-Цитатник

Без заголовка - (0)

Шалом,Израиль!(Путешествие по Галилее ч.1)   Добрый  день ,мои ПЧ друзья! ...

Как опубликовать свой материал в Сообществе? - (0)

Как опубликовать свой материал в Сообществе?   Дорогие и Уважае...

Начинающим на ЛиРу - (0)

Начинающим на ЛиРу Зарегистрировать твой ник! Серия сообщений "Для ЛиРу": Часть...

Тег more или Как убрать текст под кат - (0)

Помощь новичкам: Тег more или Как убрать текст под кат По просьбам читателей - новичков, попроб...

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ - (0)

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕ...

 -Рубрики

 -Я - фотограф

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1854 - 1855 г.г.


 -Всегда под рукой

 -

Быстрый переход по страницам блога Краснофлотец:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Краснофлотец

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2009
Записей: 4010
Комментариев: 933
Написано: 6326




На флоте бабочек не ловят!free counters


В Севастополе появился памятник балаклавским котам

Среда, 12 Июля 2017 г. 09:28 + в цитатник
Памятник  кошке (507x486, 224Kb)
В Севастополе появился памятник балаклавским котам


В Балаклаве на набережной Назукина появился памятник местным котам – неофициальному символу и единственным, по мнению учёных, коренным жителям Севастополя.
Необычную скульптуру установили в Севастополе вблизи музея по адресу: набережная Назукина, 5. Сотрудники учреждения верят, что это поможет привлечь внимание туристов к истории города, в том числе времён Крымской войны.

«Единственное в Балаклаве, что радует глаз и умиляет, – это балаклавские коты. Это труженики моря. Почему же не запечатлеть их в памяти. А вообще, рабочее название памятника – „Коты любимы в Балаклаве”», – поделился работник музея Сергей.

По словам автора памятника балаклавскому коту Андрея Следкова, идея появилась ещё два года назад, во время его пребывания в Севастополе на пленэре художников. Тогда скульптор впервые услышал историю о том, как во время Крымской войны базировавшиеся здесь английские военные забрали местных котов в качестве трофеев и для борьбы с корабельными крысами. После этого популяция котов в регионе снизилась.



«Два года назад на реконструкции Крымского сражения я познакомился с директором музея истории Балаклавы. Он рассказал мне об истории региона, в частности Балаклавы, кто здесь жил в разные времена, о Крымской войне, когда здесь базировался английский флот. Я спросил, кто же является коренными жителями Балаклавы, и он в шутку ответил, что это коты, которые жили тут при римлянах, греках и сейчас живут и будут жить», – вспоминает мастер.

Однако реализовать идею удалось только в прошлом году, когда Андрей Следков рассказал о ней и получил грантовую поддержку в рамках ежегодного форума «Таврида» на Бакальской косе.

Торжественное открытие памятника состоялось в День рыбака, 9июня. По словам Андрея Следкова, грантовых денег хватило только на саму скульптуру. Теперь в планах организаторов за свой счёт разработать рекламно-информационное сопровождение памятника.

«Вместе с экспертами мы решили, что через этого персонажа можно привлечь внимание к истории города. Потом QR-код хотим разместить возле него со ссылкой на сайт музея истории Балаклавы», – рассказал Следков.

Полина Ласькова
Фото сайта музея истории Балаклавы
Кошки  в Балаклаве (700x525, 211Kb)
Рубрики:  Севастополь,Балаклава,
Севастополь ,Балаклава

Метки:  

Понравилось: 57 пользователям

Как правильно пить кофе

Пятница, 07 Июля 2017 г. 11:32 + в цитатник
2863a4c19b2dbeeb1e1f7343c7562613 (640x425, 58Kb)
Если хотите почувствовать бодрость, берите только молотый кофе, в котором содержатся обе оболочки кофейного зерна. И не забывайте о стакане воды, чтобы устранить последствия почечного сужения сосудов.
Здоровому человеку умеренное потребление кофе не вредит, а вот гипертоникам и людям с сердечно-сосудистыми патологиями злоупотреблять напитком не стоит. Специалисты по здоровому питанию советуют выпивать не больше 3-4 чашек в день, поскольку большее количество негативно сказывается на сердце и сосудах.
Оптимальное время для употребления кофе:
● Через 1-1,5 часа после пробуждения. Если выпить кофе сразу после сна, то это не даст ощутимых эффектов. После того как в организме выработается необходимое количество гормона кортизола, стимуляция будет своевременной и наиболее полной.
● За 5-6 часов до сна, если хотите заснуть быстро и спать спокойно. Кофеин замедляет выработку гормона сна и стимулирует деятельность мозга.
Если бодрость вам нужна именно в вечерние часы, пейте кофе перед работой или во время неё. Старайтесь не превышать рекомендованную врачами дозировку: не больше 4 чашек в день. Не следует пить кофе на голодный желудок. Воздействие напитка на слизистую оболочку желудка часто вызывает изжогу, а при регулярном употреблении провоцирует развитие гастрита и язвенной болезни.
Рубрики:  Рецепты,кулинария
Культура

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Уснуть от чашки кофе? Когда нельзя употреблять бодрящий напиток

Пятница, 07 Июля 2017 г. 11:27 + в цитатник
2260109941c92cb4babf62823c7247c5 (640x425, 63Kb)
Считается, что кофе активизирует мозговую деятельность, повышает трудоспособность и устраняет сонливость. Но в некоторых случаях напиток вызывает обратное действие: он не прогоняет сон, а, наоборот, вызывает его.
Доказано, что алкалоид кофеин, содержащийся в кофейных зёрнах, обладает стимулирующими эффектами и действует на нервную систему возбуждающе. Но эксперты утверждают, что в напитках, которые люди пьют под видом кофе, не всегда достаточно активных веществ, способных устранить сонливость и дать заряд настоящей бодрости. Как же пить кофе, чтобы не заснуть?
Растворимый или зерновой?
Эффект кратковременной сонливости вызывает растворимый кофе, который все любят за удобство, дешевизну и приятный вкус. Почему же кофеин в этом случае не действует согласно своему назначению?
Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно изучить строение кофейного зерна. Высушенная кофейная ягода (или зерно) состоит из 2 оболочек: внешней и внутренней. В наружной оболочке зерна содержится кофеин, во внутренней — теобромин. Эти алкалоиды по-разному воздействуют на организм человека. Если первый из них действительно бодрит и стимулирует, то второй вызывает сонливость и сужает почечные сосуды.
Кофеиновая стадия наступает сразу же после употребления кофе и длится 25-30 минут. Затем наступает теоброминовый этап, который после воздействия кофеина проходит для человека практически незаметно. Могут появиться слабые тянущие явления в почках, которые легко устранить, выпив стакан чистой воды. Поэтому в кофейнях после чашки крепкого кофе клиентам обычно подают воду.
Но дело в том, что при изготовлении растворимого кофе наружная (кофеиновая) оболочка зерна почти полностью снимается. Эта фракция уходит на медицинские цели или для производства энергетических напитков. Таким образом, кофеина в растворимом кофе практически не остаётся, есть только теобромин, и кофеиновой стадии как таковой нет. Поэтому нет бодрящего эффекта и мозговой активности, и наблюдается сонливость, умиротворение и желание отдохнуть. Этот эффект хорошо известен дальнобойщикам и людям, работающим в ночную смену. Выпив кружку «крепкого» кофе для восстановления сил и тонуса, человек не испытывает бодрости, а ещё больше хочет спать. Водители называют этот феномен «эффектом 31 километра». Это состояние, когда после нескольких чашек кофе дальнобойщики выезжают в рейс и уже на начальном участке пути чувствуют непреодолимую сонливость.
В США, кстати, разрабатывается законопроект, согласно которому производители на всех банках с растворимым гранулированным кофе будут обязаны писать: «Не содержит кофеина». На некоторых упаковках уже присутствуют такие надписи.


Вера Куриленко
Рубрики:  Рецепты,кулинария
Культура

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Без турки и кофеварки

Пятница, 07 Июля 2017 г. 11:19 + в цитатник
Что можно сделать, когда под рукой нет турки и кофе-машины, поблизости нет кафе, а выпить настоящего зернового кофе очень хочется? Ещё несколько лет назад ситуация была бы безвыходной.
К счастью, прогресс не стоит на месте. Всё большую популярность в нашей стране завоёвывает кофе в дрип-пакетах. Приготовить его так же удобно и просто, как, например, пакетированный чай. При этом воздействие на организм кофе, заваренного с помощью дрип-пакета, ничем не отличается от эффекта напитка, приготовленного в турке или кофеварке.
В фильтр-пакетах содержится настоящий молотый кофе с соответствующим содержанием кофеина и отменными вкусовыми качествами. Возьмите с собой на работу или в поездку упаковку дрип-пакетов и наслаждайтесь любимым напитком везде, где захотите. Вам понадобится только горячая вода и ёмкость для заваривания. Капельный способ приготовления аналогичен технологии варки кофе в кофе-машинах, а на весь процесс уходит не больше 3-5 минут.
В России производством дрип-пакетов с молотым кофе занимается компания «KO&FE». Приобрести продукт и заказать доставку в интернет-магазине можно с помощью специального мобильного приложения. В качестве сырья для изготовления фильтр-пакетов компания использует только свежеобжаренный кофе плантационных сортов.
47ffa74d4710af5a54165427da945263 (640x425, 35Kb)
Рубрики:  Рецепты,кулинария
Культура

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Сегодня День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год)

Пятница, 07 Июля 2017 г. 11:02 + в цитатник
4825891a2f5407fd42ce2c8d52f416e2 (700x410, 82Kb)
Сегодня День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год)

День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении / Картина: img0.joyreactor.cc
Дата, ставшая поистине исторической для российского флота, появилась в официальном календаре российских праздников совсем недавно. 10 июля 2012 года в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» были внесены соответствующие изменения, согласно которым ежегодно 7 июля в нашей стране отмечается День воинской славы России — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении в 1770 году.
Чесменская битва, память которой отныне увековечена в списке памятных дат, произошла (24-26 июня) 5–7 июля 1770 года в Чесменской бухте на западном побережье Турции. В ходе русско-турецкой войны, начавшейся в 1768 году, несколько эскадр Балтийского флота отправились в Средиземное море, чтобы отвлечь противника от Черноморского флота. Две российские эскадры под общим командованием графа Алексея Орлова обнаружили турецкие корабли на рейде Чесменской бухты.



Две русские эскадры включали в себя девять линейных кораблей, три фрегата, бомбардирский корабль и около двух десятков вспомогательных судов. Турецкий флот, находившийся в Чесменской бухте, состоял из 16 линейных кораблей, шести фрегатов, шести шебек (парусно-гребных судов), 13 галер и 32 малых судов.

Бой начался в 11 часов 30 минут 5 июля в Хиосском проливе и вошел в историю как Хиосское сражение. «Святой Евстафий» под командованием адмирала Григория Спиридова атаковал флагманский корабль турецкой эскадры «Реал Мустафа». После того как горящая мачта «Реал Мустафы» упала на «Святого Евстафия», взорвался сначала русский флагман, а затем и турецкий. К 14 часам турки уже отступили в Чесменскую бухту — под прикрытие береговых батарей.

В течение следующего дня российские корабли обстреливали противника с большого расстояния, а к вечеру несколько кораблей встали на якоря перед входом в бухту и вступили в бой с турецкими судами. В половине второго ночи один из линейных кораблей противника взорвался. Бой продолжался до восьми утра и окончился большими потерями с обеих сторон. Однако победа осталась за русским флотом.



Чесменская колонна в Царском Селе / Фото: dmazzz, Shutterstock
Благодаря успешному сражению, россиянам удалось нарушить связи между турецкими военными базами в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. Это сыграло важную роль при заключении мирного договора.

Екатерина II, чтобы увековечить это событие, распорядилась создать в Большом Петергофском дворце Чесменский зал, воздвигнуть Чесменский обелиск в Гатчине и Чесменскую колонну в Царском Селе. Кроме того, в Санкт-Петербурге появились Чесменский дворец и Чесменская церковь. Позже по указу Николая II Чесмой был назван населенный пункт — ныне село в Челябинской области.

В наши дни не лишним будет в дни Чесменской битвы вспомнить героев далекой войны и обратиться к истории великих сражений русской армии.



МОСКВА, Calend.ru
21
1a37f597c946379fa303d156854b4f94 (700x494, 63Kb)
Рубрики:  Флот
Парусники
История России
Война

Метки:  

Русские не сдаются .Как два корабля разгромили целую эскадру .

Вторник, 06 Июня 2017 г. 16:58 + в цитатник


 


В 1821 году в Греции вспыхнуло очередное восстание против владычества Османской империи, переросшее в национально-освободительную войну греческого народа. Поддержку грекам оказывали Франция и Англия, которые надеялись ослабить Порту и, кроме того, рассчитывали укрепить свое влияния на Балканском полуострове. Александр I предпочитал в греко-турецкое противостояние не вмешиваться, хотя на неофициальном уровне Россия, разумеется, оказывала помощь греческим повстанцам. Сменивший Александра I его брат Николай I был более жестким политиком. Он предпочел обозначить позицию Российской империи по греческому вопросу, чем тут же не преминули воспользоваться в Стамбуле. Султан Махмуд II закрыл для русских кораблей Босфорский пролив и распорядился выгнать из Османской империи находившихся на ее территории российских подданных. Это был прямой демарш, направленный на оскорбление Российской империи и демонстрацию воинственного настроя Порты.


3330352_ (700x400, 73Kb)
 



— Красовский, Н.П. Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями, 1829 год. 1867.



14 (26) апреля 1828 года Николай I объявил войну Османской империи. Так началась очередная русско-турецкая война, продлившаяся два года и отметившаяся новыми подвигами русского оружия. Естественно, Франция и Англия, заинтересованные в стравливании России и Османской империи, и не подумали выступать против Стамбула. Более того, европейские советники принимали деятельное участие в совершенствовании оборонительных позиций турецких войск на Балканах. Сухопутные армии предприняли наступление на Балканском и Закавказском театрах военных действий, причем основные сражения развернулись на территории Валахии и Болгарии. Ударной силой на Балканах была Дунайская армия под командованием генерал-фельдмаршала графа Петра Витгенштейна, насчитывавшая 95 тысяч солдат и офицеров. В Закавказье предстояло действовать Отдельному Кавказскому корпусу генерала от инфантерии Ивана Паскевича общей численностью в 25 тысяч солдат и офицеров.





https://topwar.ru/uploads/posts/2017-05/1496174069_aleksey-samuilovich-greyg.jpg/3330352_Admiral__Greg (422x480, 41Kb)Кроме того, с моря боевые действия русской армии на Балканах и на Кавказе прикрывали корабли Черноморского флота. Командовал Черноморским флотом в это время адмирал Алексей Грейг. Занявший пост командующего флотом в 1816 году и остававшийся в должности до 1833 года, Алексей Грейг был потомственным адмиралом — его отец, бывший британский морской офицер, перешел на российскую службу и дослужился до адмиральского звания и должности командующего Балтийским флотом. Главные базы Черноморского флота к моменту начала русско-турецкой войны 1828-1829 гг. находились в Севастополе и Николаеве.



Вице-адмирал Алексей Грейг, занимавший пост командующего Черноморским флотом, одновременно являлся военным губернатором Севастополя и Николаева. Стоит отметить, что под его командованием Черноморский флот очень хорошо зарекомендовал себя во время русско-турецкой войны. В частности, в июне 1828 года эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала Грейга осадила крепость Анапу и вскоре установила над ней контроль. За успешное командование флотом Грейг был повышен в звании до адмирала.



Хотя основные боевые действия разворачивались на суше, во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. произошел и ряд впечатляющих морских сражений, навсегда вошедших в историю русского военно-морского флота. Пожалуй, самым знаменитым из них является подвиг брига «Меркурий», которым командовал капитан-лейтенант Александр Казарский. 14 (26) мая 1829 года бриг «Меркурий» принял бой с двумя турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей». Несмотря на превосходящие силы противника, бригу удалось выйти в неравном бою победителем.



Но если подвиг брига «Меркурий» и имя его командира капитан-лейтенанта Казарского широко известны отечественному читателю, то другое героическое сражение российских моряков, произошедшее за неделю до боя «Меркурия» с турецкими кораблями, осталось «в тени». Речь идет о сражении в бухте Шали 7 мая 1829 года — между двумя русскими кораблями и целой османской эскадрой из 9 военных судов.



В феврале 1829 года русские войска продолжали наступление на турецкие позиции на территории современной Болгарии. В частности, была захвачена очень важная в стратегическом отношении крепость Сизополь (ныне Созопол), находящаяся на юго-востоке современной Болгарии, на берегу Черного моря. Сизополь русские войска взяли за два дня — 15 и 16 февраля 1829 года. К крепости со стороны моря подошла эскадра в составе линейных кораблей «Императрица Мария», «Пантелеймон» и «Пимен», фрегатов «Рафаил» и «Евстафий» и трех канонерских лодок. Командовал эскадрой контр-адмирал Михаил Кумани. В течение дня 15 февраля 1829 года корабли вели обстрел крепости, подавив батареи береговой артиллерии противника. Утром 16 февраля на берег высадились 500 русских десантников, которые заставили превосходящий их по численности в три раза османский гарнизон покинуть крепость. Начальник османского гарнизона Хамиль-паша был взят в плен.



Русским войсками достались 2 боевых знамени гарнизона, 11 артиллерийских орудий, боеприпасы и продовольствие. Захватив Сизополь, русский отряд сразу же превратил его в свой плацдарм, приступив к дальнейшему укреплению крепости. Командование планировало превратить Сизополь в базу Черноморского флота для дальнейших действий против османского флота и османских войск на западном побережье Черного моря. Поскольку крепость представляла большой стратегический интерес, 28 марта 1829 года османские войска предприняли попытку отбить ее у русской армии. На этот раз в районе Сизополя были сосредоточены 4-тысячное пехотное соединение и кавалерия численностью 1800 человек. На протяжении целого дня 28 марта османские войска штурмовали крепость, но их попытка отбить Сизополь так и не завершилась успехом. Оборона Сизополя стоила русским войскам жизни 27 солдат и матросов крепостного гарнизона и 5 корабельных матросов.



Для усиления русской эскадры, базировавшейся в Сизополе, из Севастополя к крепости был направлен 44-пушечный фрегат «Штандарт», которым командовал капитан-лейтенант П.Я. Сахновский. Он должен был усилить группировку кораблей, базировавшихся в Сизополе. Общее командование отрядом судов также было поручено капитан-лейтенанту Сахновскому. В конце апреля 1829 года командование флота получило информацию о том, что в море вышла османская эскадра. В поисках неприятеля русские корабли прошли вдоль северного побережья Малой Азии, уничтожая артиллерийским огнем местную инфраструктуру.



7 мая 1829 года фрегат «Штандарт» и 18-пушечный бриг «Мингрелия» под командованием лейтенанта А.И. Рогули преследовали девять турецких кораблей. Они подошли к бухте Шали и, несмотря на то, что османская артиллерия открыла по ним огонь, спустили на воду гребные лодки. Такой дерзости русских моряков османские командиры просто не ожидали. Пока офицеры турецкого флота переваривали увиденное, русские моряки подплыли вплотную к османским кораблям и вступили в рукопашную схватку с османскими матросами. В результате два турецких корабля были захвачены русскими моряками, а другие корабли сожжены или выбросились на берег. Погибло много османских моряков, тогда как потери русских экипажей были весьма незначительными.



Через две недели фрегат «Штандарт» привел в Сизополь захваченные в плен османские корабли. После этого победоносный корабль направился снова к малоазийскому побережью — на разведку. Бриг «Мингрелия», в свою очередь, получил назначение в район Ачкесара с целью уничтожения османского корвета, который собирались вот-вот спустить на воду.



Подвиг фрегата «Штандарт» и брига «Мингрелия» навсегда вошел в историю русского флота как пример невероятной доблести наших военных моряков. Двум немногочисленным экипажам русских кораблей удалось наголову разгромить целую османскую эскадру, взять в плен два корабля и привести их на базу русского флота в Сизополе, а остальные корабли уничтожить.



Русские не сдаются. Как два корабля разгромили целую эскадру/3330352_Brig__Merkyrii__2 (466x700, 206Kb)







Кстати, бриг «Мингрелия», названный так в честь вхождения в состав Российской империи княжества Мингрелия (Мегрелия) и спущенный на воду в 1813 году, вошел в историю не только военно-морского флота, но и … русской литературы. В августе 1820 г. на бриге совершил морское путешествие русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, который как раз в это время написал свою «Элегию».



14 (26) мая 1829 года в очередном крейсерском рейде у выхода из пролива Босфор опять находились три судна — фрегат «Штандарт» капитан-лейтенанта Сахновского, 20-пушечный бриг «Орфей» капитан-лейтенанта Е.И. Колтовского и 20-пушечный бриг «Меркурий» капитан-лейтенанта А.И. Казарского. Общее командование отрядом осуществлял капитан-лейтенант Сахновский как командир основного судна. На рассвете отрядом была засечена турецкая эскадра из 14 судов, следовавшая от анатолийского побережья. Капитан-лейтенант Сахновский принял решение произвести разведку и сосчитать количество турецких кораблей. После того, как цель была выполнена, Сахновский приказал русским кораблям поворачивать назад. Это было правильным решением, поскольку османская эскадра, заметив русские корабли, направилась за ними в погоню.



Бриг «Меркурий» находился в дрейфе, когда Казарский увидел возвращающиеся с разведки «Орфей» и «Штандарт». Им удалось достаточно быстро отойти на большое расстояние от турецких кораблей. Бригу «Меркурий» везло меньше — его настигали лучшие и быстроходные корабли османского флота — 110-пушечный «Селимие» под флагом самого капудан-паши — командующего эскадрой, и 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана. Остальные османские суда предпочли находиться в дрейфе. Турецкое командование не сомневалось, что со столь превосходящими силами 20-пушечный русский бриг будет уничтожен или захвачен. Однако, как известно, этого не случилось.



https://topwar.ru/uploads/posts/2017-05/1496174208_1-11-1.jpg/3330352_Kazarskii (397x600, 53Kb)Команда русского брига приняла решение биться до конца. Последний оставшийся в живых моряк должен был взорвать корабль на воздух, подтверждая тем самым, что русские не сдаются. Победа «Меркурия» над турецкими кораблями, обладавшими колоссальным превосходством в артиллерии и личном составе, казалась действительно фантастической. У турок были 184 артиллерийских орудия, у «Меркурия» — лишь двадцать орудий. Конечно, сам бриг получил сильные повреждения и не принимал в дальнейшем участия в морских сражениях этой войны. Но его экипаж был щедро награжден после удивительной победы.



Капитан-лейтенант Казарский был произведен в капитаны 2 ранга, награждён орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом императора Николая I. Капитану Казарскому светила блестящая военная карьера, но к глубочайшему сожалению он умер в 1833 году — в возрасте 36 лет. Героя русско-турецкой войны, служившего к этому времени в звании капитана 1 ранга в свите императора Николая I, отравили кофе с мышьяком. Капитан был направлен с инспекцией в Николаев для проверки Черноморского флота и черноморских портов. Судя по всему, его убийство с целью избежать проверки подстроили представители командования и интендантских служб флота. Так погиб бесстрашный русский офицер, уцелевший во многих кровопролитных сражениях с неприятелем и, наверное, даже в страшном сне не могший представить себя павшим от рук собственных сослуживцев по Черноморскому флоту.



Русско-турецкая война 1828-1829 гг. стала для Российской империи крайне успешной и победоносной. 14 сентября 1829 года был подписан Адрианопольский мир, в соответствии с которым к Российской империи отходили обширные территории на восточном побережье Черного моря, включая важные в стратегическом отношении города Анапу и Сухум, а также дельта Дуная. Правительство Османской империи было вынуждено официально признать российский суверенитет над Грузией, Имеретией, Мингрелией, Гурией, Эриванским и Нахичеванским ханствами. Кроме того, Стамбул обязался соблюдать автономию Сербии, утвержденную Аккерманской конвенцией 1826 года. Также автономию получали Валахия и Молдавия, а на их территории оставались русские войска. Османская империя была вынуждена предоставить автономию Греции, согласившись с условиями Лондонского договора 1827 года. Наконец, признанием поражения Османской империи было и согласие Стамбула выплатить Российской империи внушительную контрибуцию в размере 1,5 млн голландских червонцев ] .



В победе России над Османской империей важнейшую роль сыграл Черноморский флот. Многие прославленные корабли, участвовавшие в морских сражениях войны 1828-1829 гг., еще длительное время продолжали службу в составе Черноморского флота. В частности, бриг «Мингрелия» в 1830-1831 гг. занимал брандвахтенный пост в Одессе. Разобрали корабль только в 1842 году. Фрегат «Штандарт» в 1830 году перевозил русские войска из Румелии в Россию, затем участвовал в высадке десантов на кавказском побережье. В 1832 году на фрегате «Штандарт» в Александрию плавал на переговоры с египетским пашой генерал-лейтенант Николай Николаевич Муравьев. В 1841 году фрегат переоборудовали в магазин. Знаменитый бриг «Меркурий» прослужил в составе Черноморского флота еще почти тридцать лет — до 9 ноября 1857 года.



https://topwar.ru/uploads/posts/2017-05/1496174063_merkuriy-kazarskiy-00021.jpg/3330352_Pamyatnik__brigy__Merkyrii (700x525, 114Kb)







В 1834 г. в Севастополе, на Мичманском бульваре, был поставлен памятник капитану Александру Казарскому. Инициатором установки памятника был командующий Черноморской эскадрой М.П. Лазарев, а непосредственно проект памятника готовил известный в то время архитектор А.П. Брюллов. Но не мешало бы в назидание потомкам (а именно эти слова высечены на памятнике — «Казарскому. Потомству в пример») запечатлеть и память о подвиге русских моряков фрегата «Штандарт» и брига «Мингрелия».



Автор: Илья Полонский



 

Рубрики:  Флот
Парусники
История России
Война

Метки:  

30 Береговая батарея в Севастополе

Пятница, 12 Мая 2017 г. 17:58 + в цитатник
  14  

Эхо войны. 30-я батарея в Севастополе

250-дневная оборона Севастополя 1941–1942 гг. стала одной из наиболее трагических страниц истории Второй мировой войны. С одной стороны защитники главной базы Черноморского флота сорвали планы немецкого командования по наступлению на Кавказ, повлияв на весь ход войны, а с другой - этих защитников, вернее то, что от них осталось, командование попросту бросило, эвакуировавшись в Новороссийск... З
начительную роль в той обороне Севастополя сыграли 30-я и 35-я башенные береговые батареи, ставшие основой артиллерийской мощи защитников города, нанеся немцам значительные потери и сковав на себе огромные силы противника.

30th Batter

30-я батарея сражалась до 27 июня 1942 года, пока ее, полностью блокированную, не захватили немцы. После войны батарея была восстановлена (в отличие от 35-й батареи, которая долгие годы оставалась заброшенной, и лишь в последние годы усилиями меценатов ее удалось превратить в музей), вооружение ее усилено, установлены новые системы управления огнем и жизнеобеспечения. Для перевооружения батареи воспользовались двумя трехорудийными башенными установками линкора «Полтава» (две другие башни этого линкора в 1930-е годы были установлены на батарее им. Ворошилова на острове Русский возле Владивостока). 30-я батарея до сих пор находится в числе действующих воинских частей РФ.
Несколько лет назад, в канун Дня Победы мне удалось побывать на батарее, где 70 лет назад не было столь тихо и спокойно, а рвались огромные 600-мм снаряды и погибали люди...

30th Batter


3. Одним из результатов анализа обороны крепости Порт-Артур во время русско-японской войны 1905 года стало решение построить на господствующих высотах флангов Севастопольского оборонительного района две самые мощные на Черном море береговые батареи: №30 – в районе деревни Любимовка, в устье реки Бельбек, №35 – в районе мыса Херсонес. Каждая батарея обладала 4-мя орудиями калибра 305 мм, установленными в двух вращающихся бронебашнях (у батареи №30 – один орудийный блок на две бронебашни, а у батареи №35 – два орудийных блока по одной бронебашне в каждом).

30th Batter

4. Бронебашенную батарею в устье реки Бельбек начали строить в 1912 году с учетом рекомендаций Кюи, который, изучив в специальной работе особенности обороны этого города в 1854 - 1855 годах, предложил для нее наиболее выгодную позицию. Это была возвышенность, несколько изогнутая и одной стороной обращенная к морю. К 1914 г. успели вырыть котлованы для башен и несколько подземных погребов, после чего строительство батареи законсервировали, т.к. российский флот господствовал на Черном море в 1914 - 1917 годах, и корабли противника не смели показываться близ его базы.
В конце 20-х годов командование морских сил Черного и Азовского морей решило завершить строительство и обратилось к наркому обороны К. Е. Ворошилову за поддержкой. Нарком проект одобрил, и работы начались незамедлительно. Специалисты экономили каждый рубль - при строительстве использовали многие механизмы и детали, оставшиеся от тяжелых боевых кораблей царского флота.

30th Batter

5. В 1933 году батарея береговой обороны, по мощности залпа равная линкору, вступила в строй. Ей присвоили № 30, командиром назначили выпускника Московского артиллерийского училища, капитана Георгия Александера, военкомом - старшего политрука Ермила Соловьева.
Господство над окружающей местностью обеспечивало бронебашням, проворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел. Предельная дальность стрельбы до 30 км.

30th Batter

6. Обе батареи - и 30-я, и 35-я - изначально строились как береговые, то есть были предназначены для борьбы с кораблями противника. Но когда в октябре 1941 года немецкие войска ворвались в Крым, береговые батареи, предназначенные для защиты Севастополя с моря, стали главным калибром обороны города с суши.
В немецких документах севастопольские береговые батареи назывались «фортами»: «Максим Горький-I» (батарея №30) и «Максим Горький-II» (батарея №35). 35-батарея была расположена дальше от района наступления немцев, поэтому наиболее яркую роль в обороне города суждено было сыграть «тридцатке» под командованием майора Александера. Немецкие генералы и фортификаторы заявляли, что «форт Максим Горький-I», являвшийся «подлинным шедевром инженерного искусства», «в силу своих исключительных качеств смог отсрочить падение Севастополя более чем на полгода». Батареи подвергались непрерывным бомбардировкам с воздуха и обстрелам из тяжелых и сверхтяжелых орудий.

30th Batter

7. По воспоминаниям командующего немецкой армией в Крыму Манштейна, «в целом во второй мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении на Севастополь». По его свидетельству, город обстреливали артсилы, в которых «среди батарей большой мощности имелись пушечные батареи с системами калибра до 190 мм, а также несколько батарей гаубиц и мортир калибра 305, 350 и 420 мм. Кроме того, было два специальных орудия калибра 600 мм (мортиры типа «Карл») и знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм» (цит).
Когда защитники батареи доложили в Ставку Главнокомандования о том, что немцы бьют по батарее 610-мм снарядами, от попаданий которых трескается бетон, им поначалу не поверили. Пришлось приводить доказательства, сделав этот фотоснимок около неразорвавшегося снаряда из мортиры "Карл", попавшего в батарею.

30th Batter

9. Сегодня в музее 30-й батареи экспонируется один из осколков тех самых снарядов, которыми немцы пытались уничтожить батарею.



10. Батарея сражалась до последнего снаряда. 17 июня 1942 года она была окончательно блокирована противником, 18 июня расстреляла последние снаряды, 21 июня личным составом было взорвано оборудование цитадели. В окруженной батарее осталось около 200 человек – артиллеристов, бойцов 95-й стрелковой дивизии и морских пехотинцев. 9 суток они сражались в казематах и подземных сооружениях...

30th Batter

11. Немецкие и румынские генералы осматривают захваченную батарею. Кстати, интересно сравнить комплекции генералов противника с советскими военачальниками на соседней фотографии...

30th Batter

12. После войны батарея была восстановлена, вооружение ее усилено, установлены новые системы управления огнем и жизнеобеспечения. Сегодня она находится в числе действующих воинских частей России.

30th Batter

13. Вход в казематы батареи - подбашенные помещения. У входа установлен памятный знак ее защитникам.

30th Batter

14. Тревожная сигнализация и памятные таблички, не дающие забыть сегодняшним солдатам бессмертные фамилии людей, отдавших свои жизни в той войне

30th Batter

15. Длинные коридоры-потерны проходят под обеими орудийными башнями. Казематы размещали в себе полный расчет батареи.

30th Batter

16. Каждое помещение защищено бронедверью, позволяя сберечь личный состав и оборудование от взрывов. Устройство потерн и размещение помещений в них позволяли вести защитникам коридорные бои, используя двери как укрытие

30th Batter

17. Пост энергетики и живучести. Сердце и питание батареи.

30th Batter

18. Системы управления

30th Batter

19. Командный мостик

30th Batter

20. Запасной пост управления огнем

30th Batter

21.

30th Batter

22. Стратегическая карта обороны акватории Севастополя с моря

30th Batter

23. В годы войны Севастополь был намного меньше сегодняшнего...

30th Batter

24.

30th Batter

25.

30th Batter

26. Вход в подорудийное помещение. Там хранятся снаряды и установлены подающие механизмы для них

30th Batter

27. Подающие механизмы снарядов. Снаряды и пороховые заряды хранятся отдельно. На этих стеллажах во время обороны Севастополя находились фугасные, осколочные, осколочно-фугасные, бронебойные, бетонобойные, фугасно-бронебойные, шрапнельные, зажигательные, дымовые, осветительные снаряды и ... снаряды с листовками

30th Batter

28. Механизмы оборудованы электрическим и ручным приводами, позволяя подать снаряд даже в случае перебоев с энергообеспечением батареи. Специальные щупы захватывают огромную болванку со стеллажа и перекладывают на подающую ленту

30th Batter

29. По этой ленте снаряд подается в подбашенное помещение

30th Batter

30. В недрах башни.

30th Batter

31. Коммуникации

30th Batter

32. Мерцающий свет лампочки и гул металла...

30th Batter

33. Вход в саму башню. Вернее, в ее нижнюю, часть

30th Batter

34.

30th Batter

35. Электрические кабели и переговорное устройство

30th Batter

36. Лоток для подачи порохового заряда

30th Batter

36. Ручка запорно-подающего устройства

30th Batter

37. Переговорное устройство

30th Batter

38. Зарядные желоба

30th Batter

39. Поворотные платформы передают снаряд с подающей ленты на желоба.

30th Batter

Как происходит сам процесс подачи снарядов



40. Кубрик личного состава.

30th Batter

41. Телефонный аппарат для оперативной связи

30th Batter

42. Бак с водой. В случае осады, личный состав мог довольно долго находиться на автономном обеспечении

30th Batter

43. Бронедверь в жилой кубрик

30th Batter

44. Повсюду на стенах закреплены направляющие, которые используются для подачи снарядов и пороховых зарядов снаружи к месту хранения.

30th Batter

45. Вот так они выглядят в собранном виде

30th Batter

46. Казенная часть орудий с линкора "Полтава", установленных сегодня на батарее

30th Batter

47. Управляющие тумблеры

30th Batter

48. Казенник

30th Batter

49. Основание ствола

30th Batter

50. Во время боя здесь не услышать команд. Поэтому они подаются визуально

30th Batter

51. Ствол весит 50 тонн. Здесь стоит отметить, что к началу 1942 года стала падать точность и дальность стрельбы. Сказался износ стволов - нарезы в их каналах стерлись, поэтому снаряды после вылета неустойчиво держались на траектории. В строго засекреченном месте в одной из бухт хранились запасные 50-тонные стволы. По инструкции замена стволов требовала работы со спецкранами в течение 60 суток. Долгими зимними ночами, батарейцы методом "бурлацкой артели", почти вручную, применив небольшой кран и домкраты, всего за 16 суток заменили стволы на "тридцатой". Расстояние до противника в эти дни было всего 1,5-2 км...

30th Batter

52. Все механизмы в густой смазке и в рабочем состоянии

30th Batter

53. Все три ствола в каждой башне могут стрелять автономно друг от друга и разделены отдельными зарядными камерами

30th Batter

54. "Глаз" наводчика, расположенный на верней части башни

30th Batter

55. Лестница с башни на землю

30th Batter

56. В одном из помещений расположен небольшой музей, где собраны, найденные на территории 30-й батареи, следы тех боев

30th Batter

57. По словам военных, здесь все было просто усеяно осколками и частями снарядов, мин и фугасов.

30th Batter

58. Немецкие тарелки, выпущенные в 1941 году..

30th Batter

59. Немцы внимательно изучали советское вооружение. Памятка командиру взвода, выпущенная в СССР, но с немецким штампом на обложке

30th Batter

60.

30th Batter

61. Немецкая воинская книжка

30th Batter

62. Истлевшие пистолет-пулемет и гранаты

30th Batter

63.

30th Batter

64.

30th Batter

65.

30th Batter

66. Весна 2012 года. 70 лет прошло с тех дней. Выходя на свежий воздух из казематов, пропитанных войной, внутри остается ощущение какой-то щемящей боли...

30th Batter
 
Сергей  Анашкевичhttp://www.livejournal.com/
Рубрики:  Севастополь,Балаклава,
Севастополь ,Балаклава
Флот
История России
Война
оружие,техника

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Письмо одесских евреев Петру Порошенко по случаю назначения Саакашвили губернатором Одесской области

Четверг, 18 Июня 2015 г. 12:35 + в цитатник

 

3330352_image (572x332, 48Kb)ИСЬМО ОДЕССКИХ ЕВРЕЕВ ПЕТРУ ПОРОШЕНКО ПО ПОВОДУ НАЗНАЧЕНИЯ СААКАШВИЛИ ГУБЕРНАТОРОМ ОДЕССЫ

Петр Алексеевич, и шо Вы делаете? Вы не понимаете, шо сегодня о Вас будут говорить на Привозе? Зохен вэй! Шо делается под небесами? Это давно такое бывает, шобы грузин евреями командовал?! Вы там шо, в своем Киеве, совсем почву под ногами потеряли? Или может Вы, как главный украинский еврей, чем обижен на нас? Так за шо? Петя, и шо мы тебе сделали? В умах ли ты? Возьми себе это чудо, нам не надо. Шо мы с этой «читой-маргаритой» делать будем? Он же совсем больной и за ним Губ ЧК бегает. Его не сегодня-завтра грузины к стенке поставлят и шо тада? Петя, какой раввин тебя обрезал? Побойся Бога. Оставь народ свой в спокойствии и не мучай нас грузинами. Живи себе спокойно и нам проблемы не делай...

Любовь Артеменко

Рубрики:  Юмор

Метки:  

Разговор с дедом

Суббота, 18 Апреля 2015 г. 14:04 + в цитатник



Рубрики:  История
Война
видео

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

А терял ли Кутузов глаз в Крыму ?

Среда, 15 Апреля 2015 г. 12:52 + в цитатник

Кутузов не терял глаз в сражении под Алуштой?

 

Портрет Кутузова в чине полковника (после Шумского сражения)

 

 

Этот миф, как считается, появился после опубликования фото медали, отчеканенной в честь полководца, с неправильной надписью.

 

Мемориал с ошибками

О том, как Михаил Кутузов потерял глаз в сражении у деревни Шумы, много лет рассказывают экскурсоводы, а в школах на эту тему даже пишут диктанты. Хотя на самом деле Михаил Илларионович оставался зрячим на оба глаза до самой старости, о чём свидетельствуют его письма. Но история службы полководца содержит другой интересный факт: смертельные ранения Кутузов получал дважды, с разницей в 13 лет.

Как же получилось, что знаменитый полководец времён турецких войн и наполеоновской кампании Михаил Кутузов предстаёт перед нами с чёрной повязкой на лице? Возможно, в этом виноваты создатели фильма «Гусарская баллада», сделавшие такой творческий ход? Или авторитетный немецкий исследователь Юлий Иверсен, описавший в своих трудах медаль в честь Кутузова, надпись на которой содержала несколько принципиальных ошибок? Ведь из писем самого Кутузова, его прижизненных портретов и исторических документов следует, что он не терял глаз ни в Шумском, ни в Очаковском сражениях. Да и на мемориальной доске у памятника-фонтана в Верхней Кутузовке, появившемся здесь ещё в первой половине XIX века, сказано: «Близъ сего места в сраженiи противу турокъ, Михаил Иларiоновичъ Кутузовъ, что послъ былъ фельдмаршаломъ и княземъ Смоленскимъ, раненъ въ глазъ».

Но из исследований авторитетных краеведов получается, что в глаз Кутузов был ранен лишь через 13 лет после Крымской кампании. Так что же на самом деле произошло 24 июля 1774 года в сражении на горном перевале у деревни Шумы (Верхняя Кутузовка)?

Известно, что Михаил Голенищев-Кутузов был острым на язык. Будучи офицером по особым поручениям в Генеральном штабе русской армии, он часто язвил в адрес высоких чинов и даже самой императрицы Екатерины II и её фаворита графа Румянцева. По одной из версий, последний решил наказать шутника, отправив его в 1772 году в самую гущу военных действий, и подписал приказ о переводе Кутузова из своей элитной Дунайской армии во 2-ю Крымскую, под командование князя Долгорукова.

10 (21) июля 1774 года Османская империя подписала с Россией Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство обретало независимость под протекторатом России, Турция уступала всё Северное побережье Чёрного моря, а русские торговые суда могли беспрепятственно проходить через проливы Босфор и Дарданеллы. Однако дальнейшие события показали, что турки решили договор нарушить, организовав коварное нападение на Крым...

Смещение даты скрывает турецкую измену

На медали, изготовленной в честь Кутузова на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1874 году и посвящённой сражению у деревни Шумы, есть надпись, изучением которой уже много лет занимаются авторитетные историки и краеведы. Известный исследователь Виталий Бартошевич утверждает, что тексты, которые противоречат историческим документам, содержат как минимум три ошибки. Во-первых, Кутузов применительно к сражению под Алуштой назван генерал-майором, хотя тогда он был командиром батальона и имел чин подполковника. Во-вторых, сказано, что в этом сражении Кутузов был ранен в глаз, хотя на самом деле глаз не был задет, о чём можно судить из письма Суворова императрице.

И наконец, в-третьих, на медали написано: «В память 27 июня 1774 г.». Если бы это было так, то ни о каком тайном сговоре после подписания Кючук-Кайнарджийского договора не могло быть и речи. На табличке, установленной у фонтана в Верхней Кутузовке, начертана ещё более ранняя дата сражения — 24 июня. Хотя на самом деле битва произошла 23 июля, что в корне меняет дело...

Как пишет известный историк Александр Самсонов, Турция не собиралась просто так отдавать Крым.

Александр Самсонов, писатель:

«17–18 июля 1774 года на Южном берегу Крымского полуострова, возле Алушты, высадили мощный десант трапезундского паши Гаджи Али-бея (около 30 тысяч штыков). Расчёт турецкого командования был прост: поскольку русских солдат здесь очень мало — всего 150 егерей из Московского легиона под командованием секунд-майора Николая Федоровича Колычева, при высадке десанта особого сопротивления не будет».

Однако русские гарнизоны в Алуште и Ялте, к удивлению турок, оказали ожесточённое сопротивление. Тем не менее остановить высадку десанта всё же не смогли. Когда боеприпасы закончились, русские солдаты отступили. Из Симферополя выступил отряд русских войск (около 3,5 тысячи солдат) под командованием генерал-майора Мусина-Пушкина, который не позволил туркам проникнуть вглубь Крыма. Но решающую роль в изгнании турок с полуострова сыграло сражение 23 июля, состоявшееся у деревни Шумы. Русские солдаты разгромили восьмитысячный янычарский авангард, после чего турки погрузились на корабли и покинули берега Крыма. В этом сражении участвовал и был ранен 28-летний подполковник Голенищев-Кутузов. Как считается — в глаз. Хотя на самом деле были перепутаны два ранения, полученные Кутузовым при деревне Шумы и при Очакове в 1788 году...

Истина в письмах

Алуштинские исследователи Виктор и Алена Ткаченко проанализировали исторические документы и письма Кутузова к жене и дочерям, которые он отправлял через много лет после событий на Крымском полуострове — в период Отечественной войны 1812 года.

Вот что о ранении Кутузова у деревни Шумы пишет командующий 2-й армией В. М. Долгоруков в реляции о сражении от 28 июля 1774 года: «Из числа же всего войска Вашего Императорскаго Величества ранены: Московскаго легиона Подполковник Голенищев-Кутузов, приведший гренадёрский свой баталион... Сей Штаб-Офицер получил рану пулею, которая, ударивши его между глазу и виска, вышла на пролёт в том же месте на другой стороне лица».

Спустя четыре года Кутузов женится на дочери генерал-поручика Бибикова, Екатерине Ильиничне, и появляется на свадьбе с чёрной повязкой поверх правого глаза — в первый и единственный раз. А спустя 10 лет, в 1788 году, во время Очаковского сражения, Кутузов получает ещё одно ранение, о котором французский врач, служивший в русской армии, Массо написал: «Мы сами видели чудо, случившееся с генералом Кутузовым. Он был ранен пулей, которая пролетела сквозь голову через левый висок и вышла у правого глаза, но не лишила оного». В результате правый глаз искосило, но он продолжал видеть. И только со временем зрение стало ухудшаться. А 29 октября 1812 года в письме к дочери Елизавете сам Кутузов написал: «Глаза мои очень утомлены; не думай, что они у меня болят, нет, они только устали от чтения и письма по случаю вновь одержанных побед».

Вот и получается, что ранение Кутузова в глаз возле деревни Шумы — фальсификация, хоть и ненамеренная. И что самое удивительное — перекочевавшая из книг на исторические памятники, в данном случае — на знаменитый фонтан в Верхней Кутузовке...

Алексей ПРАВДИН
Фото Архив «КТ», В. Зайцев 
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 305 от 14 ноября 2014 года

Рубрики:  Война
Известные личности

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

Первая железная дорога в Севастополе

Среда, 15 Апреля 2015 г. 12:13 + в цитатник

Крымская дорога, ставшая великой в Британии

Зачем 160 лет назад англичанам понадобилось прокладывать рельсы из Балаклавы в Севастополь

 

Ровно 160 лет назад в Крыму начала действовать железная дорога, построенная Великобританией и связавшая в период Крымской войны Балаклаву с окраинами Севастополя, — первая полноценная железная дорога на полуострове. И хотя авторами инженерного сооружения стали противники России, а сама «железка» поспособствовала падению Севастополя, за давностью лет мы можем беспристрастно взглянуть на эту историю. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» благодарит британский Национальный музей железнодорожного транспорта, в частности его сотрудника Кита Хейама, за предоставленную информацию.

 

 

Февраль 1855 года. Художник запечатлел начало строительства дороги

Эх, дороги!

 

Для того чтобы проложить пути через Балаклаву, часть домов пришлось снести

 

Причиной появления в Крыму железной дороги в начале 1855 года стало бездорожье. В период Крымской войны английские войска основали свою базу в Балаклаве, откуда шла грунтовая колея в сторону Севастополя и передовых позиций. Прибывавшие корабли выгружали в Балаклавской бухте боеприпасы, продовольствие, и поначалу снабжение армии шло благополучно. Англичане не предполагали, что им придётся стоять под Севастополем долго, и их не очень волновала транспортная проблема. Однако с середины ноября 1854 года начались непрерывные ливни, грунтовку размыло и распутица стала причиной катастрофического ухудшения снабжения войск. Ни артиллерию, ни боеприпасы на позиции доставить стало невозможно. Даже доставка продовольствия оказалась непосильной задачей, и периодически солдаты на передовой совсем не получали пищу, в то время как Балаклава была завалена провизией. Эта ситуация стала известна правительству Великобритании, и военный министр герцог Ньюкасл предложил построить от Балаклавы до Севастополя железнодорожные линии, чтобы иметь надёжное и всепогодное сообщение. Хотя предложение вызвало ожесточённые споры в парламенте (предприятие было дорогостоящим и сопряжено с опасностями), решили строить. Обратились к услугам фирмы Пето, Брэсси и Беттса, имевшей немалый опыт в прокладке железных дорог и обязавшейся выполнить работу «в патриотическом духе» — по себестоимости. В итоге Великобритания получила сооружение, вошедшее в историю этой страны как «Великая крымская центральная железная дорога», которая, по мнению некоторых западных исследователей, стала важным фактором в победе союзных войск над осаждённым Севастополем.

 

Балаклава, набережная Назукина. Именно в этом месте начиналась железная дорога

Ударники капиталистического труда

 

Вид с Французского холма на место, где находилась железнодорожная станция Кадыковка

 

Согласно данным из книги The grand Crimean central railway инженера Брайена Кука, исследовавшего строительство крымской железной дороги, общая её длина составляла около 22 км, а с учётом поворотов, разъездов и запасных путей — 32 км. На этот проект британское казначейство выделило 100 тысяч фунтов стерлингов (45 тысяч на материалы и 55 — на транспорт и содержание персонала). Зарплата же участников проекта начислялась по отдельной смете, в которую было заложено примерно 10 тысяч фунтов стерлингов. Руководил работами главный инженер Джеймс Битти, получивший за свои труды 1500 фунтов. Заработок же обычного землекопа при этом составлял 0,4 фунта в день (учитывая, что рабочие заключали контракты на полгода, за это время набегало около 70 фунтов на каждого).

 

Схема железнодорожных путей конца 1855 года

 

В состав железнодорожной экспедиции входили инженеры-механики, инженеры-строители, землекопы, каменщики, плотники, кузнецы, слесари, делопроизводитель, рисовальщик, геодезист, кладовщики, погонщики животных, ветеринар, хирург, священник, медсёстры и парикмахер. Всем строителям полагалась особая экипировка: водонепроницаемый вещевой мешок, хлопковые серые брюки и куртка, голубой галстук, красная и белая фланелевые рубашки, жилет, пара ботинок, сапоги, нижнее белье, кровать, подушка, коврик, два одеяла, шерстяное пальто, чулки и варежки. Также по условиям контракта строители не могли привлекаться к военным действиям и не были вооружены (кроме инженеров, которым выдали револьверы).

Главный инженер Битти прибыл в Балаклаву в январе 1855 года. Он ожидал увидеть городок, окутанный виноградными лозами, дремлющий в солнечном свете на берегу тихой гавани, — так описывали Балаклаву его сограждане, побывавшие в Крыму до начала войны. Но увидел совершенно противоположное. Балаклава оказалась слишком мала и хрупка для огромного количества военных и кораблей, скопившихся там. Никого из местных жителей не осталось: греки были изгнаны из-за подозрений в связях с русской армией, а татары бежали, испугавшись вспыхнувшей эпидемии холеры. Разорённые сады, разбитые дома, улицы, превратившиеся в трясины, повсюду экскременты людей и животных, гавань, загрязнённая до последней степени, зловонный запах повсюду. А на окраинах — могилы, могилы, могилы...

 

Одна из веток пролегала в районе Максимовой дачи в Севастополе

 

Вслед за Битти пришла первая партия стройматериалов — 1800 тонн рельсов, 6000 шпал, 600 тонн древесины и 2000 тонн различного оборудования. А в первых числах февраля Балаклавы достиг и «флот землекопов» — корабли, доставившие наёмных специалистов, которые сразу же приступили к работе. Корреспондент издания Illustrated London News писал в те дни: «Босяки приступили к работе с недовольством — в Балаклаве нет пива. Вместо пива они вытребовали себе ром и получают в итоге не менее четырёх дневных рационов в день (один рацион рома — 1/3 бутылки), и это приводит к дракам между ними». Но буквально через несколько дней критики и скептики поумолкли, ведь работа шла ударными темпами.

План прокладки дороги был таким: начинались пути в районе артиллерийского причала (там, где сейчас кинотеатр «Родина») и шли тремя ветками вдоль набережной и современной улицы Калича до разъезда (нынешняя площадь им. Первого мая), откуда две колеи направлялись в сторону селения Кадыковка и далее к передовым позициям. Также ветку проложили и на западном берегу Балаклавской бухты, чтобы уменьшить нагрузку на основной причал.

Хотя Кадыковка давно стала окраиной Балаклавы, путь, по которому шла железная дорога, почти полностью повторяет нынешняя улица Новикова. Согласно чертежам, сохранившимся в архивах британского Национального музея железнодорожного транспорта, в районе Кадыковки колея огибала Французский холм (под холмом была устроена станция), и шла в сторону осадных позиций Севастополя и Сапун-горы до того места, где сегодня развилка десятого километра Балаклавского шоссе. Далее путь пролегал до хутора Лукомского и разветвлялся: одна ветка заканчивалась там, где сейчас пересечение улицы Ревякина и шоссе, ведущего в севастопольский район Дергачи, вторая — в районе Максимовой дачи.

 

Здесь, на месте сегодняшней автодорожной развязки на окраине Севастополя, заканчивалась железная дорога

 

В работах было задействовано около 450 человек и 35 ломовых лошадей. В основном строительство завершили ударными темпами за семь недель — к 26 марта. В начале апреля по путям уже запустили полноценные составы. Кстати, сколько использовалось паровозов — интрига. По одним сведениям, их было четыре (даже названия сохранились: «Содружество», «Победа», «Лебедь» и «Чёрный бриллиант»), по другим — пять, причём трёх типов. Вагонов же за всё время эксплуатации было задействовано около двухсот. Поначалу паровозы ходили только до Кадыковки, а оттуда начинался подъём на гору, и составы везли частично при помощи конной тяги, частично при помощи стационарных паровых двигателей, тащивших вагоны тросом.

Конкретные результаты

Они стали заметны сразу. Составы отходили из Балаклавы каждый час с 7 часов утра до 7 часов вечера и достигали конечных остановок примерно за полтора часа. В течение нескольких дней позиции англичан были полностью снабжены продовольствием, а 2 апреля 1855 года в Балаклаву отправился первый в мире санитарный поезд: четыре вагона, заполненные больными и ранеными солдатами. Но главная задача была — обеспечить бесперебойную подвозку боеприпасов во время десятидневной бомбардировки Севастополя, которую союзные войска назначили на 9 апреля. И с этой задачей «железка» справилась, перевозя ежедневно от 110 до 250 тонн грузов. Впрочем, бомбардировка разочаровала наших противников. По воспоминаниям союзников, русские умудрялись настолько хорошо и быстро латать повреждения, что те стали выглядеть еще более неприступными. Но человеческие потери севастопольцев были ужасны — более 6000 человек убитыми и ранеными. С тех пор английская армия уже не испытывала нужды в снабжении передовых позиций.

 

Вид от подножия горы Гасфорта в направлении путей, ведущих к сардинскому лагерю

 

Интересно, что создатель дороги — инженер Джеймс Битти — не смог в полной мере насладиться плодами своих трудов, так как в начале апреля в районе Кадыковки произошла первая в Крыму железнодорожная катастрофа: состав, шедший в сторону Балаклавы, сорвался с тормозов и разбился. Один человек погиб, множество были ранены. Среди раненых оказался и Битти. И как только инженер немного поправился, его отправили на родину. Всего в Крыму погибло 46 человек из команды, строившей железную дорогу: 25 землекопов, восемь механиков, четыре плотника, трое подсобных рабочих, два кузнеца, два погонщика, клерк и священник. В основном они умерли от холеры (только один погиб во время вышеупомянутого крушения, и ещё один — от русского пушечного ядра).

Интересно и отношение к железной дороге союзников англичан. Французы поначалу отнеслись к этой затее с юмором, заметив, что Севастополь будет взят задолго до окончания её строительства. Однако, когда дорогу построили, оценили выгоду и согласились, что необходимо построить ветку из Камышовой бухты, где базировались их войска. Но дальше разговоров дело не пошло. А вот сардинцы, пожелав ветку к своей базе в районе горы Гасфорта, реализовали задуманное к ноябрю 1855 года.

После окончания осады Севастополя дорогу продолжали использовать для внутренних коммуникаций, а в мае 1856-го, перед тем как союзники покинули Крым, её разобрали и увезли в Турцию. Перед уходом у подножия Французского холма в Кадыковке англичане установили мраморную доску с мемориальной надписью в честь постройки железнодорожных путей, но через несколько лет доску по приказу генерал-губернатора графа Строганова разбили.

Сергей Ченнык, главный редактор издания «Милитари Крым», эксперт по Крымской войне:

«Не стоит переоценивать роль английской железной дороги в Крымской войне, как и роль англичан в целом, ведь все основные сражения в ней были выиграны французами. Да, англичане смогли реализовать хороший проект, который помог им в определённой мере. Русские же не препятствовали постройке железной дороги из-за особенностей вооружения того времени — слишком далеко находились пути от наших позиций. Даже если бы русские пытались вредить, например, с помощью казачьих отрядов, взрывавших полотно, то восстановить железную дорогу при наличии материалов и специалистов можно очень быстро».

Дмитрий СМИРНОВ
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 324 от 10 апреля 2015 года

 
Рубрики:  Крымская война
http://www.liontour.com.ua/ua/
оружие,техника

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Поиск сообщений в Краснофлотец
Страницы: [57] 56 55 ..
.. 1 Календарь