Поддержка
Вид
LiveInternet
LiveInternet
Аватар
сменить
x
Друзья
В дневник
Написать
Комментарии
ЛС
Настройки
Регистрация
Вход
Рейтинги
Авось
из (+ сутки) дневников
Записи
Друзья
Комментарии
светлана павлинова
светлана павлинова
Аватар светлана_павлинова
-
Рубрики
вязание
(2364)
кулинария
(2165)
овощи
(129)
мясо, птица
(95)
десерты
(61)
рыба
(47)
супы
(33)
салаты
(15)
напитки
(12)
соусы
(7)
живопись
(1921)
Зарубежная живопись
(804)
Русская живопись
(614)
современные художники
(87)
зарубежная классика
(78)
Стили
(49)
русская классика
(46)
живопись
(1295)
история
(1247)
CCCР
(449)
История Древнего Мира
(160)
Европа в 20 веке
(70)
Средневековье
(56)
Годы перестройки и развала
(49)
Европа и Америка 20 век
(39)
История Египта
(13)
Франция
(11)
Возрождение
(11)
здоровье
(911)
География
(864)
Россия
(256)
Германия, Швейцария, Австрия
(65)
Италия
(50)
Франция
(45)
Америка
(31)
Чехия
(25)
Испания
(24)
Китай
(22)
Индия
(19)
Япония
(17)
Великобритания
(16)
Украина
(15)
Греция
(15)
Острова
(13)
Турция
(10)
Африка
(10)
Грузия
(9)
Прибалтика - Литва, Эстония, Латвия
(9)
Черногория
(8)
Болгария
(8)
Бельгия
(7)
Хорватия
(7)
Египет
(6)
Норвегия
(6)
Португалия
(6)
Иордания
(5)
Израиль
(5)
Ирландия
(5)
Австралия
(4)
Исландия
(4)
Казахстан
(4)
Румыния
(4)
Швеция
(4)
Польша
(4)
Сербия
(3)
Абхазия
(3)
Армения
(3)
Голландия
(3)
Финляндия
(3)
Таиланд
(3)
Исландия
(2)
Мьянма
(2)
Словения
(2)
Румыния
(2)
Сирия
(2)
Корея
(2)
Ливия
(2)
Венгрия
(2)
Перу
(2)
Непал
(1)
ОАЭ
(1)
Чили
(1)
Приднестровье
(1)
Шри-ланка
(1)
Йемен
(1)
Аргентина
(1)
Ливан
(1)
Марокко
(1)
Иран
(1)
Туркменистан
(1)
Вьетнам
(1)
Белоруссия
(1)
Индонезия
(1)
Мексика
(1)
актеры
(845)
развивалки
(825)
Математика
(15)
Русский язык
(8)
вязание для малышей
(739)
писатели и поэзия
(735)
Русская литература и поэзия
(380)
Зарубежная литература и поэзия
(81)
Новейшая история
(599)
природа
(553)
животные
(130)
Птицы
(38)
Подводный мир
(35)
Насекомые
(13)
музыка
(541)
эстрада, романсы, песни
(37)
Европейская классическая музыка
(15)
Русская классическая музыка
(7)
Игрушки
(520)
Растения
(515)
архитектура
(484)
История России и Руси
(395)
Эпоха Петра !
(35)
Эпоха Николая 2 и время перед революцией 1917 г
(28)
Княжеская Русь
(24)
Эпоха Екатерины 2
(24)
История Крыма
(17)
Эпоха Александра 1
(13)
Царь Алексей Михайлович Романов
(9)
Эпоха Ивана Грозного
(9)
Эпоха Александра 2
(8)
Павел 1
(7)
Екатерина 1
(4)
Александр 3
(2)
Императрица Елизавета Петровна
(2)
шитье
(222)
Сказки
(187)
для малышей
(179)
Мифология
(177)
Греция
(25)
Ремонт и домашнее хозяйство
(109)
квиллинг
(92)
психология
(69)
Развивалки-книги
(30)
юмор
(30)
коты
(23)
мультфильмы развивалки
(21)
Динозавры
(21)
Животные
(17)
макияж и стиль
(11)
-
Музыка
Все (3)
Несе Галя воду...
Слушали: 910
Комментарии: 0
Е.Ваенга Клавиши
Слушали: 566
Комментарии: 0
Классика Лист
Слушали: 766
Комментарии: 0
-
Поиск по дневнику
в этом дневнике
-
Подписка по e-mail
-
Интересы
Все (2)
био-завивка и безаммиачное окрашивание волос. живо
вязание.
-
Постоянные читатели
Все (62)
Анна_АннаБель
Annele
Athame_LAR
Cliotada
Divia
Elenka2000
Helenart
IMENA_RUSSKIE
Instara
Juliana-Juliana
Katrina_Op
Lutik58
Natali_Vasilyeva
Procto_Tata
V-8-ivat
Vasilisa59
alexeygus
angellrammstein
besta-aks
chertovka125
ele8105
gregoryh
janetta1
kalbatono
klyukvinka
marina_dfm
obuzuk
sonrus777
vl-sam
voronsila
yuzic
zx2785
Анастасия_Павлинова
Афина_Эфа
Валентина_Валвик
Волшебна_Я
ЖеРоМи
Ирина_33
ЛараЕль
Лелеева
Лирическая
Любовь_Карпенкова
Наста-сья
Пани_Галина
Светлана_Колягина
Ше-лена
ксантиямд
мечтающая
рита1
светлана-полина
-
Сообщества
Участник сообществ
(Всего в списке: 22)
История_Древнего_Мира
Михаил_Задорнов
про_искусство
Мы_киноманы
Рецепты_домохозяек
полезные_игрушки
Мир_рукоделия
Приготовим
Нефильтрованная_красота
ПРИГОТОВИМ_И_СЪЕДИМ
вязалочки
Страны_народы_история
Любители_Путешествий
Крым_наш_дом
СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК
Вязание
Ceska-republika
Geo_club
СДЕЛАНО_С_ЛЮБОВЬЮ
Питер
Vladimir_Vysotsky
Моя_кулинарная_книга
Читатель сообществ
(Всего в списке: 6)
Мир_мультяшек
АРТ_АРТель
Вязание_крючком
Любители_Путешествий
save_animals
Рукодельницам_и_мастерицам
-
Статистика
Создан: 13.08.2009
Записей: 16049
Комментариев: 1181
Написано: 17375
Отчеты:
Посетители
Поисковые фразы
Без заголовка
Пятница, 17 Октября 2014 г. 14:05
+ в цитатник
Цитата сообщения
Bo4kaMeda
Прочитать целиком
В свой цитатник или сообщество!
Портретная галерея Лермонтова Михаила Юрьевича
ЛЕРМОНТОВ
Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира гениального поэта. Но в совокупности созданные профессиональными художниками высокой квалификации (Ф.О. Будкин, П.Е. Заболотский, А.И. Клюндер, К.А. Горбунов — авторы основной прижизненной иконографии Лермонтова — все впоследствии стали академиками живописи) эти портреты все же дают конкретное представление о наружности Лермонтова.
Неизвестный художник
Портрет М.Ю. Лермонтова в возрасте 3-4 лет
1817-18 гг. Холст, масло. 62,0 х 52,5
Государственный литературный музей. Москва
Это самый ранний портрет Лермонтова (холст, масло) – 3-4-летнего ребёнка, – выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Мальчик изображен в натуральную величину в белом платье. С раннего детства Михаил Лермонтов был склонен к рисованию, художник подчеркнул это увлечение: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый рот, большие глаза, с выражением доброты и задумчивости, нежно очерченные губы и немного вздернутый нос.
Портрет хранился в имении бабушки Лермонтова Е.А. Арсеньевой. После её смерти портрет попал в имение её брата, А. А. Столыпина, в Саратовскую губернию, а из его семьи позже – в Мурановский музей. Оттуда – в Государственный литературный музей.
Неизвестный художник
М.Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет
1820-22 гг. Холст, масло
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург
Второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году (холст, масло), вероятно крепостным. На портрете мы видим шести – восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём.
В Институт русской литературы портрет поступил из Тархан в 1927 году. Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И. Зильберштейн, Е. Ковалевская), однако сходство с первым, достоверным портретом и с описанием наружности Лермонтова-ребенка, сделанным А.П. Шан-Гиреем, позволяет отнести его к бесспорным.
Ф.О. Будкин
Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка
1834 г. Холст, масло. 79,0 х 64,0
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург
Этот портрет (холст, масло), как свидетельствует А.М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты. Здесь Поэт изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру - удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра – портрет внушает доверие не только верно переданными, красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубиной взгляда, которую художнику так точно удалось уловить. А.М. Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами». До 1865 года о существовании портрета не было известно. Впервые он был опубликован в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 г., при первом отдельном издании А.И. Глазунова
«Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
, по непонятным причинам указавшего в качестве автора П.З. Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете "Новое время" (23 марта, №10434) в обозрении был помещен следующий текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю.Л. Шереметьевой". Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н.П. Пахомов; по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С.-Петербург») он установил фамилию художника и дату. Дополнительным подтверждением авторства Ф.А. Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией военных портретов и историей военных форм, и Н. Шабанянц, автор работ о живописце П.З. Захарове, пытаются вернуть авторство Захарову и датировать портрет 1838—39 годом, исходя из несоответствия 1834-му году деталей обмундирования, изображенных на портрете Лермонтова, и подвергая сомнению авторство подписи Будкина на обороте портрета. тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым. В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы.
П.Е. Заболотский
Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка
1837 г. Картон, масло. 36,0 х 28,5
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Следующий портрет относится к январю — февралю 1837 года. Выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Арсеньевой (картон, масло; Государственная Третьяковская галерея). Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах, затем через потомков А.А. Столыпина в 1925 году был передан в Государственную Третьяковскую галерею. Несмотря на то, что Заболотский не был крупным мастером, портрет, выполненный в реалистичной манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому. Среди прижизненных портрет считается одним из лучших. В 1841 году А.П. Шан-Гирей сделал с него копию (холст, масло; Институт русской литературы); копия 1870 года выполнена В.Г. Перовым по заказу П.М. Третьякова. К портрету Заболотского восходит и утраченный ныне оригинал неизвестного художника, с которого сохранились копия и фотография, раскрашенная сепией, хранящаяся в Институте русской литературы.
М.Ю. Лермонтов
Автопортрет
1837 г. Бумага, акварель. Овал
Государственный литературный музей. Москва
В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель; в Государственный литературный музей поступил из ФРГ). На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»). Автопортрет предназначался любимой женщине — В.А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Там она отдала акварель на хранение А.М. Верещагиной. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 году на аукционе в Хохберге его купил профессор М. Винклер, в 1955 году передавший два слайда (автопортрет Лермонтова и изображение В.А. Лопухиной) искусствоведу В.Н. Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонек», 1961, № 31, с. 9. В 1962 году Андроников вместе с другими материалами привез из ФРГ оригинал портрета. До этого времени (с 1882 года) в России знали об автопортрете лишь по копии О.А. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акварель; Институт русской литературы; см. в кн.: «Демон», изд. Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). Автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, — одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии.
А.И. Клюндер
Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке
1838 г. Бумага, акварель
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург
Это самый ранний портрет Лермонтова, работы Клюндера — 1838 года (бумага, акварель; Институт русской литературы). Лермонтов в черном расстегнутом сюртуке лейб-гвардейского Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Портрет подписной, датированный: «38/XI». Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Портрет Лермонтова — из собрания командира этого полка М.Г. Хомутова (?). Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт. музей и оттуда — в Институт русской литературы. Мнения современников относительно сходства противоречивы. Другой его портрет Лермонтова — авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего (бумага, акв.; с 1917 — ИРЛИ). Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939—40) — из коллекции кн. В.А. Меншикова (гравюра на стали; ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). Портрет значительно отличается от предыдущих: иная прическа, иной поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). В 1936 году в Государственный литературный музей поступил портрет, очень близкий этой гравюре, — скорее всего, именно считавшийся утраченным оригинал работы Клюндера.
А.И. Клюндер
Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке
1839 г. Бумага, акварель. Изображение: 13,5 х 10.5,: лист 24,0 х 19,5
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург
Второй портрет работы А.И. Клюндера — авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего портрета, нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях (бумага, акварель; с 1917 находится в Институте русской литературы).
П.Е. Заболотский
Портрет М.Ю. Лермонтова в штатском платье
1840 г. Картон, масло. 11,0х9,0
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург
Портрет работы Заболотского (картон, масло; хранится в Институте русской литературы). Лермонтов одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу подпись художника и дата «1840» (славянскими литерами). Этот портрет, как и портрет 1837 года, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.
Д.П. Пален
Портрет М.Ю. Лермонтова в военной фуражке
1840 г., июль. Бумага, карандаш. Изображение 6,5х5,5; лист 10,0х8,5
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург
Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это – оплечное, профильное изображение, выполненное карандашом на бумаге: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. Портрет хранится в Институте русской литературы.
К.А. Горбунов
Портрет М.Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой
1840 г. Бумага, акварель. Изображение 12,0х10,5; лист 15,5х11,5
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург
Последний прижизненный портрет Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. А.А. Краевский заказал его К.А. Горбунову (бумага, акварель). Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. В 1875 году П.А. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти». В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонтовский музей портрет поступил от художника в 1882 году). В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в Институте русской литературы хранятся акварельные копии, на которых повреждения не переданы. В 1842 году по акварельному портрету Горбунова К. Поль изготовил литографию, которая была разослана подписчикам «ОЗ» одновременно с январским номером журнала. Портрет Горбунова был приложен также к первой части «Стихотворений» Лермонтова (1842—44). Таким образом, работа Горбунова оказалась первым изображением Лермонтова, с которым познакомились читатели, и единственным в течение почти 22 лет, по которому делалось множество гравюр и литографий. Портрет хранится в Институте русской литературы.
Лермонтов на смертном одре
Р. К. Шведе
1841, холст, масло
16,5 х 20,5
Институт Русской
Литературы РАН
(ИРЛИ, Пушкинский дом)
Санкт-Петербург
На второй день после гибели поэта Р.К. Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре. «Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок», – писал в 80-х годах Д.А. Столыпин об этой работе. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет, написанный по заказу А.А. Столыпина, много лет находился у него, а в 1882 году А. Столыпиным был передан в Лермонтовский музей. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры. Портрет оставляет тяжелое впечатление.
lermontov.info
.
Рубрики:
писатели и поэзия/Русская литература и поэзия
живопись/русская классика
живопись
Нравится
Поделиться
0
Нравится
Запись понравилась
0
Процитировали
0
Сохранили
0
Добавить в цитатник
0
Сохранить в ссылки
Понравилось
0
<a href="https://www.liveinternet.ru/users/3382567/post340326501/">Без заголовка</a><br/>Портретная галерея Лермонтова Михаила Юрьевича ЛЕРМОНТОВ Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира гениального поэта. Но в совокупности созданные профессиональными художниками высокой квалификации (Ф.О. Будкин, П.Е. Заболотский, А.И. Клюндер, К.А. Горбунов — авторы основной прижизненной иконографии Лермонтова — все впоследствии стали академиками живописи) эти портреты все же дают конкретное представление о наружности Лермонтова. Неизвестный художник Портрет М.Ю. Лермонтова в во... <a href="https://www.liveinternet.ru/users/3382567/post340326501/">Читать далее...</a>
Комментировать
« Пред. запись
—
К дневнику
—
След. запись »
Страницы:
[1] [
Новые
]
Добавить комментарий:
Текст комментария:
смайлики
Проверка орфографии: (найти ошибки)
Прикрепить картинку:
Переводить URL в ссылку
Подписаться на комментарии
Подписать картинку
Наведите сюда мышку, чтобы узнать, как сделать работу с сайтом еще удобнее
LiveInternet
О проекте
Версия для PDA
Контакты
Разместить рекламу
Сменить
Логин
Пароль
Выйти