-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мираж_ок

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

энергетические терапии


Эффективные способы запоминания

Понедельник, 04 Августа 2014 г. 09:20 + в цитатник

Используем законы памяти
Прочно запоминать, а потом долго удерживать в памяти запомненное позволит знание и применение законов памяти.

Закон 1 - осмысления.
Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше (прочнее, легче, подробнее) оно сохраняется в памяти. Пользоваться этим законом - значит максимально приблизить процессы восприятия, запоминания к процессу мышления.
Сделать запоминание максимально осмысленным помогают простейшие приемы. Взяв в руки книгу, статью, документ, которые Вы собираетесь читать, не спешите начинать. Попытайтесь по названию определить, что в них написано, или что на месте автора написали бы Вы. Точно такое же "прогнозирование" можно применять и по прочтении названия главы или параграфа, первого абзаца и т. д. Если Вы чувствуете, что после выдвижения ряда аргументов автор готов сделать свой вывод, - не торопитесь читать, попытайтесь сделать его сами.
Выработайте привычку, читая, выделять смысловые опорные пункты - неделимые, законченные "единицы смысла". При этом на полях можно отмечать: вот первая мысль, вот вторая, вот третья. Можно придумывать каждой мысли названия, привязывать к ним зримые образы, связывать их между собой. Этих "единиц смыслов может оказаться совсем немного, но они помогут понять и запомнить главное.

Закон 2 - интереса.
Легко запоминается интересное. Основа формирования интереса - цель. Когда мы видим: это может понадобиться для будущей работы. становится интересно. Мысль в тексте связывается с конкретной практической необходимостью и таким образом - часто без специальных усилий запоминается. Прежде, чем начать чтение (прослушивание, просмотр), надо четко решит зачем мне это нужно. Не запоминайте то, что никогда Вами не будет применено.

Закон 3 - объема знаний.
Чем больше знаний по определенной теме тем лучше запоминается все новое. Перед чтением вспомните все, что уже известно по данной теме может быть, нужно не просто вспомнить, но и более активно "приподнять" запрятанные в глубинах памяти знания. Предположим, Вам надо запомнить правила ведения бухгалтерской отчетности. Когда-то Вам приходилось с этим сталкиваться. Не спешите сразу изучать правила. Гораздо эффективнее сначала просмотреть, скажем "Словарь бухгалтера", пролистать учебник по бухгалтерскому учету. Это настолько активизирует восприятие текста, что для запоминания может оказаться достаточно прочесть его всего один раз.
Если Вы хотите запомнить что-то совершенно новое, учтите, что при единовременном восприятии память способна удержать в среднем 7 объектов (от 5 до 9). Безразлично, будут ли это отдельные слова, предметы или мысли. Кладите на стол 1, 2, 3 и т. д. различных предметов и запоминайте каждый набор. Где-то после 7 при воспроизведении некоторые предметы начнут "выпадать". А далее Вы вынуждены будете группировать их. То есть, устанавливая связи внутри запоминаемого материала, Вы так или иначе начнете осмысливать его.

Закон 4 - готовности к запоминанию.
Давно известно, что готовность к выполнению определенного действия (установка) предопределяет восприятие. На восприятие какого материала Вы настроились, что приготовились увидеть в тексте, то и увидите. Допустим, Вам надо ознакомиться с описанием некоторого технического устройства. Вы должны быть готовы к тому, что в описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, техническая и экономическая эффективность, рабочие параметры и т. п. На получение такой информации Вы настраиваетесь - такую и получите из текста.
То же самое относится к установке на время. Опыты показывают следующее. Два человека запоминают одну и ту же информацию в течение одного и того же промежутка времени. Но один - с установкой запомнить надолго, а второй - только на короткое время. При проверке - не только по прошествии длительного времени, но и сразу после запоминания - оказывается, что первый показывает лучшие результаты.

Закон 5 - одновременных впечатлений.
Он основан на следующем: если Вам трудно вспомнить что-либо, надо вызвать в памяти максимум одновременных (смежных) впечат­лений.
Допустим, Вы забыли, что говорилось на совещании, состоявшемся месяц назад. Постарайтесь в памяти вызвать образ кабинета, где оно проходило. Представьте лица выступающих и слушателей. Вспомните, какая погода стояла за окном, как Вы себя чувствовали, о чем думали и т. и. Эти ассоциации не подведут: содержание совещания "всплывет". Поэтому загодя, запоминая что-либо, полезно фиксировать внимание на обстановке, связывать запоминаемое со всем происходящим вокруг.

Закон 6 - последовательных впечатлений.
Если Вы должны запомнить что-то целиком и близко к тексту, никогда не учите частями - только все вместе. Заучивание кусками - побочный способ запоминания. В погоне за быстрым результатом (как хочется скорее увидеть хотя бы часть уже сделанной работы!) мы повторяем несколько раз один кусок, пока не запомнится, - за ним следующий и т. д. В результате конец каждого куска - по закону последовательных впечатлений - связывается не с началом следующего, а с началом его же самого. И при воспроизведении происходит то же самое.

Закон 7 - усиления первоначального впечатления.
Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, чем ярче образ, чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее. Отсюда задача - всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого. Существует два способа усиления первоначального впечатления: рациональный и эмоциональный.
При рациональном старайтесь направлять информацию по нескольким каналам: записать то, что надо запомнить, нарисовать, проговорить, пропеть и т. п. Очень полезно обсудить, "проспорить" запоминание, особенно с лицом, придерживающимся противоположного мнения.
Особенно полезно применять рациональное усиление для запоминания несловесной информации - действий, образов, рисунков. Допустим, Вам надо запомнить впечатления от интерьера, пейзажа, картины, внешности человека. Обычно в памяти сохраняются лишь самые общие черты. Однако, если вслух описать запоминаемый объект, запомнится на порядок больше деталей и подробностей.
При эмоциональном усилении первоначального впечатления надо стараться вызвать максимум эмоций, связанных с запоминаемой информацией.
Это легко сделать, используя закон осмысления. Допустим, Вы прочитали ряд аргументов автора и, опередив его, сами сделали вывод. Если Ваш вывод не совпал с авторским, то у Вас, наверное, возникнут эмоции удивления, разочарования, раздражения, злости. Они усилят запоминание. А если нет? Вы испытаете удовлетворение, радость. Хотя, с другой стороны, в этом случае и запоминать-то ничего не надо - это Ваш вывод!

Закон 8 - торможения.
Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное - сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Любая информация - чтобы быть запомненной - должна "отстояться".

Из законов памяти вытекают три основных способа запоминания.

Рациональный - основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже накопленными знаниями. Это наиболее эффективный способ.

Механический - его мы называем "зубрежкой". Он самый неэффективный, но, бывает, становится необходимым. Ориентируйтесь здесь на законы повторения и усиления первоначального впечатления.

Мнемо технический - способ опосредованного запоминания. То, что необходимо запомнить, по определенным правилам или ассоциативно переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые запоминаются легче.

ТРЕНИРУЙТЕ ПАМЯТЬ!

Для тренировки зрительной памяти:

Старайтесь развить в себе способность к удержанию зрительных впечатлений. Увидев лицо, пейзаж, интерьер, попробуйте сразу, закрыв глаза, удержать впечатления максимально долго. Нарисуйте увиденное по памяти и сравните с действительностью.
В конце дня, перед сном, представьте себе зрительно весь прошедший день. Попробуйте проделать то же самое в обратном порядке - с вечера до утра.
Вызывайте в памяти представления знакомых вещей, интерьеров, лиц, написание слов. "Рассматривайте" при этом их детали. Опишите детально лицо Вашего близкого друга - какого цвета у пего глаза, форма носа, лба, подбородка...

Для тренировки слуховой памяти:

Различайте голоса. Рисуйте в воображении образ человека, которому принадлежит слышимый Вами голос.
Пытайтесь по шагам представить человека. Каковы его возраст, телосложение, пол, черты характера. Проверьте, если есть возможность.
Повторяйте услышанные, например, по радио предложения, фразы сразу, вслед за диктором, максимально точно.
Вечером воспроизводите мысленно все слуховые впечатления дня и прямой и обратной последовательности.

ЗАПОМНИТЕ!

  • Печаль, раздражение, неуверенность, страх - враги нам
  • Не проработав как следует одного материала, не переходите к следующему, так как в Вашей нервной системе возникает своего рода процесс торможении и одни следы парализуют другие.
  • Не заставляйте себя работать, когда мозг утомлен - такое состояние мозга влечет тупое усвоение и, следовательно, неотчетливое припоминание. Лучше поработать два часа на свежую голову, чем восемь в состоянии утомления.


Практические действия.

1. Записывайте.
Исследование, проведенное в 2008 году в Университете Киото, показало: если перед тем, как приступить к зубрежке, в течение 15-20 минут вспоминать и записывать свои грустные мысли и мельчайшие неприятности, произошедшие за последнее время, эффективность учебы резко возрастет.
Дело в том, что все негативное мы априори запоминаем очень хорошо. И всю информацию, которая поступит сразу после эпистолярных излияний, мозг по инерции воспримет как «плохую», а значит, надежно зафиксирует. Не самый веселый метод, но реально работает.

2. Смените обстановку.
Если за один вечер нужно подготовиться к двум экзаменам (или совещаниям), делайте это в разных комнатах. Информация, которую мы запоминаем при различных обстоятельствах, не перемешивается в голове.

3. Кричите громче.
Слова запоминаются на 10% лучше, если их выкрикивать. Звучит глупо, но факт. Необязательно, конечно, ставить на уши весь дом. Достаточно по несколько раз громко и внятно произнести каждое слово.

4. Будьте экспрессивнее.
Еще один совет для изучающих трудные языки: изображайте жестами все слова и фразы, которые Вы учите. Буквально: если учите спряжение глагола «прыгать» — попрыгайте. А если нужно выучить диалог или сложную фразу, разыграйте сценку. Вот увидите, все запомнится поразительно быстро.

5. Слушайте себя.
Выучив некую информацию, наговорите ее на диктофон. А когда будете засыпать, тихонько включите эту запись — нужно именно спать под нее. Это потрясающе действенный способ для того, чтобы закреплять уже знакомые, но плохо запоминаемые вещи.

6. Не сидите на месте.
Учите стихи, учебники и доклады, наворачивая круги по комнате. Дело в том, что ходьба активизирует работу мозга, и Ваша способность к запоминанию значительно увеличивается.

7. Выкидывайте слова.
Суперспособ для того, чтобы выучить большой объем слитного текста, например, слова песни или доклад. Перепишите этот текст, оставив от каждого слова только первую букву, и учите его, пытаясь вспоминать эти слова. Естественно, поначалу придется заглядывать в оригинал, но в итоге Вам будет достаточно глянуть на усеченный вариант и текст моментально всплывет в памяти. Такую шпаргалку очень удобно брать с собой.

8. Спите больше.
Чем дольше Вы будете спать после того, как что-то выучили, тем лучше будете помнить эту информацию наутро. А бессонные ночи, наоборот, значительно ухудшают память. Я хочу, чтобы все студенты это прочитали и приняли к сведению. Лучше поспать пару часов перед экзаменом, чем пытаться выучить еще «пару билетиков».

9. Займитесь спортом!
На эту тему проводилось очень много исследований, и все подтвердили: аэробные упражнения улучшают мозговое кровообращение и память. Потанцуйте перед тем, как сесть за книги: сможете выучить наизусть хоть «Евгения Онегина»! По крайней мере, первую строфу — точно.

 

Рубрики:  Разное
Метки:  

Процитировано 19 раз
Понравилось: 6 пользователям

Anael1949   обратиться по имени Понедельник, 04 Августа 2014 г. 09:30 (ссылка)
Интересно... спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Мурочка_-_душечка   обратиться по имени Понедельник, 04 Августа 2014 г. 09:44 (ссылка)
СПАСИБО!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку