-Метки

"а на меньшее я не согласен" - николай носков "лунная ночь" "роза" мятлева тургенева и северянина "янки при дворе «короля roshen’a» - 2" ... почему путин медлит с заменой элиты 15 октября 1814 года родился михаил лермонто а здесь какая-то свирель поет надрывно а пофигизм лечится? александра - саша - шура алла пугачёва и максим галкин с детьми в зоопарке аллегория глупости англосаксы в борьбе за щастье россии бабник бедная и бесперспективная бесогонtv. «кого растим?» битва за русские земли которая нам предстоит боярский пир в живописи в. авагян: в.авагян: "они грызут человечество!" весна в картинах русских художников впервые россия ведёт войну все нити сирийского конфликта собраны в россии ганс христиан андерсен. цветы маленькой иды. грядущая «жатва 2018»: отделение плевел от зерен денис давыдов. романс. дмитрий рогозин после операции донбасс европейское единство с козлом-провокатором если бог хочет наказать жалко загадки марса заклятые друзья заповедник оптимистического психоза зачем рф покупает американские облигации зачем сивке бурка иван грозный. мать ивана грозного интересные факты о мужском теле как менялась политическая система россии как там статуя свободы и её демоны поживают? каков истинный лик западной демократии? катастрофа западной цивилизации кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой китайские художники средних веков константин паустовский. «исаак левитан» край одичалых кто станет следующим lehman brothers? либералы леваки фрики жулики бесноватые... любовь как черная кошка в тёмной комнате миф об "отце русской демократии" андрее сахарове многие тайны мозга уже не тайны моя душа на кончике смычка музыкальное ассорти не может быть! не отрекаются любя немецкие свиньи неприкаянные души художника адама хоуи нытики об украинском землячестве в российском инфополе объективно говоря.. однако до дна ещё далеко и «дали будэ»… одностишия анатоля мухтиярова олимпийский ловелас оон - площадка для грязных политических игр офорты и живопись и.и. шишкина памятка для боевых троллей госдепа песни. дежавю. планета объединяется против сша плато путорана – край тысячи озёр и водопадов плейлист "jazazamor" повелитель эллипсов полифем акид и галатея поляки строго предупреждают помните женщину попытка натянуть сову на глобус посол россии о вассалах провидец медведев и феерия прогнозов на 2023 год ! проклятие зеленского разгильдяйство по-европейски революционер ленин и контрреволюционер сталин релакс россия русские в париже самый вменяемый текст про ход сво слом системы смерть святогора стадо – тоже общество. только баранье. танго танго. 1-2-3 татьяна кабанова. белое танго. тонко трамп три фронта россии и наше одиночество на них украинское военно-прикладное мифотворчество художник caitlin hackett. сюр. черный ход и чёрный кот чтоб не сновали туземцы по российским дорогам шакалы над свиньёй шансон татьяны кабановой юрий селиванов: самая гиблая война запада ярость эрдогана великолепного

 -Рубрики

 -Я - фотограф

К сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес"

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алевтина_Князева

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 113479


Графика Саввы Бродского

Вторник, 04 Декабря 2012 г. 09:09 + в цитатник

 

Ромео и Джульетта


Советский художник и архитектор, уроженец Гомеля. После войны, получив художественное образование, работал в проектном институте «Гипротеатр», в частности спроектировал и построил два театра в Петрозаводске, дом-музей Александра Грина в Феодосии. Принимал участие в реконструкции Центрального дома работников искусств в Москве. 



С начала 1960-х Бродский все активнее занимается книжной графикой, и в конце концов эта работа делается главной в его жизни. Он является автором иллюстраций к множеству книг, в том числе к многотомным собраниям сочинений А. Грина, Т. Драйзера, П. Мериме, Мопассана, Р. Роллана, Стивенсона, Флобера и Цвейга, а также и к книгам из серии «Пламенные революционеры», посвящённым героям французской революции – Марату, Сен-Жюсту, Бабёфу…В 1975 году за серию листов к «Дон Кихоту» М. Сервантеса художник был удостоен золотой медали на Московской международной книжной выставке и в 1976 году избран академиком-корреспон дентом испанской Королевской Академии изящных искусств.

Гамлет

 

Дон-Кихот

За него художник был удостоен золотой медали на Московской международной книжной выставке и в 1976 году избран академиком-корреспон дентом испанской Королевской Академии изящных искусств.


 Вот по бесконечной и холодной планете в черной пустоте бежит крошечный человечек в ужасе, а может быть, в мольбе о помощи воздымая руки. Но вдоль его пути лишь аляповатые оловянные пуговицы с равнодушными (или издевательски-ухмыляющимися) символами государственной власти – двуглавыми орлами. Так ведь это пола шинели с двумя рядами пуговиц! Так начинается цикл из 14 цветных линогравюр С.Бродского к повести "Шинель".

"Мотив зеркала" повторяется в иллюстрациях к повести "Шинель"
Художник показывает историческую эпоху, породившую героев произведения. Шинель у Бродского – это символ всего николаевского времени.

Собрание сочинений Т. Драйзера в оформлении С. Бродского.

 

«Овод» с разворотами на мелованной бумаге.

 

 

«Железный поток» Серафимовича.

Как Савва Бродский рассказал о войне, настоящем человеке, Дон Кихоте и других книжных героях. 
 
Совпадение знаменательно. Рисунки Саввы Бродского на военные темы обрели новую жизнь именно сейчас, в преддверии 65-летия Победы. Они были извлечены из небытия сыном знаменитого художника-иллюстратора, архитектором Александром Бродским.

Это пронзительная экспрессивная графика. Не по технике исполнения, но по настроению она чем-то напоминает знаменитый мунковский "Крик". Вот замотанные в тряпье узники концлагерей, вот горожане, бегущие от языков пламени, вот немецкие каски, нахлобученные на могильные кресты, врытые в нашу землю. В общем, иди и смотри. И не верится, что та же рука рисовала в свое время трепетных Ромео и Джульетту. "Данная серия на военную тему была создана в 1966 году в качестве иллюстраций к роману Анатолия Кузнецова "Бабий Яр", - рассказал "Итогам" Александр Бродский. - Роман был опубликован в журнале "Юность" и вместе с иллюстрациями имел большой успех как в нашей стране, так и за рубежом".

С иллюстрациями к "Бабьему Яру" вышла причудливая история. Автор книги Анатолий Кузнецов покинул родину, уехав в Англию. Разумеется, по тем временам это событие стало из ряда вон выходящим. Кузнецова власть предала анафеме, роман был запрещен и не переиздавался в течение многих лет. "Иллюстрации стали просто серией "Война" и под таким названием изредка публиковались в советских изданиях, - продолжает Александр. - Я помню и люблю эти работы с детства и сейчас решил дать для публикации некоторые из них. Сам отец считал эту серию важным этапом своего творчества и, конечно, переживал из-за ее сложной судьбы. Военная тема занимала значительное место в его жизни. Его старший брат погиб на флоте в первые же дни войны, а сам он в те годы работал токарем на военном заводе. Кроме публикуемых здесь работ, отец создал целый ряд иллюстраций к произведениям о войне, но для меня самой пронзительной из всех всегда была эта серия - "Бабий Яр".

Бродский начал работу над серией в тот момент, когда уже несколько лет болел книжной графикой. Ведь начинал он как архитектор - работал в проектном институте "Гипротеатр", построил целых два театра в Петрозаводске, создавал дом--музей Александра Грина в Феодосии, участвовал в реконструкции Центрального дома работников искусств в Москве. Но в начале 60-х увлекся книжным рисунком. И заиграли новыми гранями Шекспир и Сервантес, Гоголь и Борис Полевой. На острие его грифеля самые яркие эпизоды из романов Грина, Мериме, Драйзера, Мопассана, Флобера, Цвейга. Если советские переводчики переписывали для нашего читателя западных авторов - результат иногда оказывался едва ли не лучше оригинала, - то Бродский "оживлял" литературных титанов карандашными и чернильными росчерками.

В его трактовках поразительные объем и глубина. Вот картины шекспировского "Гамлета". Тут все дышит готической атмосферой. Цветовая гамма черно-бело-красная. Фигуры Гамлета, Клавдия и прочих застыли как натянутые струны. Во всех мизансценах, перенесенных на бумагу, максимум внутреннего движения. Такая же, но скрытая экспрессия в "Ромео и Джульетте". Сплошной контрапункт: на каждом шагу две семьи, два мира и пропасть родовых предрассудков. Именно так это представлялось наивной влюбленной паре - читатель, ты смотришь на мир их глазами. Сам художник говорил о своей работе: "В графическом отображении я попытался передать эту симметрию раннего Ренессанса, этот ритм, это подобие двум рельсам, по которым действие неуклонно движется к развязке".

В итоге Савва Бродский, по сути, встает в один ряд с великими предшественниками. Такими, как Оноре Домье или Гюстав Доре, автор иллюст-раций к знаменитому изданию Библии. Или Владимиром Фаворским, мастером гравюры, превратившим мир "Маленьких трагедий" Пушкина в драматичную словесно-живописную композицию. Бродский тоже окунает читателя в мир движущихся словесно-живописных образов. Вот, скажем, что сегодня пишут о книгах, им оформленных, интернет-пользователи: "В 14 лет я нашла у подруги 11 томов А. Грина и проглотила их за месяц. Тогда я не обращала внимания на автора рисунков, но сейчас понимаю, что благодаря таланту художника я с таким удовольствием прочла всего писателя. Он сумел показать мне персонажей именно такими, какими я их и представляла".

Бродского скоро заметили за бугром. Заметили и отметили. Он как раз закончил создание трогательного Рыцаря печального образа и принялся уже за героев Мопассана. Как вдруг из почтового ящика выпал конверт с письмом из Испании. Писали следующее: "Сеньор дон Савва Бродский! Твои иллюстрации меня восхитили и наполнили благодарностью мою душу, когда я увидел, что русский художник является одним из лучших иллюстраторов нашего Сервантеса. С восхищением обнимаю, брат по искусству Хуан де Авалос". Заметим, что Хуан де Авалос - один из крупнейших скульпторов Испании, член Королевской академии изящных искусств "Сан Фернандо" в Мадриде. За первым письмом последовало второе. "Сеньор дон Савва Бродский! На чрезвычайной сессии, которая имела место в Королевской академии в Мадриде, Вы были выбраны академиком-корреспондентом нашей академии. Я имел удовольствие сообщить Вам об этом. Не сочтите за труд направить нам свое согласие... Генеральный секретарь Королевской академии Федерико Сопенья Ибаньес".

Так советский иллюстратор стал испанским академиком. А затем пришло приглашение от Королевской академии посетить Испанию с выставкой. Стоит ли описывать тот горячий прием? По воспоминаниям Бродского, он "попал в добрые, дружественные руки энтузиастов из Общества ламанчских сервантистов". Эти самые сервантисты подарили художнику медный тазик - такой же, какой служил рыцарским шлемом Дон Кихоту. А затем, расщедрившись, и "сбрую Росинанта" с позеленевшими медными бляхами, выкованными, по их уверению, не позднее XVI века. Для бывших тогда в употреблении мулов…

Между прочим, фиеста фиестой, а в оттепельные шестидесятые книжная иллюстрация едва не погибла как жанр. Вопреки трудам Бродского и его коллег. В верхах спорили, нужны ли вообще народу книжные картинки. Мол, наш читатель культурно вырос над собой и не нуждается "в подсказках". Эти рассуждения чем-то напоминают борьбу Хрущева с лепниной в интерьерах: та якобы отдает церковностью, поповством. Но тогда здравый смысл победил и иллюстрации остались. Сегодня вроде все понимают, что рисунок не "разъясняет" книжку, а интерпретирует текст. И вроде никто не спорит. Только хороших иллюстраций все меньше. И не то чтобы приличные художники-иллюстраторы вымерли, нет, но их услуги все меньше востребованы. Достаточно окинуть взглядом полки с детской литературой в любом книжном супермаркете. Преобладает усредненно-мультяшный стиль. Удивительно, сколько копий сломано вокруг свободы творчества, а все лишь затем, чтобы, сбросив "оковы идеологии", прийти к стилистике глянцеватого и дебиловатого комикса. Самый узколобый советский худсовет не способен был так опустить планку читательской квалификации. Слава богу, что издания с рисунками Саввы Бродского пока еще водятся в букинистических магазинах и отделах. Нам туда.
 

Евгений Белжеларский
Итоги

Рубрики:  Произведения и иллюстрации к ним
Иллюстрации
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

Алллок   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2012 г. 14:36 (ссылка)
спасибо за ПОСТ!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Алевтина_Князева   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2012 г. 19:08 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку