музыки: то прошлой осенью я сознательно и с любопытством поставил опыт, чтобы узнать, как я теперь отношусь к музыке Рихарда Вагнера. Как же мне претит эта пасмурная, душная и прежде всего лицедейская и претенциозная музыка! Это музыка неудавшегося композитора и человека, но при этом — тут я готов поклясться — великого актера.
Фридрих Ницше


В Байрейте музыкальные драмы исполняются так, что напоминают серьезные парламентские дебаты, причем изложение поэтической темы приобретает все качества хорошей речи на тему о бюджете.
Бернард Шоу


Прелюдия к «Тристану и Изольде» напоминает мне старинный итальянский рисунок одного мученика, кишки которого медленно наматывают на вал.
Эдуард Ганслик


Откройте клавир «Тристана и Изольды»: это прогрессивная музыка для котов. Повторить ее сможет любой дрянной пианист, который будет нажимать на белые клавиши вместо черных или наоборот.
Генрих Дорн


Вагнер — саксонский гном с феноменальным талантом и ничтожным характером.
Томас Манн


У меня есть музыкальная совесть, к которой я прислушиваюсь, а Вагнер эту совесть утратил в погоне за величием и новизной.
Николай Римский-Корсаков


Представьте себе большой красивый шелковый гобелен, невероятно многоцветный и сложный, на котором есть одно несмываемое пятно. Это по-прежнему прекрасный гобелен, образец чудесного мастерства, по-прежнему великолепные краски, и шелк, и рисунок, но пятно существует. И я боюсь, что Гитлер и нацизм запятнали Вагнера. Для некоторых это пятно губит всю картину. Для других это нечто такое, с чем нужно смириться.
Стивен Фрай

https://www.kommersant.ru/doc/5985652
https://aif.ru/dontknows/1226508

Музыкальные творения Вагнера в XX—XXI веках продолжают жить на самых престижных оперных сценах, не только Германии, но и всего мира (за исключением Израиля).

Серия сообщений "Газеты":
Часть 1 - Мистическая смерть сразу трех "могильщиков СССР" — усмешка истории или знак скорых перемен
Часть 2 - Рассекречено: уникальная операция российской разведки или Тайны сейфовой комнаты
...
Часть 13 - ФРАНЦИЯ НА СЛУЖБЕ У ГИТЛЕРА И ТРИБУНАЛ НАД РОССИЕЙ. Андрей Угланов, Главный редактор АН
Часть 14 - СЛУШАЮТ, РУГАЮТ И ХВАЛЯТ РИХАРДА ВАГНЕРА
Часть 15 - «Это прогрессивная музыка для котов».Как ругали и хвалили Рихарда Вагнера
Часть 16 - Негромкая дата: Как советский разведчик "вычислил" Шарля де Голля
Часть 17 - На приёме у врача.
...
Часть 29 - Владимир Дашкевич.
Часть 30 - Гольфстрим почти остановился
Часть 31 - Дмитрий Менделеев, его таблица, водка и нефтепереработка

Рубрики:  музыка
взаимоотношения
история

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку