Майкл Хирш (Michael Hirsh), "Newsweek", США.
Присуждение Обаме Нобелевской премии мира показывает, что он по-прежнему популярен за рубежом. Но толку от этого будет немного, если Америку воспринимают как банановую республику.

Что ж, в прошлом эта премия доставалась не только истинным героям и миротворцам (Мартину Лютеру Кингу, Аун Сан Су Чжи, Нельсону Манделе и многим другим), но и террористам (Ясиру Арафату), поджигателям войны (Ле Дык Тхо), или «дутым авторитетам. Но никогда еще Олимпийский – простите, Нобелевский – комитет не останавливал своего выбора на младенце. Не в буквальном смысле, конечно, но все же – администрации Обамы всего девять месяцев «от роду», и хотя за это время мы услышали от президента массу красивых слов, он пока не совершил ни одного поступка, требовавшего такого же самопожертвования и мужества, как подвиги таких лауреатов премии мира, как Лех Валенса, Андрей Сахаров или Анвар Садат. (Ну ладно, мир избежал новой Великой депрессии в том числе и благодаря его усилиям, но почему бы тогда не поделить премию между Обамой и Беном Бернанке (Ben Bernanke)?). Решение, принятое Комитетом, позволяет сделать два вывода: во-первых, он хотел продемонстрировать облегчение всего мира от того, что Белый дом, наконец, покинул Джордж У. Буш; и, во-вторых, за рубежом по-прежнему тоскуют по «прежней Америке».
Но при всей популярности Обамы за рубежом, его путь все больше напоминает мне политическую судьбу другого мирового лидера, также ставшего в свое время Нобелевским лауреатом. Нынешняя «обамамания» во многом сродни «горбимании». Читателям помоложе, наверно, надо пояснить: «горбимания» — это недолгий период эйфории в отношении последнего советского лидера Михаила Горбачева; он продолжался с конца восьмидесятых до распада возглавляемой им страны в декабре 1991 г. Дружелюбный Горбачев был настолько не похож на предыдущих советских генсеков, его цели – радикальные реформы в СССР, «перестройка» и «гласность» — казались столь благородными, что по нашу сторону «железного занавеса» он приобрел необычайную популярность. Во время его частых визитов в США и другие страны Запада люди выстраивались вдоль улиц в надежде на случайное рукопожатие (Горбачев и вправду нередко останавливал свой кортеж и «шел в народ»), а телепродюсеры наперебой старались заполучить его для интервью. Было время, когда пузатенькие «куклы Горби» пользовались у американцев
Читать далее...