Cвятая мученица Марина |
Житие и страдание святой великомученицы Марины
В прекраснейшем исповедании нашего Спасителя Иисуса Христа воссияла1 Его возлюбленная невеста краснодевственная Марина2. Богу было угодно показать, как слабой юной девице для духовных битв и побед ниспосылается сила, для которой нет невозможного в законах жизни и природы, сила Божья, изумляющая неверующих людей.
Отважная Марина укрепилась Господом и могуществом силы его. Она, облекшись во всеоружие Божие (Еф.6,10-11), мужественно претерпела страшные истязания за Христа. За это юная страстотерпица удостоилась получить удел в Царстве Небесном со святыми девами. Но слава всеблагой Марины все же превосходит славу многих святых мужей и жен. Ее необыкновенное рвение ко Господу оказалось столь сильным, что даже после жестоких пыток, когда ее нежное девичье тело было изранено и обагрено кровью, христолюбивая отроковица молила Бога подвергнуть ее еще одному неслыханному испытанию: она просила Господа о встрече с врагом рода человеческого, дабы воочию увидеть его и одолеть. Силой Божьей святая победила дьявола. Надменный лукавый бес был попран пречистой девственной стопой, принужден открыть правду о том, как он губит человеческие души, и отправлен в преисподнюю. Благодаря святой Марине, мы можем узнать, как сатана овладевает человеком: по милости Божьей голос юной исповедницы, который она возвысила на мироправителя тьмы, донесся к нам через тысячелетия для нашего спасения. Очевидец страданий великомученицы Марины блаженный Феотим пожелал, чтобы все узнали о славном подвиге богомудрой девы, о чудесах, которые Господь сотворил через нее, и о ее победе над бесами. Феотим составил повествование о жизни и подвигах святой Марины и возвестил верующим в Господа нашего Иисуса Христа, как все происходило.
Марина родилась в городе Антиохие, столице провинции Первая Писидия3. Она происходила из знатной языческой семьи: отец ее Эдесий был жрецом бесчувственных изваяний. Эдесий отдал свою единственную дочь на воспитание кормилице, жившей в поместье его жены в пятнадцати семеях4 от города. Мать Марины скончалась, когда девочке исполнилось двенадцать лет.
После смерти матери кормилица еще больше полюбила Марину и рассказала ей об Истинном Боге. Марина росла в окружении богомерзких язычников и в этом диком терновнике вдруг расцвела ярчайшей, благоуханной розой - познала истину и просияла благочестием. Сердце благоразумной девицы воспламенилось любовью ко Христу. Она ни о чем другом не могла думать и говорить, как только о Боге.
Эдесий узнал, что его дочь стала христианкой. Но как мог жрец, посвятивший свою жизнь служению языческим богам, поступить с дочерью, уверовавшей во Христа? Эдесий отрекся от Марины, - он перестал даже вспоминать о ней, забыв об отцовском долге. Девушка освободилась от опеки нечестивого отца и могла теперь без всяких препятствий посвятить себя Богу. Ее сердцу были созвучны слова псалмопевца Давида: Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия (Пс.83,11). Так Эдесий перестал считать Марину своей дочерью, а девица всю свою надежду возложила на Отца Небесного.
1Житие и страдание святой великомученицы Марины написано заново для будущих Четьих-Миней по всем дошедшим до нашего времени древним греческим и латинским рукописям, включая уникальные памятники рубежа !\/-\/ веков. При составлении текста были использованы три группы источников:
а) Древнейшие мученические акты святой Марины на греческом языке
(опубликованы в: Асtа S Маrinae еt Christophori / Еd. Н. Usener // Festschrift zur funften Sacularfeier der Carl-Ruprechts-Universitat zu Heidelberg.Bonn, 1886. Р. 15-46) в трех редакциях: 1) Codex Parisinus graecus 1470, 890 г, л. 132 слл. (Принадлежал Константинопольским патриархам Николаю Мистику (896-908 и 912-925 гг.) и Василию (970-974 гг.). Протограф жития списан и снабжен схолиями в 815-820 гг. святителем Мефодием, патриархом Константинопольским (842-846 гг.)); 2) Codex Parisinus graecus 1468, X - нач. XI вв., лл. 211 об.-224. 3) Codex Palatinus graecus 4, Х-Х! вв., лл. 189 об. слл. Латинские варианты этих актов: 4) Codex Casinensis, XI в. 5) Parisinus Latinus 17002, X в.
б) Три греческих жития из неопубликованных рукописей любезно предоставлены нам библиотеками Ватикана и Венеции: 6)Codex Marcianus 362,
1278 -1279 гг., лл. 169-179 об. 7) Cod.Palat. gr.. 317, XI в., лл. 51 об.- 65 об.; 8) Cod.Bard.gr.. 456, XIII в., лл. 145-150 об. в) Другие агиографические памятники о святой Марине: 9) Житие, составленное блаженным Симеоном Метафрастом (изд.: Sirius L Febr.. 12.); 10) Похвальное слово монаха Неофита , 30, 1966. Ф. 160-161; 11) Латинское житие (изд.: Mombritius B. Sactuarium sive vitae sanctorum.Vol ll.V. Mediolani. . 4у-8).
Авторы выражают благодарность А.Ю.Виноградову за переводы текстов с латинского и греческого языков, а также ценные исторические уточнения.
2Марина в переводе с латыни означает "морская". В латинских текстах святая великомученица Марина называется Маргаритой, и под этим именем она почиталась на Западе. Узенер предположил, что Маргарита (в переводе с латыни "жемчужина ) - прозвище святой Марины, данное ей за ее красоту.
3Писидия, находится в центральной части Малой Азии. Император Веспасиан в 74 г. разделил ее на две провинции: Первая и Вторая Писидия. 4Семея - греческое название римской мили, равной 1478,17 метрам.
Когда Марине исполнилось пятнадцать лет, кормилица рассказала ей о подвигах святых мучеников. В те дни злоначальный враг рода человеческого воздвиг лютое гонение на Церковь Христову. Дьявол стремился потрясти ее до самого основания, но не достиг цели, ибо сказано: врата ада не одолеют ее (Мф.!6,18), Христиане отказывались поклониться идолам и, укрепляемые силой Животворящего Креста, мужественно претерпевали от язычников жесточайшие пытки и казни, Удивительными знамениями и чудесами мученики истощали твердыню заблуждения и обращали ко Христу множество народа. Юная девица пожелала подражать им. В своих молитвах Марина просила Бога:
- Владыко Человеколюбче, Ты знаешь слабость и немощь человеческой природы. Укрепи меня против супостата, дабы я попрала его и прославила Тебя во веки. Аминь.
Однажды Марина вместе со своими подругами вышла в поле посмотреть на стадо овец, которое там паслось. Мимо по дороге из Асии5 в город Антиохию ехал правитель по имени Олибрий. По повелению императоров6 эпарх объезжал писидийскую область для розыска и казни христиан. Недалеко от дороги он увидел Марину. Необычайная красота девушки поразила Олибрия. Он захотел взять ее в жены, а если она рабыня, то выкупить у хозяина и сделать своей наложницей. Нечестивый язычник приказал воинам узнать, кто эта девица, и привести ее к нему.
Послушай, читатель, как поступила славная исповедница, когда воины правителя окружили ее. Марина поняла, что пришло время ей пострадать за веру и стала взывать к Богу:
- Не оставь меня, Господи Иисусе Христе, и не дай погибнуть моей душе! Пусть враги не одолеют меня. Да не осквернится мой слух их льстивыми речами. Да не превратится мой разум в тинистое болото. Да не поколеблет мое рвение страшный, враждебный и ненавидящий добро бес. Пошли мне свыше мудрость, дабы я укрепилась силой Твоей и бесстрашно дала ответ тирану. Избавь меня от козней вражьих, ибо я как овца среди волков, как птица в силке ловящих и как рыба в сети. Приди, Христе, и спаси меня! Воины вернулись к правителю и сообщили ему, что девица молится Христу. Олибрий приказал остановить свою реду7 и подвести к нему девушку.
*Асия - римская провинция на западе Малой Азии.
еИмператор Диоклетиан (284-305 гг.) и его соправитель император Галерий (285-311 гг.) издали в 303 г. эдикты о жесточайщих гонениях на христиан. 7Реда - разновидность четырехколесной повозки, заимствованная у галлов.
|
2Марина в переводе с латыни означает "морская". В латинских текстах святая великомученица Марина называется Маргаритой, и под этим именем она почиталась на Западе.
- Как твое имя, красавица, - спросил правитель, - где твоя родина и какой ты веры?
Марина рассказала эпарху о себе и своем происхождении. Целомудренная девица, отбросив боязнь и страх, присущие каждому человеку, смело объявила, что она раба Христова, верует во Единого Бога, Создавшего небо и землю, соединена с Ним сердечной любовью и иного жениха не желает.
Олибрий, которому императоры повелели преследовать христиан, приказал своим воинам взять Марину и вести за собой город, но сделать это почтительно: он надеялся угрозами скоро отвратить ее от Христа и уговорить вступить с ним в брак.
В Антиохие Олибрий по языческому обычаю принес жертвы богам и торжественно вознес хвалу царям8, державшим скипетр Римской империи. На следующий день правитель повелел горожанам придти на главную площадь. Когда там собралась большая толпа, эпарх прибыл в сопровождении отряда копьеносцев и воссел на высоко поднятом трибунале9. По его приказу на допрос привели Марину. Олибрий со сладострастием смотрел на девушку, и плотские чувства все более разгорались в нем. Сердце его смалодушествовало, и он произнес:- Знают боги, Марина, как я хочу пощадить твою красоту. По
слушайся меня: принеси жертву богам. Тогда я поставлю тебя выше всех твоих сверстниц. - О правитель, - отвечала Марина, - я не откажусь от непорочного девства. Ты не сможешь убедить меня поклониться идо
Рубрики: | жития святых |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |