Зрители помнят Варвару Александровну лишь по ролям нянек и старушек в сказках Александра Роу.
По нашим советским добрым сказкам, где от всех актёров шло добро и было чему поучиться.
Лицо этой бабушки просто искрилось добротой.
А в середине 1920-х она уже снималась у таких мэтров, как Протазанов, Козловский, Доронин, Оболенский. Сыграла главную роль Кати Сушковой
в фильме "Его призыв" (1925); Марусю в "Кирпичиках" (1925); Мотю в "Случае на мельнице" (1926); Варвару Глазкову в фильме "Жена" (1927)...
В конце 20-х о Варваре Поповой заговорили как о талантливой театральной актрисе, когда она с блеском сыграла Луизу в пьесе Фридриха Шиллера «Коварство и любовь».
В роли Риты, "Яд" А.В.Луначарского. Театр бывш.Корша, 1925г.
Но больше Попова ничего заметного в театре не сыграла.
Она не умела интриговать, бороться и извлекать выгоду. Многие называли её неудачницей.
В личном деле Варвары Александровны написано: «Находится в условиях не очень благоприятных для роста, но все же делает успехи».
Её называют самой загадочной фигурой в истории театра имени Вахтангова.
Малограмотная,простоватая,замкнутая, но вместе с тем необычайно одарённая, она покинула сцену, а точнее - самоустранилась в расцвете творческих сил.
Варвара Александровна не приняла новое руководство родного театра и не стала бороться.
Варвара Попова закончила Третью студию Московского Художественного театра, руководимую великим актёром и педагогом Вахтанговым.
"Приезжайте на Байкал"-1965
У Поповой не было никаких почётных званий.
«"Любимая ученица" Вахтангова – это выше любых почестей и наград», – говорила актриса.
"Выстрел"-1966
Она дружила вместе с теми, кто в дальнейшем определял стиль и направление развития русского театра, кто поистине стал лицом отечественной сцены
С ними Варвара Попова была на «ты», но никогда не кичилась этим и никогда не вступала ни в какие конфликты.
"Бабье царство"-1967
Единственное, что Варвара Александровна позволила себе – вступиться за своего любимого партнера и единомышленника Бориса Захаву, когда против него в театре начались интриги.
"Братья Карамазовы"-1968
Начальство этот шаг не оценило, и вскоре Попова вынуждена была уйти из театра Вахтангова. Навсегда. Этот инцидент и стал роковым в её биографии.
С 1956 года Варвара Александровна ни разу не переступила порога Вахтанговского театра.
Зато вскоре у Поповой началась новая жизнь – она вновь пришла в кинематограф.
"Директор"-1969
Вновь – потому что за её плечами уже был солидный опыт работы в кино в 20-х годах.
В 1962 году Борис Бунеев позвал её на роль Агафьи в свой фильм "Конец света".
В том же году сыграла небольшую роль в фильме "Течёт Волга", снималась в
"Большом Фитиле"(1963).
Попову много снимал Алексей Салтыков, называя старую актрису своим талисманом.
Впервые они встретились на съёмках «Председателя»(1964),
где Варвара Александровна сыграла некую Самохину
– деревенскую старуху, которая всё время «подначивает» молодого председателя колхоза Егора Трубникова.
Однако наибольшую известность принесла актрисе работа с Александром Роу.
В «Морозке»(1964) она сыграла слепую старушку, которую Иван с медвежьей головой пронес через весь лес к её дому,
а в сказке «Варвара-краса, длинная коса»(1969) Попова была нянькой Степанидой.
"Золотые рога"-1972
"Сибирячка"-1972
Точно так же, как в случае с театром, Варвара Попова неожиданно исчезла и с киноэкранов, сыграв около в тридцати фильмах.
Её светлый облик остался запечатленным в немногих фильмах.
В 1975 году Попова появилась перед зрителями в последний раз – в телефильме Константина Бромберга
"У меня есть лев».
В музее театра Вахтангова указано, что скончалась Варвара Александровна когда ей было почти 90 лет.
Как она жила все эти годы, чем занималась, с кем общалась – неизвестно.
Загадкой она осталась до конца.
Варвара Александровна Попова ушла из жизни 31 октября 1988 года.
Похоронена в городе Москве на Введенском (Немецком) кладбище.