-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


Mozart and Salieri

Четверг, 13 Ноября 2014 г. 18:10 + в цитатник

Опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери»

К сожалению, это замечательное произведение Римского-Корсакова недооценено. Интересна история создания этой оперы.

В начале 1897 года Римский-Корсаков положил на музыку небольшую сцену из «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери». Летом композитор написал еще две сцены, а в августе того же года завершил оперу. Многие причины побудили его обратиться к этому сюжету.

3620784_Rimskiy (480x700, 116Kb)«Лучшей биографией Моцарта» назвал А. К. Лядов пушкинскую трагедию. Римский-Корсаков преклонялся перед Пушкиным. Особенно пленяла его мудрость поэта в прославлении оптимического, этически совершенного начала в деятельности человека. Сам композитор стремился отразить в своей музыке светлые стороны жизни. «Сочинение это, — указывал композитор, — было действительно чисто голосовым; мелодическая ткань, следящая за изгибами текста, сочинялась впереди всего; сопровождение, довольно сложное, образовалось после, и первоначальный набросок его весьма отличался от окончательной формы оркестрового сопровождения».

В ноябре 1897 года Римский-Корсаков показал «Моцарта и Сальери» у себя на дому. «Всем понравилось. В. В. Стасов много шумел», — позже отмечал композитор. Публичная премьера состоялась 6 (18) ноября 1898 года на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова). В роли Сальери выступил Ф. И. Шаляпин, имевший большой, все более возраставший успех. Гениальный актер очень любил эту роль и, по его желанию, опера часто давалась русскими музыкальными театрами. (На сцене петербургского Мариинского театра впервые была поставлена в 1905 году). В музыке возник новый стиль. Это была дань времени.

«Новый стиль, — говорил Римский-Корсаков, — можно было бы охарактеризовать словом „пластический“, и этот тип музыки особенно ясно сказался в романсах, а также в ариозном стиле речитативов „Садко“ и „Моцарта и Сальери“». Сразу после окончания «Моцарт и Сальери» был отдан для разучивания мамонтовской труппе, но композитор в данном случае не был уверен в пригодности сочинения для сцены. В письме к Крутикову, исполнявшему роль заведующего репертуарной частью при Частной опере, он выражает сомнения: «Боюсь, что оркестр „Моцарта“ слишком прост и скромен (что между тем необходимо) и требует тонкой отделки, так как в нем нет обычной современной пышности, к которой все привыкли теперь. Боюсь также, не есть ли „Моцарт“ просто камерная музыка, способная производить впечатление в комнате, с фортепиано, без всякой сцены, и теряющая все свое обаяние на большой сцене.

Директор Музыкально драматического училища Московского филармонического обществаСемен Николаевич Кругликов писал Римскому - Корсакову :"Ваша пьеса при внимательном слушании... просто потрясает. <...> Это большое произведение. Конечно, его интимность, его уклонение от общеоперных эффектов — не для ежедневной оперной публики... но все-таки она — большое произведение...». Несколькими месяцами ранее, после прослушивания оперы в исполнении Шаляпина (он пел обе партии) под аккомпанемент Рахманинова, подобное впечатление выразила Н. И. Забела: «Музыка этой вещи такая изящная, трогательная и вместе с тем такая умная...».

В некоторых рецензиях после премьеры высказывалось мнение, что, при удачной в целом «декламации» и «интересной» музыке, композитор оказался здесь поглощенным поэтическим текстом и звук в опере только оттеняет слово. Казалось бы, это мнение перекликается с суждением самого композитора о стиле «Моцарта и Сальери»: «Этот род музыки... исключительный и в большом количестве нежелательный... а написал я эту вещь из желания поучиться... Это, с одной стороны, чтобы узнать, насколько это трудно, — а с другой и сверх того, из-за несколько задетого самолюбия». Однако музыкальная драматургия произведения отнюдь не копирует источник, она ставит свои акценты в пушкинской «маленькой трагедии».

В превосходных анализах «Моцарта и Сальери», выполненных А. И. Кандинским, показано, как это происходит (Кандинский А. И. История русской музыки. М., 1979. Т. II. Кн. 2; Кандинский А. И. О музыкальных характеристиках в операх Римского-Корсакова 1890-х годов). Прежде всего, если у Пушкина центром трагедии, бесспорно, является фигура Сальери, то в опере главенствует образ Моцарта и его искусства, что глубоко согласуется с общей концепцией творчества Римского-Корсакова, направленной всегда к идеалу гармонии. Это выражено в композиции двух сцен оперы: первая сцена представляет собой концентрическую форму, где монологи Сальери обрамляют его беседу с Моцартом, ядро которой — импровизация Моцарта; сердцевина второй сцены — рассказ Моцарта о «черном человеке» и Реквием. По наблюдению А. И. Кандинского, различие персонажей выражено в различных типах их музыкально-интонационной характеристики. Так, в партии Сальери преобладает речитативно-ариозное письмо, близкое манере «Каменного гостя»; в партии же Моцарта не только постоянно возникают фрагменты его музыки — изящная ария из «Дон-Жуана», фортепианная импровизация, стилизованная Римским-Корсаковым по образцу Сонаты и Фантазии ре минор, фрагмент Реквиема (для сравнения: в партии Сальери цитировано лишь два такта из его «Тарара», и напевает эти такты не автор, а Моцарт), но и речевые эпизоды носят мелодический, завершенный характер: личность Моцарта — сама музыка. Кроме того, имеет значение стилистическое наклонение партии Сальери к признакам «домоцартовской» эпохи, интонационно-жанровым элементам «серьезного», «высокого» стиля — тема в духе сарабанды из оркестрового вступления, полифонический эпизод из первого монолога Сальери («Когда высоко звучал орган...») и т. д. Этот «строгий стиль» в соседстве со «свободной» музыкой Моцарта создает определенный драматургический контраст.

Как эстетический феномен «Моцарт и Сальери» — в высшей степени интересное произведение.

Хормейстер нашего хора выпускников СПбУниверситета Филипп Селиванов пригласил нас на премьеру оперы, которую ставит Молодежный оперный театр Дома молодежи "Рекорд" (Садовая 75)

3620784_afisha (506x700, 91Kb)

3620784_IRAokW2bsfM (402x604, 38Kb)

Филипп Селиванов
Музыкальный руководитель и главный дирижёр Молодежного опреного театра

Творческая биография Филиппа Селиванова:

Родился в 1992 году в СПб. В 1999 году поступил в Хоровое училище им. М.И. Глинки, где учился дирижированию, игре на фортепиано, скрипке, флейте, вокалу, хоровому искусству.
В 2010 году окончил Хоровое училище с отличием и поступил в Санкт-Петербургскую Консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (класс хорового-дирижирования проф. Хитровой Т.И.)
В 2013 году поступил в Консерваторию (класс оперно-симфонического дирижирования проф. Полищука А.И.)
Как дирижер выступал с различными коллективами в Капелле, актовом зале СПбГУ, Петеркирхе, малом зале им. Глазунова Санкт-Петербургской Государственной Консерватории.
Является музыкальным руководителем и главным дирижёром Санкт-Петербургского Молодёжного Оперного Театра.

3620784_Hus3j4MYniU (604x453, 49Kb)

А это зал Дома молодежи "Рекорд", где будет представлена великая опера моего любимого русского композитора
Николая Андреевича Римского Корсакова "Моцарт и Сальери". Удачи вам, ребята.

 

Молодежный оперный театр создают молодые для того, чтобы пропагандировать искусство камерного оперного театра.

А что такое камерный театр?

Камерный театр — Всем известно, что слово камерный произошло от итальянского слова camera - комната. Когда то давным-давно, когда еще не было ни концертных залов, ни филармоний и тд, музыкальные произведения исполнялись дома у любителей прекрасного. Соответственно состав исполнителей и инструментов был небольшим, так же как и число зрителей. Так появилась камерная музыка – музыка, предназанченная для исполнения не в большом зале театра или в церкви, а в комнате, музыка домашняя (комнатная) . 

В XVIII-XIX веках камерная музыка звучала в гостиных, в салонах, в небольших залах. При дворах были даже специальные должности камер-музыкантов. Несмотря на изменение социальных условий, камерная музыка не исчезла, она получила новые, более демократичные формы бытования в XIX и в XX веке.

Обстановка камерного музицирования предполагает довольно непринужденную атмосферу, когда слушатели и исполнители находятся близко друг к другу. В отличие от больших залов и театров, в камерной обстановке исполнители могут знать всех своих слушателей, хорошо их видеть, играть и петь специально для конкретных знакомых людей, обращаться к ним своим искусством.

Это накладывает отпечаток и на музыку, которая отличается тонкостью, доверительностью, изысканностью, углубленностью. Камерная музыка рассчитана на более узкий круг слушателей, искушенных в этом виде искусства.

Обладая способностью глубоко проникать во внутренний мир человека, камерная музыка, когда ее слушаешь, кажется, написана специально для тебя. Когда вечером ее иногда слышишь по радио, дома становится уютнее, теплее, появляется ощущение комфорта, несуетности, стабильности, традиционности.

Жанров и форм камерной музыки великое множество: сонаты, дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д., романсы, всевозможные миниатюры (ноктюрны, прелюдии, интермеццо и т. п.). Камерными могут быть концерты, кантаты, фантазии, сюиты, фуги. В XX веке стали писать произведения, которые так и называются "камерная музыка".

Стали создаваться камерные театры.

Камерный – означает предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей. Здесь не имеет право на существование ни одна неверная фальшивая нотка. Слишком все близко, сцена и зрительный зал – на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

Камерный театр существовал в семье Юсуповых в их доме на Мойке, по форме он был точной копией Большого театра, но по размеру зал был рассчитан на 150 мест, а в доме была также акустическая музыкальная гостиная и зал для приемов, где оркестр располагался на втором этаже.

3620784_teatrusyp (448x238, 30Kb)

В 1910 году по инициативе графа Александра Дмитриевича Шереметева в доме на углу Невского и Большой Морской улицы (ныне Невский пр-т, дом 16) был создан домашний театр, состоящий из камерного оркестра и хора.

 

В Эрмитаже также был небольшой театр — Эрмитажный, в котором давались представления.

3620784_photo_142145577 (700x495, 148Kb)

Представление в Эрмитажном театре

В центре Петербурга, красуется небольшой уютный особняк на улице Галерной, в конце XIX века принадлежавший барону Сергею Петровичу фон Дервизу.

Дворянский род русских немцев фон Дервизов, насчитывающий более трёхсот лет, во все времена славно служил России. Среди его представителей — офицеры, правоведы, сенаторы, коннозаводчики, учителя, врачи, живописцы, геологи, историки, строители, горные инженеры, учёные, художники, певцы и композиторы.

В этом ряду общественный деятель, меценат, благотворитель и коллекционер Сергей Павлович фон Дервиз

3620784_kiricy3 (273x350, 16Kb)

Все представители рода фон Дервизов были очень музыкальны, Сергей и его брат Павел получили прекрасное музыкальное образование. Их отец строил железную дорогу вместе с миллионером К.Ф. фон Мекком, жена которого Надежда Филаретовна была покровительницей композитора Петра Ильича Чайковского. Брат Павла Григорьевича фон Дервиза, дядя Сергея Иван учился вместе с Петром Ильичом в Училище правоведения. Н.Ф. фон Мекк любила проводить сезон в Ницце, где встречалась с семейством Павла Григорьевича, а с Иваном Григорьевичем её связывали очень тёплые отношения. Имея такие знакомства, Дервизы могли приглашать к своим детям лучших педагогов-музыкантов. Встречаются в литературе о фон Дервизах упоминания, что сам Чайковский давал уроки музыки Сергею. Не удивительно, что Сергей стал прекрасным пианистом и даже сочинял музыку. В нотном отделе Российской государственной библиотеки сохранилась партитура романса для голоса и фортепиано на музыку и слова Сергея фон Дервиза «Как любила я летнюю пору», которая была издана Юргенсоном в 1888 году в Москве.

 

Слева на фотографии С.П. фон Дервиз музицирует со своей женой.

С.П. фон Дервиз был почётным членом Петербургского отделения Российского музыкального общества, основанного в 1858 году. Именно он организовал в своем особняке на Галерной улице домашний театр, где в 1987 году возник Камерный театр "Санкт-Петербургская опера" 

Этот театр был создан режиссером Юрием Александровым в то время, когда возникла потребность общества в новых творческих идеях. Вопреки всем трудностям периода «перестройки», театр, задуманный как творческая лаборатория, сразу занял видное место в музыкально-театральном Петербурге, завоевав репутацию «живого оперного театра», «театра поиска».

Со временем Камерный театр вырос в профессиональный Государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», хорошо известный по всей России, а также далеко за ее пределами.

3620784_SPBOPERA (700x353, 143Kb)

История особняка включает несколько эпох. От домашнего театра фон Дервизов до театральной площадки Всеволода Мейерхольда, от советского Дома культуры до театра Юрия Александрова.

И вот теперь в Петербурге возникает новый Молодежный оперный театр. Хочется пожелать и этому театру всяческих успехов. Дорогу осилит идущий.

Послушайте арию Сальери в исполнении Ф.И.Шаляпина

Прослушать запись Скачать файл

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 13 Ноября 2014 г. 19:21 (ссылка)
Очень интересно! Успеха молодым!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку