-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 70836


Блистательная княгиня Зинаида Ивановна Юсупова и её "Дом солнца" Кериоле (Keriolet). Часть 3. Замок

Понедельник, 01 Августа 2022 г. 11:48 + в цитатник

ИСТОЧНИК

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

ЧАСТЬ 4

В первой части мы прервались на чаепитие и прочие наши важные дела на том, что княгиня-графиня-маркиза Зинаида Ивановна Нарышкина-Юсупова-де Шово-де Серр(Zénaïde Narischkine-Youssoupov-de Chauveau-de Serre. Princesse, comtesse, marquis) со своим вторым мужем, Шарлем де Шово, получив и титулы и поместье Кериоле, затеяли переделать его в настоящий замок, что и осуществили в итоге весьма успешно.
А теперь приступим и ко второму герою этого рассказа, самому замку Keriolet.
По нашему Кериоле, а ударение по французски, последнем слоге.

Частенько пишут, что замок купила сама Зинаида Ивановна, так как молодой муж её, Шарль Шово был не только без родословной, но и без денег.
Тем не менее, сделка по покупке поместья Кериоле была оформлена в 1862 году от имени самого Шарля, и в документах он уже выступал как граф и маркиз, член генерального совета департамента Финистер от кантона Конкарно.
Предысторию всего этого мы видели в первой части.
В контракте было указано, что покупка производится из личных средств графа. Что ж, вполне вероятно, что Шарль нашел на это дело 80 тысяч франков, не совсем же он был нищим, хотя, понятное дело, смотря с кем сравнивать-).
И Зинаида Ивановна всячески подчеркивала всегда, что замок Кериоле это собственность мужа, видимо опять дабы придать тому лишний вес в глазах всяких тогдашних княгинь марь алексеевн, что французских, что российских.
То есть, сами понимаете, легенду о знатном происхождении Шарля и его состоятельности надо было поддерживать постоянно-)
Похоже, что Шарль и сам в итоге во все это поверил, ну или умело поддерживал-)
Татьяна Юсупова с некоторой иронией писала в 1864 году своему мужу Николаю Борисовичу, сыну Зинаиды Ивановны, из Парижа:
«Твоя мать обворожительна, а муж её просто разбился в лепешку, чтобы меня очаровать. Его замок сейчас накануне серьезных реставрационных работ. Я говорю о его замке в Бретани, который так знаменит своей древней и славной историей. Он без устали может говорить о знаменитых героях, выезжавших когда-то из ворот замка. Послушаешь его и покажется, что вся история Франции начинается в этом самом замке…
А теперь серьезно. Он проделал совершенно потрясающую работу (я говорю без всяких шуток), в которой и твоя мать принимала самое деятельное участие. Я говорю о «Демоне» Лермонтова, который он перевел на французский язык. Перевод очень хорош и мастерски был автором прочитан. Он собирается его печатать, а гравюры и виньетки заказать Густаву Доре. Это в самом деле замечательно, но как же слаб французский язык для того, чтобы передать всю силу русского подлинника! Всё равно, что Рай земной по сравнению с Раем небесным.»
Да, да, не так прост был этот Шарль, раз уж и Лермонтова переводил. Кстати, перевод его хранится ныне в РГАДА. Еще он писал статьи в разных французских журналах.

Что касается "славной истории" его замка Кериоле, то это, конечно, сказки, придуманные опять же для придания веса и авторитета самому Шарлю.
Никакие герои и короли из его ворот никогда не выезжали, и был это вовсе не замок, а поместье, правда и на самом деле достаточно древнее, известное где-то с 15 века. Проживали в нем попеременно такие личности как герцогский бухгалтер, потом местный нотариус, потом бывший мэр и т.д.
Знаменитый бретонский архитектор Жозеф Биго, к которому обратилась Зинаида Ивановна с вопросом о постройке своего замка, так описывал Кериоле перед началом работ: "Там стоял простой дом, в котором жили фермеры, и его можно было назвать одним из самых скромных особняков с низким, но двойным цокольным этажом. На южной стороне первый этаж был покрыт чердаком, крыша была расширена на север, а по воскресеньям и праздничным дням моряки отдыхали со своими семьями в тени высоких деревьев " ...
Рисунок Ж.Биго.

Кроме жилого дома в сделку были включены и территория вокруг, включая землю, лес, сады, фермы, разные подсобные помещения, в общем все, включая даже сданное в аренду. Окончательно документы на собственность были получены в сентябре 1863 года.
Со временем супруги приобрели еще и соседние большие участки, так что общая площадь владения составила без малого 43 гектара.
Первоначально Ж.Биго предложил два проекта в елизаветинском стиле, которые графиня отклонила в конце концов, склонившись к неоготическому, более близкому к бретонскому возрождению, потому что, по её словам, «поскольку я в Бретани, в стране прекрасной Анны, давайте построим здания в бретонском стиле, я отказываюсь от своей первой идеи ...".
Ну а получилось то, что получилось, настоящая эклектика.

Дальнейшие перипетии, происходившие с замком расскажу по ходу дела, много чего он перенес за свою не столь и долгую историю, но, пора же, наконец, вам и сам замок показать.
Итак, Шато Кериоле.
Базировался я в ту поезду в Бретань в милом городке Кемпере(Quimper), столице департамента Финистер.
Отзыв в о нем здесь: https://www.otzyv.ru/read.php?id=209224..
Как обычно, карты, вещь совершенно необходимая как для поездок, так и для чтения.
Напомню, где находится Бретань.

А это уже поближе, здесь и Кемпер, где я жил, и городок Конкарно, где находится наш замок Кериоле.

Из Кемпера очень удобно передвигаться по тамошним краям, что в сторону океана, что в другие направления.
До Кериоле из него можно доехать на автобусе 43/47, он идет из Кемпера через такие знаменитые бретонские туристические достопримечательные городки, как Конкарно и далее в Понт-Авен, о них напишу в следующий раз, а конечный пункт это городок Кемперле.

 Водитель автобуса подсказал, что до замка Кериоле лучше добраться, выйдя на остановке, следующей (или второй, точно не помню,) после порта Конкарно. Собственно, замок и находится практически на окраине Конкарно, до него от исторического центра городка примерно 2.5 км.

Конкарно прелестный приморский городок, здесь наиболее значимой достопримечательностью является замечательный "Вилль-Клоз(Закрытый город" на небольшом островке.

От Кемпера до Конкарно минут 35-40 езды, а, выйдя на нужной остановке, прогулялся я еще минут 15 до самого замка, указатели там есть, так что заблудиться трудно

По пути попадались вот такие симпатичные бретонские домики с цветочными двориками.

Вот и вход на территорию замка, как-то он мне представлялся более солидным-)

Как потом оказалось, есть еще один вход, с другой стороны, вроде бы более интересный, но я туда не сходил, к сожалению.
До самого замка от ворот еще надо идти несколько минут по старой дороге.

Еще умилил вот этот деревянный щит с информацией на приколотых кнопками листочках. Что-то типа распорядка дня в каком-нибудь пионерском лагере из детства. Как-то не по княжески.

А вот и сам замок показался, наконец-то, я до тебя добрался, несколько лет всё собирался-собирался, и вот...-).
Красавец!
Сразу настроение еще больше поднялось, хотя и так было на высоком уровне, чего же не радоваться-то, Бретань, погода отличная, спешить некуда, живи и радуйся-).
Мечта туриста, вот такие мгновения достижения давно желаемого, согласитесь..

Замок сразу произвел впечатление прекрасное, ухоженный газон, фасад в отличном состоянии, башенки, колокольня, архангел Гавриил, возвещающий Суд Господень, но этот суд не сегодня и не для нас-)

Прямо к замку не подойти, мешает еще один забор, так что пришлось идти вдоль него направо, там обнаружилось симпатичное старинное здание, в котором и находится конторка, где надо купить билет, там же находятся и гиды.

Обаятельная француженка с королевским именем Клотильда, поинтересовалась, на каком языке я желаю получать информацию, достала папочку с распечатками на русском языке и повела меня на территорию.
Там, как оказалось, уже ждали другие туристы в количестве четырех человек, из которых один ребенок, а один вообще младенец-). Вроде как из Германии.
Экскурсию Клотильда повела на французском, что странно, так как этим языком владела только одна дама из нашей группы. Хотя, может быть они все экскурсии ведут на французском или так договорились до меня, как бы опоздавшего...
Во всяком случае, печатные буклеты я видел и на английском и на немецком.
В принципе-то, ничего страшного, что-то я спрашивал на английском, Клотильда поясняла, да и занят я больше был разглядыванием и фотографированием, а детали надеялся потом прочитать в папочке.

Первая остановка была сделана тут же, у прекрасного южного фасада.

Здесь сразу надо обратить внимание на увековеченные двумя коронами титулы первых хозяев замка, графов де Шово и маркизов де Серр.
Титулы окружены двумя лентами, на которых можно разобрать девиз замка: "Toujours et quand même", что-то типа «Всегда и вопреки всему».

Зинаиде Ивановне очень нравилась Бретань и свое уважение к ней она выразила в разных бретонских штучках и символах, которых очень много и на фасадах и в интерьерах замка.
Снаружи, например, можно увидеть пару фигур бретонцев в традиционных костюмах: он в круглой шляпе, она в традиционном бретонском головном уборе XIX века.

Конечно же, приятно было здесь, во Франции, увидеть и герб Зинаиды Ивановны, это герб рода Нарышкиных, не забудем, что по рождению она была Нарышкиной. А Юсуповой она перестала быть, выйдя повторно замуж, как мы знаем.
Над гербом помещен девиз рода Нарышкиных "ПРИ ТОИ". Точного смысла девиза эксперты не дают, предполагают, что этот не утвержденный официально девиз отсылает к царице Наталье Нарышкиной, матери Петра I. То есть, род как бы при ней.., при той, которая царица.

Вообще, надо сказать, что снаружи замок сохранился прекрасно, несмотря на все невзгоды-непогоды. Конечно, что-то и отреставрировано, но общее впечатление очень хорошее.
Еще замечу, что практически везде французы именуют Зинаиду Ивановну "princesse", то есть княгиней, а не графиней или маркизой, что лично мне тоже нравится больше, хотя формально и неправильно-). Но, уж если она для французов принцесса, то уж для нас тем более-). Поэтому и дальше буду называть Зинаиду Ивановну княгиней.
Еще французы считают, что Зинаида Ивановна сильно любила свою Родину и в знак этого распорядилась установить фигуру медведя, смотрящую на восток, то есть в сторону России.

Наверное, так оно и было, правда, медведь держит в лапах герб Бретани, то есть здесь как бы два в одном-).

Из гербов на фасаде, пожалуй на самом видном месте есть еще один, но что это за герб был, понять невозможно, все затерто, и сколько я не разглядывал старые открытки, нигде рисунка не видно.
Остается только предполагать... Может быть был герб де Шово? Или какой королевский был для пущей важности?

Или всё же юсуповский? Уж больно львы похожи на тех, которые держат герб на фронтоне Юсуповского дворца на Мойке-)).
Но, корона над гербом не княжеская, как мне подсказали специалисты, так что остановимся на версии затертого временем герба де Шово-)
А что касается королевского, то его в замке тоже достаточно.
Вот в саду мы видим статую королевы Анны Бретонской (1477-1514), которую Зинаида Ивановна обожала.

Эта великая женщина, почитаемая всеми бретонцами, была герцогиней Бретани и дважды королевой всей Франции, была она еще рьяной патриоткой и даже будучи королевой Франции отстаивала особые права и относительную самостоятельность Бретани.
Королевой же Франции она стала, потерпев поражение в войне с той же Францией и досталась Карлу VIII в качестве «трофея» согласно мирному договору, а её Бретань отошла к Франции как бы в качестве приданного. А потом Анна стала женой и следующего короля Франции Людовика XII.
Её статуя установлена и в Люксембургском саду Парижа, а похоронена она в базилике Сен-Дени, там есть потрясающей выразительности саркофаг.
О королеве я подробнее писал в рассказе о Кемпере.
Её мужья тоже присутствуют здесь, один, Карл VIII, в виде статуи, неподалеку от Анны, другой, Людовик XII, в виде конного барельефа на фасаде замка. Он аналогичен барельефу в королевском замке Блуа.

На фасаде замка княгиня разместила и инициалы Анны Бретонской и Людовика XII. (А с короной сверху и L с короной посредине).
Этот барельеф можно разглядеть на этой фотографии внизу посредине, под окном. Что-то отдельно я его не запечатлел, каюсь-)

Еще одна сохранившаяся деталь фасада рассказывает нам о жизни княгини довольно своеобразно.
С годами Зинаида Ивановна стала плохо слышать, а слуховую трубу такой красавице носить было, мягко говоря, несподручно, поэтому они вместе с архитектором Биго придумали занятную штуку, «акустическую» скамью (banc acoustique), где звук усиливался естественным образом и она могла слышать собеседников не напрягаясь. Эта скамья была сделана в виде своеобразной ниши-шатра в фасаде, и, естественно, тоже богато украшена декоративными элементами.
Скамья находится в довольно высокой точке и княгиня в те времена могла, сидя на ней, любоваться открывающимся пейзажем, включая море, ведь тогда деревья еще не закрывали ей обзор.
Скамью можно увидеть здесь с самого левого края. Она под тем самым неизвестным гербом. Судя по рассказам опробовавших скамейку, акустический эффект там и на самом деле есть.

Как видим, основа южного фасада совпадает с рисунком архитектора Ж.Биго, и это не случайно, ведь Зинаида Ивановна захотела, чтобы, по возможности, старые постройки были сохранены, а новый замок как бы накрыл их, поглотил.
А дополнительно были построены разные башни, фигурные крыши, балконы, пристроены два огромных крыла, церковь, накрыт внутренний двор и т.д.
Перестройка была глобальная и не случайно всё это дело затянулось почти на 20 лет и обошлось в полтора миллиона франков, золотых, естественно-).
К тому же, Зинаида Ивановна пожелала, чтобы во время её присутствия в замке, куда она приезжала отдыхать, дышать воздухом и обретать спокойствие, никаких строительных работ не проводилось и никакие рабочие не шастали и не шумели.
Так что двигалось строительное дело не очень быстро.
В замок мы вошли через небольшой бывший зимний сад, там сразу внимание привлекли красивые ажурные двери с витражами.

Такая же дверь ведет и в само здание замка

И вот, наконец-то, сам замок изнутри.
Сразу производит впечатление громадное, высокое, с потолком в 7 метров, помещение, это La salle des gardes.
Что именно имела в виду княгиня или Шарль, называя так этот зал, не знаю, но на караулку он точно не похож. По наполнению он скорее был Парадным, ну или Гвардейским, допустим. Зал этот был пристроен к старому зданию усадьбы уже довольно поздно, окончательно его оформили уже ближе к концу строительства.

Конечно, в первую очередь здесь привлекает внимание прекрасный камин из очень дорогого керсантонского гранита, сохранившийся со времен постройки, что очень радует, ибо в нем заложено немало смыслов.

Этот парадный зал использовался супругами для приемов и балов, так что гости с самого начала должны были поверить в славное прошлое рода хозяина, в его благородное происхождение, должны были быть поражены его знаменитыми предками и родословной аж от Крестовых походов.
Для достижения этой цели и был задействован камин.
Во-первых, на него поместили фигуру самого Шарля в образе рыцаря. В то время рыцарская тема уже как-то не была актуальна, но что не сделаешь себе во благо-). Там же были сделаны барельефы с изображением сцен из жизни знатных якобы предков Шарля.

Венцом же легализации идеи происхождения Шарля Шово стало генеалогическое древо, состоящее из гербов, изображенных по краям передней части камина.

На самом верху, как апофеоз, изображены гербы Зинаиды Ивановны (герб Нарышкиных) и герб де Шово (то есть рода Шово, к которому Шарль не имел на самом деле отношения).
К сожалению, специально фотографии этих гербов я не сделал, тогда не придал этому значения, но если сильно увеличить, то разглядеть можно на фотографии камина.
Эти гербы идентичны тем, что находятся на площадке парадной лестницы во дворце Зинаиды Ивановны на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге.
Они же, как мы помним, там и венчались.

А это герб знатного рода де Шово (Chauveau de la Mulonnière) из Нанта с изображением леопарда, как видим, аналогичный тому, который представлял как свой, новоявленный граф и на камине и во дворце на Литейном. Род это прервался еще в 17 - начале 18 веков.

Завершить же легенду призван был начертанный девиз: «Всё - честь и преданность. Всё есть свет и правда».
Что ж, остается только поаплодировать-).
Но, это еще не всё-).
В эту же тему на четырех сохранившихся витражах изображены «предки» графа, один из которых даже имеет королевские регалии.
Смелое решение!

В этом же зале в свое было еще 6 витражей с изображением королей Франции, от Хлодвига до Генриха IV, то есть картина знатности и аристократичности хозяина была полной.
Из еще интересного в парадном зале, конечно же, это "балкон принцессы", который Зинаида Ивановна использовала во время балов и приемов в то время, когда она уже не могла в них принимать участие, ну или не хотела. А так, вроде она на балу, а вроде как и никто ей не надоедает, очень удобно-).
Избранные же гости могли подниматься к ней по винтовой лестнице.
Говорят, что сверху ей было удобно наблюдать и за своим более молодым мужем, не чуравшимся прекрасного пола.
Интересно, что балкон состоит из двух частей, одна, там, где рыцарь, выдвинута вперед и оттуда можно обозревать зал, вторая - в глубине, укромное такое местечко, используемая для других целей.
Балкон был соединен с будуаром и дальше со спальней хозяйки, всё это находилось на втором этаже.
Здесь балкон в правом дальнем углу, там, где рыцарь.

В настоящее время реставрационные работы продолжаются, в частности, будут восстановлены упомянутые 6 витражей с изображением французских королей для Гвардейского зала. Планируется постепенно открывать и другие помещения.
В этом же Гвардейском зале, где мы находимся, уцелел оригинальный потолок, один из немногих в замке. На нем можно видеть чередование лилий, этого символа королевской власти, и графических изображений меха горностая, как бретонского символа. Это чередование можно встретить в замке повсюду.
Еще один витраж, находящийся здесь, на восточной стене, является современным, это подарок замку немецкого художника Тома Фехта, называется он «Человек в молитве» и напоминает о том, что за этой стеной раньше находилась часовня.
Еще несколько фотографий Гвардейского или Парадного зала.

А это старые фотографии Гвардейского зала, с практически сохраненной обстановкой, бывшей при Зинаиде Ивановне.
Понятно, что "кубышка" тогда была полна, как это было и во всех юсуповских дворцах.
Чего стоила только потрясающая коллекция фламандских гобеленов.

На этой открытке хорошо виден "балкон принцессы".

В наше время Гвардейский зал можно снять для каких-либо торжественных мероприятий, нужно же владельцу замка как-то отбивать немалые расходы а его содержание-).
Фото с сайта замка.

Следующее помещение, доступное для осмотра, это Salle d’armes или Зал оружия.

Оружейная комната называется так потому, что, вероятно, во время существования в замке музея, здесь выставлялась коллекция оружия.
Низкая высота потолка свидетельствует о том, что мы находимся в помещении, оставшемся от средневекового поместья. То, что не сохранилось от первоначальной обстановки, было восстановлено в средневековом стиле.
Здесь тоже, и на потолке и на камине, можно видеть чередование королевских лилий и бретонского горностая, вернее традиционного графического изображения меха горностая. Наличие лилий опять отсылает нас к "древней" истории рода Шарля, да и сам он был ярым роялистом.

Графическое изображение горностаевого меха является фоновым рисунком и герба и флага этого региона Франции.

  

Согласно одной из легенд, однажды бретонский герцог Барбеторт, спасаясь от норманнов, был остановлен разлившейся рекой, илистой и грязной. Внезапно, он обратил внимание на горностая, убегавшего от скачущих коней: зверёк резко развернулся у самой воды, предпочитая погибнуть, нежели запачкаться!
Воодушевлённые примером, герцог и его соратники развернулись лицом к противнику и с криком «Лучше смерть, чем позор!» бросились в бой. С тех пор фраза герцога «Лучше смерть, чем позор» стала девизом Бретани, а мех горностая был помещён на щиты Бретонских герцогов.
На флаге же, кроме горностая, пять чёрных полосок означают провинции/епархии, где говорят на французском или галло: Доль, Нант, Ренн, Сен-Мало, Сен-Бриё; а четыре белых символизируют бретоноговорящие (bretonnants) субрегионы -Трегор, Леон, Корнуаль и Ванн.
Мебель в этом тоже выдержана в традиционном бретонском стиле.
Ценным экспонатом здесь является церковная скамья. Она хоть и не из подлинного интерьера замка, но оригинальна и относится к XV веку. Это тоже подарок замку.

Очень ценны открытки, так как они показывают реальную обстановку в замке во времена Зинаиды Ивановны и Шарля де Шово.
На них можно увидеть тогдашнюю роскошную обстановку: и мебель, и витражи, и гобелены, и картины, а также и разрушенную впоследствии церковь. Благодаря открыткам, сделанным во время нахождения в замке бретонского музея, можно понять, в каком направлении нужно двигаться в ходе реставрации.

В этом зале обычно устраивают банкеты для детей, или специально, или параллельно с большими праздниками взрослых в парадном зале.

Самым любимым помещением Зинаиды Ивановны, как пишут французы, была Гостиная (Salon).
Наверное, потому, в том числе, что она легко прогревалась, да еще была теплой благодаря гобеленам, покрывавшим стены

И вообще, замок при княгине имел самую современную систему центрального отопления, но об этом будет рассказано позже.
Здесь княгиня-графиня-маркиза размещала свои коллекции китайского фарфора, керамики, терракотовых изделий.
Это тоже средневековая часть замка с невысокими потолками.
Мебель в гостиной не оригинальная, но дает представление о том, какая мебель находилась здесь при княгине. Она сделана в стиле Людовика XV и Людовика XVI.

В XIX веке, во время Второй империи, впервые в мебели не стремились к новизне, вместо этого люди оглядывались на предыдущие стили и использовали их. Особенно нравились как раз стили Людовика XV и Людовика XVI, тем более, что тогдашняя императрица Евгения отождествлялась с Марией-Антуанеттой и сама она очень любила эту историческую фигуру.
А вот камин оригинален, но он неполный, было еще 2 колонны, из того же мрамора, что и сам камин, перед ними стояли две другие мраморные колонны, которые стояли по обеим сторонам дверного проема.

Оригинальную мебель и камин можно увидеть на фотографиях, выставленных на столе.
Вот так гостиная выглядела в полной комплектации

Далее идет Столовая (Salle à manger)

В столовой потолок был отреставрирован, а камин оригинальный и относится аж к XV веку, то есть сохранен со времен усадьбы.

Мебель же подобрана в соответствии с известной склонностью княгини к восточным мотивам и является образцами мебели тех времен.

Репринты портретов хозяев замка представляют их примерно в том возрасте, когда они приобрели замок Кериоле. Но, Зинаида Ивановна на несколько лет моложе, здесь ей около 50 лет (портрет написан в 1858 году), а Шарль де Шово на несколько лет старше, ему здесь около 40.
Как видим, реальная разница в возрасте здесь прилично нивелирована.

В столовой сохранена часть системы отопления в виде решетки в полу. Напомню, что мы всё еще находимся на первом этаже.
А так выглядела столовая во времена княгини.

Далее следует Галерея, она использовалась для прохода слуг из кухни в столовую.

Кухня (La cuisine).

Кухня была первой комнатой, открытой для посещения в 1989 году, потому что она почти не подверглась разрушению и расхищению. Керамическая плитка из Девра с традиционной для замка символикой была очень дорогой, но, ломалась при попытке её оторвать. Поэтому воры оставили это занятие вместе с плиткой.
Хотя, даже по нынешним ценам одна подобная плитка стоит порядка 40 евро.

Гид Клотильда одета в тон кухне, наверное, это её любимое помещение в замке.

Кстати, читал, что гидами в замке работают волонтеры. Была там как-то девушка и из России, даже из Санкт-Петербурга.
Кухня, конечно, прекрасна! И устроена она очень практично. Настенная плитка, соединенная с мозаичным полом, позволяла быстро и качественно делать уборку. Используемая вода просто стекала в отверстие в задней части кухни.
Кухня была разделена на зоны для грязной и чистой обработки продуктов, здесь имеется печь c раздельными отделениями для хлеба и пирогов, тоже одно из новшеств.

Серебряная посуда на столе оригинальная, русская, XIX века, хотя и не из замка Кериоле, но, дает понимание того, какие приборы могли быть на столе у княгини, хотя, естественно, здесь она никогда пищу не принимала.
У Зинаиды Ивановны была прекрасная коллекция сковородок, частично даже и со времен Марии-Антуанетты. Сама коллекция не сохранилась, но сейчас на кухне можно увидеть аналогичные сковороды.

Вода на кухню доставлялась из колодца, находившегося во дворе рядом с кухней. Колодец жив, но переместился довольно далеко, аж в Конкарно. Об этом чуть позже.
Типичная обувь бретонских простолюдинов.

Эти чучела вряд ли украшали кухню, хотя, кто знает...-)

Зато они вполне могли украшать выход из замка во двор, через который мы и покинули его внутренности.
А жаль, я надеялся, что возвращаться будем тем же путем, пофотографировал бы тогда еще повнимательнее.

Собственно, вот и все внутренние помещения, которые на данный момент отреставрированы и открыты для посещения.
Жилые комнаты и спальни, а их в замке было шесть или семь, находились, на втором этаже. Кроме спален еще в замке были кабинеты, бильярдная, и даже комнаты Людовика 12 и Франциска 1 на третьем этаже.
Покажу для представления о жилых помещениях старую открытку "королевской" спальни, куда же такому замку без спальни для короля, а то вдруг заедет без предупреждения, а спать-то ему и негде будет-)

Спальню эту Шарль обставил пышно, пишут, что в качестве образца взял настоящую королевскую спальню из замка в По, где родился Генрих IV.
Наверное, вот эту, не самую пышную в том замке. Побывал я там как-то.

И в завершение экскурсии пришлось спуститься в подвал, там находится Крипта (La crypte).
Хотя название это условное, так как она находилась не под церковью и здесь никогда никого не хоронили.
На самом деле княгиня организовала здесь настоящую котельную.
Мы видим одну из трех печей, которые были призваны обеспечить теплом систему подогрева замка. По тем временам это была одна из передовых технологий, но, на самом деле, не такая уж и эффективная.
Для небольших помещений типа гостиной она работала хорошо, но, для больших, с высокими семиметровыми потолками, тепла, естественно, не хватало. Воздух наверх поступал по системе труб и через зарешеченные окна в полу помещений.
Но, по большому счету, этот факт определяющего значения не имел, так как княгиня с мужем проводили здесь только теплые летние месяцы.

Будем надеяться, что со временем сможем мы увидеть и спальни и еще что-нибудь, владелец планирует открывать по одному помещению раз в пару лет... Хотя затраты, конечно, на всё это требуются колоссальные.

А во дворе встретил нас и нынешний обитатель замка, добродушный старенький пес, наверное, хозяйский...

Именно во внутреннем дворе лучше всего воспринимается результаты причудливых замыслов княгини.
Создается впечатление, что замок строился в течении нескольких веков. Но, это не так, на самом деле процесс занял двадцать лет .
Но, и этот срок тоже позволил княгине несколько раз менять свои предпочтения и замыслы.
Талантливый архитектор Жозеф Биго, автор реставрации и строительства шпилей главного собора г. Кемпера, сумел как-то удовлетворить желания княгини-графини и скомпоновать различные стили, а в качестве образцов он позаимствовал элементы других замков и соборов Финистера.

Западное крыло характерно для средневекового стиля с донжоном, зубцами, горгульями.

Южное крыло выдержано в стиле Ренессанса с довольно массивным видом зданий и симметричным расположением окон и дверей. Там же часть фасада имеет признаки необретонского стиля.
Восточное же крыло выполнено опять в неоготическом стиле с аркадами, арками, яркими окнами.
Где какой стиль, разбирайтесь сами, мне лично очень понравился вид натуральных стен, не очищенных во время реставрации.
Хорошо бы так и оставили, от них прямо веет стариной. Лет пять назад весь внутренний фасад выглядел именно так, судя по более старым фотографиям.

Во времена княгини и графа главный вход в замок был через массивную дверь Донжона, который построили в 1866-70 гг.
В нем находились кабинет графа и библиотека.

Интересно, что трехсоткилограммовая дверь Донжона такая массивная и мощная, что во времена разграбления её даже не смогли взломать.

Каштаны, которые растут во дворе очень старые, им около 400 лет. Они значительно пострадали во время урагана и некоторые пришлось сильно обрезать. Вообще-то, на территории замка Зинаида Ивановна посадила около тысячи деревьев, в основном дубов.

Маленькая круглая башня была названа Мари-Жан по имени жившего там главного повара. Здесь же хранились ключи от замка. Слуги получали ключи в этой башне, а затем по декоративному рву добирались до замка, не беспокоя жильцов и гостей во дворе.

Одна из самых высоких и приметных башен, это Башня Ангела (La Tour de l'Angel) с фигурой архангела Гавриила, трубящего в рог.
Сооружение построено в стиле башен замков долины Луары, в свое время в замке было еще несколько фигур ангелов на крыше часовни, к сожалению не сохранившихся, впрочем, как и сама часовня.

Фигура архангела будто завораживает, магическим образом притягивает взгляд, смотрится, конечно, великолепно.
На этом, собственно, экскурсия закончилась, попрощались мы тепло, я пошел в буфет, разложить по полочкам свои впечатления, а Клотильда побежала встречать следующую порцию туристов.
Буфет порадовал бутылочкой местного вкусного пива, тенёчком и прекрасными видами на парк.

Тут надо вернуться в начало экскурсии и вспомнить, что, получив папочку с листами на русском, я её открывать не стал, отложил на потом, французское сопровождение не слушал, так как мало понимал, больше глазел по сторонам да фотографировал.
Теперь, в буфете, настало время почитать и папочку, интересовало особенно, что же осталось внутри замка от времен Зинаиды Ивановны.
То, что вы прочитали только что, я еще тогда и не знал.
Налил пива, открыл папочку, почитал и...блин, там практически весь текст посвящен жизни княгини и общая информация о замке, а про то, что внутри него и что я только что видел, вообще нет ничего...
Облом, понимаете ли...

https://otzyv.ru/review/210417/

 

Потом этот текст попался мне в сети за подписью Николая Морозова. Может быть, это тот, который работал в свое время в Париже корреспондентом ИТАР-ТАСС.
Я еще потом посмотрел папочку на немецком, там неподалеку лежавшую, кто-то забыл, а там полный текст экскурсии со всеми залами и т.д.
И в английской папке тоже...
Но, это же дискриминация по языковому принципу, господа!-)
Непорядок!
История это поимела некоторое любопытное продолжение, так что, в итоге я остался еще и доволен.
Уже из дома решил я эту несправедливость исправить, написал в замок письмо с конкретным предложением, чтобы они прислали текст экскурсии на французском или английском, мы его переведем на русский, отправим им, они положат в русскую папочку и все будут довольны.
Очень я беспокоился о вас, русских туристах, которые теперь наверняка хлынут большим потоком в это замечательное место-).
Ответ был быстрым и весьма неожиданным-)
Написал мне сам владелец замка, месье Кристоф Левек (Christophe Leveque), что удивило и порадовало. Значит, человек вникает в даже такие мелочи, значит это ему важно...
Он поблагодарил за мое дельное предложение, за добрые слова о замке и за подарок, а мы же, как русские люди, в гости без подарка не ходим-), я привез тогда большой альбом о Юсуповском дворце на Мойке, передал Клотильде.
Еще месье Левек попросил мой почтовый адрес, на который обещал прислать всё необходимое. Тут я несколько удивился, дескать, отправил бы тексты по "мылу", да и всё-).
Но, адрес отправил и через месяц получил бандероль с письмом, текстами на двух языках, флешку с ними же, открытки с видами замка, буклеты и, самое главное, книгу о замке со всей его историей, описанием, фотографиями и т.д.
Бесценный подарок, хоть и на французском-). Спасибо!

https://otzyv.ru/review/210417/

 

С переводом текстов экскурсии проблем не возникло, когда сам в теме, это не трудно.
Единственное, что всё время хотелось чего-то там еще дополнить, дописать, но нельзя было, это же перевод, а не собственное сочинение-)
Вставил только портрет Зинаиды Ивановны в молодые годы, чтобы полюбовались лишний раз, да фамилию месье Левека, а то как-то неправильно, что он не упоминался.
Отправил, получил спасибо, так что теперь наша папка в замке полностью укомплектована, приезжйте-).
Жаль только, что они не планируют расширять экскурсионный период, он только с июня по сентябрь, но, что поделать, значит по другому нельзя.
Спросил я какое количество туристов посещает замок, получилось примерно 10 тысяч, но это вместе с банкетами, фестивалями и т.д...
Но, сам замок-то место оказывается известное и бойкое, только при мне три или четыре экскурсии прошли и несколько гидов были в работе.
Гостей с удовольствием встречает старый пес, а гости с удовольствием ему треплю уши-)

https://otzyv.ru/review/210417/

 

После экскурсии многие не прочь и в буфет заглянуть, и это правильно, хорошо там посидеть, поразмышлять. И вообще в замке обстановка умиротворяющая. Тихо и спокойно...
Подводя некий промежуточный итог, можно сказать, правда, с учетом моей заведомой необъективности, что замок оказался очень хорош!
Чувствуется в нем и дыхание истории, и некий французский шарм, и известная русская неудержимость-). Что касается внутренней наполненности, здесь уж, что имеем, то имеем. Очень жаль, что не удалось сохранить то, что было при Зинаиде Ивановне, а чтобы понять, почему это произошло, опять обратимся к Матушке-Истории, без неё никак, ибо не зная предыдущих событий невозможно правильно воспринять нынешнее положение дел.
Да и вообще, увлекательнейшее это занятие, погружаться в глубь времен и тогдашних событий, а, главное, людских судеб.
Это вам не циркулем мерить что-то, или на счетах считать...
Шутка!-))

Так что, пришло время досказать дальнейшую историю замка, уже после того, как его владельцами стали супруги де Шово. Что там с ним случилось-приключилось, а всего и всякого на его долю выпало, надо признать, немало.

Собственно, всё было хорошо, граф с княгиней-графиней, жили не тужили, устраивали приемы и балы, обустраивали территорию, достраивали замок, Шарль несколько лет был даже мэром прилегающего городка Beuzec-Conq.

https://otzyv.ru/review/210417/

 

Картина 1879 года, художник Жан Мариус Фуке. Обнаружил я её на сайте славного Эрмитажа, но, хранится она, конечно, в запасниках Эрмитажа, куда поступила из Юсуповского дворца.
Да и кто такой для Эрмитажа Шарль Шово, чтобы его в основной экспозиции показывать?
Да и в Юсуповский на Мойку его назад может и не возьмут, кто он и для них, хотя и немного поближе?-).
Самое правильное, думается, подарить Шарля в замок Кериоле, там он жил, там рядом и похоронен. А если просто так подарить жалко, можно на что-то обменять, правда не знаю на что.

Рубрики:  ДИНАСТИИ/Юсуповы
ЗАМКИ, ДВОРЦЫ

Понравилось: 3 пользователям