
По сути,всякое желание блага и счастья -это для всякого великая и коварная любовь.Однако для тех,кто предан таким ее видам,как корыстолюбие,любовь к телесным упражнениям,любовь к мудрости,не говорят,что они любят или что они влюблены,-только к тем,кто занят и увлечен одним лишь определенным видом любви,относят общие названия "любовь","любить" и "влюбленные".
- Пожалуй,это правда,- сказал я.
Некоторые утверждают,-продолжала она ,-что любить - значит искать свою половину.А я утверждаю,что ни половина,ни целое не вызовет любви,если не представляет собой,друг мой,какого-то блага.Люди хотят,чтобы им отрезали руки и ноги,если эти части собственного их тела кажутся им негодными .Ведь ценят люди вовсе не свое ,если,конечно,не называть все хорошее своим и родственным себе ,а все дурное- чужим,- нет,любят они только хорошее.А ты как думаешь?
- Я думаю так же,- отвечал я.
- Нельзя ли поэтому просто сказать,что люди любят благо?
- Можно,- ответил я.
- А не добавить ли ,- продолжала она,- что люди любят и обладать благом?
- Добавим.
- И не только обладать им,но обладать вечно?
- Добавим и это.
- Не есть ли,одним словом,любовь не что иное,как любовь к вечному обладанию благом?
- Ты говоришь сущую правду,-сказал я.
- Ну,а если любовь- это всегда любовь к благу,-сказала она,- то скажи мне ,каким образом должны поступать те,кто к нему стремится,чтобы их пыл и рвение можно было назвать любовью?Что они должны делать,ты можешь сказать?
- Если бы мог,-отвечал я,- я не восхищался бы твоей мудростью и не ходил к тебе,чтобы все это узнать.
- Ну,так я отвечу тебе,-сказала она.- Они должны родить в прекрасном как телесно,так и духовно.
- Нужно быть гадателем,-сказал я,-чтобы понять,что ты имеешь в виду,а мне это непонятно.
- Ну,что ж,-отвечала она,-скажу яснее.Дело в том,Сократ,что все люди беременны как телесно,так и духовно,и,когда они достигают известного возраста,природа наша требует разрешения от беременности.Разрешиться же она может только в прекрасном,но не в безобразном.Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение.И это дело божественное,ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном.Ни то ни другое не может произойти в неподходящем,а неподходящее для всего божественного- это безобразие ,тогда как прекрасное- это подходящее.Таким образом,Мойра и Илифия всякого рождения- это Красота.Поэтому,приблизившись к прекрасному ,беременное существо проникается радостью и весельем,родит и производит на свет ,а приблизившись к безобразному,мрачнеет,огорчается,сьеживается,отворачивается,замыкается и,вместо того чтобы родить,тяготится задержанным в утробе плодом.Вот почему беременные и те,кто уже на сносях ,так жаждут прекрасного- оно избавляет их от великих родительских мук.Но любовь,-заключила она,- вовсе не есть стремление к прекрасному ,как то тебе ,Сократ кажется.
- А что же она такое?
- Стремление родить и произвести на свет в прекрасном.
- Может быть,-сказал я.
- Несомненно,-сказала она.- А почему именно родить?Да потому,что рождение- это та доля бессмертия и вечности,которая отпущена смертному существу.Но если любовь,как мы согласились ,есть стремление к вечному обладанию благом,то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия.А значит,любовь- это стремление и к бессмертию.
Всему этому она учила меня всякий раз,когда беседовала со мной о любви.
Разговор Сократа с Диотимой

|
|
|
|