
Этот город и крепость на реке Эндр в долине Луары связаны с историей двух стран -- Франции и Англии.
Начиналось все в V веке, когда епископ Тура Евсевий построил в поселении Люкка (так тогда назывался Лош) небольшую церковь. В 491 году на этом месте были возведены первые деревянные укрепления, естественно, от них не сохранилось ничего.
В 742 году Пипин Короткий (тогда еще майордом Меровингов, а затем и первый король из династии Каролингов) вместе со своим братом Карломаном подавлял мятеж герцога Аквитании. В ходе подавления Пипин с Карломаном захватили и полностью уничтожили Лош.
Дальнейшая история Лоша не совсем ясна, обычно писатели сразу переходят к графу Анжу Фульку I Рыжему, который родился примерно в 870 году. Первый граф Анжу, говорят про него, первый владетель Лоша и первый Фульк. И все эти утверждения не совсем точны, то есть вовсе не точны.
Во-первых, первоначально Фульк был не графом, а виконтом Анжу, а графом Анжу был граф Парижский (а затем и король) Роберт, сын герцога Роберта Сильного, брат короля Эда, героя обороны Парижа в 886 г. из рода Робертинов (будущих Капетингов). Лишь после гибели Роберта его сын Гуго Великий, став герцогом Нейстрии, уступил Анжу своему вассалу, да и то лет через десять.

Во-вторых, до Фулька у Лоша уже были сеньоры. Лош Фульк получил в результате женитьбы на наследнице крепости Роскилле. Между прочим, Роскилла была в родстве с Робертинами.
А в третьих, имя Фульк нередко встречалось в семье матери Рыжего графа -- Аделы. Фульком был дед графа, Фульком был его дядя -- архиепископ Реймса, тот самый, что враждовал с королем Эдом и отстаивал дело его юного соперника Карла Простоватого (об этой вражде можно прочесть в повести А.Говорова "Последние Каролинги"). Короче, все в родстве, все воюют и мира не видать. А раз все воюют, Фульк вновь возвел в Лоше надежные укрепления, правда, они опять были деревянными.
Графом Анжу Фульк стал незадолго до своей смерти, благодаря герцогу Гуго Великому Робертину. Но благодаря тем же Робертинам (Капетингам) Фульк и его наследники ввязались в длительную распрю с другими вассалами Робертинов (и опять же общих родственников) -- виконтами, а потом и графами Блуа.
Больше всего в войне прославился правнук Фулька Рыжего -- Фульк III Нерра (Черный). У Фулька Черного было несколько страстей -- кровопролитие, строительство и покаяние. Он строил очень много и не только в Лоше, но и в Ланже, Туре и Анжере.
Донжон в Лоше был результатом его стараний. Кстати, самый старый сохранившийся донжон Франции (XI век).


Нравы Фулька вызывали удивление даже в его эпоху. Он убил свою первую жену -- по одним данным зарезал ее, а по другим приказал слугам сжечь ее заживо! Он поджег собственный город Анжер, то ли в припадке раскаяния после смерти жены, то ли в состоянии полной невменяемости от пьянства. Он организовал убийство своего соперника Юго де Бове прямо на глазах французского короля Робера II. Он вероломно захватывал в плен врагов, используя для этого переговоры. Он воевал с собственным сыном, а когда победил его, то оседлал и проехал на нем несколько миль!
Зато как он каялся! Франция и Святая Земля замирали от восторга, наблюдая его покаяния. Босой, полуголый, с веревкой на шее он вопил молитвы и бил себя в грудь. Он основывал монастыри и делал в них богатые вклады. Он трижды совершал паломничества в Святую Землю -- последний раз, когда ему было почти 70 лет. Тут он не ограничился своим обычным покаянным набором -- босой, полуголый и с веревкой на шее -- но еще и велел слугам пороть себя и при этом кричал "Господи, помилуй предателя!"
"Как красиво!" -- завистливо говорила знать и пыталась подражать, но никому не удавалось сравниться с Фульком ни в размахе грехов, ни в страстности покаяния.
Как вы понимаете, этот замечательный человек тихо-мирно умер в своей постели и был с почетом погребен в Лоше. Но у него был достойный наследник -- тот самый, на котором он проехал верхом несколько миль.
Жоффруа Мартелл (Молот)
Жоффруа Мартелл пошел в отца. Войны, поджоги, захваты в плен и строительство! Это он достроил донжон Лоша и возвел там другие укрепления. Это он победил графов Блуа (ничего, они еще напомнят о себе). И, как и отец, после многих трудов Жоффруа умер после благочестивого покаяния. Поскольку сыновей у него не было, то владения, в том числе и Лош, перешли к его племянникам, детям его сестры. В полном соответствии с семейной традицией братья устроили войну, после чего младший захватил старшего и 30 лет продержал его в темнице, где тот и сошел с ума.
Этому младшему Фульку наследовал опять же младший сын Фульк, который тоже отличился, потому что своего сына Жоффруа смог женить на дочери английского короля -- вдовствующей императрице Матильде и наследнице английского престола, после чего отрекся от своих анжуйских владений в пользу сына, уехал в Иерусалим, женился на наследнице Иерусалимского королевства Мелисенте, стал королем и отцом королей.
Императрица Матильда (Мод), наследница Английского престола
Свадьба Фулька и Мелисенты
А вот у Жоффруа прозываемого Красивым или Плантагенетом (да-да, предка английских королей) возникли проблемы. Во-первых, жена -- она была старше его на 11 лет и у нее был отвратительный характер. Во-вторых, английская корона. Ради нее вновь пришлось воевать с... домом Блуа! Война длилась долго, корона Англии Жоффруа так и не досталась, но в результате ее получил сын Жоффруа Генрих Плантагенет.
И тогда проблемы возникли у французского короля.
Как, Анжу, Лош, Тур, Мэн остаются за Англией?!
И владения начинают переходить из рук в руки. Англия, Франция, опять Англия и опять Франция. Генрих II Плантагенет возвел вокруг Лоша мощные стены. Зато когда король Ричард Львиное сердце оказался в плену, его брат Иоанн Безземельный уступил Лош королю Франции.

Оказавшись на свободе, Ричард вернул Лош всего за три часа осады, но через 4 года погиб. В 1205 году французский король вновь отвоевал Лош. И, конечно, вновь принялся отстраивать город.
Сначала были построены Королевские ворота (XIII век), которые были перестроены в XV веке для нужд артиллерии

Затем был построен Старый жилой корпус с башенками и дозорным поясом. Эта старая часть жилого корпуса видна слева -- она выше более позднего продолжения дворца
Старый жилой корпус королевского замка в Лоше
Именно здесь Жанна Д'Арк убедила дофина Карла короноваться в Реймсе. Орлеан был освобожден и требовалось окончательно утвердить власть Карла над Францией.
Жанна Д'Арк перед Карлом в Лоше. На самом деле беседа состоялась не во дворе замка, а в одном из его залов
В башне этого крыла замка Карл VII поселили Аньес Сорель, прекрасную благородную даму, которая в 1444 году стала первой официальной фавориткой короля Франции.
Она была известна под именем "Прекрасной дамы" не только благодаря красивой внешности, но и потому, что король подарил ей домен Боте-ан-Шампань (от фр. beaute – красота). Аньес было только 20 лет, когда сорокалетний король влюбился в нее. Ее интересовали государственные дела, она очень любила роскошь, и король часто дарил ей драгоценности и редкие безделушки с Востока. Будучи девушкой набожной, Аньес оказывала всяческие благодеяния церкви Нотр-Дам-де-Лош (Eglise Norte-Dame de Loches), известной сегодня как церковь Сен-Урс (Eglise St-Ours).
Аньес умерла в 1450 году в возрасте 28 лет, по-видимому, от последствия тяжелой беременности. Однако, был слух, что ее отравил будущий король Людовик XI, домогательства которого она отвергла, уехав из Шинона в Лош. Она желала быть похороненной любимой церкви, которой она завещала 2 000 золотых экю. Когда на трон взошел Людовик XI, монахи попытались было добиться у него разрешения перенести останки этой "грешницы" в замок, ссылаясь на то, что она не может оставаться в столь святом месте. Однако, угроза забрать все завещанные монастырю дары Аньес заставила церковников немедленно отказаться от своих требований, и останки Аньес оставались там до Революции. Во время Революции церковь Нотр-Дам разрушили, а могилу Аньес Сорель осквернили. Позднее прах перенесли в замок.
И, конечно, в Лоше была оборудована тюрьма. Первый раз при короле Филиппе II Августе. Второй раз -- при Людовике XI. Считается, что так Людовик мстил городу Лошу за то, что там жила любовница отца Агнесса Сорель. И все же вряд ли это была месть. Во-первых, укрепления и подземелья Лоша и правда были очень удобны для тюрьмы. Во-вторых, когда монахи лошской церкви Сент-Урс попытались избавиться от гробницы Агнессы Сорель и обратились для этого к королю, Людовик пригрозил монахам забрать у монахов пожертвования Агнессы, если те посмеют избавиться от гробницы дарительницы
Надгробье Агнессы Сорель (фрагмент)
Во время Революции восставшие проникли в замок, разрушили Старый жилой корпус, капеллу Анны, тюрьмы и церковь Нотр-Дам. Приняв могилу Аньес Сорель за могилу святой, они осквернили ее, сбросили статую. Позднее останки Аньес были перенесены в замок, и ее гробница находится в настоящее время в одном из залов Старого корпуса. "Прекрасная дама", которую мы видим сегодня, является копией с алебастрового оригинала. Она изображена со сложенными в молитве руками, со склоненными к ее изголовью двумя ангелами и двумя ягнятами в ногах.

Замок Лош служил также тюрьмой, и многие знатные лица томились в ее камерах, начиная с XV века. Кардинал де ла Балю, который принимал участие в заговоре против Карла XI и передал его в руки Карла Смелого, был заключен в 1469 году в круглую башню.
Филипп де Коммен, знаменитый историк, был также пленником Лоша. Он предал Людовика XI, встав на сторону группы заговорщиков, враждебных королю. Переведенный впоследствии в Париж, он был помилован королем.
В башне Мартелло содержался Лодовико Сфорца, называемый Моро, герцог Миланский. Этот блестящий утонченный литератор и меценат был захвачен в плен в битва при Новаре и после кратковременного пребывания в Бурже был переведен в Лош. В знак уважения к его знатному роду Людовик XII предоставил ему некоторые "удобства", такте, например, как общество шута и магистров, а также возможность иметь мебель и камин. Моро сам расписал стены и вытянутый свод своей камеры, украсив его изображением геральдического шлема, змей и звезда, а также сделал несколько надписей. Одна из них: "Тот, кто не доволен".
Лодовико Сфорца находился в заточении в этой камере восемь лет, до 1508 года, и говорят, что, едва получив свободу, он мгновенно умер, ослепленный сиянием солнца.
Рассказывают, что по иронии судьбы кардинал был заключен в одну из тех камер, которые он сам же и изобрел. Из-за их небольших размеров (1,50 х 1,75 м) камеры-клетки называли "девочками". Ночью клетка подвешивалась на несколько метров над полом, чтобы предотвратить любую попытку к бегству.
В подземельях сохранилась камера пыток, оборудованная при Карле VII в XV веке. В ней хранятся кандалы, с помощью которых крепились лодыжки пленников при четвертовании.
Древние легенды рассказывают также о большом количестве комнат и пещер под замком, где когда-то добывали горную породу. И что будто бы в свое время владелец замка Понбрийан, желая обследовать подземные помещения, приказал вскрыть несколько старинных замурованных дверей. Пройдя через множество подземных галерей, прорытых в самой сердцевине скалы, владелец достиг последнего портала, за которым находился комната, скрывавшая человека высокого роста, в сидячей позе, обхватившего руками голову. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это был труп, превратившийся с мумию, благодаря сухому воздуху тюремной камеры. Ветер, ворвавшийся с наружи, моментально обратил его в прах. Здесь же находился небольшой сундучок, в котором лежала аккуратно сложенная одежда. По мнению некоторых экспертов, данный эпизод – не вымысел, а реальное событие, так как кости этого таинственного пленника долгое время хранились в церкви Нотр-Дам-де-Лош.
Подъем придворной и светской жизни в Лоше длился недолго. Превращенный в тюрьму замок стал монументом и был сильно разрушен в 1790 году революционными гражданами города.
Внутреннее убранство королевского дворца в Лоше довольно скромно -- там мало что сохранилось. Но можно догадаться, что для своего времени Лош был роскошен.
В этом зале в июне 1429 г. Жанна д'Арк предложила Карлу VII короноваться в Реймсе
На протяжении XV века, по распоряжению королей Франции, Старый жилой корпус был дополнен новыми жилыми постройками, Новой башней и караульной башней Мартелло.
Королевские апартаменты тогда включали одну башню и одну крепостную стену XIII века, ансамбль строений со сторожевой башней XIV века и охотничий павильон XV века, ведущий к воротам Корделье (францисканцев) и к башне Сен-Антуан.
В заново построенном крыле находится капелла Анны Бретонской, сначала жены Карла VIII, затем Людовика XII.
Эту несчастную королеву с ранней молодости преследовали великие горести. К 23 годам она потеряла своих родителей, мужа и четырех детей. Она полюбила уединяться для молитв в небольшой комнате, построенной в Лоше по ее распоряжению. Стены комнаты украшали скульптурные изображения серебряного бретонского горностая на голубом фоне. В одном из углов комнаты находился алтарь, в другом – камин.
В северной части замка находятся Королевские апартаменты (Logis Royal, XV-XVI вв.).
"Старый" дворец, построенный в XIV веке, имеет в основе своей четыре укрепленные башни. Одна из них, самая большая, носит имя "Прекрасная Аньес" и посвящена памяти королевской фаворитки.
В башне находилось с 1809 по 1970 года мраморное надгробие этой столь прославленной дамы позднего средневековья. "Новый" дворец, продолжая "старый", строится уже во вкусе следующего времени, переходным к Ренессансу и отчасти напоминающим стиль "Крыла Людовика XII" в Блуа.
Во дворцах хранится несколько незаурядных памятников изобразительного искусства. Один из них – надгробие Аньес Сорель – установлено в северном крыле, построенном для Карла VIII и Анны Бретонской.
На мраморной плите покоится изваянная из мрамора фигура усопшей с молитвенно сложенными руками. У ее головы и ног – по два ангела, которые должны вознести Сорель на небо. Ангелы напоминают – по созвучию в произношении – и об имени умершей. Так же как и ягнята в ее ногах: по-латыни "ягненок" звучит как "агнус". Особенно выразительно лицо статуи, полное благородного величия. Это надгробие, возможно, работа скульптора Жака Мореля, исполненная в середине XV века.
Отметим, что некоторые части памятника реставрированы, так как восставшие в конце XVIII века революционеры сильно повредили надгробие.
На стенах одного из помещений "нового" дворца висит триптих, представляющий "шествие на Голгофу", "Распятие" и "Снятие с креста".

Насыщенные, словно эмалевые краски светятся, как драгоценности: все детали тонко очерчены. Триптих является произведением мастера, вышедшего из мастерской Жана Фуке (имя его неизвестно) и типичен для французского искусства XV века. Об Аньес Сорель напоминает копия диптиха (оригинал находится в Антверпене), исполненного Фуке, где для Мадонны позировала фаворитка Карла VIII.
С террасы замка открывается вид на город и долину реки Эндр.
Королевский замок лош Франция
источники:
https://zen.yandex.ru/media/juliabelova/zamok-losh-i-ego-hoziaeva-iz-glubiny-vekov-5e3da7442514b579c924b97f
https://france-guide.livejournal.com/62744.html