Перикл и Аспазия. |
Перечитывая на днях сравнительные жизнеописания Плутарха, остановился на описании жизни Перикла и ощутил вдруг потребность напомнить и вам, мои дорогие друзья, о жизни этого великого человека и его страсти к гетере Аспазии, приведшей к гибели демократии в Афинах. Как пишет Плутарх , Перикл (495? - 429 гг. до н.э.) был «как с отцовской, так и с материнской стороны из дома и рода, занимавших первое место» в Афинах.Отцом Перикла являлся Ксантипп, один из героев борьбы с персами, а мать его Агариста принадлежала к славному роду Алкмеонидов.
Географическая карта древней Греции.
Как утверждает Плутарх, однажды Агаристе приснилось, что она родила льва, а спустя несколько дней родился Перикл."Телесных недостатков у него не было; - замечает историк, - только голова была продолговатая и несоразмерно большая". Возможно, поэтому, а скорее из-за своей постоянной собранности, Перикл ходил обыкновенно в шлеме, как его изображают на статуях.Афиняне постоянно потешались над формой его головы, находя ее похожей на морскую луковицу(схину). Аттические поэты называли его "схинокефалом", т.е лукоголовым. А когда Перикл построил первый в мире музыкальный театр Одеон с конусообразной крышей, стали говорить, что он ходит с Одеоном на голове.
Перикл, бюст из Ватиканских музеев.
В молодости Перикл побаивался народа и боялся изгнания (остракизма), поэтому долго не занимался общественными делами, но в походах был храбр и смел, постоянно искал опасностей. Готовясь к вступлению на политическое поприще, он старался путем философии достигнуть глубокого понимания религии и всего человеческого, и кроме того занимался искусствами, изучением красноречия и государственных наук. Перикл по праву считался одним из наиболее образованных людей своего времени, предпочитавший всякому иному обществу общество философов, ораторов и художников, которые в эту эпоху стремились жить в Афинах. Особенно близко он сошелся с философом Анаксагором,величайшим скульптором Греции Фидием, учителем красноречия Дамоном и др. Перикл был так благоразумен, что сначала упрочил за собой расположение народа, а потом выступил на политическом поприще на стороне простого народа против аристократии. Перикла из года в год выбирали первым из десяти стратегов и на самом деле он единолично правил государством : недаром афиняне сравнивали его с Зевсом и шутя называли Олимпийцем.
Фидий. Зевс Громовержец.
Перикл был строго неподкупен и чрезвычайно добросовестен в управлении афинской государственною казною. Средства, которые он от времени до времени употреблял для упрочения своего владычества, были всегда приноровлены к обстоятельствам и характеру афинского народа. Перикл содействовал основанию новых колоний, чтобы обеспечить существование тысячам бедных граждан, устраивал на государственный счет раздачу хлеба и производил большие постройки, чем украшал Афины и возвышал свое значение, а с тем вместе доставлял занятие и пропитание толпам рабочих и художников. Точно так же Перикл установил много новых празднеств и увеличил блеск прежних, отчасти для того, чтобы этим блеском и публичными пиршествами привязать к себе граждан, отчасти же с тою целью, чтобы содействовать их развитию поучительными и возвышенными удовольствиями. При правлении Перикла своим экономическим преуспеянием Афины затмили другие города Греции, только Сиракузы могли соперничать с ними.
Афинский Акрополь в древности. Реконструкция.
Афинский Акрополь в настоящее время.
Перикл был прост и сдержан, обладал возвышенным образом мыслей, что связывают с влиянием на него Анаксагора, и вне стихии шуток комических поэтов афиняне называли его не иначе, как «олимпийцем», то есть небожителем в ряду богов Олимпа. Красноречием, составлявшим одно из важнейших и необходимейших достоинств государственного человека в республиках древнего мира и, в частности, в Афинах, Перикл так далеко превосходил всех своих современников. Про него говорили, что слова его напоминают собою молнию и гром и так же поражают, как они. Перикл принадлежал к ораторам, заботившимся только о содержании, а не о форме речи. Красноречие его было основано на высоком философском развитии и на глубоком знании человеческой натуры, и хотя он не пренебрегал искусственными средствами убеждения, но никогда не кеподлаживался под образ мыслей своих слушателей простолюдинов, а, напротив, постоянно старался поднять их до своего уровня.
Выступление Перикла перед Афинскими гражданами.
Женщины обожали героя, но Перикл предпочитал тратить своё время на чтение философских трудов, решение государственных дел и руководство обширным строительством, а не на женщин. Кроме того, сорокалетний Перикл был женат и имел двух сыновей. Находясь в зените своей славы, мудрый политик даже не помышлял о любовных приключениях , пока в Афинах не появилась Аспазия. Она прибыла из родного Милета примерно в 455 году до нашей эры и стала заниматься тем, чего менее всего ожидало от нее патриархальное афинское общество - открыла школу риторики для женщин.Судя по скульптурному изображению, Аспазия не отличалась выдающейся красотой, но была, по свидетельству современников, чрезвычайно привлекательной, в особенности для мужчин.
Бюст Аспазии. Ватиканский музей.
Перикл, который мог предаваться интеллектуальным беседам будучи вне стен свого дома, сильно скучал со своими домашними, и поэтому не удивительно, что он начал захаживать на огонек в школу риторики Аспазии. "Какая там школа, - возмущались праведные афинянки. Публичный дом как публичный дом!"Нельзя сказать, что блюстительницы нравственности были категорически не правы. Но им нечего было противопоставить умной гетере, которая умела удовлетворять не только эротические запросы мужчин.У Аспазии собирался весь цвет интеллектуальной элиты Афин: драматург Эврипид, целитель Гиппократ,скульптор Фидий, чья скульптура Зевса стала одним из чудес света.Сам Сократ утверждает, что своим формированием он обязан Аспазии.
Лоуренс Альма-Тадем, 1868. Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям.
При деятельном участии Аспазии и, может быть, даже под её руководством, происходили живые и одухотворенные беседы, где сверкали остроумие, красота и тонкость мыслей, захватывающие воображение. Говорили о политике, философии, искусстве, всплывали проблемы семьи, брака и образования. Затрагивались также научные истины, пытались понять основы космического устройства. Аспазия была духовной матерью кружка, ласковым словом участия она ободряла молодые таланты и давала сердечную поддержку и утверждала духовные стремления друзей.Чужие люди приводили к ней своих жён, чтобы те слушали её разговор. "Рассказывают, что Перикл полюбил Аспазию за её ум и политические способности", — говорит о ней свидетель античного мира Плутарх.
Jean-Léon Gérôme.1861. Сократ ищет Алкивиада в доме Аспазии
Перикл, внешне очень уравновешенный и невозмутимый человек, совершенно потерял от Аспазии голову.Если ранее он больше всех выступал за неприкосновенность брака, то после знакомства с ней он вскоре развелся с женой, подыскав ей надежного нового мужа.Более того, согласно закону, принятому не так давно по настоянию Лукоголового, афинянин не мог вступать в официальный брак с куртизанкой или гетерой - какой бы национальности и какого бы происхождения она ни была.Но любовь оказалась сильнее всех законов. Оформив развод с первой супругой, передав по древнегреческим традициям её другому, Перикл вступил в новый семейный союз со своей любовницей.
Сократ и Алкивиад у Аспазии. С картины Педро Америко
Прекрасная Аспазия стала второй женой афинского вождя, что вызвало немало пересудов и едких откликов в афинском обществе. Но это ничуть не смутило Перикла.Вопреки древнегреческим законам, Аспазия не стала затворницей в доме супруга. Напротив, она продолжала собирать гостей и развлекать их остроумными спорами и мудрыми суждениями. Женщина вела активную общественную деятельность, пытаясь добиться улучшения жизни афинских женщин.
Hector Leroux (1682 - 1740)Перикл и Аспазия любуются гигантской статуей Афины в мастерской Фидия.
Вскоре у Аспазии и Перикла родился сын, которого отец конечно же хотел признать законным.Но не тут то было! Демократия на то и демократия, что законы одинаковы для всех.И сколько ни называл Перикл Аспазию своей женой, сколько ни выражал на людях свою любовь и првязанность к ней,- все это не действовало на упрямившихся его воле афинян. Более того они озлоблялись все более и выдвинули против неё обвинения.
Перикл и Аспазия. С картины Гарнело
Портрет Аспазии. Джозеф Кооманс, 1872.
Аспазия. Скульптура V в. до н. э.
Перикл так рыдал, защищая любимую, и достиг таких высот красноречия, что ошарашенное собрание оправдало гетеру.Драматург Эсхил так оценил его выступление:" Он бы не пролил столько слез, если бы речь шла о его собственной жизни".После суда авторитет прославленного демократа пошатнулся. Состоявшие в других партиях политики всё чаще обвиняли Перикла в излишних тратах на строительство и обустройство города, которые, по их мнению, были ненужной роскошью. Не будем забывать, что совершенный вид афинский Акрополь принял именно во времена Перикла. К тому же началась война со спартанцами, принёсшая новые страдания афинянам, а после неё разразились голод и чума. Эпидемия чумы, обрушившаяся на Афины и унесшая жизнь обеих сыновей Перикла,несколько примирила горожан с грешной любовью Перикла. Они смилостивились и признали законным его брак с иностранкой "сомнительной профессии". Однако было поздно, бедствия, казалось, не отступали от Афин. В 429 г. до н.э. Перикл заразился чумой и через несколько дней умер.Последние дни жизни он провёл с любимой Аспазией, которая не отходила от возлюбленного ни на минуту.
Алексей Леонов,Аспазия и Перикл. 2009, шамот.
Оставшись вдовой, Аспазия вынуждена была искать мужчину-покровителя. Для преуспевающей куртизанки это не составило особого труда и она вышла за своего ученика,полководца, вождя демократической группировки Лизикла.Родила от него сына.Но новый супруг вскоре погиб в сражении.Афиняне так и не признали Аспазию своей - после гибели второго мужа она удалилась с младшим сыном из Афин. Больше сведений о ней история не сохранила.
Аспазия. Гравюра времен Просвещения.
Первый же сын Аспазии от Перикла, Перикл-младший, стал полководцем. После разгрома флота Спарты он был обвинен в том , что тела погибших не были извлечены из моря и казнен. Случилось это за несколько лет до самоубийства Сократа. Так закончился золотой век афинской демократии.
Источники: Источник №1,источник №2
Рубрики: | Личности и судьбы/Творческие люди Личности и судьбы/История любви |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |