-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Все на карте
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Золотое Кольцо-2011-2
Золотое Кольцо-2011-2
00:55 27.12.2011
Фотографий: 20
Посмотреть все фотографии серии Золотое Кольцо-2011-1
Золотое Кольцо-2011-1
02:13 15.12.2011
Фотографий: 20
Посмотреть все фотографии серии ЗК-2011
ЗК-2011
01:04 15.12.2011
Фотографий: 2

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) ParadizeArt pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.04.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 697


Иван Грозный и митрополит Филипп

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 21:23 + в цитатник

Сегодня Общество друзей Государственного исторического музея (ГИМ) обсудило фильм Лунгина "Царь" и книгу Дмитрия Володихина "Митрополит Филипп" (ЖЗЛ, 2009 год).
Фильм "Царь" ставился не по этой, а другой книге, кстати.
Высказывались самые различные мнения о сути противостояния власти и церкви и лице этих двух людей.

Книгу хвалят.
О фильме - самые различные мнения. В чем сходятся - он НЕисторичен, т.е. факты и даты порой просто искажены. А вот духовная суть конфликта отражена верно.


Пока не готова что-то написать.

***************
КУпить книгу:
http://www.dom-knigi.ru/book.asp?Art=304123&CatalogID=0

Краткое описание:

Митрополит Филипп: Религия. Теология. Христианство. Биографии и воспоминания деятелей христианства.
Серия "Жизнь замечательных людей"

Митрополит Филипп – ярчайшая фигура русской истории XVI столетия, представитель старинного рода Колычевых, поменявший доспехи служилого человека на монашескую рясу. Ему, никогда не жаждавшему власти, стремившемуся к отшельничеству, пришлось возглавить Соловецкую обитель, а потом встать во главе Русской церкви. Поднятый из глуши островов, затерянных в Белом море, на вершину церковной власти, он пытался смягчить сердце сурового царя, заступался за жертв опричнины и в конце концов вступил в конфликт с Иваном Грозным, был предан церковному суду и сослан в провинциальный монастырь. Он испытал унижение, телесные страдания и принял смерть от рук царского приближенного, но не изменил своим представлениям о вере и любви.

Книга историка Дмитрия Володихина дает читателю возможность приподнять завесу над тайной гибели архиерея, погрузиться в водоворот исторических событий, где среди зловещих опричных фигур сияет чистотой облик Филиппа: смиренного инока, игумена, главы Русской церкви, мученика, воссиявшего в Русской земле.

***************
Даю ссылку найденную в Интернете:

Обсуждение книги Дмитрия Володихина "Митрополит Филипп"

Ссылка
http://volodihin.livejournal.com/144368.html

Карамзинский клуб обсуждает книгу Д.Володихина "Митрополит Филипп"
Очередное закрытое заседание Клуба прошло 28 декабря.

Обсуждалась драма Д.Володихина из времен Московского царства "Митрополит Филипп". Вел заседние С.Алексеев.

Клуб принял решение вывесить главные выступления в ЖЖ и оказать книге Д.Володихина информационную поддержку.

Очередное заседание Карамзинского клуба пройдет 26 января, в пятницу, в рамках конвента Басткон-2008. Соответственно, мероприятие открытое, приглашаются все желающие.

Планируется обсудить исторический роман А.Брусникина "Девятный Спас".

Вот сокращенный текст выступлений на обсуждении драмы Д.Володихина "Митрополит Филипп" (здесь часть 1-я, а часть 2-я будет дана выше в этом ЖЖ):

Сергей Алексеев:
Эпоха Ивана IV и последовавшей вскорости за его грозным правлением Смуты не первый век притягивает русских писателей, поэтов, драматургов, композиторов, кинематографистов, — подобно мощнейшему магниту. Иоанн и Смута, уйдя в пространство национального мифа, уже стали ядром исторического эпоса — справедливо или нет. В течение XIX и ХХ столетий немало менее известных авторов уже вписали свои имена в историю исторической драмы вослед А.С.Пушкину, А.К.Толстому и А.Н.Островскому. Авторские версии сценического образа Ивана Грозного и его царствования исчисляются десятками. И вот — еще одна.
Дмитрий Володихин занимается историей XVI — XVII столетий не первый год, даже не первый десяток лет. В 2006 году издательство «Вече» выпустило его книгу «Иван Грозный. Бич Божий». С другой стороны, Володихин — писатель. Художественное обращение к образам эпохи Ивана Грозного для него явилось вполне логичным. Необычным для автора был разве что избранный жанр. Это его дебют в драматургии.
С художественной точки зрения дебют стоит признать вполне удачным. Лаконичная и строгая ткань драмы слажена безупречно. В ней трудно найти затянутости или лакуны. Ритмизованная речь персонажей не выглядит странной или чуждой восприятию — хотя опасность подобной чуждости для современного автора с очевидностью существует. Автор, несомненно, сознательно ушел от прозы, встраиваясь в ассоциативный ряд с блестящими образцами — классикой позапрошлого века. Этот ассоциативный ряд неизбежен для любого пишущего о том времени драматурга, и Володихин решительно поддался материалу. Не он первый, и не все прежние эксперименты следует признать успешными. Но при чтении текста результат представляется достигнутым. Конечно, о художественных достоинствах пьесы уместно говорить с уверенностью только после успешного ее сценического воплощения. Последнее, думается, возможно. А как чисто литературное явление «Митрополит Филипп» Володихина весьма интересен.
Для теперь уже художественного исследования Володихин выбрал события, которым немалое место уделил и в ученых своих штудиях. В поисках истоков кризиса Московского царства он, опять же вслед за великими учеными и литературными предшественниками, взошел к эпохе опричнины. Яркими красками рисует автор драматическое столкновение двух первых лиц Московской Руси — царя Ивана Грозного и митрополита Московского Филиппа. На фоне сцен опричного террора разворачивается трагедия, завершающаяся мученической гибелью сосланного владыки. Но венчает пьесу эпилог — кончина самого Ивана спустя годы.
По словам самого автора, он «не поддался искушению сделать пьесу чисто исторической». Создавая, как он сам говорит, «притчу», Володихин местами передвигает события и действующих лиц по своему усмотрению. В этом он тоже идет по стопам великих — достаточное оправдание. При всем том основные действующие лица — исторические. События могут быть перемещены, но никогда не выдуманы. И в таком неизбежно «притчевом», условном жанре, как историческая драма, Володихин остается не только историческим писателем — но писателем-историком.
Содержание драмы отчетливо укладывается в исторические концепты автора, и странно было бы увидеть иное. Володихин рассматривает опричнину и опричный террор как величайшую беду для Руси, а конфликт с Церковью — как кульминацию разрушительной деятельности царя. В то же время историческая теория автора — христианская, провиденциальная. Иван Грозный — бич Божий. Таково было название монографии Володихина, и эта же мысль содержится в последних строках пьесы. Их произносит московский историк Иван Тимофеев — едва ли в точном смысле alter ego автора, но, во всяком случае, рупор авторской мысли. Так говорит он об Иване Грозном: «Суди его, Господь! Но и ему дай милости… Ведь он — урок твой, данный к смирению страстей. Так пусть же будет и для него небесное прощение». Этими словами, повторим, заканчивается весь текст пьесы. Они почти буквально совпадают с последними словами книги Володихина-историка: «Для человеческих ушей тяжки слова Бога, но это дар Его любви к нам. Государь Иван Васильевич, вероятно, послан был нашим предкам в качестве подсказки или же испытания во исправление. Это был настоящий бич русского народа, отучавший нашего человека от привычки к своевольству и в личном, и в общественном смысле. Но будь же ты и к нему милостив, Господи! Все мы грешные люди. Прости нас. Прости и его».
Тайны из своих монархических, имперских убеждений Володихин никогда не делал. Однако в пьесе он показывает, как сносящая Богом и людьми устанавливаемые ограничители монархия закономерно и неотвратимо превращается в иное устройство. В тиранию, в единоличную власть, не основанную на законе. Сама по себе монархия — не панацея. Поиски если не идеала, то гармоничного и устойчивого государственного устройства ведут скорее к некоему синтезу аристократического и монархического начала. А гарантом и выразителем этого синтеза выступает Церковь — наиболее естественный и законный ограничитель единодержавной власти в условиях описываемого государства. Своеобразная инвентаризация патриотических ценностей, рассеяние миражей сближают «Митрополита Филиппа» с последним романом Володихина «Доброволец».
Присутствие высших сил на страницах пьесы отчетливо и зримо. Бог прославляется в своих святых. Филиппу является святой Сергий Радонежский. Царю Ивану же из остающихся неведомыми загробных обителей — его дед Иван Великий. Это не «реализм» в его прямолинейно-советском понимании, хотя вполне отвечает традициям драматургической классики. Едва ли, в то же время, следует относить драму Володихина к жанру мистической фантастики, в котором автор основательно набил руку. Скорее это все-таки реализм — но христианский реализм, в котором мир изображен таким, каким видят его христиане, без единого «нереалистического» с их точки зрения элемента.

 


И еще несколько слов о жанре. По сути своей «Митрополит Филипп» — как будто трагедия. Но автор избегает так называть свое произведение. Не употребляет, кстати, и слова «драма». Вместо этого — «Пьеса из истории Русского царства». Объяснение можно найти в авторском послесловии. Там Володихин пишет: «Я всмотрелся в ту давнюю грозненскую историю, страшную, поучительную, и более всего почувствовал в ней привкус ободрения, исходящего свыше. Да, безобразна распущенность страстей. Да, внутренняя пустота, восприимчивая к гордыне, унынию, страху и гневу, еще того безобразнее. Но всегда отыщется праведник, устоявший на месте своем и не соблазнившийся. Его нравственный пример и его духовные труды очень важны. Однако само появление нового чудотворца намного важнее… Разве это не лучшее ободрение в нашей долгой, трудной жизни?» Думается, в этом есть нечто подлинно христианское — обращение трагедии в пьесу-деяние, пьесу-«притчу». Так и за величайшей Трагедией мировой истории, свершившейся на Голгофе, последовало величайшее Деяние, величайшая Победа, освящающая пасхальную радость христиан. Отголосок ее должен слышаться, как думается, в любом художественном произведении, создаваемом христианином.

Рубрики:  История. Факты.
КИНОСЪЕМКИ на Золотом Кольце
Кинофильмы и книги по истории
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку