-Цитатник

"Книги имеют свою судьбу". - (2)

"Книги имеют свою судьбу" Доброго дня, дорогие друзья! Обещала опубликовать статью о библи...

«Яков и Маргарита». - (0)

«Яков и Маргарита» Он написал «Мастера и Маргариту» до Булгакова – и три года провёл в лагеря...

Про осень. - (2)

Про осень... Что ни день – то резче ветер Рвёт в лесу листву с ветвей… Что ни день – то...

Ace of Base - Happy Nation. - (0)

Ace of Base - Happy Nation (Official Music Video) Ace of Base - Happy Nation (Official Music V...

Публичные предатели! - (1)

Публичные предатели! 22.05.2023 опубликован поимённый список публичных персон России, которые ...

 -Метки

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 авторская работа актёры анимация апрель архитектура в мире животных весна видео видеоролик времена года гатчина город город сосновый бор дикие животные для женщин домашние питомцы еда живопись животные зима из интернета интересности история календарь канарские острова канары картины красивые фото краски осени красота кулинария легенды о цветах лен. область лес лето лунный календарь май март месяц моё фото мои открытки мои путешествия мой питер моя анимация музыка mp3 музыкальная открытка народные приметы народный календарь настроение новогоднее новый год ноябрь октябрь ораниенбаум осень отдых открытка открытки память парк пейзаж песня петербург новогодний петергоф плеер поздравление позитив полезные советы православие праздник праздники природа про животных прогулка путешествие путешествия разное рамка рамки рецепт россия с новым годом! санкт - петербург скульптура события ссылка стихи страны и города тенерифе только правда туризм фауна финский залив флора фото фото друзей фотогалерея фотограф фоторепортаж хорошая погода художник цветение цветы это интересно

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лия_плюс

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2009
Записей: 2786
Комментариев: 4566
Написано: 8893


Художник Дэвид Робертс и его путешествие в Святую Землю.

Суббота, 04 Мая 2024 г. 12:48 + в цитатник
©Текст Энрико НИСТРИ. Использованы материалы из книги издательства "Bonechi".
Рисунки Дэвида Робертса хорошо известны на Западе и гораздо менее - в России. Созданные за несколько десятков лет до того, как в Святую Землю стали приезжать фотографы, они запечатлели эти края с документальной точностью. Трудно поверить, что двести лет назад территория нынешнего Израиля была заброшенной пустыней. Марк Твен, побывавший здесь с паломниками в 1867 году тоже свидетельствует об этом: "Палестина – край заброшенный и неприглядный. Да и какой еще она может быть? Если земля проклята богом, разве может это её украсить? Палестина уже не принадлежит нашему будничному; прозаическому миру. Она отдана поэзии и преданиям – это страна грёз." Это было написано приблизительно за тридцать лет до начала заселения "проклятой" земли еврейскими колонистами. Колонистами - не колонизаторами.
Картины Дэвида Робертса до сих пор окутаны волшебной аурой романтики. Когда-то были они для европейцев окошком в сказочный мир Святой Земли. И нынче для тех, кто побывал в этой стране или живёт здесь, прелесть их не уменьшается. Наоборот. Тем притягательнее они, чем чаще можешь сказать, ткнув пальцем в какой-нибудь вид: "А я здесь бывал!" Марк Блау.
С концом викторианской эпохи, казалось, что имя Дэвида Робертса, как многих художников того времени будет забыто. Но и сегодня его картины производят большое впечатление, а его рисунки сохранили прелесть того утраченного мира, в котором путешествие на Ближний Восток было опасным приключением, а храмы Долины Царей или Храм Гроба Господня становились известными публике только благодаря искусству художника.

Яффа.
Робертсу понравилась Яффа, окружённая великолепными апельсиновыми рощами и взбирающаяся на холм, откуда открывается вид на море. Город, который сегодня входит в мегаполис Тель-Авива, часто упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете. Согласно еврейской традиции, Яффа была основана сыном Ноя Яфетом. В 1187 город попал под власть мусульман и почти не изменялся с тех пор до того момента, как его посетил Робертс.
На рисунке очень подробно показаны различные архитектурные «страты» города, в которых объединились византийские, средневековые и мавританские элементы. Фигуры на переднем плане – польские евреи, ожидающие корабль, чтобы вернуться из паломничества в Иерусалим.

Вид Яффы с юга.
3 Вид Яффы с юга. (700x409, 73Kb)

Ашдод.
Художник «проехал через Ашдод в лунную ночь» – но этот факт не помешал ему позже нарисовать вид города при дневном освещении.
Это место хорошо известно по Библии благодаря своему храму посвященному богу Дагону, получеловеку-полурыбе. Ашдод был центром владений филистимлян, которые постоянно враждовали с израильтянами. Взятый евреями в 710 году до н.э., город позднее попал под правление греков, а затем был присоединен к Римской империи.
9 Ашдод. (700x385, 56Kb)

Иерусалим.
Робертс прибыл в Иерусалим ночью, 28 марта, из Яффы по местности, которая показалась ему «покрытой ковром из диких цветов» и «самой прекрасной, которую я когда-либо созерцал.» Караван был вынужден остановиться на привал вне стен города, и Робертс и его спутники были очарованы совершенной тишиной ночи, нарушаемой только «лаем сторожевых собак». Город, который явился художнику на дороге от Бетании, тогда насчитывал около шестнадцати тысяч жителей, среди которых было шесть тысяч евреев, пять тысяч арабов-мусульман, три тысячи арабов-христиан, и множество паломников, главным образом греков и армян, но также и немного венгров. Чума, бушевавшая внутри стен города всего несколькими месяцами раньше, не заставила Робертса отказаться от входа в Святой город.

Вид на Иерусалим с Масличной горы.
1201 (700x541, 376Kb)

5 Вид на Иерусалим с Масличной горы (700x506, 88Kb)

Дамасские ворота. Иерусалим.
Дамасские ворота построены в 1542 году Султаном Сулейманом Великолепным. Сулейман также воздвиг стены, которые ограждают Старый город и сегодня, на развалинах древнеримской городской ограды, которая в свою очередь была построена на камнях, образовывавших стену, построенную в свое время царем Иродом (Гордусом).
Дамасские ворота и сегодня – одна из самых живописных достопримечательностей в Старом городе.
В Иерусалиме, в любом случае, Робертсу больше понравились стены, а не улицы. «Город в пределах стен,» – писал он 13 апреля, «можно назвать пустыней, две трети которой – беспорядочные руины и поля; оставшаяся треть, с её базарами и разрушенными мечетями, имеет такой несерьёзный и презренный вид, что ни у какого художника не вызвала бы интереса.»
2 Дамасские ворота. Иерусалим (700x492, 94Kb)

Бассейн Бетесда.
Согласно Евангелию от Иоана у бассейна Бетесда в Иерусалиме, Христос чудесно исцелил хромого. Бассейн фактически состоит из двух больших бассейнов, окруженных портиками под которыми находили себе убежище в течение дня слепые, хромые и паралитики. В 1839 году, как видно из рисунка Робертса, бассейн превратился в яму, на дне которой было маленькое озеро. Раскопки, начатые в 1871 архитектором Мауссом, явили на свет развалины раннее существовавших бассейнов и часовни Хромого, построенной во времена раннего христианства.
2 Бассейн Бетесда. (700x514, 99Kb)

Вифлеем.
Базилика Гроба Господня.
Константин и Святая Елена начали строительство грандиозной базилики, первоначальная форма которой выяснилась в ходе раскопок 1934 года. Церковь, которую можно видеть сегодня, относится ко временам императора Юстиниана, и несмотря на многие изменения ее структура осталась в основном неизменной.
6 Базилика Гроба Господня (700x522, 85Kb)

Внешний вид Гроба Господня и Голгофы.
7 Внешний вид Гроба Господня и Голгофы (700x525, 106Kb)

Богослужение в Храме Гроба Господня.
4 Богослужение в Храме Гроба Господня (700x510, 109Kb)

Купание паломников.
На этом рисунке показана обычная для многих старых паломничеств в Святую Землю сцена: купание в водах реки Иордан в месте, которое традиция считает местом крещения Иисуса. Этот обычай восходит к первым столетиям христианской эры, когда многие шли к этому месту, чтобы здесь принять крещение. Даже когда в период правления мусульман, банды грабителей орудовали в здешних местах, многие желали произвести ритуальное погружение в воды Иордана любой ценой. Сюда часто прибывали в караваны с двумя-тремя тысячами паломников, сопровождаемый вооруженными отрядами. Сегодня христиане Иерусалима приезжают сюда в праздник Крещения; на месте крещения Иисуса теперь стоит часовня с лестницей, которая позволяет спуститься к воде.
8 Купание паломников. (700x503, 80Kb)

Синай.
Приближение к горе Синай.
3  Приближение к горе Синай. (700x525, 84Kb)

Монастырь Санта Катарина и гора Синай.
4  Монастырь Санта Катарина и гора Синай (700x435, 81Kb)

Главный двор монастыря Санта Катарина.
4 Главный двор монастыря Санта Катарина (700x444, 92Kb)

Подъем на вершину горы Синай.
11 подъем на вершину горы Синай (450x700, 71Kb)

На вершинe горы Синай.
10 На вершинe горы Синай (700x534, 75Kb)

Айн Муса. Источник Моисея.
Как говорит предание, источник Айн Муса был вызван Моисеем, для того чтобы утолить жажду израильтян после их чудесного перехода через Красное море. Несмотря на то, что неподалеку была найдена нефть и построен небольшой город Рас ас-Судр, сам оазис мало изменился по сравнению со временем, когда 12 февраля 1839 года здесь побывал Робертс. Караван остановился на полдневный привал, а художник успел нарисовать отдыхающий караван и записать в дневнике, что он насчитал пятнадцать ключей, «окруженных несколькими чахлыми пальмами».
3 Айн Муса. Источник Моисея. (700x519, 78Kb)

Скала Моисея.
Скала Моисея представляет собою огромную глыбу из красного гранита длиной 15 фунтов, шириной 10 фунтов и 12 футов высотой, которая и сегодня вызывает благовение как христианских паломников, так и мусульман.
3 Скала Моисея… (505x700, 99Kb)

Древнеегипетский храм Джабель Гараба.
Большинство археологов считают, что на этом месте стоял храм египетской богини неба Хатор – дочери бога солнца Ра.
Благодаря своему возвышенному положению он был местом поломничества. Хатор называли также «хозяйкой бирюзы». Этот камень с давних времен добывали на Синайском полуострове.
3Древнеегипетский храм Джабель Гараба. (700x494, 83Kb)

Аккаба.
Крепость Аккабы стоит на крайнем северном берегу одноименного залива Красного моря и была построена в 16 веке египетским султаном Кансу Гури. Она была квадратная в плане с четырьмя башнями по углам. Во времена Робертса в крепости находился гарнизон в тридцать человек. В крепости находились источники питьевой воды и хранились припасы для паломников, следующих в Мекку.
5  Крепость Аккабы. (700x525, 66Kb)

Стоянка Улад Саид.
На рисунке показано прибытие каравана на стоянку Улад Саид, племени, дружественного племени Бени Саид, бедуины из которого сопровождали Робертса в его путешествии через пустыню. Это племя с незапамятных времён охраняло монастырь Святой Екатерины.
5  стоянка Улад Саид. (700x511, 82Kb)

Петра.
Земли, которые в библейские времена назывались Эдом, были населены с 7000 г. до н.э. Они видели расцвет цивилизации набатеев, кочевого племени, которые в 7 веке до н.э. поселились в районе Петры и использовали её стратегическое положение на перекрёстке караванных путей, по которым перевозили специи, шёлк и благовония из Китая, Индии и Аравии. Римляне завоевали Петру в 106 г. н.э., арабы – в 7 веке. Крестоносцы также построили здесь крепость. Но Петра в то время уже находилась в упадке, и вскоре европейцы забыли даже о её существовании. В 1812 году молодой швейцарский исследователь Иоганн Людвиг Буркхардт заново «открыл» Петру.

Вид Петры с юга.
1 Вид Петры с юга (700x522, 90Kb)

Петра. Старая сторожевая башня.
2 Петра. Старая сторожевая башня. (700x495, 67Kb)

Петра. Эль-Деир.
Эль-Деир, массивное здание, относящееся к набатейской эре. Его название означает на арабском языке «монастырь»; в византийские времена, это место было христианским храмом, что доказывают вырезанные на стенах кресты.
Внутри храма, полностью вырезанного в скале, собирались верующие после окончания ритуальных процессий. С этого места открывается раскошная панорама города и царских могил.
6 Петра. Эль-Деир. (700x521, 102Kb)

Петра. Эль-Хасне.
«Эль-Хасне Фарун» означает «Сокровищница Фараона»: история названия вероятно восходит к древней легенде, согласно которой грабители скрыли здесь клад, но когда стали его делить, поссорились и перестреляли друг друга. Следы пуль, которые видны на фасаде, казалось бы подтверждают эту историю.
Благодаря своему расположению, Эль-Хасне Фарун – одно из наиболее сохранившихся зданий в Петре, и одно из наиболее впечатляющих, особенно ранним утром, когда солнце делает розовый песчанник еще более розовым. Возвышаясь в конце ущелья Сик, словно спрятанное там от капризов погоды, здание это производит грандиозное впечатление на посетителей, внезапно возникая во всей своей красоте.
6  Петра. Эль-Хасне. (437x700, 76Kb)

Петра. Виды Эль-Хасне.
6 Петра. Виды Эль-Хасне. (444x700, 100Kb)

Петра. Театр.
Петра. Театр.

Вид Суэца.
1 Вид Суэца (700x364, 58Kb)

Сцена на берегу Суэцкого залива.
1 Сцена на берегу Суэцкого залива (700x514, 78Kb)

Краткая биография художника.

Дэвид Робертс родился 24 октября 1796 года в семье скромного ремесленника в пригороде Эдинбурга Стокбридж. Его мать, которую он очень любил, первой заметила художественные способности своего сына, который изрисовал мелом стены кухни, изобразив на них фантастические сцены.
Родители не могли платить за образование Дэвида. После того, как он окончил начальную школу, его определили подмастерьем к маляру и декоратору Гэвину Беуго (Gavin Beugo), у которого Робертс получил первые уроки рисования и живописи. Дэвид Робертс уже тогда проявил незаурядные способности к копированию реальной жизни. Однажды он нарисовал однофунтовую банкноту, которую трудно было отличить от оригинала.
В 1815 году Робертс стал работать самостоятельно. Будучи декоратором, он красил стены, мастерски имитируя мрамор и дерево, но довольно рано заинтересовался работой художника-сценографа. В этом качестве Дэвид Робертс дебютировал в цирке-шапито, где по мере надобности, однако, он еще выходил на арену, как униформист. А путешествуя с цирком он удовлетворял свою страсть к перемене впечатлений.
Свою блестящую карьеру Дэвид Робертс начал в 1819 году как сценограф Королевского Театра в Глазго, продолжил ее через год в Эдинбургском театре, а в 1822 году он приехал в Лондон, где сперва работал в театре Друри Лэйн, а с 1826 года – в театре Ковент Гарден. Очень доброжелательно встреченный критикой (в газете "Таймс", например, Робертса назвали гением необычайного таланта) молодой художник начал также писать картины. Его первая выставка состоялась в 1824 году. Дэвид Робертс был также основателем Общества британских художников, которое возглавил в 1831 году.
Он прославился как мастер изображения архитектурных памятников, и в 1824 году Робертс начал свои путешествия поездкой по Франции, Бельгии, Голландии и Германии, где сделал множество рисунков, которые в то время имели большой спрос. Фотография еще не была изобретена, и рисунки и гравюры были единственным способом показать читателю как выглядят далекие страны. В 1832-1833 годах Робертс провел одиннадцать месяцев в Испании. Побывав в Бургосе, Мадриде, Толедо, Кордове и Гранаде, он пересек Гибралтар и побывал также в Морокко, где впервые столкнулся с Востоком и оценил мавританскую архитектуру.
В ходе путешествия и длительного проживания в Севилье, Дэвид Робертс нарисовал множество картин и рисунков, многие из которых были опубликованы в журнале «Landscape Annual», а многие другие – в книге «Picturesque Sketches of Spain». Но, самое главное, они прославили Робертса как иллюстратора и сделали возможным финансирование давней мечты художника – поездку в Египет и в Палестину. Поездка эта готовилась очень тщательно.
Робертс оплатил эту поездку гонораром, полученным от продажи его испанских работ и очень рассчитывал, что и будущие его рисунки найдут спрос, поскольку романтизм в Европе возбудил интерес к экзотическим картинам, раскрытие тайны египетских иероглифов Шампольоном – к цивилизации Древнего Египта, а Святая Земля и ее памятники всегда были притягательны для христиан. Кроме того некоторые места, например, Петру, недавно открытую для европейцев швейцарскими археологами, окружала атмосфера таинственности. К тому же путешествию способствовала благоприятная политическая ситуация. После того, как египетский паша Мехмет Али распространил свою власть на Святую Землю, он начал политику модернизации, которая привела к большей терпимости к проживающим здесь немусульманским народам, в том числе к христианам.

Источник: https://lzeev.tripod.com/index.html
Редакция и дизайн Лия плюс.

Серия сообщений "Зарубежная живопись и рисунок.":
Часть 1 - Картины Дерка Хансена.
Часть 2 - Орхидеи в живописи. Художник Мартин Джонсон Хед
...
Часть 26 - Художник Alan Giana.
Часть 27 - Вифлеем. Пещера Рождества.
Часть 28 - Художник Дэвид Робертс и его путешествие в Святую Землю.

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку