Прощай, совершенно либеральная и рыночная Латвия!
Небольшой обзор рыночного опыта бывшей советской республики.
Присмотритесь – не похоже ли на ваш опыт сдачи
всего «невидимой руке рынка»
«Правда», 9 – 12 октября 2009 г., «Всё за борт!»
Латвия. Начало сентября, «День знаний», картинка в телевизионных новостях: На пустом школьном крыльце, чистеньком, только что покрашенном (ко дню знаний) печальные ученицы (уже бывшие) кладут цветы, как на могилу, «Прощай, школа!». Это не прощание выпускников, они ещё школьники, это прощание со школой, которую они не успели кончить – она закрылась. Закрылась не одна, в августе закрылось полсотни школ. Для маленькой Латвии (2,2 миллиона жителей) очень много. Нет денег на образование – финансирование образования сокращено на 40%.
Другая картинка – толпятся медики с разными остроумными плакатами - интеллигенты, пикет – закрылась больница. Закрылась не одна, закрылись десятка полтора – нет денег на здравоохранение, сокращение 40%, а финансирование больниц сокращено на 70%.
Звонок на радио – звонит слушатель, сельская пенсионерка – спрашивает, где нам теперь получать пенсию? Закрылось почтовое отделение. Не окупается. Закрылось не одно, закрылось 70 отделений по всей стране. Из 700. Не нужны, не окупаются. Поэтому все почтовые отделения государство ещё год назад заложило за 10 миллионов латов (14,2 миллиона евро) в капитал нового Почтового банка. Будет вместо почты. «Реальная политика» – зачем больному и неграмотному народу почта? На лекарства денег нет.
Закрываются театры – новый министр культуры сказал, что 8 театров для Латвийской Республики слишком много – на театры тоже денег нет. В министерстве культуры теперь есть деньги только на строительство национальной библиотеки за 300 миллионов. Притом – без книг. На книги денег тоже нет – финансирование школьных библиотек сокращено в четыре раза. Кто будет ходить в Национальную библиотеку (если её построят)? Ведь если человек в детстве не научится читать книги, то они ему не потребуются всю жизнь.
А правительство составило перечень государственных функций, их оказалось 1000, и собирает предложения – от каких функций можно ещё отказаться. Для чего? Для того, чтобы сошелся бюджет. А лишние функции можно приватизировать. Больше ведь приватизировать уже нечего. Уже есть желающие – на приватизацию Пробирного надзора. Пробы можно будет ставить только в зависимости от уплаченного тарифа.
Очень интересно! « ГОСУДАРСТВО - Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры». Это из словаря. А зачем нужно государство, если удалить (приватизировать) его функции? Причём, главные - образование, здравоохранение, социальную защиту? Только для зарплат и собирание «отката» высшим чиновникам и экскурсиям президента в ООН - чтобы произнести там несколько обычных дежурных фраз? В эту поездку он там сказал, что из кризиса Латвия выйдет окрепшей.
«Этапы большого пути»
Что же происходит в Латвийской республике?
Просто мы переживаем очередной этап нашего «развития», который очень стройно и логично продолжает уже пройденные этапы, которые начались с обретения второй независимости. Уходит в прошлое сегодняшняя Латвия. Не жизнеспособна. Финишная ленточка уже видна.
Обретя независимость (заслуг ЛР в этом не было – она её получила из рук Ельцина, который в Москве лазил на танки), вместе с ней ЛР получила огромное наследство ЛССР, которая за время, которое теперь называют оккупацией, успела построить 350 крупных промышленных предприятий и создала огромную инфраструктуру. Предприятия работали и зарабатывали деньги в бюджет, который был в два с половиной раза больше теперешнего, который мы целый год пытаемся сократить. Тот бюджет сокращать не требовалось – его профицит (превышение доходов над расходами) составлял 5,8%. Это деньги на развитие. Это при бесплатном образовании, здравоохранении и жилье. Это данные за 1988 год, потом начались митинги и работать бросили. Да так больше и не научились.
Вместо этого взялись за реформы полученного наследства.
Первый этап – приватизация. Появившиеся заграничные консультанты (наши убежавшие с немцами квислинги) объяснили наивным, что государственные предприятия – очень не эффективно, единственный выход – их приватизировать. Так и сделали. Предприятия достались разным ловким ребятам из пришедшего к власти Народного фронта, но что делать с ними, они не знали, предприятия остановились.
Пять лет жили тем, что распродавали оборудование стоящих предприятий – в основном на металлолом, или полякам в Польшу, которые оснащали свои предприятия оборудованием за 5% его стоимости. Теперь поляки нам привозят товары – на 30% дешевле наших. Конкурировать не возможно.
В результате этой «реформы» производственные предприятия исчезли как класс, превратившись в недвижимость. Из 350 уцелели единицы, которых можно пересчитать по пальцам. Объемы производства сократились с 40% ВВП до 12%. Первый этап успешно завершился.
Второй этап реформ – спекуляция недвижимостью. Вся страна оказалась забита недвижимостью, но что с ней делать, было не известно. Поскольку существовал налог на коммерческую недвижимость в 4% от кадастровой стоимости, который исключал возможность держать не работающую недвижимость – чтобы «крутить» её на рынке - налог съедал весь эффект. Недвижимость могла существовать только пока работала. Очень хороший принцип, но спекулянтам не подходит. Как работать – никто не знал.
В Латвии всё в руках нескольких ловких ребят – провели новую «реформу». Снизили налог на недвижимость с 4% до 1%. Всё стало великолепно – налог меньше инфляции, недвижимость стала местом хранения денег для спасения их от растущей инфляции. Такое место дорого стоит, недвижимость стала дорожать - +66% в год. Фантастический «навар». Она «всасывала» в себя все средства из народного хозяйства, превращая всё остальное в пустыню. Ведь спекуляция недвижимостью не вечный двигатель, её надо всё время питать, привлекая средства со стороны. А такой стороны больше не существовало - производство, которое создаёт новые ценности, умерло. Латвия завозит и перепродаёт чужие товары. Чужие и зарабатывают.
Третий этап «реформ». Это сегодня. Правительство это называет «структурными реформами». Все доступные деньги уже «засосала» недвижимость и обесценилась. Обесценилась просто потому, что доступных денег больше нет. Неоткуда их «привлекать», а из вложенных в недвижимость пропало 80%. Пока. Но процесс продолжается.
Что делает правительство? Латвийский корабль тонет, правительство выбрасывает за борт всё чужое ему имущество и пассажиров. Учителей – за борт! Медиков – за борт! Полицейских – за борт! Больницы – за борт! Почтовые отделения – за борт! Пенсионеры – за борт. Театры – за борт! Всё за борт, только самим уцелеть.
Это напоминает старый фильм «Красная палатка», о том, как в Арктике потерпел аварию дирижабль «Италия» генерала Нобиле. Он получил пробоину и терял высоту. «Всё за борт!» В результате, когда он упал, у них не было ничего – ни еды, ни питья, ни горючего. Только маленькая красная палатка на льдине. Больше половины умерло, остальных полумертвых потом нашёл ледокол «Красин». Он пришел в Арктику из Ленинграда – очень не близкий путь.
Что дальше?
Дальше финал – долговая яма. Наследство прогуляли, сами зарабатывать не научились, с прошлого года живём в долг.
В этом году, к сентябрю уже взято в долг у международных организаций 3 миллиарда евро (2100 миллионов латов), а все собранные за это время доходы основного бюджета составили всего 1878,6 миллионов – меньше взятого в долг (только 90%)! Долгов берётся больше, чем сами зарабатываем! Это катастрофа. Мы уже живём за счет международных фондов.
Что смогло сделать наше правительство?
За 8 месяцев упорнейших «трудов» (дискуссий!) правительство урезало бюджет на 500 миллионов латов (715 миллионов евро). Но что даёт эта экономия, если за это время на правительственную жизнь взято в долг 2100 миллионов латов - в 4,2 раза больше? Есть эта экономия или нет её – ничего не меняет, только разговоры.
Дискуссии об экономии продолжаются – сочиняется бюджет на 2010 год. Вопрос стоит – на сколько урезать его, на 260 миллионов или 450? Собирают по копейкам, на пособиях, лекарствах, театрах, спортивных центрах. Даже комиссию по расчёту убытков от ЛССР, «нашу гордость», всего то 200 тысяч требуется, закрыли. Но – что всё это даст, если по планам заимствования правительство намерено в этом году взять в долг ещё 1100 миллионов евро, а в следующем – опять 3 миллиарда? Опять, уже в 6,4 раза больше, чем сэкономят (на бумаге)?
Это полностью безвыходная финансовая катастрофа. Ведь, если нам на правительственную жизнь требуется вдвое больше, чем сейчас зарабатываем, и мы набираем долги, то чтобы из этого выпутаться нам надо:
- зарабатывать вдвое больше, чтобы просто жить за свои деньги, и
- плюс ещё столько же зарабатывать для отдачи этих долгов (с процентами).
В четыре раза больше надо трудиться и зарабатывать. Где и кто это сделает? Ведь у нас 200 тысяч безработных и 160 тысяч уехало – это в сумме половина тех трудящихся, которые зарабатывали налоги в бюджет. И серьёзных промышленных предприятий уже нет. Ведь остальные – это бюджетники, за которых налоги платит бюджет, из того, что мы зарабатываем. Всё. Приехали. Дальше эта система, которая говорит – «Дадим народу – свободу слова, остальное заберём себе», уже не поедет. Надо менять систему. Насквозь прогнившую, её уже в 1934 году менял К. Ульманис, но советники из-за океана всё восстановили, и мы снова пришли к той же катастрофе.
Наши правители каждый день фигурируют на телеэкранах, но ничего не говорят о том, как выйти из кризиса. Не знают. Просто красуются. Опять требуется Ульманис. Кто за это возьмется – не видно.
А нам, очевидно, останется только красная палатка. И откуда тепрь придёт ледокол «Красин»?
Присмотритесь – не похоже ли на вашу ситуацию.
28 сентября 2009 г. Эрнест Буйвид