-

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Рыжкова:

 -Метки

9 мая Крещение Господне анна кирьянова блаженная матрона московская богородица вера декоративно - прикладное искусство дети духовные стихи духовный мир елена ваенга елена ваенга шансон женский образ живопись живопись художники животные здоровье икона икона божией матери иконы индейка истории из жизни исторические личности история история россии картины клип ксения петербургская кулинария кулинарные советы молитва молитвы монастырь мужчина и женщина музыка народные обычаи народные традиции национальная одежда национальный костюм николин день память пасха пейзажи поздравительные открытки поздравление полезная информация полезная информация для дневника полезные продукты поминовение поминовение усопших поучение поэзия православие православие иконы православие иконы праздник притча проповедь просьба о помощи психология психология жизни психология отношений рамочка рамочки родительская суббота рождество романовы святые советы стихи традиции упражнения уход за лицом фарфор фитнес храмы храмы архитектура художники церковный праздник шансон ювелирное искусство юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Рыжкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.06.2009
Записей: 4250
Комментариев: 2398
Написано: 11861


Художник Светлана Ивлева.

Вторник, 05 Ноября 2013 г. 09:48 + в цитатник

«Тема подвижников благочестия воистину неисчерпаема»

Светлана Ивлева
 

Художник Светлана Николаевна Ивлева училась сначала в одной из московских художественных школ, потом в Московском художественном училище памяти 1905 года, затем в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, основатель и бессменный ректор которой Илья Глазунов, а после окончания академии продолжила обучение в аспирантуре. После написания малого диплома на 3-м курсе академии поступила в церковно-историческую мастерскую под руководством профессора Ильи Глазунова.

В 2002 году окончила Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, художник-живописец.

В настоящее время - Старший преподаватель кафедры академического рисунка факультета живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100383/38334.b.jpg?0.09928772618482501


  Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. 2010 г.

Картина «Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым» показывает одно из чудесных событий из жития преподобного Серафима. В заснеженном саровском лесу была явлена благодать Святого Духа во время беседы преподобного Серафима с его другом и сотаинником Н.А. Мотовиловым, и в беседе этой святой старец раскрыл смысл христианской жизни, которая заключается, по словам преподобного Серафима, в стяжании Духа Святого. Задача картины – напоминать, в чем же смысл жизни христианина.

 

Преподобный Амвросий Оптинский. 2002 г.

«Преподобный Амвросий Оптинский» – дипломная работа, выполненная в мастерской церковно-исторической живописи. Преподобный Амвросий (Гренков) – один из известнейших старцев XIX столетия. На картине изображен и келейник старца, преподобный Иосиф (Литовкин), также будущий старец, тридцать лет исполнявший это послушание.

Во время работы над картиной были собраны и проштудированы многочисленные издания со старинными видами Оптиной пустыни, фотографиями, портреты старца Амвросия работы иеромонаха Даниила (Болотова), письма к монашествующим и мирянам.

В основу картины легло житие преподобного Амвросия, составленное архимандритом Агапитом (Беловидовым). На картине изображены и те, кто приходил к старцу за молитвенной помощью и советом: монахи и монахини, простые крестьяне, сомневающиеся интеллигенты, дворяне, почитатели и благотворители старца, купцы, а также бедные вдовы и девицы, желающие поступления в женскую обитель, – на картине одну из них и благословляет старец на жительство в основанный им Шамординский женский монастырь. О тех, кто пришел к убогой «хибарке» преподобного, можно сказать словами тропаря: «Яко к целебному источнику притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любве научаеши; моли Человеколюбца Христа и Заступницу усердную спастися душам нашим».

Светлый весенний пейзаж с цветущими белыми вишнями словно образ райского сада, а солнечный свет, сочетания небесно-синих, золотых и красных оттенков подчеркивают особую пасхальную радость встречи обновленной души со святым старцем.

 

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100383/38338.b.jpg?0.4977167460443034
 

Сретение  Владимирской иконы Божией Матери 2009 г.

Картина «Сретение Владимирской иконы Божией Матери» посвящена событию 1395 года. В этот год в ненастные августовские дни рыдала вся Москва, ожидая нашествия хищных войск Тамерлана. Святитель Киприан повелел из Владимира принести древний образ Божией Матери, навстречу которому вышла великая княгиня Евдокия (преподобная Евфросиния) со своим семейством и все горожане, так что в городе не осталось никого, как рассказывает «Повесть о Темир-Аксаке».

В картине центральное место занимает икона Богородицы. Движение в картине направлено к зрителю, так что мы, смотрящие на картину, сами становимся участниками изображенного события.

Из житий московских святых вполне ясно, что навстречу чудотворной иконе вместе со всеми горожанами, конечно же, вышли преподобный Савва Московский, священники и монахи. Они тоже изображены на картине.

Работа над картиной проходила достаточно сложно; как выяснилось, от XIV века осталось очень не много материала, сбор которого шел буквально по крупицам: это и иконы той эпохи, сохранившиеся оклады икон, хоругви, миниатюры. Приходилось долго искать, выверять детали для создания убедительного образа.

Радость чудесного избавления от грядущей беды передана через контраст озарившего москвичей солнца и грозовых туч, уходящих вместе с удаляющимися татарскими полчищами.



  Святитель Тихон - Патриарх Московский и всея Руси. 2009 г.

Полотно посвящено первосвятителю русской земли, разделившему страдания за веру вместе со своей паствой в лютые годы богоборческой власти. Личность этого дивного святителя поражает своей простотой, искренностью, скромностью и стойкостью в вере и бескомпромиссностью к ереси обновленчества. Патриарх на картине изображен в алтаре перед престолом в домовом храме на подворье Троице-Сергиевой лавры. Скупость и скудность обстановки, выхваченная из темноты светлая фигура первосвятителя создают образ новомученика. При работе над картиной были использованы фотографии патриарха Тихона и его вещи.





  Священномученник Илларион на Соловках. 2008 г.

Картина «Священномученик Иларион на Соловках» создает образ другого новомученика Российского и сподвижника патриарха Тихона. Так же, как и портрет святителя Тихона, изображение священномученика Илариона композиционно напоминает парадный портрет, но это сходство носит лишь внешний характер. Низкая линия горизонта, фронтальная постановка фигуры, величественный жест создают это внешнее сходство. Но владыка – узник, и на картине он изображен в овчинном тулупе, потерявшем цвет подряснике, вместо митры на голове шапка, вместо архиерейского посоха – палка, на ногах валенки, а вместо сверкающей панагии – заходящее красное зимнее солнце, озаряющее все своими кровавыми лучами. Суровая жизненная реальность картины ярко контрастирует с изображением почти сказочной зимней природы. Простоту и скорбность обстановки подчеркивает соловецкий кремль 1920-х годов и лесоповал, среди которого стоит несгибаемый архиерей с искрящимися неземной радостью, по-детски открытыми миру глазами.


http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100383/38335.b.jpg


  Патриарх Филарет (Романов) и сретенский игумен Ефрем в польском плену (1613 - 1619). 2010 г.

Одно из исторических полотен «Патриарх Филарет (Романов) и сретенский игумен Ефрем в польском плену (1613–1619)» посвящено событиям Смутного времени. Скудные сведения мы находим в летописях XVII века: вскоре после избрания на царство Михаила Федоровича Романова 2 мая 1613 года игумен Сретенского монастыря Ефрем был послан царем «в польское сидение» за отцом царя митрополитом Филаретом. В 1619 году они вернулись, и Филарет Никитич был наречен «Патриархом всея Руси»». Известно, что заточенный митрополит (будущий патриарх) Филарет вел переписку со своим сыном, царем Михаилом Федоровичем. На картине показан момент, когда пленный архиерей диктует письмо сретенскому игумену Ефрему. В картине за основу взяты образы из миниатюр XVII века: «Благословение царя Михаила Федоровича на брак» и «Встреча патриарха Филарета по возвращении его из польского плена в 1619 году» из фолианта «Книга об избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея великой России самодержца». Детали полотна подобраны, по возможности, достоверно: походный складень и сундучки семьи Романовых начала XVII века, карта с изображением замка Мальброк (Мариенбург), где и находились пленники, сам облик замка, виднеющегося через раскрытые створки стрельчатого окна, пестрая скатерть, стулья, подсвечник и выложенный плитками пол переносят нас в атмосферу Польши того времени. Детали русского происхождения (сундуки, облачение игумена, зеленая монашеская однорядка митрополита, узоры ткани которой соответствуют его сохранившемуся параману из Музеев Московского Кремля), противопоставленные изображениям гравюры короля Сигизмунда III, висящей на стене, поляков за окном, создают психологический контраст. Панагия, западноевропейского происхождения янтарный посох (ныне хранящийся в Музее Московского Кремля) придают образу патриарха, собранному по портретам, гравюрам и миниатюрам XVII–XIX веков, историческую достоверность.

 

Схимандрит Зосима (Сокур)

«Схиархимандрит Зосима (Сокур)» – одна из последних  работ. Она изображает старца, знаменитого на всю Украину. О духовных дарованиях отца Зосимы знали все, кто с ним хоть раз встречался, знали и о прозорливости старца. Его простота в обращении, строгость и одновременно доброта приводили к нему многочисленных паломников – от министров, архиереев до простых сельских священников, врачей, интеллигенции. И каждому батюшка мог дать только то, что вмещало сердце приходящего, что было полезно именно ему. Устроение мужского и женского монастырей было одним из главных дел старца. Память о нем жива и после блаженной кончины. Теперь к часовне, где упокоен схиархимандрит Зосима, съезжается множество паломников. В картине отец Зосима изображен в простой скуфье и аналаве, с радостной улыбкой и, как странник в Царство Небесное, – с посохом в руке. Весеннее солнце мягко озаряет старца и храм с колокольней в Николо-Васильевском монастыре.

В последнее время  были созданы образы нескольких настоятелей Сретенского монастыря XVI и XIX веков: игумена Ефрема, строителя иеромонаха Максима (Погудкина), архимандрита Вениамина (Петухова) и архимандрита Серафима (Богоявленского), священномученика Илариона (Троицкого).

 

Строитель иеромонах Максим (Погудкин)

Картина «Строитель иеромонах Максим (Погудкин) в Сретенском монастыре в 1805 году» раскрывает образ этого удивительного подвижника XIX века. В Сретенском монастыре отец Максим прожил около года. Большая часть его жизни была отдана монашескому сокровенному деланию, которое он мог мудро и смиренно совмещать с бременем настоятельства и духовничества. С 1806 по 1811 годы, подвизаясь в Николаевской Берлюковской пустыни, он, как сказано в его житии, «…возлюбя безмолвие, начал копать себе пещеры». С 1811 года всю оставшуюся жизнь он провел в должности строителя и духовника в Николо-Пешношском монастыре. Святитель Филарет Московский имел особое благорасположение к старцу, однако тот по смирению отказывался не только от игуменства, но даже от наперсного креста с украшениями. Отец Максим стяжал от Господа многие благодатные дары, в том числе дар прозорливости. Скромность отца Максима сказалась не только в отказе от любых наград, но и в запрете делать с себя прижизненные портреты. Гравюра, сделанная после блаженной кончины подвижника, донесла до нас его черты. Благодаря сохранившейся гравюре и возник этот портрет.


http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100383/38342.b.jpg

 Архимандрит Вениамин (Петухов) - настоятель Сретенского монастыря в 1858 - 1872 годы. 2009 г.

Архимандрит Вениамин (Петухов) – один из замечательных церковных деятелей XIX века. Он был ближайшим помощником Московского митрополита Филарета (Дроздова), наместником кафедрального Чудова монастыря и одновременно настоятелем сначала Сретенского монастыря – с 11 апреля 1859 года по 10 апреля 1872 года , а затем Покровского и Высокопетровского монастырей в Москве. Заботы его главным образом устремлены были на благоустройство обители, соблюдение в ней порядка и на усиление монастырских средств. Все постройки монастыря находились в весьма ветхом состоянии и нуждались в значительном исправлении. Архимандрит Вениамин внимательно следил за состоянием монастырских церквей и возникающие неисправности стремился своевременно поправлять. К братии управляемых им монастырей Архимандрит Вениамин относился всегда со строгою внимательностью и отеческою заботливостью. При приеме вновь поступивших лиц в число братии он всегда был очень осторожен и осмотрителен. Все его отношения к братии были растворяемы христианскою кротостью и терпением. Достойных всегда старался он поощрять повышениями и наградами.

Работа «Архимандрит Вениамин (Петухов) – настоятель Сретенского монастыря в 1858–1872 годы» представляет сподвижника святителя Филарета Московского, настоятеля Чудова и Сретенского монастырей.


http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100383/38340.b.jpg


  Архимандрит Серафим (Богоявленский) - настоятель Сретенского монастыря в 1884 - 1890 годы. 2009 г.

Полотно «Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря в 1884–1890 годы» рассказывает об удивительном подвижнике XIX века. Архимандрит Серафим в конце 1880-х годов был очень известным проповедником. Он проповедовал в Матросской богадельне, и слова его проповедей утешали и смягчали сердца, страдающие от бедности и пороков. В Сретенском монастыре отец Серафим не только проповедовал, разъяснял Священное Писание, но и устроил здесь впервые народное пение в храме, поучаствовать в котором собирались многие москвичи, так что храм не вмещал всех, и люди стояли на улице. Любовь прихожан выразилась в подношении своему пастырю креста с драгоценными камнями. Как полковой священник, отец Серафим прошел три войны, был удостоен наград, а также пожалован к награде за учреждение благотворительных организаций. Скончался архимандрит Серафим (Богоявленский) в Крыму в 1891 году в Георгиевском Балаклавском монастыре.

 

Епископ Гурий (Степанов)

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович) (1880–1937) принадлежал к поколению, на долю которого выпало жить и пострадать в эпоху гонений на Русскую православную Церковь в 30-е годы прошлого столетия. Время его жизни пришлось на разные периоды истории России: от монархии до временного правительства и революции; от синодального периода до Патриаршества и гонений на Церковь. Назначен управляющим Сретенским монастырем в 1919 году. 8 февраля 1920 года настоятель Сретенского монастыря архимандрит Гурий (Степанов) был хиротонисан во епископа Алатырского и назначен викарием Симбирской епархии. Он оставался в Москве и до 2 апреля управлял Сретенским монастырем. Мученическая кончина - расстрел 1 ноября 1937 года.

Сретенский монастырь – один из древнейших в Москве; за более чем 600-летнюю историю он пережил разное: пожары, обветшание, войны, полное вымирание братии во время чумы 1771 года, практически полное уничтожение в годы гонений на Церковь и вновь возрождение.

Светлана Николаевна Ивлева продолжает  работать над несколькими неоконченными рисунками и холстами. Тема подвижников благочестия воистину неисчерпаема для творчества художника.

Источник: Беседа с художником Светланой Ивлевой Александра Новигатского  http://www.pravoslavie.ru/guest/44961.htm

Материалы других сайтов

Серия сообщений "Исторические личности":
Часть 1 - «Свеча страны русской» — царь Фёдор Иоаннович.
Часть 2 - Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Часть 1.
Часть 3 - Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Часть 2.
Часть 4 - Царица Александра Последняя Русская Императрица.
Часть 5 - Художник Светлана Ивлева.
Часть 6 - Рождество в Царской Семье.
Часть 7 - Виват, Елизавета!
...
Часть 22 - Как Серафим Саровский предсказал Николаю II «Пасху среди лета», а предсказание сбылось вопреки насмешкам скептиков.
Часть 23 - Прутский поход: как Петра I спасла женщина.
Часть 24 - Императрица-жаворонок: сколько часов в день работала Екатерина II.

Серия сообщений "История":
Часть 1 - Поклонимся великим тем годам... История ВОВ в живописи.
Часть 2 - Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Часть 1.
Часть 3 - Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Часть 2.
Часть 4 - Царица Александра Последняя Русская Императрица.
Часть 5 - Художник Светлана Ивлева.
Часть 6 - Пророчества старцев о будущем Руси.
Часть 7 - Главные реликвии в истории России.
...
Часть 15 - ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ - 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА.
Часть 16 - СЕЙЧАС БУДУТ ЦЕНИТЬСЯ ЛЮДИ ДЕЙСТВИЯ...
Часть 17 - СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ...СКОРБИМ...

Серия сообщений "История храма":
Часть 1 - Храм Василия Блаженного (собор Покрова на Рву).
Часть 2 - Художник Светлана Ивлева.
Часть 3 - Кижи. Церковь Преображения Господня.
Часть 4 - Утраченная святыня - храм Живоначальной Троицы г. Мичуринска, ранее имевшим название г. Козлов.
...
Часть 7 - Церковь села Громушка.
Часть 8 - Утраченные святыни- Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Великомученика Георгия Победоносца г. Мичуринска.
Часть 9 - Храм Ильи пророка города Мичуринска.

Серия сообщений "Живопись, искусство":
Часть 1 - Художник Светлана Ивлева.
Часть 2 - Крещение Господне в живописи.
Часть 3 - Крещение Господне в живописи.
...
Часть 7 - Воскресение Христово в живописи.
Часть 8 - Вознесение на Небо Иисуса Христа-завершение Его земного служения.
Часть 9 - Крещение Господне в живописи.

Рубрики:  живопись/живопись-портреты
живопись/живопись-пейзажи
живопись/художники
Православие
История России
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 5 пользователям