-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 70836


Блистательная княгиня Зинаида Ивановна Юсупова и её "Дом солнца" Кериоле (Keriolet) Часть 5. Другие дворцы и потомки

Понедельник, 01 Августа 2022 г. 13:45 + в цитатник

ИСТОЧНИК

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

ЧАСТЬ 3

ЧАСТЬ 4

ЧАСТЬ 6

Итак, предлагаю вам третью часть затянувшегося рассказа о замечательной женщине Зинаиде Ивановне Нарышкиной - Юсуповой - де Шово, княгине, графине, маркизе (Zénaïde Narischkine-Youssoupov-de Chauveau-de Serre. Princesse, comtesse, marquis) и её замке Кериоле (Keruolet) во французской Бретани. А также о других дворцах-виллах "заслуженного строителя".

Краткое содержание предыдущих серий...
Родилась будущая княгиня в 1809(10) году, получила блестящее образование, в 16 лет была выдана замуж за богатого и знатного Бориса Юсупова, вдвое её старшего. Молодая княгиня блистала при дворе, пользовалась большим успехом у мужской части высшего света, в том числе у императора Николая I, а также у знаменитых наших писателей, поэтов и художников. Кроме этого она приложила руку к строительству и оформлению нескольких первоклассных дворцов, вилл и одной церкви в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Финляндии, родила прекрасного сына, собрала прекрасную коллекцию произведений искусства. То есть, совершила практически все те дела, которые, как считается, должен сделать мужчина.
После смерти мужа она уехала во Францию, но с Россией связи не прерывала.
Вторым её мужем стал молодой француз Шарль Шово, который при её содействии обзавелся и титулами и должностью, а вместе супруги купили старое поместье в департаменте Финистер в Бретани, который перестроили в большой замок Кериоле, привлекавший внимание своим несколько экстравагантным стилем.
После смерти второго мужа, разобравшись с неприятными неожиданности с наследством мужа, который отписал замок своей сестре, Зинаида Ивановна на определенных условиях передала на безвозмездной основе замок Кериоле вместе с богатейшей коллекцией произведений искусства и всей прилегающей территорией департаменту Финистер, где замок и находится, для сохранения его в качестве музея для блага жителей любимой ею Бретани.
Сама же княгиня последние годы провела в своем особняке в Париже, а после смерти в 1893 году была погребена в Троице-Сергиевой Пустыни под Петербургом.

А теперь продолжим...

После известия о решении Зинаиды Ивановны передать замок Кериоле со всем содержимым департаменту Финистер, власти этого самого Финистера сформировали комиссию для изучения этого вопроса, дело-то было серьезное, связанное с большими деньгами и, значит, с большой ответственностью.
В августе 1890 года члены комиссии, в которую, кстати, входил и сам архитектор замка Кериоле Жозеф Биго, посетила замок, осмотрела его коллекции и пришла в восторг.
Вывод комиссии был таков: посещение замка и его галерей оставило её членов в восхищении, они увидели замечательное разнообразие художественных сокровищ, значительный труд, приложенный для достижения замысла владельцев замка и им стало понятно стремление мадам Шово-Нарышкиной избежать в будущем каких-либо неприятностей с её владением. Члены комиссии выразили громадную благодарность графине за столь роскошный дар Франции и Бретани.
Что касается стоимости подарка, то комиссия тогда на глазок и предварительно оценила сам замок более чем в миллион франков, а предварительная стоимость коллекций шла на сотни тысяч.

30 мая 1891 года Генеральный совет департамента Финистер официально принял дар Зинаиды Ивановны и принял в свое ведение замок, его коллекции, парк и ферму.
В замке был создан музей, местные власти еще и приумножили его коллекции за счет разных бретонских специалитетов, то есть выставили собрание знаменитых бретонских женских чепцов, бретонского фарфора, картин местных художников.
Музей был открыт для публики, он, как и замковый парк пользовались большой популярностью у местного населения, его посещали и простолюдины, водили в замок и матросов швартовавшихся в порту Конкарно судов.
Тогда же были сделаны фотографии внутренних помещений замка-музея, подтверждающие сохранность коллекций.

То есть, пожелание княгини вроде бы выполнялось неукоснительно.
В Первую мировую войну боевых действий в Бретани не велось, так что эту трагедию замок пережил в сторонке.
Во Вторую мировую замок попал в зону немецкой оккупации, в подсобных помещениях и на ферме были размещены солдаты и лошади нацистов, кое-что они, конечно, разграбили, деревья в парке повырубали, но, в целом, значимого ущерба не нанесли.
Надо отдать должное бретонским властям, которые в самом начале войны предусмотрительно переместили все коллекции из замка в другой замок Лори (Château de la Lorie) в Maine-et-Loire. В практически пустом Кериоле оставались только сторожа.
В августе 1944 года авиация союзников жестоко бомбила побережье, пара бомб от метких англосаксов залетела и на территорию замка, повредили двор фермы и газон в парке.
В то время в замке находились 170 стариков и 30 больных, перевезенных из городской больницы Конкарно, которая была расположена в "Закрытом городе" вблизи порта, где бомбили особенно сильно.
Их разместили в Гвардейском зале, а четверых рожениц поместили отдельно, в церкви.
Больница находилась в замке всего-то около 10 дней и после окончания бомбежек и освобождения от немцев была переведена в более подходящее место.
Тем не менее, эти 10 дней потом сыграли негативную роль в истории замка...
А после окончания войны коллекции вернули в замок и музей был опять открыт для посещений.

В сети нашел вот такие интересные картины Замка Кериоле, кто автор не знаю, но, вроде, они, или копии, находятся в ГМЗ "Петергоф", куда попали из Юсуповского дворца на Мойке. Картины эти, вероятно, времен Зинаиды Ивановны, но, и в 20 веке, согласно её воле, там до поры ничего не изменялось.
Может быть, только, вместо всадников автомобили могли появиться-)

Источник: https://vk.com/princess_zinaida_yusupova
Кстати, это очень информативная группа ВКонтакте.

Всё бы было хорошо, но тут появился Черный Принц.

Черным принцем Феликса Юсупова я назвал из-за его роли в дальнейшей судьбе замка, и роль эта была, увы, весьма печальной...
Об этой, интереснейшей и одиозной, в некотором смысле, личности написано полным полно и, понятное дело, в подавляющем своем большинстве из-за его роли в убийстве Григория Распутина, совершенном в Юсуповском дворце на Мойке в тогдашнем Петрограде в декабре 1916 года.
Касаться этого события совершенно не хочется, да и ни к месту, хотя, опосредованно, его можно отнести и к последующей судьбе замка.
Понятно, что участники убийства руководствовались благими по их мнению намерениями освободить царскую семью и Россию от "гнусного старца", но, в итоге-то, эффект получился прямо противоположным. Хотя заговорщики отделались легким испугом, никого не казнили и на рудники не отправили, но, реакция царя, осудившего убийство и устроившего похороны Распутина, вызвала в высших кругах, да и в армии с народом, негодование, что легло благодатным зерном в уже подготовленную почву антицарского недовольства на фоне надоевшей войны.
Так что, совершившейся через два месяца революции и отречению царя уже удивляться и не стоило.
Как говорится, не ведали они что творили.
Состояние Юсуповых перед войной составляло более тридцати миллионов рублей. Это были громадные деньги, где-то мелькнуло, что это применительно к нашему времени будет даже и не пять, и не десять миллиардов долларов. Впечатляющие цифры, мягко говоря, если это правда даже наполовину, даже на треть-).
На благотворительность же они тратили от своего ежегодного дохода около 10 %, что тоже было немало.
Но, грянули революции, от которых Юсуповы пострадали катастрофически.
Они потеряли практически всё!
К тому же, как патриоты России, Юсуповы в числе других богатых семей, после начала первой мировой вернули в страну всё, что хранили за границей., на то было соответствующее царское решение.
В итоге, после бегства из уже большевистской России, они за границей не имели вообще ничего, а с собой вывезти сумели очень мало, только некоторые драгоценности, взятые с собой в Крым, когда еще и не думали, что придется бежать за границу навсегда.
Хотя этого "мало" другим было бы за счастье...
Как выживали в эмиграции сотни тысяч русских людей и красных и голубых кровей написано немало, это одна из величайших трагедий русского народа...
Что касается Юсуповых, то в эмиграцию-то они попали в совсем небольшом количестве.
Княгиня Зинаида Николаевна и её муж Феликс Феликсович-старший были в почтенном возрасте около и за 60.
Феликсу-младшему было чуть за тридцать, его жене Ирине Романовой, царской племяннице, около 25, их дочь Ирина родилась в 1915.

Вот и вся семья.
Кое-каких вывезенных драгоценностей, а там бижутерии не было, сами понимаете, да еще пары картин Рембрандта, должно было хватить при умелом ведении дел да экономном образе жизни.
Но к этому экономному образу еще надо было приучиться, а ведь не хотелось и не умелось!-)
Об этом красочно написала великая княгиня Мария Павловна Романова, двоюродная сестра Николая II и родная сестра великого князя Дмитрия, друга и подельника Феликса Юсупова по убийству Распутина, в своих очень интересных мемуарах:
«Перемены в нашем положении стали особенно очевидны в Париже. В послереволюционной России мы были гонимым классом. В Румынии я была кузиной королевы. А в Париже мы стали обыкновенными гражданами и вели, как полагается здесь, обыкновенную жизнь, и вот эта ее „обыкновенность“ была мне внове.
Никогда прежде я не носила с собой денег, никогда не выписывала чека. Мои счета всегда оплачивали другие: в Швеции это был конюший, ведавший моим хозяйством, в России — управляющий конторой моего брата. Я приблизительно знала, во что обходятся драгоценности и платья, но совершенно не представляла, сколько могут стоить хлеб, мясо, молоко. Я не знала, как купить билет в метро; боялась одна пойти в ресторан, не зная, как и что заказать и сколько оставить на чай. Мне было двадцать семь лет, но в житейских делах я была ребенок и всему должна была учиться, как ребенок учится переходить улицу, прежде чем его одного отпустят в школу».

Надо отдать должное самой великой княгине Марии Павловне, она смогла адаптироваться, пошла учиться вышиванию, освоила профессию, купила вышивальную машину, заинтересовала саму Коко Шанель, стала делать вышивки для коллекций платьев Шанель. Потом организовала свое вышивальное ателье "Китмир" и т.д. В 1925 году в Париже на Всемирной выставке декоративного и промышленного искусства изделия "Китмира" завоевали золотую медаль и диплом. Потом, правда, всё продала, не хватило, естественно, опыта и деловой хватки.
К её мемуарам мы еще пообращаемся, там одна только история её бегства из России уникальна...Да и судьба была непростая в целом. Родиться великой княгиней, но остаться в полтора года без матери и при живом отце воспитываться у приемных родителей...
А у Юсуповых судьба распорядилась так, что старшим "на хозяйстве" в эмиграции остался Феликс-младший.
Мать его, княгиня Зинаида Николаевна, в свое время первая красавица России, после потери старшего сына, погибшего на дуэли и поседевшая тогда в одночасье, совсем была нездорова, со временем со всем смирилась и особо ничего себе и не требовала.
Отец, тоже тяжело переживавший и смерть сына и крах Отечества, всё же он был кадровым офицером и довольно высокопоставленным, тоже постепенно смирился с предначертанной судьбой.
Тем не менее, и они требовали и забот, и внимания, и материальных затрат. Как и своя семья Феликса.
А Феликс же, вполне оправдал характеристику, данную ему еще в 1903 году его воспитателем Н.В.Жуковским, который написал в письме Зинаиде Николаевне:
"Сомневаюсь, чтобы из Феликса вышел солидный делец, если он не поработает над собой много-много. Но из него выйдет образованный добрый хороший человек...".
Как показало время, над собой Феликс работал в совершенно другом направлении и делец из него вышел никудышный.
Конечно же, все родовитые эмигранты свято верили, что изгнание их будет недолгим и что большевизм вот-вот рухнет и они вернутся в свои дворцы, и поместья или особняки, откопают заветные тайники и заживут опять весело и беззаботно, ну или примерно так, как жили раньше. Поэтому и тратили свои запасы особо не планируя ничего вдолгую.
К самостоятельной же, тем более весьма экономной жизни они были не приучены.
Так и Феликс, совершенно не желая менять свой предыдущий вольготный образ жизни, продавал матушкины драгоценности да вывезенные им самим картины и драгоценности жены. Его частенько обманывали, сбивали цену, тогда ведь Европа была наводнена драгоценностями из России, он что-то закладывал, потом перезакладывал, что-то у него просто воровали и т.д.
Долго и безуспешно он судился за неудачно заложенные в Америке картины Рембрандта...
Получив какие-то деньги он продолжал их быстренько тратить на не особо нужные покупки типа дряхлой виллы на Корсике, на праздники и приемы, разъезжал по Франции на автомобиле, содержал немалую прислугу и т.д.
Та же Мария Павловна писала, что Феликс в первые годы эмиграции вообразил себя важной исторической персоной и питал надежду сыграть свою роль в истории России и всячески старался раздувать свое значение. Хотя его участие в убийстве Распутина принесло ему "печальную известность, но никак не славу".
В то же время она отмечала, что Юсупов преуспел в качестве некоего благодетеля для русских эмигрантов, многим старался помочь, вместе с женой они создали на некоторое время известную модельную фирму Irfé (Ирина+Феликс), в которую принимали на работу эмигранток, устраивал вечера, которые хоть как-то скрашивали беспросветную жизнь эмигрантов.
Кто-то написал, что Феликс никогда не забывал, что его жена была царских кровей и старался обеспечить ей соответствующий уровень жизни.

 

Портреты Ирины и Феликса Юсуповых работы Зинаиды Серебряковой 1925 год

Короче, к концу своей длинной жизни Феликс растратил всё что было и продал всё, что было.
Не смог он даже монетизировать свое участие в убийстве Распутина, хотя всегда об этом охотно рассказывал, в отличие от своего подельника великого князя Дмитрия, который тяготился совершенным. На этом, собственно, они и разошлись.
Мог бы он, например, не отказываться от предложения Голливуда сыграть самого себя в фильме об убийстве Распутина. А что, заломил бы им такую цену, что обеспечил бы сносную жизнь хотя бы своей матери. Так нет, отказался. Потом еще зарабатывал судами с разными студиями, выпускавшими фильмы о Распутине.
Великая княгиня Мария Павловна в тех же воспоминаниях пишет: " Юсупов был соткан из противоречий. На себя он ничего не тратил, жена отнюдь не щеголяла в обновах, автомобиль был довоенный на высоких колесах, ветхий "Панар". Зато в доме толкалось несметное число бесполезной прислуги. Везде и во всем он хотел быть главным, но он не умел организовать дело, он мог развить бешеную деятельность, но все его усилия кончались малым"
Для меня лично апофеозом "бестолковости" Феликса Юсупова стала история последних дней жизни его матери княгини Зинаиды Николаевны.
Похоронив мужа она перебралась из Италии в Париж,по настоянию Феликса. Тот, уже практически профукав свой дом на рю Гутенберг ,поселил там, с разрешения новой хозяйки, Зинаиду Николаевну в крошечной комнатке во флигеле. Там она и спала и гостей принимала, бывшая самая богатая и красивая женщина Российской империи...
Да и вообще замечательная женщина во всех отношениях...
"Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность.
«Чем больше дано вам, – повторяла она мне и брату, – тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».

Но, в 1937 году её здоровье резко ухудшилось, а тут еще хозяйка надумала освободить флигель и потребовала выезда княгини.
Невозможно спокойно читать воспоминания того же Феликса, как его почти 80-летняя больная мать-старушка, сильно плакала, не хотела уезжать...
И куда же её перевезли-то? В дом престарелых...
«Никогда не забуду боль, какую испытал, увидев матушку одетую и готовую, сидящую на стуле посреди пустой комнаты. В дороге она не сказала ни
слова..."
Через два года она умерла.
Конечно, Феликс старался, не отходил от матери, и умерла она у него на руках, но, обеспечить ей достойные, да что там достойные, хотя бы сносные, последние годы жизни он был просто обязан, несмотря ни на что...
«Утром 24 ноября она умерла, держа мою руку в своей»...
Зинаида Николаевна с маленьким Феликсом.

"Нося меня, матушка ожидала дочь, и детское приданое сшили розовое. Мною матушка была разочарована и, чтобы утешиться, до пяти лет одевала меня девочкой. Я не огорчался, даже, напротив, гордился. «Смотрите, – кричал я прохожим на улице, – какой я красивый!» Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер..."

Здесь Феликс имел в виду, скорее всего, свою склонность к разным переодеваниям, розыгрышам и вообще лицедейству, а не какие-то отклонения в сексуальной ориентации, какие-то слухи о которой мелькают нередко. Впрочем, никаких подтверждений этому никто не приводит. А со своей женой он сохранил очень теплые, почти трепетные отношения, да и кровать-то у них была и в старости одна...
Переписка Феликса и Ирины опубликована, она очень любопытна.
"Архив Феликса и Ирины Юсуповых. Переписка". Автор-составитель Наталия Ганина. Москва 2018.

И, вообще, понятное дело, есть и многочисленные феликсофилы и такие же многочисленные феликсофоны, ну а истинного Феликса, как водится, вряд ли кто теперь знает.
Истина, она ведь такая, обычно валяется где-то посерединке...-))
Конечно же, чтобы судить, надо побывать в тех обстоятельствах.
Так что, не буду...строго-))

Но, вернемся к замку Кериоле, теперь уж без Феликса Юсупова не обойтись никак.
Из его мемуаров примерно за 1925 год:
"Всю свою юность слышал я разговоры о замке Кериолет близ Конкарно, бывшем прабабкином владении. Замок этот завещала прабабка департаменту Финистер. В завещании, однако, имелись условия, при несоблюдении коих владение переходило к наследникам по прямой. Так и случилось. В результате матушка в качестве прямой бабкиной наследницы предъявила права на владение замком. Адвокат в 1924 году изучил дело и сообщил ей, что судиться поздно, так как к этому времени прямое наследование за сроком давности потеряло силу.
Мне тем не менее любопытно было взглянуть на прабабкино владение, которое купила она, выйдя за графа де Шово, и в котором прожила во времена Второй империи несколько лет свой бурной романтической жизни. Осмотр замка стал поводом для путешествия в Бретань. Поехали с нами чета Калашниковых, кузина моя Зинаида Сумарокова, в замужестве г-жа Бригер, жившая в ту пору у нас, и Каталей, мой секретарь.
Погода благоприятствовала. Живописный порт Конкарно, над которым высятся стены Вобана, предстал нам под лазурным небом, залитый ослепительным солнцем. Солнечная Бретань ничуть не походила на суровый туманный край, какой ожидал я увидеть.

Должен признаться, Кериолет разочаровал меня. Парк великолепен, но большое тяжелое здание, выстроенное в конце прошлого века на месте старой цитадели, ничем, кроме величины и уродства, не замечательно. Точно декорация из папье-маше в съемочном павильоне. Старик служитель провел нас по замку, ставшему местным музеем. Наряды, шляпы, бретонская мебель выставлены вместо прежнего декора, от которого одни остатки – деревянные панели да гобелены. Показали нам непременные «королевские покои», комнату стражи, многочисленные залы, часовню. С каким-то смутным чувством собственника осматривал я жилище, которое мне не принадлежало и о России не напоминало. Комнаты графини де Шово и мужа ее остались не тронуты. Увидел я чудесный портрет прабабки. Сходство с ней самой, насколько мог я судить, было полным. Приметил я, что служитель попеременно переводил глаза с портрета на меня. «Вы ей часом не родственник?» – наконец спросил он. И очень обрадовался, узнав, что я – правнук прежней владелицы: он, мол, служил у ней в молодости и с тех пор, как госпожа померла, впервые видит родича ее. Поведал он, как власти продали всю мебель вопреки воле покойницы. Нарушение условий завещания, дескать, позволяло оспорить завещание. И я объяснил ему то, что и сам узнал недавно – об «истечении срока давности. Десять дней еще мы гуляли по окрестностям Конкарно. Бретань меня совершенно покорила...».
"Смутное чувство собственника".. Каково сказано!
Наверное, это чувство его не оставляло всю жизнь, чувство богатейшего собственника по рождению.-))
Трагикомичное воспоминание есть в его мемуарах. Относится это к моменту гибели его старшего брата на дуэли, после чего Феликс остался единственным наследником рода Юсуповых. Возвращаясь однажды с прогулки в Архангельском, он поднимался по лестнице к дворцу «и на последней террасе остановился и огляделся. Бескрайний парк с гробовыми аллеями. Дворец с бесценными сокровищами. Я один из самых богатых людей России! Эта мысль опьяняла меня: все те же себялюбивые мечтанья? И так мерзок я стал самому себе, что чуть было с собой не покончил!
И то сказать: родителей пожалел..."
Вот в этом весь Феликс, противоречивый и мятущийся...
Ладно, приступим теперь к губительной роли Феликса в жизни любимой "игрушки" его прабабушки Зинаиды Ивановны.
Читаем опять самого Феликса, теперь уже на дворе конец 1940-х и материальное положение семьи Феликса в эмиграции приближается к катастрофическому и он, понятное дело, готов был зацепиться за любую возможность добыть хоть каких-либо денег.
"Я и думать забыл о кериолетском деле, как вдруг оно само о себе напомнило. Разбирал я матушкины бумаги и нашел большой конверт с фамилией мэтра Эмбера. Эмбер – адвокат, занимавшийся делом о Кериолете и отсоветовавший матушке отстаивать права потому-де, что за сроком давности прав уже нет.
Изучив письма в конверте, я решил просмотреть материалы самого дела и отправился к Эмберу, хранившему их. Оказалось, адвокат умер несколько лет назад. Немцы, по причине его еврейства, разграбили кабинет и сожгли бумаги. Рассказываю Карганову. А Карганов говорит: матушка что-то не поняла. Постановление о сроке давности в нашем случае не имеет силы. Я – в Кемпер, поднял архивы, добыл нужную бумагу, а в Париже с помощью бывшего прабабкиного нотариуса разыскал завещание ее и опись замкового имущества.
Все документы снес я к своему нотариусу, но, когда решили мы с адвокатом мэтром Селаром заняться делом вплотную, сказали нам, что документы потеряны... И все снова-здорово! Поехали в Кемпер за копиями. Тут, как по волшебству, нашлись подлинники. Иск я вчинил, но дело, по всему, отложено в долгий ящик."

https://otzyv.ru/review/210692/

 

Это последнее упоминание о замке в изданных мемуарах Феликса Юсупова, но они и заканчиваются 1953 годом, а сам князь прожил еще почти 15 лет.
Как вы понимаете, князь никак не мог упустить возможный шанс приподняться в материальном плане, ведь немалая стоимость замка была видна невооруженным взглядом.
Итак, хронология дальнейших действий нашего мятущегося Черного принца по разрушению прабабкиного наследства примерно такова:

В 1948 году Феликс Юсупов нанял эксперта, чтобы тот проверил состояние замка и выполнение условий пожертвования, оговоренных в распоряжении Зинаиды Ивановны.
Эксперт обнаружил немало нарушений, например, таких, как незаконная вырубка деревьев, продажа домашней мебели, перевод оригинального алтаря из Кериоле в церковь Невеза, перевод фламандских гобеленов в музей Кемпера, продажа некоторых участков, сдача в аренду некоторых садов...
Естественно, все это было включено в соответствующий иск для аннулирования договора дарения замка департаменту Финистер.
Не постеснялся Феликс включить в число нарушений и десятидневное нахождение в замке больницы с 200 больными, стариками и роженицами, спасаемыми из-под бомбежек в августе 1944 года.
Нда, и куда только девается благородство, когда заходит речь о деньгах...
Князь Юсупов в том иске потребовал выплатить ему компенсацию за нанесенный замку ущерб в сумме 4 миллионов франков. Ну и, естественно, передать ему замок с территорией, как законному наследнику Зинаиды Ивановны.
Генеральный совет департамента Финистер отбивался от Черного принца, неожиданно свалившегося на них, как мог. Был нанят свой эксперт, который объявил выявленные нарушения незначительными, период войны вообще вывел из иска и т.д. Сами же власти в срочном порядке что могли постарались восстановить или вернуть в замок.
В итоге Феликсу в иске было отказано.
Но, он в 1952 году опять подал иск и опять проиграл.
Еще один суд был в Ренне уже в 1954 году и тот суд поставил точку в затянувшемся деле.
По его решению замок Кериоле был передан Феликсу и ему еще был выплачен немаленький штраф.
Так замок Кериоле со всем прилегающим имуществом опять вернулся в собственность рода Юсуповых.
Рада ли была бы этому Зинаида Ивановна?
На тот момент, наверное, да, учитывая общее положение её незадачливых наследников.
Но, вряд ли она одобрила бы дальнейшие действия своего правнука.
Феликсу этот замок и нафиг (извините) был не нужен как таковой. Ему были нужны деньги и много денег, чтобы расплатиться с долгами, чтобы содержать свою любимую жену Ирину, семью дочери, да и внучка уже в десятилетнем возрасте. В этом плане его осуждать смысла нет, естественно.
Пока тянулась тяжба с замком Феликс с Ириной вынуждены были продать последнюю свою драгоценность, знаменитую "Пелегрину", причем сделали это тайком даже от своей дочери, не говоря уж о широкой общественности, нельзя же им было "терять лицо"...
Вот это та самая знаменитая жемчужина "Пелегрина" украшает парадный портрет княгини З.Н. Юсуповой, матери Феликса.

https://otzyv.ru/review/210692/

 

Не думаю, что Феликс с Ириной получили за неё большие деньги, ведь она уже была заложена-перезаложена...
Просто, надо было распорядиться полученными деньгами, в том числе и от замка, с умом, а с этим, я имею в виду именно деловой ум, как мы уже поняли, у князя были некоторые проблемы-).
Да, и не будем забывать, что ему на тот момент уже было 70 лет.
Первым делом, вступив во владение Кериоле, князь распродал прабабкины коллекции произведений искусства, посуды,затем гобелены и мебель.
Потом нарезал прилегающую территорию на участки и стал распродавать их.
После этого попытался продать оставшееся, то есть пустой замок и в разы уменьшившуюся территорию, назад департаменту Финистер, в лице властей города Конкарно.
В качестве банальной взятки он подарил Конкарно старый колодец из замка. Город взятку принял, но замок покупать не стал-)
Колодец из замка Кериоле и сейчас можно увидеть в "Закрытом городе" Конкарно ( Ville close de Concarneau), он жив и здоров, старина, и до сих пор вдохновляет художников.-)

https://otzyv.ru/review/210692/

 

Разглядывая как-то старые фотографии Юсуповых в интернете, вдруг я обратил внимание на знакомые очертания позади позирующих старичков Феликса и Ирины...
Хоть фотографии были и без подписи, но, как же было не узнать этот уже ставший почти родным фасад?-)
Это же они у замка Кериоле сфотографировались! Приятная находка-)
И, судя по внешнему виду вполне себе довольны-)

В письмах друг другу они еще несколько раз упоминали замок, например, когда обсуждали куда им поехать отдыхать, на Корсику или в Кериоле.
Еще раз это было в 1959 году, когда Феликс пытался продать замок городу Конкарно и писал, что мэр предложил 45 миллионов и что он будет торговаться.
В итоге доторговался до того, что всё сорвалась.
Замок удалось продать только в 1960 году, за сколько, не знаю, причем к тому времени из 43 гектаров территории осталось уже только 2.5 га.
Купил же Кериоле местный отельер, но, видимо, был он таким же бизнесменом как и Феликс, то есть, никаким. Его план превращения замка в отель провалился и замок оказался фактически брошенным, растаскивалось последнее.
Чтобы покрыть убытки новый владелец уже в 1971 году разобрал и продал прекрасную церковь, так любимую Зинаидой Ивановной. Четыре ангела с её крыши тоже пропали..Из камней церкви был построен какой-то особняк в Конкарно.
Вот на этих фотографиях церковь справа, с высокой колокольней.

https://otzyv.ru/review/210692/

 


Тогда же были проданы и некоторые прекрасные витражи из Гвардейского зала.
В 1984 году замок приобретает компания SCI под идею переделать его под жилые помещения(!). Но, не везет так не везет, этот проект тоже лопнул из-за высокой стоимости.
Замок остался фактически брошенным, разрушался и успешно доразграбливался. А в 1987 году еще и страшный ураган вырвал вековые деревья, снес часть крыши замка, побил витражи и т.д.
Но, как вы понимаете, по закону природы, где всё уравновешено, если есть Черный принц, то должен быть где-то и Белый-)
Главное, чтобы он появился в нужном месте в нужное время.
В нашей истории замка Кериоле такой Белый принц появился как раз в тот момент, когда замок дошел , как говорится, до точки.
На следующий год после разрушительного урагана, а именно в 1988 году, совершенно случайно, за компанию с друзьями, любителями старины, в замок заехал молодой математик и экономист из Парижа Christophe Lévèque (Кристоф Левек) и, увидев его, тут же превратился в искомого Белого принца, призванного спасти Кериоле.
Он определил срок за который можно будет реставрировать замок и открыть для посетителей в немалые двадцать лет и засучил рукава...
На этой фотографии видно, в каком состоянии были помещения замка к моменту появления месье Левека.

https://otzyv.ru/review/210692/

 

Сам месье Левек человек не публичный, информации о нем маловато, хотя жаль.
Он явно относится к категории французов, которые говорят о себе:"мы лечим раны прошлого", то есть они берут разрушенные замки в собственность и восстанавливают их, получая от государства льготные кредиты под условие открытия в обновленном замке части помещений для широкой публики.
Не знаю, как обстояло дело с кредитами в данном конкретном случае, но, математик Левек, конечно же, просчитал все возможные перспективы своей покупки. Хотя, как можно просчитать последствия любви с первого взгляда?
О месье Левеке пишут, что он математик по образованию, историк по душе, плотник, сантехник и кровельщик по необходимости-).
Сам же он в интервью говорил, что потребовалось 23 года борьбы, чтобы остановить необратимые изменения в замке, что он поселился здесь надолго и обрел здесь спокойствие. Также он сказал, что замок наполнен хорошими эмоциями и что это женский замок, настоящий Дом солнца.
И еще раз он прав, говоря, что нельзя строить свое будущее, если не поддерживать свое прошлое.
В одной из французских газет была написана великолепная фраза о том, что принцесса Зинаида может спать спокойно, её замок теперь в надежных руках!
Браво, браво, браво, месье Кристоф Левек!
И спасибо за Замок от нас, соотечественников Зинаиды Ивановны.
Хотя, может быть и не от всех. Есть и недоброжелатели.
Вот, например, некий господин Акунин, съездив и посмотрев замок написал полный желчи рассказик с намеками на полоумную старуху и её такой же замок.
И чего тогда ездил, и зачем написал? Наверное, обзавидовался, что Кериоле и больше и интереснее его собственного французского замка...-).
Ну да ладно, это его проблемы.

Замок же живет, принимает гостей и туристов, около 10 тысяч в год, ремонт продолжается, может быть, когда-нибудь и на Донжон можно будет подняться, а оттуда открывается прекрасный вид на океан, судя по одной фотографии из сети, но она слишком мала, чтобы её сюда вставить, к сожалению, так что поверьте на слово-)
Расходы, конечно, реставрация заставляет делать немалые. Как-то, в одном замке мне сказали, что на один входной билет в замок они могут купить только одну черепицу на крышу, так что, представьте сами...
Не знаю, из соображений "отбивания затрат" или из чистой любви к искусству, месье Левек несколько лет устраивал в замке большие фестивали электронной музыки Astropolis. В последние годы главное действо фестиваля проходит в Бресте, но в Кериоле каждый год в в мае проходят фестивали под названием Spring d’Astropolis au chateau de Keriolet.
Вечер и ночь электронной музыки с иллюминацией и прочими удовольствиями обходится каждому желающему в 45 евро. И желающих набирается "полный стадион", до 1500 человек.
Вот и картинки красочные оттуда есть-)

https://otzyv.ru/review/210692/

 

 

Также постоянно в замке устраиваются выставки, детские праздники и тематические вечера, не говоря уже о свадьбах, юбилеях и прочем.
То есть, замок Кериоле является одним из главных культурно-досуговых центров департамента Финистер.


Сайт замка: https://www.chateaudekeriolet.com/
Еще раз напомню, что Замок классифицирован в списке Monuments Historiques Франции, но, не целиком, а только южный фасад, гвардейский зал и камин, который, не знаю. Так что, финансовых вливаний на реставрацию остального рассчитывать не приходится
Надо сказать, что мне страшно повезло, что не поехал я в замок раньше на год-два.
Оказывается, в декабре 2013 года во время сильнейшего урагана Дирк свалился со своего места, упал с 25 метровой высоты и разбился архангел Гавриил!
А поскольку весила статуя около 400 кг, а она металлическая и внутри полая, то во время того падения она сплющилась и сильно деформировалась.
Вот тебе и на! Вроде архангел должен сам охранять замок, а он что-то с 1875 года, за свои почти 150 лет, как-то и сам ослабел-).
Понятно, что замок с архангелом стоит на верхушке холма, даже служил своеобразным маяком для моряков, и, соответственно принимал на себя все удары стихии, так что, в конце концов, что-то подобное и должно было случиться.
Реставрация по первоначальным подсчетам должна была обойтись в немалую сумму в 50 тысяч евро. Понятно, что статуя, ставшая фактически эмблемой замка, просто обязана была вернуться на свое место, но, процесс занял без малого 5 лет. Надо было собрать деньги, найти мастеров и т.д.
И только весной этого года, в апреле 2018 года, эпопея была закончена, чему все были очень рады. И я в том числе-)

https://otzyv.ru/review/210692/

 

Так что, стоит ныне голубчик на своем законном месте, радует глаз.
Давай, не летай больше, старенький же уже!-)
И, раз уж вернулись к моей поездке в замок, освежим в памяти уже виденное и посмотрим то, что было упущено в предыдущих частях рассказа.
Итак, после завершения экскурсии посидел я в кафе, которое находится на месте демонтированной и увезенной церкви, попил местного пива и полюбовался садом. А потом еще раз прошелся вдоль фасада и по парку.

Вот еще надо посмотреть на Tour de garde, это сторожевая башня, в которой размещался привратник и его семья, а теперь находятся кассы и небольшой туристический офис.

Так же прекрасно она выглядела и в стародавние времена.

Парк замка, так понравившийся Феликсу Юсупову и им же уменьшенный в размерах до минимального, сохранил и чудом уцелевшую статую Notre-Dame d'Esperance (Богоматерь Надежды), её византийский стиль отсылает к русским православным корням Зинаиды Ивановны.
Раньше статуя стояла в нише у входа в замок с северного фасада, теперь установлена в саду.

Сохранились остатки старого бассейна

В парке, собственно, сейчас он больше похож на небольшой сад, много скамеек, цветов и клумб..

А старый добрый пес, похоже с потомством-). Так что, и в этом плане жизнь тоже продолжается!-)

Собственно, на этом мы с замком раскланялись, моё знакомство с ним прошло в теплой дружеской обстановке, высокие стороны остались обоюдо удовлетворены-)
Последние взгляды на замок и недолгий путь в Конкарно.

Глобальных оценок замку давать не буду, поскольку объективным быть не могу, как-то уже с ним сроднился, вернее, с тем, что с ним связано.
Не забываем еще то, что главных героев этого длинного рассказа двое, и замок здесь не самый самый главный, женщина по определению должна быть впереди-)
Если кто-то заинтересуется хоть одним из героев, буду доволен. А если кто еще и заглянет в замок Кериоле, то буду просто рад.
Он, кстати, значится одной из главных достопримечательностей того региона Бретани и пользуется большой популярностью у туристов, его охотно рекламируют. Да и сами уже знаете, история у него увлекательная и занимательная, тем более для нас, россиян.
Кстати, рядом с замком можно остановиться в отеле "Le Pavillon de Keriolet", открытом в бывшем охотничьем доме при замке.

Назад из замка в Конкарно я пошел пешочком, хотя поблизости обнаружилась остановка общественного транспорта. Но, там так недалеко, что грех было не прогуляться по ароматным улочкам мимо аккуратненьких домиков.

https://otzyv.ru/review/210692/

 

До центра Конкарно я дошел где-то минут за 20.

О Конкарно и еще паре мест, куда я еще успел съездить за те 5 бретонских дней, взяв за базу столичный Кемпер, может быть расскажу отдельно, а сейчас для общего представления небольшая фотозарисовка о Конкарно.
Это прелестный приокеанский городок, главная достопримечательность которого это построенная еще знаменитым Вобаном крепость на внутреннем островке, которая называется Вилль-Клоз (Закрытый город).

http://data32.i.gallery.ru/albums/gallery/1249-1e5cd-108061308-m750x740-u76f28.jpg
Внутри там сейчас много кафе, магазинчиков, фонтанов, можно прогуляться по крепостным валам и т.д.
Кто бывал в Каркасоне или Бриансоне могут себе представить все это конкретно.
Внутри можно увидеть и колодец из замка Кериоле, подаренный Феликсом, он стоит во дворе направо сразу после входа в крепость. О нем я написал выше. Можно-то, можно, но чего-то он в мой объектив не попал, хотя в том дворе я был. Мистика-).
Хотя, на тот момент я о колодце и не знал...
Фото из сети.

Итак, чуть-чуть крепости со старым городом Конкарно.

От Конкарно на северо-запад начинается (или продолжается?) длиннющая полоса прекрасных многокилометровых песчаных пляжей, с чистейшей, но прохладной водой. Очень там красивые места, дикие просторы вперемежку с маленькими городишками...
В пределах Конкарно пляжи идут почти подряд...

А дальше идут и вообще роскошные пляжи на десятки километров.
Хороша всё же Бретань!!!
Особенно летом и, особенно, когда солнечно-)

Теперь опять вернемся к "заслуженному строителю" и проверим, что же сейчас происходит с другими дворцами и особняками Зинаиды Ивановны
Что происходит, что происходит..
Живут они разной жизнью, одни процветают, а других уж и нет вовсе...

Больше всех повезло, конечно, дворцу Юсуповых на Мойке.

Блеск и роскошь!
Памятник истории и культуры федерального значения и место, обязательное для посещения в Санкт-Петербурге.
Информации о нем полно, так что много писать не буду. Скажу только, что не забудьте заглянуть там в книжную лавку, где можно купить литературу о дворце и его хозяевах, в том числе изданную при участии самих сотрудников дворца.
Портреты Зинаиды Ивановны, как первой хозяйки дворца можно встретить там не один раз...

Нельзя не сказать, что в Юсуповский дворец довольно часто приезжает из заграницы внучка Феликса Юсупова Ксения Юсупова-Шереметева-Сфири, которая получила гражданство РФ и которая еще немного знает русский язык. Чего не скажешь о её дочери Татьяне и внучках Марилии и Ясмин-Ксении.
Ох, представляете, сколько намешано в этих девчушках генов наших древних родов! И Юсуповы, и Нарышкины, и Романовы, и Шереметевы...
На этой фотографии вся теплая женская компания в Юсуповском дворце под копией знаменитого портрета их пра-, пра-, и т.д. -бабушки, княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой работы Валентина Серова. И на том же самом диване, где она позировала сто с лишним лет назад

А уж для определения родства молодого поколения относительно Зинаиды Ивановны, так надо еще прибавлять парочку этих пра- -)
Здесь пра...,.,..,..внучки Зинаиды Ивановны в княжеской ложе театра Юсуповского дворца на Мойке.

Дворец-музей Юсуповский дворец на Мойке постоянно развивается, в этом году отреставрировали комплекс зданий со стороны улицы Декабристов. Теперь вход во дворец для индивидуальных посетителей только с той стороны.
Зато, можно охватить взглядом и оценить весь громадный комплекс.
Там устроили и приличное помещение для касс.

Обслуживание посетителей во дворце на очень высоком уровне, отдельное спасибо гидам, может быть, нам так всё время везет, или, что более справедливо, они все там в высшей степени компетентные и увлеченные. Так ведь и должно быть, не правда ли?
Пользуясь случаем, хочу сказать отдельное спасибо Елене Олеговне Гончарук за дельные замечания и, особенно, за прекрасную книгу о Зинаиде Ивановне и её муже, которую уже в печатном виде и не достать..

Раз уж упомянул о дворце Зинаиды Ивановны на Литейном проспекте, то дальше несколько слов об этом её детище, вернее, о его нынешнем состоянии.

На фронтоне дворца сохранились гербы Юсуповых и Нарышкиных, внутри есть еще и герб де Шово, так что Зинаида Ивановна в этом плане никого не забыла-)

По завещанию Зинаиды Ивановны дворец отошел её правнуку Феликсу Юсупову (без него никуда-), но, тот после достижения совершеннолетия и вступления в право наследования, во дворце жить не стал, а сдал его "Театральному клубу". Там работали популярный театр-кабаре "Кривое зеркало" и театр Мейерхольда "Лукоморье". В те времена дворец посещали все сливки петербургского общества и творческой интеллигенции, А.Блок, например, А.Бенуа и иже с ними..
Во время Первой мировой войны Феликс отдал дворец под военный госпиталь для тяжелораненых.
На этой фотографии во дворцовом госпитале вдовствующая императрица Мария Федоровна с дочерью Ксенией и внучкой Ириной и её мужем, хозяином дворца тем самым, уже почти родным, Феликсом Юсуповым-)

https://otzyv.ru/review/210692/

 

А после революции коллекции дворца разобрали по государственным музеям, а в самом дворце квартировали "Дом строительных рабочих" и "Польский дом просвещения". Здание подверглось частичной внутренней перестройке, интерьеры разрушались...
Перед войной здание было передано под Лекторий ГК КПСС, а с 1951 года в нем располагается Общество "Знание", силами которого была проведена большая работа по реставрации внутреннего содержимого дворца.
Конечно, нынче с дворцом на Мойке сравнивать Литейный дворец никакого смысла нет, но, то, что сохранилось или восстановлено, можно посмотреть во время экскурсий или купив билет на спектакли Санкт-Петербургского Малого музыкального театра.

Если не обращать внимание на некоторые рудименты прошлого, даже не советского периода, а периода, наверное, 1900-х, типа обшарпанности стен, ужасного туалета или тупого бомжеобразного охранника с хвостом и в шлепках, то можно получить и удовольствие-).
Во всяком случае, получить представление о том великолепии, которое создала в свое время здесь княгиня, вполне реально.
И, конечно, во время экскурсии можно узнать побольше о самой Зинаиде Ивановне и истории строительства дворца, это нам не в интернете что-то прочитать-)
Кстати, директор базирующегося во дворце на Литейном Малого музыкального театра госпожа О.Селина выпустила свою весьма интересную книжку о дворце и Зинаиде Ивановне и театре само собой-). Книжку можно купить во время экскурсии или спектакля, если уже не закончился тираж.

Еще, конечно, следует отметить, что общество "Знание" в знак благодарности княгине Зинаиде Ивановне за прекрасный дворец установило в Троице-Сергиевой Пустыни, на месте её захоронения, мемориальную плиту.
Молодцы!

Рубрики:  ДИНАСТИИ/Юсуповы
ЗАМКИ, ДВОРЦЫ


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям