Народные приметы, праздники и традиции января |
1 января, в первый день нового года, традиционно не работали, поскольку считалось, что потом весь год пройдет в тяжком труде. На новогодних торгах первому покупателю делали скидку, потому что считался -дорог почин — он определял коммерческий успех впредь на весь год.
Первые двенадцать дней нового года, по народным приметам, предсказывали погоду на все двенадцать месяцев. Особо знающие люди даже обращали внимание на настроение каждого дня и примечали, в какие месяцы надо ждать хороших известий, а в какие— плохих.
Считалось также, что чем дольше простоит в доме новогодняя елка, тем лучше, а Новый год встречать нужно только в новой одежде. В этот день надо было обязательно поклониться родной земле и вспомнить за праздничным столом всех ее защитников, положивших жизнь за благополучие родной земли. Святой Вони-фатий, память которого отмечается в этот день, был известен как целитель от пьянства, ему молились об избавлении от запоя.
В этот день оберегали дом. кланялись ему. служили молебны Игнатию Богоносцу, чтобы уберечь жилище от всякой напасти. Также служили молебны и обносили крестным ходом иконы вокруг села для предохранения его от всякой напасти. Этот день был известен и как яблочный. Полагалось стряхивать с деревьев иней и снег для закладки будущего урожая.
Этот день получил такое название, потому что считалось, что к первым дням нового года половина зимних запасов уже съедена.
4 января в народе отмечается как день памяти великомученицы Анастасии, которая получила прозвище Узорешительница, потому что много служила узникам, заключенным в темницах за веру Христову, облегчая их страдания. Также Анастасия считалась покровительницей рожениц.
В Рождественский сочельник 6 января полагалось поститься весь день, готовить праздничное угощение и приводить в порядок одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном—приходить на пир в печальной одежде. Как только загорается первая звезда— значит, Иисус Христос пришел в мир, и можно начинать праздник. В канун Рождества обязательно колядовали — парни и девушки ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги.
С 7 января и до самого Крещения начинаются Святки - святые дни, связанные с событиями появления на свет Господа нашего. В эти двенадцать дней принято веселиться, думать только о хорошем и проводить время с семьей - ведь праздника дети ждут больше, чем взрослые. Это время радости, игр и веселья - для забот и проблем есть остальные дни в году.
Бабий праздник или праздник каш - этот день получил свое название потому, что матери считали своим долгом поздравить с праздником повитуху, которая помогала при родах, показать ей своего ребенка и принести подарок.
9 января называли еще лошадиным праздником. Коней поили "через серебро" - на дно ведра с водой бросали серебряную монету. Считалось, что от этого животные добреют, не боятся лихого глаза и входят в милость у домового. Монету, которая лежала в ведре, потом так. чтобы этого никто не видел, надо было положить в конюшне под яслями.
Продолжаются Святки. Накануне этого дня на Красную горку возле деревни приносили колья и вбивали их в землю. В домочадцев день вся семья приходила на Красную горку, и каждый повязывал на свой колышек свой лоскуток и загадывал желание. В эти дни в русских домах любили собирать гостей и играть в самые разнообразные игры.
Считалось, что в этот день особенно опасна самая разная нечисть, причем объект ее нападения - дети как самые незащищенные члены семьи.
В этот день готовились к встрече Нового года по старому стилю, который с давних времен известен поговоркой: "Свинку да боровка для Васильева вечерка".
В ночь с 13 на 14 января отмечают старый Новый год. Этот день называют Васильевым вечером, поскольку на следующий день церковь празднует память Василия Великого. Непременный атрибут праздника - блюда из свинины, потому что святой Василий Великий считался покровителем свиноводов. "Не чиста животина свинья, да нету у Бога ничего нечистого - Василий зимний освятит!" - говорили в народе.
В этот день было принято ходить в гости к своим родственникам и друзьям, поздравлять их с наступившим новым годом. На Василия Великого крестьяне проводили особый обряд, связанный с выкликанием богатства и плодородия. Крестьянские дети ходили по домам и сеяли на пол из рукава или мешочка зерна овса, гречихи, ржи, распевая при этом особую засевальную песню. Считалось, что чем быстрее хозяйка дома соберет зерно с пола, тем богаче будет урожай. Васильев день делит Святки на святые вечера - с 7 по 14 января и страшные вечера - с 14 по 19 января.
Знахарки в этот день смывали с домов лихорадки-лихоманки. Существовало поверье, что лихорадки - это тринадцать дочерей Ирода, сошедшие вслед за своим отцом в ад. Вот оттуда и выгоняет их мороз, и сестры стараются спрятаться в теплом крестьянском доме. Чтобы прогнать нечисть, тряпочку смачивали в растворе четверговой соли (соль, которую хранили с четверга седьмой недели Великого поста), собранной из семи печей золы и взятого из-под чернобыльника в Иванов день земляного угля и обтирали ею притолоку. Занимались этим только пожилые женщины: молодым не доверяли такого важного дела, а мужчин и вовсе близко не подпускали (считалось, что мужчина может сглазить обряд).
В этот день отмечались "Гордеи" - в этот день вспоминали поговорки о гордости, издавна считавшейся пороком: "Гордым быть - глупым слыть", "Сатана гордился - с неба свалился! А мы гордимся -куда годимся?" говорили в народе.
По народному поверью, в этот день нужно было зашить в ладанку чертополох и носить на шее у креста - для ограждения от порчи и помощи странникам.
По народным поверьям, канун Крещения, знаменитый «крещенский вечерок-. - время разгула нечистой силы, которая стремится проникнуть в дом оборотнем. Чтобы оградить жилище, мелом рисуют кресты на всех дверях и оконных рамах. Не поставь в Крещенский сочельник креста на дверях - быть беде, считали в старину. В этот вечер гадали.
Считается, что в этот день наступают самые сильные морозы за всю зиму - крещенские. За ними идут афанасьевские (31 января), сретенские (15 февраля), власьевские (24 сревраля), поздние благовещенские (7 апреля) морозы. В этот день происходит крестный ход на реки и озера для освящения воды, который называют ходом на Иордан в память о крещении Иисуса Христа. Воду, освященную в этот день, хранят весь год, она исцеляет болезни и способна остановить начавшийся пожар. В прорубь полагается окунуться, чтобы смыть с себя грехи, приобрести здоровье и удачу на весь год. Считалось, что в богоявленскую ночь, перед утреней, открывается небо. О чем ему помолишься - то непременно сбудется.
В этот день угощали кума с кумой - считалось, что это приносит здоровье детям, которых они крестили.
Праздники завершены, а после них накопилось много хозяйственных дел, которыми и занимались в этот день. Вечером непременно топили баню, чтобы отмыться от греховных Святок.
По этому дню судили о будущем лете.
В народе было принято на Татьяну печь караваи в виде солнца, приглашая светило поскорее вернуться к людям. Такие караваи потом ели всей семьей, чтобы каждому досталась частичка солнечной силы и тепла. Надо сказать, что каравай для
В это время, как правило, стояли сильные морозы, поэтому крестьяне, истосковавшиеся по теплу, примечали в этот день погоду на ближайшие зимние дни. Особенно много примет в день Ермила было связано с кошкой.
День на Павла уже ощутимо прибавлялся, поэтому и появилась в народе такая присказка: "Павел взмок - день приволок". Человек, родившийся в этот день, надевал на себя в качестве оберега льняную рубаху, а под подушку клал пучок льна, чтобы отвести дурные сны.
Обычно в это время холода отступают и наступает оттепель, только это тепло обманчиво, потому что следом за ним приходят сильные морозы.
Согласно приметам, в этот день всегда бывают сильные морозы, а метель зацеловывает человека - (морозит, валит с ног). Отсюда и одно из названий - Афанасий-ломонос, т. е. люди -ломают- (обмораживают) в этот день лица.
Рубрики: | Интересное Полезная информация |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |