Блистательная княгиня Зинаида Ивановна Юсупова и её "Дом солнца" Кериоле (Keriolet). Часть 3. Замок |
В первой части мы прервались на чаепитие и прочие наши важные дела на том, что княгиня-графиня-маркиза Зинаида Ивановна Нарышкина-Юсупова-де Шово-де Серр(Zénaïde Narischkine-Youssoupov-de Chauveau-de Serre. Princesse, comtesse, marquis) со своим вторым мужем, Шарлем де Шово, получив и титулы и поместье Кериоле, затеяли переделать его в настоящий замок, что и осуществили в итоге весьма успешно.
А теперь приступим и ко второму герою этого рассказа, самому замку Keriolet.
По нашему Кериоле, а ударение по французски, последнем слоге.
Дальнейшие перипетии, происходившие с замком расскажу по ходу дела, много чего он перенес за свою не столь и долгую историю, но, пора же, наконец, вам и сам замок показать.
Итак, Шато Кериоле.
Базировался я в ту поезду в Бретань в милом городке Кемпере(Quimper), столице департамента Финистер.
Отзыв в о нем здесь: https://www.otzyv.ru/read.php?id=209224..
Как обычно, карты, вещь совершенно необходимая как для поездок, так и для чтения.
Напомню, где находится Бретань.
А это уже поближе, здесь и Кемпер, где я жил, и городок Конкарно, где находится наш замок Кериоле.
Из Кемпера очень удобно передвигаться по тамошним краям, что в сторону океана, что в другие направления.
До Кериоле из него можно доехать на автобусе 43/47, он идет из Кемпера через такие знаменитые бретонские туристические достопримечательные городки, как Конкарно и далее в Понт-Авен, о них напишу в следующий раз, а конечный пункт это городок Кемперле.
Водитель автобуса подсказал, что до замка Кериоле лучше добраться, выйдя на остановке, следующей (или второй, точно не помню,) после порта Конкарно. Собственно, замок и находится практически на окраине Конкарно, до него от исторического центра городка примерно 2.5 км.
Конкарно прелестный приморский городок, здесь наиболее значимой достопримечательностью является замечательный "Вилль-Клоз(Закрытый город" на небольшом островке.
От Кемпера до Конкарно минут 35-40 езды, а, выйдя на нужной остановке, прогулялся я еще минут 15 до самого замка, указатели там есть, так что заблудиться трудно
По пути попадались вот такие симпатичные бретонские домики с цветочными двориками.
Вот и вход на территорию замка, как-то он мне представлялся более солидным-)
Как потом оказалось, есть еще один вход, с другой стороны, вроде бы более интересный, но я туда не сходил, к сожалению.
До самого замка от ворот еще надо идти несколько минут по старой дороге.
Еще умилил вот этот деревянный щит с информацией на приколотых кнопками листочках. Что-то типа распорядка дня в каком-нибудь пионерском лагере из детства. Как-то не по княжески.
А вот и сам замок показался, наконец-то, я до тебя добрался, несколько лет всё собирался-собирался, и вот...-).
Красавец!
Сразу настроение еще больше поднялось, хотя и так было на высоком уровне, чего же не радоваться-то, Бретань, погода отличная, спешить некуда, живи и радуйся-).
Мечта туриста, вот такие мгновения достижения давно желаемого, согласитесь..
Замок сразу произвел впечатление прекрасное, ухоженный газон, фасад в отличном состоянии, башенки, колокольня, архангел Гавриил, возвещающий Суд Господень, но этот суд не сегодня и не для нас-)
Прямо к замку не подойти, мешает еще один забор, так что пришлось идти вдоль него направо, там обнаружилось симпатичное старинное здание, в котором и находится конторка, где надо купить билет, там же находятся и гиды.
Первая остановка была сделана тут же, у прекрасного южного фасада.
Здесь сразу надо обратить внимание на увековеченные двумя коронами титулы первых хозяев замка, графов де Шово и маркизов де Серр.
Титулы окружены двумя лентами, на которых можно разобрать девиз замка: "Toujours et quand même", что-то типа «Всегда и вопреки всему».
Зинаиде Ивановне очень нравилась Бретань и свое уважение к ней она выразила в разных бретонских штучках и символах, которых очень много и на фасадах и в интерьерах замка.
Снаружи, например, можно увидеть пару фигур бретонцев в традиционных костюмах: он в круглой шляпе, она в традиционном бретонском головном уборе XIX века.
Конечно же, приятно было здесь, во Франции, увидеть и герб Зинаиды Ивановны, это герб рода Нарышкиных, не забудем, что по рождению она была Нарышкиной. А Юсуповой она перестала быть, выйдя повторно замуж, как мы знаем.
Над гербом помещен девиз рода Нарышкиных "ПРИ ТОИ". Точного смысла девиза эксперты не дают, предполагают, что этот не утвержденный официально девиз отсылает к царице Наталье Нарышкиной, матери Петра I. То есть, род как бы при ней.., при той, которая царица.
Наверное, так оно и было, правда, медведь держит в лапах герб Бретани, то есть здесь как бы два в одном-).
Из гербов на фасаде, пожалуй на самом видном месте есть еще один, но что это за герб был, понять невозможно, все затерто, и сколько я не разглядывал старые открытки, нигде рисунка не видно.
Остается только предполагать... Может быть был герб де Шово? Или какой королевский был для пущей важности?
Или всё же юсуповский? Уж больно львы похожи на тех, которые держат герб на фронтоне Юсуповского дворца на Мойке-)).
Но, корона над гербом не княжеская, как мне подсказали специалисты, так что остановимся на версии затертого временем герба де Шово-)
А что касается королевского, то его в замке тоже достаточно.
Вот в саду мы видим статую королевы Анны Бретонской (1477-1514), которую Зинаида Ивановна обожала.
На фасаде замка княгиня разместила и инициалы Анны Бретонской и Людовика XII. (А с короной сверху и L с короной посредине).
Этот барельеф можно разглядеть на этой фотографии внизу посредине, под окном. Что-то отдельно я его не запечатлел, каюсь-)
Такая же дверь ведет и в само здание замка
И вот, наконец-то, сам замок изнутри.
Сразу производит впечатление громадное, высокое, с потолком в 7 метров, помещение, это La salle des gardes.
Что именно имела в виду княгиня или Шарль, называя так этот зал, не знаю, но на караулку он точно не похож. По наполнению он скорее был Парадным, ну или Гвардейским, допустим. Зал этот был пристроен к старому зданию усадьбы уже довольно поздно, окончательно его оформили уже ближе к концу строительства.
Конечно, в первую очередь здесь привлекает внимание прекрасный камин из очень дорогого керсантонского гранита, сохранившийся со времен постройки, что очень радует, ибо в нем заложено немало смыслов.
Этот парадный зал использовался супругами для приемов и балов, так что гости с самого начала должны были поверить в славное прошлое рода хозяина, в его благородное происхождение, должны были быть поражены его знаменитыми предками и родословной аж от Крестовых походов.
Для достижения этой цели и был задействован камин.
Во-первых, на него поместили фигуру самого Шарля в образе рыцаря. В то время рыцарская тема уже как-то не была актуальна, но что не сделаешь себе во благо-). Там же были сделаны барельефы с изображением сцен из жизни знатных якобы предков Шарля.
Венцом же легализации идеи происхождения Шарля Шово стало генеалогическое древо, состоящее из гербов, изображенных по краям передней части камина.
На самом верху, как апофеоз, изображены гербы Зинаиды Ивановны (герб Нарышкиных) и герб де Шово (то есть рода Шово, к которому Шарль не имел на самом деле отношения).
К сожалению, специально фотографии этих гербов я не сделал, тогда не придал этому значения, но если сильно увеличить, то разглядеть можно на фотографии камина.
Эти гербы идентичны тем, что находятся на площадке парадной лестницы во дворце Зинаиды Ивановны на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге.
Они же, как мы помним, там и венчались.
А это герб знатного рода де Шово (Chauveau de la Mulonnière) из Нанта с изображением леопарда, как видим, аналогичный тому, который представлял как свой, новоявленный граф и на камине и во дворце на Литейном. Род это прервался еще в 17 - начале 18 веков.
Завершить же легенду призван был начертанный девиз: «Всё - честь и преданность. Всё есть свет и правда».
Что ж, остается только поаплодировать-).
Но, это еще не всё-).
В эту же тему на четырех сохранившихся витражах изображены «предки» графа, один из которых даже имеет королевские регалии.
Смелое решение!
А это старые фотографии Гвардейского зала, с практически сохраненной обстановкой, бывшей при Зинаиде Ивановне.
Понятно, что "кубышка" тогда была полна, как это было и во всех юсуповских дворцах.
Чего стоила только потрясающая коллекция фламандских гобеленов.
На этой открытке хорошо виден "балкон принцессы".
В наше время Гвардейский зал можно снять для каких-либо торжественных мероприятий, нужно же владельцу замка как-то отбивать немалые расходы а его содержание-).
Фото с сайта замка.
Следующее помещение, доступное для осмотра, это Salle d’armes или Зал оружия.
Графическое изображение горностаевого меха является фоновым рисунком и герба и флага этого региона Франции.
Очень ценны открытки, так как они показывают реальную обстановку в замке во времена Зинаиды Ивановны и Шарля де Шово.
На них можно увидеть тогдашнюю роскошную обстановку: и мебель, и витражи, и гобелены, и картины, а также и разрушенную впоследствии церковь. Благодаря открыткам, сделанным во время нахождения в замке бретонского музея, можно понять, в каком направлении нужно двигаться в ходе реставрации.
В этом зале обычно устраивают банкеты для детей, или специально, или параллельно с большими праздниками взрослых в парадном зале.
Самым любимым помещением Зинаиды Ивановны, как пишут французы, была Гостиная (Salon).
Наверное, потому, в том числе, что она легко прогревалась, да еще была теплой благодаря гобеленам, покрывавшим стены
И вообще, замок при княгине имел самую современную систему центрального отопления, но об этом будет рассказано позже.
Здесь княгиня-графиня-маркиза размещала свои коллекции китайского фарфора, керамики, терракотовых изделий.
Это тоже средневековая часть замка с невысокими потолками.
Мебель в гостиной не оригинальная, но дает представление о том, какая мебель находилась здесь при княгине. Она сделана в стиле Людовика XV и Людовика XVI.
В XIX веке, во время Второй империи, впервые в мебели не стремились к новизне, вместо этого люди оглядывались на предыдущие стили и использовали их. Особенно нравились как раз стили Людовика XV и Людовика XVI, тем более, что тогдашняя императрица Евгения отождествлялась с Марией-Антуанеттой и сама она очень любила эту историческую фигуру.
А вот камин оригинален, но он неполный, было еще 2 колонны, из того же мрамора, что и сам камин, перед ними стояли две другие мраморные колонны, которые стояли по обеим сторонам дверного проема.
Оригинальную мебель и камин можно увидеть на фотографиях, выставленных на столе.
Вот так гостиная выглядела в полной комплектации
Далее идет Столовая (Salle à manger)
В столовой потолок был отреставрирован, а камин оригинальный и относится аж к XV веку, то есть сохранен со времен усадьбы.
Мебель же подобрана в соответствии с известной склонностью княгини к восточным мотивам и является образцами мебели тех времен.
Репринты портретов хозяев замка представляют их примерно в том возрасте, когда они приобрели замок Кериоле. Но, Зинаида Ивановна на несколько лет моложе, здесь ей около 50 лет (портрет написан в 1858 году), а Шарль де Шово на несколько лет старше, ему здесь около 40.
Как видим, реальная разница в возрасте здесь прилично нивелирована.
В столовой сохранена часть системы отопления в виде решетки в полу. Напомню, что мы всё еще находимся на первом этаже.
А так выглядела столовая во времена княгини.
Далее следует Галерея, она использовалась для прохода слуг из кухни в столовую.
Кухня (La cuisine).
Кухня была первой комнатой, открытой для посещения в 1989 году, потому что она почти не подверглась разрушению и расхищению. Керамическая плитка из Девра с традиционной для замка символикой была очень дорогой, но, ломалась при попытке её оторвать. Поэтому воры оставили это занятие вместе с плиткой.
Хотя, даже по нынешним ценам одна подобная плитка стоит порядка 40 евро.
Гид Клотильда одета в тон кухне, наверное, это её любимое помещение в замке.
Кстати, читал, что гидами в замке работают волонтеры. Была там как-то девушка и из России, даже из Санкт-Петербурга.
Кухня, конечно, прекрасна! И устроена она очень практично. Настенная плитка, соединенная с мозаичным полом, позволяла быстро и качественно делать уборку. Используемая вода просто стекала в отверстие в задней части кухни.
Кухня была разделена на зоны для грязной и чистой обработки продуктов, здесь имеется печь c раздельными отделениями для хлеба и пирогов, тоже одно из новшеств.
Серебряная посуда на столе оригинальная, русская, XIX века, хотя и не из замка Кериоле, но, дает понимание того, какие приборы могли быть на столе у княгини, хотя, естественно, здесь она никогда пищу не принимала.
У Зинаиды Ивановны была прекрасная коллекция сковородок, частично даже и со времен Марии-Антуанетты. Сама коллекция не сохранилась, но сейчас на кухне можно увидеть аналогичные сковороды.
Вода на кухню доставлялась из колодца, находившегося во дворе рядом с кухней. Колодец жив, но переместился довольно далеко, аж в Конкарно. Об этом чуть позже.
Типичная обувь бретонских простолюдинов.
Эти чучела вряд ли украшали кухню, хотя, кто знает...-)
Зато они вполне могли украшать выход из замка во двор, через который мы и покинули его внутренности.
А жаль, я надеялся, что возвращаться будем тем же путем, пофотографировал бы тогда еще повнимательнее.
Собственно, вот и все внутренние помещения, которые на данный момент отреставрированы и открыты для посещения.
Жилые комнаты и спальни, а их в замке было шесть или семь, находились, на втором этаже. Кроме спален еще в замке были кабинеты, бильярдная, и даже комнаты Людовика 12 и Франциска 1 на третьем этаже.
Покажу для представления о жилых помещениях старую открытку "королевской" спальни, куда же такому замку без спальни для короля, а то вдруг заедет без предупреждения, а спать-то ему и негде будет-)
Спальню эту Шарль обставил пышно, пишут, что в качестве образца взял настоящую королевскую спальню из замка в По, где родился Генрих IV.
Наверное, вот эту, не самую пышную в том замке. Побывал я там как-то.
Будем надеяться, что со временем сможем мы увидеть и спальни и еще что-нибудь, владелец планирует открывать по одному помещению раз в пару лет... Хотя затраты, конечно, на всё это требуются колоссальные.
А во дворе встретил нас и нынешний обитатель замка, добродушный старенький пес, наверное, хозяйский...
Именно во внутреннем дворе лучше всего воспринимается результаты причудливых замыслов княгини.
Создается впечатление, что замок строился в течении нескольких веков. Но, это не так, на самом деле процесс занял двадцать лет .
Но, и этот срок тоже позволил княгине несколько раз менять свои предпочтения и замыслы.
Талантливый архитектор Жозеф Биго, автор реставрации и строительства шпилей главного собора г. Кемпера, сумел как-то удовлетворить желания княгини-графини и скомпоновать различные стили, а в качестве образцов он позаимствовал элементы других замков и соборов Финистера.
Западное крыло характерно для средневекового стиля с донжоном, зубцами, горгульями.
Южное крыло выдержано в стиле Ренессанса с довольно массивным видом зданий и симметричным расположением окон и дверей. Там же часть фасада имеет признаки необретонского стиля.
Восточное же крыло выполнено опять в неоготическом стиле с аркадами, арками, яркими окнами.
Где какой стиль, разбирайтесь сами, мне лично очень понравился вид натуральных стен, не очищенных во время реставрации.
Хорошо бы так и оставили, от них прямо веет стариной. Лет пять назад весь внутренний фасад выглядел именно так, судя по более старым фотографиям.
Во времена княгини и графа главный вход в замок был через массивную дверь Донжона, который построили в 1866-70 гг.
В нем находились кабинет графа и библиотека.
Интересно, что трехсоткилограммовая дверь Донжона такая массивная и мощная, что во времена разграбления её даже не смогли взломать.
Каштаны, которые растут во дворе очень старые, им около 400 лет. Они значительно пострадали во время урагана и некоторые пришлось сильно обрезать. Вообще-то, на территории замка Зинаида Ивановна посадила около тысячи деревьев, в основном дубов.
Маленькая круглая башня была названа Мари-Жан по имени жившего там главного повара. Здесь же хранились ключи от замка. Слуги получали ключи в этой башне, а затем по декоративному рву добирались до замка, не беспокоя жильцов и гостей во дворе.
Одна из самых высоких и приметных башен, это Башня Ангела (La Tour de l'Angel) с фигурой архангела Гавриила, трубящего в рог.
Сооружение построено в стиле башен замков долины Луары, в свое время в замке было еще несколько фигур ангелов на крыше часовни, к сожалению не сохранившихся, впрочем, как и сама часовня.
Фигура архангела будто завораживает, магическим образом притягивает взгляд, смотрится, конечно, великолепно.
На этом, собственно, экскурсия закончилась, попрощались мы тепло, я пошел в буфет, разложить по полочкам свои впечатления, а Клотильда побежала встречать следующую порцию туристов.
Буфет порадовал бутылочкой местного вкусного пива, тенёчком и прекрасными видами на парк.
Картина 1879 года, художник Жан Мариус Фуке. Обнаружил я её на сайте славного Эрмитажа, но, хранится она, конечно, в запасниках Эрмитажа, куда поступила из Юсуповского дворца.
Да и кто такой для Эрмитажа Шарль Шово, чтобы его в основной экспозиции показывать?
Да и в Юсуповский на Мойку его назад может и не возьмут, кто он и для них, хотя и немного поближе?-).
Самое правильное, думается, подарить Шарля в замок Кериоле, там он жил, там рядом и похоронен. А если просто так подарить жалко, можно на что-то обменять, правда не знаю на что.
Рубрики: | ДИНАСТИИ/Юсуповы ЗАМКИ, ДВОРЦЫ |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |