-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278034
Написано: 365845


Баня - Древнеримские термы

Четверг, 12 Июля 2012 г. 14:46 + в цитатник
При всей любви нашего народа к бане, следует отметить, что она , как и самовар не является нашим исконным изобретением. История бани имеет много тысячелетнюю историю


Приветствуя друга, китаец обычно спрашивал: «Ел ли ты?», перс от души желал: «Будь всегда весел!», а римлянин интересовался: «Как потеешь?».
Несомненно, ни в одной стране «банная индустрия» не получила такого размаха, как в Древнем Риме. И нигде не приобрела такой продуманной четкой системы.


Было время, когда в Древнем Риме строили только частные, домашние бани. Такую баню могли позволить себе лишь люди с достатком непосредственно при доме. Небольшая раздевальная вела в жарко натопленную комнату — тоже небольших размеров, — где собственно и происходила «банная процедура». Считалось, что по-настоящему жарко может быть только в... темной бане.
Со временем частные бани становились комфортабельнее, роскошнее. Жалким бедняком считал себя тот, у кого на стенах бани не сверкал драгоценный мрамор, вода не лилась из серебряных кранов и солнце круглый день не заливало ее через огромное окно. Так нужда в гигиенической и полезной для здоровья процедуре все возрастала, но, по-прежнему, баню мог позволить себе далеко не каждый. Тогда, начиная с III века до н.э., стали строить общественные бани. Поначалу такие бани не отличались особым комфортом. К концу I века до н.э. в Риме уже насчитывалось более 150 общественных бань, а к IV веку н.э. их уже было около тысячи.

Знаменитые Римские сауны с колонным двором и множеством комнат.

Впервые в лечебных целях баню стали использовать во II в до н.э. Выдающийся римский врач того времени Асклепиад говорил: «Больной обязан выздороветь, если его врачи — чистота, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе». Тогда впервые врачи стали замечать, что «банная процедура» улучшает кровообращение и этим самым повышает жизненный тонус.


Баня посещалась, как минимум, ежедневно. Один из анекдотов той поры рассказывает о том, как к римскому императору Тиберию
прибыл чужестранец, который спросил, зачем он, император обязательно один раз в день утруждает себя посещением бани
«Я император и у меня нет времени ходить в баню дважды в день», — ответил ему надменный Тиберий.
Императоры, действительно имели много обязанностей — в отличие от многих пресыщенных жизнью патрициев, которые посещали
термы утром и вечером, зачастую проводя там большую часть своего времени.

Такое поведение изнеженных римлян легко объяснимо: баня была не просто местом для очищения тела, а клубом, гимнастическим
залом, лечебным заведением и много еще чем. В бане мылись, занимались физическими упражнениями, вели диспуты,
договаривались о делах; в бане рисовали, сочиняли и тут же исполняли музыку и стихи, пировали и даже спали – без преувеличения,
в римских термах можно было провести всю жизнь.

В конце пятого века нашей эры в Риме насчитывалось более 900 бань, которые обслуживали двухмиллионный город.

Любой император, желая приобрести популярность в народе, строил публичные бесплатные бани.
Богатые граждане имели свои собственные термы, обставленные с исключительной роскошью: в ход шел мрамор,
дерево ценных пород, серебро и золото.



Римляне хорошо знали о пользе бани для здоровья. Римский врач, философ и литератор Асклепиад Купальщик писал,
что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем
воздухе. Судя по тому, что сам Асклепиад прожил более 70 лет, его методики были верны.
Как же выглядели римские термы? Как проходил процесс отдыха в них?


Итак:

Палестра. Римляне начинали посещение бани с физических упражнений. Для этого в термах существовали особые помещения,
называемые палестрами. Занятия эти были не особенно энергичными и, как правило, неагрессивными. Безусловно, некоторые,
особенно воинственные римляне, занимались в палестрах борьбой, боксом и фехтованием – на это указывают расписные фрески в
Каракалле, но большинство мирно предавалось играм в мяч, бегу и плаванию. Главная цель, которую преследовали
посетители бани в палестре – разогреть, размять мышцы и хорошенько пропотеть.

Аподитерий. В аподитерии или попросту раздевалке римляне разоблачались. Для того, чтобы предоставить максимальный
комфорт посетителям терм и обеспечить сохранность вещей, в аподитерии существовали скамейки и полочки, куда можно было
сложить одежду и прочие принадлежности. Впрочем, если комфорт римские раздевалки гарантировали, то безопасность
оставленных вещей – отнюдь не всегда. Состоятельные граждане обязательно оставляли в аподитерии раба или слугу, который
охранял одежду. В противном случае гордый римлянин имел все шансы отправиться домой полностью обнаженным: воровство
одежды в аподитериях было делом обычным.
Если же одежда все-таки была украдена, чистому, но голому римлянину ничего не оставалось, кроме как прибегнуть к помощи
богов. Для этого посетителю бани, утратившему свое облачение, следовало записать на табличке проклятие, адресованное вору, и
отнести эту табличку в один из храмов. Несколько таких табличек было найдено при раскопках римского города Бата. Одна из них
была адресована Миневре и гласила: «Не давай сна и здоровья тому, кто причинил мне ущерб, будь то муж или жена, раб или
римлянин, до тех пор, пока он не обнаружит себя и не принесет украденное в твой храм».

Тепидарий. Тепидарий – в буквальном переводе, «теплое помещение», был местом купания и омовения. Здесь посетители бань
сами или при помощи рабов втирали в кожу масло(мыла римляне не знали), а затем счищали его специальными металлическими
скребками. Кроме того, здесь же делался массаж, и оказывались услуги по удалению волос с тела – несмотря на болезненность, эта
процедура была популярна в Риме поскольку существовала мода на гладкую, без единого волоска, кожу. После гигиенических
процедур отмытые и расслабленные римляне купались в бассейнах с теплой водой, а затем шли в парную.

Кальдарий, лаконик и гипокауст. Самое горячее отделение римских терм называлось кальдарий. Кальдарий представлял собой
обширное помещение с высоким потолком, оснащенное неглубокими бассейнами с горячей водой.

Вода нагревалась за счет гипокауста – печи, которая находилась под кальдарием и служила источником тепла для терм. Гипокауст нагревал пол кальдария довольно сильно – чтобы не обжечь ноги, римляне в парной надевали деревянные сандалии. Для любителей сухого жара
существовало помещение, в котором бассейнов не было – лаконик.

Фригидарий. После парной римляне посещали фригидарий – помещение, в котором находились бассейны с прохладной водой.


Здесь разгоряченные посетители бани купались, обсушивались и наслаждались «культурной программой» — в термах к их услугам
были поэты, музыканты, актеры и танцовщицы. Кроме того, во фригидарии можно было перекусить, выпить вина и даже поспать.


Затем, совершенно утомленный и не всегда трезвый, римлянин возвращался в аподитерий, где одевался и уходил домой –
набираться сил для нового посещения терм.


Баня для Римлян играла более важную роль, чем простое место для купания: там происходили серьёзные разговоры, люди отдыхали душой и телом.


В термах были и свои служебные помещения и сооружения. В южной части находился префундий – там нагревались вода и воздух. В теплых помещениях пол был двойным. Верхний его слой стоял на вертикальных глиняных трубах. В пространстве между трубами циркулировал горячий воздух, нагревавший пол. Таким же образом нагревались и сами помещения: горячий воздух проходил между непосредственно стенами и их мраморной облицовкой.
Без общественных бань нельзя представить себе самого захолустного италийского городка; их строили даже в сёлах. Человек, искавший популярности среди своих земляков или одержимый той любовью к своему городу, которая так характерна для древнего италийца, поправлял на свои средства обветшавшую баню или дарил сограждан правом на вечные времена бесплатно ею пользоваться.

Горячая благодарность, с какой люди откликались на предоставление им бесплатной бани, свидетельствует о том, что главными посетителями бань была беднота, для которой много значило сэкономить и несколько жалких грошей, взимаемых как плату за вход. В Риме эта плата равнялась одному квадранту, т.е. 1/4 асса, что составляло в месяц при ежедневном посещении бани меньше двух сестерций. Плата не всюду, правда, была одинаковой: в маленьком шахтерском городке Випаске мужчины платили арендатору бани пол-асса, а женщины — целый асс. С маленьких детей, в Риме по крайней мере, платы не взималось вовсе.

Имелась упорная, причем явно шедшая снизу тенденция к тому, чтобы мужчины и женщины мылись в банях одновременно и совместно. Адриан специальным указом “разделил бани на мужские и женские”, но не прошло и полувека, как Марку Аврелию понадобилось снова “уничтожать совместные бани” , которые, следовательно, возродились немедленно после первого запрещения. Последний раз пытался настоять на их ликвидации еще полувеком позже Александр Север. Отсутствие позднейших свидетельств говорит, скорее всего, не об устранении самого явления, а о том, что с 30-х гг. Ill в. императорам было уже не до того.

Римская баня на полотне Альма-Тадема в лондонской галерее Тейт

Римляне строили бани всюду, где они селились или надолго останавливались. Развалины их находят во Франции и в Англии, по Рейну, Некару и Дунаю, но наилучшее представление о римских банях дают хорошо сохранившиеся остатки помпейских бань. В этом маленьком городке было две городских бани (третью начали строить незадолго до катастрофы, и она осталась незаконченной). Одни расположены за Форумом к северу — их и называют Форумскими, по местоположению, или Малыми по сравнению с другими банями, которые получили от археологов название Стабиевых, потому что одной стороной выходили на улицу, шедшую по направлению к городу Стабиям.

«Бани, любовь и вино – до старости жили мы вместе»: неизвестный автор поставил слово “бани” впереди по требованию гексаметра, но они вправе занять это место и по своему значению в жизни древнего римлянина. Ежедневное посещение бани – оно вошло в обычай с I в. н.э. – предписывалось элементарным правилом гигиены, требовавшей соблюдения физической чистоты: в южном климате, под знойным солнцем, в тесноте, пыли и грязи городских улиц и квартир-конур это требование без ежедневного мытья было бы неосуществимо.

Затем баня, по воззрениям тогдашней медицины, принадлежала к числу действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без нее нельзя было обойтись. А кроме того, бани были местом встреч и сборищ, веселых игр и спортивных радостей. Марциал, перечисляя то, чем красна жизнь, называет рядом с избранными книгами баню. На одной из плит Тимгадского форума выцарапана игральная доска, и в ее клеточки какой-то досужий игрок постарался вписать формулу, которая объясняла, в чем смысл жизни: “охотиться, мыться, играть [в кости], смеяться – это вот жизнь”.

Мы видели, с каким вкусом и усердием помпейцы украшали свои бани, а Помпеи были только небольшим и невидным городом. Богачи, современники Сенеки и Марциала, превращают свои бани в настоящие дворцы, где “один человек располагает пространством не для одного”. Хозяин убирает их статуями и колоннами, которые “ничего не поддерживают”, но поставлены как украшение и показатель затраченных средств, устраивает искусственные водопады, чтобы слушать “шум воды, скатывающейся по ступеням”, заказывает дорогие мозаики для полов; “мы дошли до таких прихотей, что желаем ступать только по драгоценным камням”; “наши бассейны обложены фасосским мрамором, который когда-то редко видели и в храме”.

Стены инкрустировали и облицовывали разным мрамором: по словам Марциала, в бане Клавдия Этруска, сына императорского отпущенника, “в одном месте зеленел тайгетский камень и состязались своей разной окраской толстые плиты, которые вырубили фригиец и житель Ливии”. Иногда добавлялся еще мрамор из Кариста. Вся эта роскошь меркнет, однако, перед императорскими термами в Риме.

Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков, теснившихся на антресолях своих мастерских или где-то “под черепицами” в душной грязной квартире без воздуха и света с видом на грязные стены противоположного дома, до которого только что нельзя было дотянуться рукой. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения и самим заняться ими; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке.

Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Термы — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось всё населения города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни.

Термы Каракалла. План.
Вот что пишет об устройстве и технике сооружения терм римский архитектор Марк Витрувий Поллион, живший в I веке до н.э., автор трактата “Десять книг об архитектуре” - Выбрать место под строительство необходимо более тёплое, т.е. здание не должно быть обращено на север или северо-восток. Горячие и тёплые помещения должны иметь естественный свет с запада. даже в зимнее время. Если природные условия препятствуют этому заданию, свет должен проникать с юга и здание ставить с учётом этого требования.

Женские и мужские отделения должны располагаться с одной стороны, но в разных отделениях. С севера или с северо-восточной стороны над нагревательными устройствами располагались медные баки для нагрева воды. В целях экономии, вода горячая и холодная, подавались по трубам одновременно, что уменьшало расход горячей воды.. Висячие полы горячих бань, земляной пол покрывались черепицей с наклоном к нагревательным отверстиям, так, чтобы пар не смог останавливаться и сам возвращался к топке. И огню легче распространяться под висячим полом. Висячие полы устанавливали на столбах. Сводчатые покрытия бань выполнялись из плотно подогнанных каменных плит, но мог использоваться и деревянный каркас. Такую конструкцию крепили железными обручами с крюками, под каркас подкладывали слой обожжённой глины. На крюки укладывались плиты, точно подогнанные под общий уровень. Такая точная подгонка позволяла жару не задерживаться на покрытии. Величина термы зависела от количества посетителей.

Термы Диоклетиана. План
Бассейны должны располагаться у окон, находящихся в стенах западных и южных сторон здания, что позволяло дольше использовать естественное освещение. Предусматривалось и то, чтобы стоящие вдоль краёв бассейна люди не могли затенять собой вводу бассейна,


Потолок горячих бань имел форму полушария. В центре потолка имелся круглый люк – кружьё, закрытый медным щитом, служивший для выпуска пара и жара.

Почти все помещения отапливались через систему специальных каналов, проложенных в стенах. Само здание снаружи и внутреннее убранство поражали отделкой, стены были украшены мозаикой, мрамором. Вдоль стен стояли скульптуры и живые цветы..

Обогрев в тепидарии Стабиевых терм в Помпеях.
Видны мозаичный пол и устье печи

Древнеримские термы

Первые термы выстроил в Риме Агриппа, завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы Нерон (впоследствии они были отремонтированы Александром Севером, почему иногда и называются Александровыми).

Недалеко от Неронова Золотого дома находятся термы Тита; к северо-востоку от них, почти рядом, были Траяновы термы, где в царствование этого императора мылись женщины.


Римские бани. 1858 - Бронников Федор Андреевич.

Позднее воздвигнуты были термы Каракаллы, официально именуемые Антониновыми; они находились около Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием.

Между Квириналом и Виминалом лежали термы Диоклетиана, занимавшие 13 га. Тепидарий их Микеланджело превратил в церковь, существующую и поныне. Национальный Римский музей нашел себе приют в этих же развалинах.

Древнеримские термы строились по всей территории Римской империи, но до наших дней сохранились, как правило, только в виде руин.

Термы Каракаллы, Рим, Италия, III век (212-217 годы)

Лучше всего сохранились термы Каракаллы, которые уже в V век н. э. считались одним из чудес Рима.

Термы Агриппы, Рим, Италия, I век до н. э.

Аподитерий мужского отделения Стабиевых терм


Отделение женского кальдария

Женская половина терм, куда вёл отдельный вход с улицы, меньшего размера и скромнее украшена, однако лучше сохранилась. Из внутреннего дворика можно попасть в помещение аподитерия, рисунок мозаичных плит на полу которого изображает тритона в окружении четырёх дельфинов, осьминога и каракатицы.

Помещение женского тепидария украшено напольными мозаиками с геометрическим узором и декоративными настенными панелями. Отделение женского кальдария освещалось через отверстие в своде.


Сейчас даже невозможно представить, какие дворцы-термы строили древние римляне.


Термы Диоклетиана - это сооружение, которое архитектурно повторяет формы целого города. Оно было возведено в Древнем Риме и выполняло... За один раз там могло поместиться 3 200 человек.

Сейчас не часто встретишь роскошные условия термы. Предлагаю посмотреть видео о современных Римских банях.




источник
http://zdorova.narod.ru/banya/
Рубрики:  История/История древнего мира
Здоровье
Интересно
Метки:  

Процитировано 21 раз
Понравилось: 10 пользователям

Ipola   обратиться по имени Четверг, 12 Июля 2012 г. 14:54 (ссылка)
Спасибо, Оксаночка!
Ответить С цитатой В цитатник
Fatamargana   обратиться по имени Четверг, 12 Июля 2012 г. 15:39 (ссылка)
/
0_7180c_199a4333_M (235x196, 18Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Унгвицкая   обратиться по имени Четверг, 12 Июля 2012 г. 16:10 (ссылка)
Очень интересный и содержательный пост! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
академик_БОР   обратиться по имени Четверг, 12 Июля 2012 г. 18:10 (ссылка)
Баня это здоровье, жаль дома нет сауны с парилкой.
Ответить С цитатой В цитатник
Pannat   обратиться по имени Четверг, 12 Июля 2012 г. 18:20 (ссылка)
Очень интересно! Прекрасная работа! Спасибо, возьму себе.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Антонина_Николаевна   обратиться по имени Четверг, 12 Июля 2012 г. 18:59 (ссылка)
Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
timemechanic   обратиться по имени Четверг, 12 Июля 2012 г. 21:10 (ссылка)
"За тела и души полезно излеченье -
Восславим баню мы сто раз,
Никто не обвинит нас в роскоши безделья -
В том Храме где грехов смываем грязь!"

А интересно же!
И по архитектуре и по нравам материал!
Спасибо!

Мастер Идей.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Sergey1958   обратиться по имени Четверг, 12 Июля 2012 г. 21:17 (ссылка)
Очень интересный пост! Молодец, Ксюша!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 14 Июля 2012 г. 15:03ссылка
Спасибо Сережа! Впереди еще турецкие, японские и финские бани)))
ТаМаРа_ТАРАНЬжина   обратиться по имени Суббота, 14 Июля 2012 г. 22:26 (ссылка)
Интересно! Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
horus77   обратиться по имени Среда, 26 Сентября 2012 г. 14:08 (ссылка)
Уважаемая Оксана Лютова!Когда наши с Вами уважаемые предки пришли в италию,они не обнаружили ничего из того,что Вы описываете,сие появилось там только после благотворного воздействия древних РУСОВ,а до этого там прыгали мартышкообразные существа,которые не имели ничего общего с нынешними италийцами.Просто неудобно Вам об этом напоминать.У меня такое ощущение,чтоВы что-то забыли!!изумлен!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Сентября 2012 г. 16:15ссылка
Сударь, а какие ко мне притензии? Я что сама эту историю выдумала, и картинки отфотошопила)))
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку