Антонио Гауди-3. Смена стилей |
Антонио Гауди начал свое сотрудничество с семейством Комильяс, к которому принадлежал, покровитель, меценат и друг Гауди Эусебио Гуэль, издалека.Ему был сделан заказ от родственника Гуэля одного из самых богатых людей маркиза де Комильяс.Проект летнего особняка Эль Каприччо выполнен в том же восточном стиле, что и Каса Висенс, и во многом повторяет его планировку.Цокольный этаж занимают хозяйственные помещения, на первом этаже - несколько гостевых комнат и спален с отдельными ваннами. По коридорам-галереям из спален можно попасть в центр здания - общую гостиную с высоким двухуровневым потолком. Мансарды занимают служебные помещения.
Особым образом выделен фасад здания. Он украшенный цоколем из грубого необработанного рельефного камня (рустикой), разноцветными рядами кирпичей и керамической изразцовой плиткой с зелеными листьями и цветами подсолнуха. Она как лента вьется по всему периметру особняка и является отличительной его особенностью.
Эль Каприччо
Восточный стиль особняка подчеркнут высокой угловой башней в виде минарета в персидском стиле. Он вырастает над входом в здание, символизируя восточную роскошь, а вход в особняк украшен коринфскими колоннами. Усадьба расположена в очень красивом живописном саду, пальмы и экзотические растения которого подчеркивают изысканную красоту минарета и всего особняка.
Все детали здания и интерьера тщательно продуманы: решетки балконов, красный цвет выступов под крышей, кирпич, узоры капителей колонн и плитки, ограда и цветочницы, даже мебель, которую проектировал сам Гауди. Все несло на себе смысловую или архитектурную нагрузку, создавая единый и органичный ансамбль. Тщательная продуманность всех деталей от экстерьера здания до его интерьеров стала фирменным стилем Гауди.
Мебель и интереьер, спроектированные Антонио Гауди
Однако проект был реализован под руководством другого архитектора, Гауди непосредственного участия в строительстве не принимал и, как говорят, ни разу не появился на строительной площадке.
После проекта Эль Каприччо основным заказчиком Гауди становится Гуэль и первый заказ - строительство усадьбы Гуэля около Барселоны. Через два года Гауди проектирует дом Гуэля уже в Барселоне. Крупный промышленник не был бессребреником, он знал, что наиболее выгодным вложением является недвижимость, но не просто недвижимость, а архитектурные шедевры. В результате Гуэль не только обогатился за счет шедевров Гауди, но и стал моральным авторитетом Каталонии.
В течение тридцати пяти лет Гауди был личным архитектором семейства Гуэль. Он обеспечивал проектирование и строительство не только крупных архитектурных сооружений в виде усадьбы, дворца, церкви и парка, но и всяких мелочей, начиная от сушки для белья, декоративных фонтанов и кончая мебелью и другими предметами интерьера.
Конюшня усадьбы Гуэля с воротами дракона
Строительство усадьбы Гуэля на окраине Барселоны длилось более трех лет. Началось оно со строительства служебных помещений: входной группы с воротами, домика привратника, конюшни, манежа для выезда лошадей и смотровых площадок. Часть сооружений утрачена, но входная группа, определяющая облик шедевра, с воротами дракона, домиком привратника и конюшней сохранилась.
Этот грандиозный проект Гауди стал последним, выполненный в модном тогда испано-арабском стиле мудехар. Это было дешево, кроме того постройки носили утилитарный характер. Шедевром, венчающим всю композицию и являющимся ее центром, являются ворота, выполненные по чертежам архитектора. Они изображают дракона с открытой пастью, который охраняет владения хозяина. На них виден фамильный вензель - буква G
Домик привратника усадьбы Гуэля
В этом проекте Гауди пробует новые идеи с высокими параболическими перекрытиями и низкими стенами, пробует новые декоративные находки. В настоящее время в здании конюшни располагается кафедра Гауди, хранится архив архитектора и трудится множество ученых.
По окончании строительства усадьбы практически сразу начинается проектирование и строительство городского дворца Гуэля в Барселоне, которое длилось пять лет. С этого здания начинается новый стилистический период Гауди: он много и часто использует элементы готики и неоготики.
Центр входной группы усадьбы Гуэля - ворота дракона
При реализации заказа дворца Гуэля перед архитектором стояла очень сложная задача: втиснуть дворец в очень маленькое пространство размером 18х22 метра. Это заставило его искать новые решения для овладения пространством. Ограниченность земельного участка компенсировалась неограниченностью пространства наверху и Гауди начинает экспериментировать с использованием форм, устремленных вверх.
Дворец Гуэля. Внешний вид
Отличительной особенностью внешнего вида дворца Гуэль является ряд эркеров, которые позволяют увеличивать внутреннее пространство помещений и их освещенность. Украшением здания являются два входа с коваными железными воротами, через которые въезжали экипажи гостей в просторный каретный двор. Между воротами находится кованый железный герб Каталонии - шедевр кузнечного мастерства.
Экипажи по винтовой лестнице спускались в подвальное помещение, где располагались конюшни. Гости поднимались наверх по парадной винтовой лестнице. Центральный зал украшался витражами и перекрытием, которое заканчивалось куполом, напоминающим звездное небо. Подвальное помещение украшено грибообразными колоннами, выложенными из кирпича в духе Ренессанса.
Дворец Гуэля. Ворота для экипажей с решетками. Между воротами - герб Каталонии. Над воротами эркеры второго этажа
Поражал своим великолепием внутренний интерьер, элементы которого тоже проектировались Гауди. Денег не жалели: здесь и бук, и черное дерево, и эвкалипт, и резные потолки с листьями из золота и серебра. Дымоходы от каминов и вентиляции заканчивались башенками-украшениями, становясь своеобразным каменным садом на крыше. Ни одна не повторяла другую. Потом это стало фирменной находкой Гауди, повторяющейся в разных вариантах в разных зданиях.
Интерьер дворца Гуэля
Параллельно со строительством дворца Гауди началось строительство епископского дворца и ряда других религиозно-церковных сооружений. С этого времени Гауди окончательно переходит под покровительство аристократии и церкви, которые становятся его основными заказчиками. Ни один архитектор не имел столько церковно-религиозных заказов, как Гауди, и столько заказов от богатой аристократии, сочетавшей в себе ортодоксальную религиозность, любовь к роскоши, изысканным вещам и богатому интерьеру.
Интерьер дворца Гуэля. Купол в виде звездного небя
Епископский дворец в Асторге, строительство которого длилось двадцать шесть лет, выполнен в готическом «чистом» стиле, без всяких украшений, декоративных элементов и напоминает средневековый романтический замок. В таком же строгом стиле спроектирована школа Colegio Teresiano при монастыре Марии Терезы в Барселоне. Вверху здание украшено маленькими башенками в неоготическом стиле и тоже напоминает средневековый замок.
Епископский дворец
Последней работой, выполненной за пределами Каталонии в том же неоготическом стиле, напоминающим крепостной замок, стал дом Каса Ботинес в Леоне. Он был построен для местных фабрикантов по рекомендации Гуэля. Жилое здание украшено готическими башенками и монументальным входом.
На первом этаже располагался склад, на втором – апартаменты заказчиков, на третьем и четвертом этажах – квартиры, сдаваемые в наем. Вход дома украшен изображением св. Георгия, убивающего дракона. Святой стал тотемом Гауди.
Каса Ботинес
Очень насыщенный десятилетний период после получения диплома, в котором заказы шли один за другим, закончился срывом и глубоким духовным кризисом. Ему 42 года, он впадает в летаргический сон: отказывается от пищи, переходит на строгое вегетарианство, много пьет воды. Резко изменились его взгляды на одежду, которой перестает уделять внимание, становится затворником, почти ни с кем не общается.
После кризиса он возвращается в Барселону и начинается самый плодотворный и творчески насыщенный период. Наконец, он вырабатывает свой собственный, ни на кого не похожий, стиль, все больше и больше использующий национальные мотивы, искривленные и параболические поверхности, окончательно отказывается от прямых линий.
Винный погреб Гуэля,
В это время в стране разворачивались баталии между представителями искусства, богемы и свободными художниками с одной стороны, и церковниками, религиозной иерархией, богатой аристократией и реакционным правительством - с другой. Одни, говорили тогда, пахли наркотиками, другие - роскошью, богатством, пышными похоронами и дорогими свечами.
Начались многочисленные запреты со стороны церкви и правительства. Гауди присоединяется ко второй группе. Резкая критика в его адрес со стороны населения и представителей искусства, в том числе и Пикассо, находившегося по ту сторону баррикад, усиливают его одиночество. Он ищет успокоение в работе.
В 1900 году в Барселоне Гауди заканчивает проект и строительство нового доходного дома Каса Кальвет. Заказ на него поступил от вдовы богатого промышленника-текстильщика. По планировке он напоминает дом Каса Батинес, но внешне – это самое традиционное здание, в нем нет никаких готических элементов. Гауди постепенно предпочитает кривые пространства.
Каса Кальвет
Предполагалось, что на первом этаже дома будут конторы, на верхних четырех – жилые квартиры, в подвале – склад для тканей. За этот дом Гауди получил премию, единственную, первую и последнюю.
Вскоре от Гуэля поступает заказ на возведение городка для богатых вдали от Барселоны. Планировалось построить 60 вилл с дорожками, аллеями и беседками, но земли были так дороги и так далеко находились от Барселоны (по тогдашним представлениям), что нашлось только два безумца, выкупивших два участка.Одним из них был сам Гауди. Из 60 вилл было построено только два жилых дома. В одном из них поселился с отцом и племянницей Гауди.
Парк Гуэль. Вид сверху
Но работа по проектированию сада продолжалась. Сегодня – это самое популярное место в пригороде Барселоны. Сад располагается на склонах высокого холма, который Гауди хотел превратить в город-сад. Не случилось, но то, что сделал Гауди, поражает.
Он сформировал мистическое пространство с символами, знаками, магическими формулами, зашифрованными словами и посланиями. На змеевидной скамье эти знаки повсюду и многие, посидев на скамье, начинали различать слова и надписи, имена, даты и молитвы.
Центральная лестница, ведущая вверх к «дорическому храму» — рынку
Парк Гуэль - пространство не только для отдыха тела и души, но и для легких, воздух здесь чист и приятен, и для глаз, который радует необычность архитектуры и мозаики, и для размышлений и интеллектуальных прозрений. Парк спланирован так, что напоминает пружину, которая ведет от подножия холма по тропинкам и лестницам вверх. Он – любимое место для отдыха, для детей и туристов. Парк никогда не закрывается.
Поселившись в парке, Гауди окончательно удалился от мирской суеты и сосредоточивается на строительстве своего главного детища Саграда Фамилиа.
(Окончание следует)
Рубрики: | знаменитости/художники |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |