Дирижеры военные!!!(очерк Бориса Турчинского)
Мое первое знакомство с Манжухом Иосифом Моисеевичем состоялось летом 1964 года. Тогда меня, 12- летнего мальчишку, отец впервые взял с собой в отпуск. И сразу так далеко - в Вильнюс! У нас там жила родственница по маминой линии, а также отец переписывался со своим старым другом-музыкантом военного оркестра в Вильнюсе, Славой Грищенко, которого тоже решил навестить. На встречу мы поехали на следующий день после приезда и попали на репетицию Республиканского праздника песни в парке «Вингис». Это была генеральная репетиция, и меня поразило количество хористов и музыкантов. Все были в национальных костюмах. Впечатлила мощь хора и оркестра, которые исполняли литовскую музыку, и не только это. После репетиции к нам подошел папин друг - и не один, а с военным дирижером. Отсюда и пошел отсчет нашего знакомства, которому без малого 45лет… Моему отцу, Турчинскому Роману Иосифовичу, военному музыканту Житомирского военного училища, сразу понравился этот обаятельный человек, который живо интересовался всем, что касалось нашей семьи, моими привязанностями. Узнав, что я занимаюсь в музыкальной школе на кларнете, пригласил нас на репетицию оркестра на следующий день.
Наутро мы уже были в Северном городке Вильнюса - так назывался район, где располагалась военная часть и при ней оркестр дивизии. Отцу игра оркестра очень понравилась - ведь это был лучший коллектив Прибалтийского военного округа, а только месяцем раньше он занял первое место на окружном конкурсе военных оркестров в Риге. Я увидел среди музыкантов ребятишек чуть постарше меня — это были воспитанники оркестра. К концу встречи Иосиф Моисеевич Манжух - а так звали нашего нового знакомого - предложил мне на следующий год начать службу в его оркестре (в воспитанники зачисляли с 13 лет).
Прошел год, и вот я уже воспитанник оркестра, далеко от родителей. Однако я оказался в дружелюбном коллективе, который меня очень тепло принял. А Иосиф Моисеевич, по сути, проявлял ко мне отеческую заботу. Брал на выходные к себе домой, мы часто ездили на «Зеленые» озера» (место отдыха местных жителей). Ходили в лес по грибы. Интересно, как искали на меня военную форму (ростом я был 1,45 м). Что-то шили, шинель перешивали, а сапоги 37 размера уже и не помню, откуда взялись. Вот такой бравый солдатик появился в сентябре 1965 года на улицах Вильнюса, города, который я полюбил на всю жизнь и где у меня живет много настоящих друзей. Этот город и люди, окружавшие меня там, дали мне много на том отрезке моего жизненного пути. Иосиф Моисеевич сразу записал меня в музыкальную школу, так как считал, что оркестр оркестром, а я должен не только в нем играть. Я должен также знать теорию музыки, сольфеджио. Забегая, вперед скажу, о том, что многие воспитанники и даже солдаты срочной службы занимались после обеда кто где: в музыкальном училище, консерватории. Так, много приличных музыкантов призывались на службу к нам в оркестр, что было хорошо и для коллектива оркестра, который приобретал хороших исполнителей, и самим ребятам, так как тайно они продолжали учебу. А ведь в то время солдатам срочной службы не давалась отсрочка от армии, это было запрещено законом! Начальство, которое очень уважало И.М.Манжуха, на это закрывало глаза. К тому времени Иосиф Моисеевич уже получил звание заслуженного артиста Литовской ССР (1962год), его хорошо знали и ценили в городе и в республике. В своих выступлениях оркестр показывал безупречное исполнительское мастерство. Наш коллектив По-сути был музыкальной лабораторией, через которую прошли многие и многие музыканты, приобретая при этом ценный опыт профессионального исполнительства. Кроме духового оркестра у нас был эстрадный оркестр, и оркестр русских народных инструментов. Вот с ним коллектив объездил почти всю республику вдоль и поперек. Мы ездили даже в приграничные с Литвой города Белоруссии. Очень хорошо помню, как тепло нас встречали жители города Ошмяны. В концерте принимали участие не только оркестр русских народных инструментов, но и певцы, танцоры, чтецы. Был интересный и содержательный репертуар. Я сам тоже освоил балалайку-секунду, и совсем неплохо справлялся со своей партией. Кстати, я еще и объявлял программу концертов, т.е. осваивал специализацию конферансье. В оркестре все играли на двух инструментах, а некоторые музыканты делали это просто здорово. Так, валторнист Анатолий Воробьев блестяще играл на домре, Слава Грищенко - на баяне, Эдик Кобзев на домре…
...Так я постепенно перехожу к музыкантам оркестра. Только с годами я стал понимать, что попал в высокопрофессиональный коллектив. Кроме вышеперечисленных, хочу отметить трубачей Владимира Манжуха (родного брата Иосифа Моисеевича), Славу Дичковского, Альгиса Мингела, Владимира Казарина, флейтистов Георгия Асса и Гаилиуса Стравинскаса, кларнетистов Иоганна Муллера, Валентина Финогина, Владимира Романова и Иозиса Гуогиса, саксофонистов Игоря Сапрыгина, Эвальдаса Стонкуса и Альгирдаса Янцикявичюса, гобоиста Эдмундаса Ганусаускаса,. баритониста Стасиса Василяускаса, фаготистов Зенонаса Якучениса и Алоиза Бразиса, тромбонистов Геннадия Ветрова и Стаса Нарушкевича, тубистов Василия Симоненко и Саши Рыбакова и других. Был у нас свой «домашний композитор» Николай Бутко, который написал несколько интересных произведений для оркестра. Говоря о композиторах, я хочу вспомнить Юргисa Иозапайтисa, который, будучи студентом Литовской консерватории по классу композиции, писал пьесы и марши для нашего оркестра. С нами сотрудничали известные литовские композиторы - Стасис Вайнюнис (засл. артист Литвы профессор Литовской консерватории), Тейсутис Макачинас (профессор Литовской консерватории), заслуженный деятель искусств Литвы Беньямин Горбульскис.
(СПРАВКА_Беньяминос Иокубо Горбульскис (Беньямин Яковлевич Горбульский) - род. 14 сент. 1925 в Каунасе. Композитор. Засл. деят. иск. ЛитССР (1975). В 1958 окончил конс. ЛитССР по кл. композиции Э. Бальсиса. С 1960 пред. Секции легкой музыки при Союзе композиторов ЛитССР. Соч.: опера — Франк Крук (по одноимен. роману П. Цвирки, Каунас, 1959); оперетты — Любовь и жесть (Каунас, 1960), Пора любви (Каунас, 1965), Новогодний карнавал (Паневежис, 1965), Три вечера (Каунас, 1967); мюзикл — Дон Жуан, или Любовь к геометрии (Каунас, 1968), для оpк. — 2 симфонии (1950, 1953), сюиты: Литовские народные танцы (1954), Эскизы Вильнюса (1955), Детский уголок (1955), поэма Партизаны (1954), Фестивальная увертюра (1956), Пассакалья и фуга (1956); для скр. с оpк. — Камерный концерт (1970); для альта с кам. группой — концерт (1971); для влч. с оpк. — Концертная фантазия (1958); для контрабаса с оpк. — концерт (1968); для флейты с оpк. — 2 концерта (1953, 1964); для гобоя с оpк. — Концертная фантазия (1966); для кларнета с оpк. — концерт (1962); для фагота с оpк. — концерт (1952); для трубы с оpк. — концерт (1965), Рапсодия (1957), Концерт-поэма (1965); для валторны с оpк. — Концерт-поэма (1967); для тромбона с орк. — концерт (1963); для альт-саксофона с орк. — концерт (1969); для бирбине с кам. оpк. — концерт (1972); для дух. оpк. — сюита (1951), Торжественная увертюра (1965), Молодежная увертюра (1963), Комсомольская увертюра (1970); для эстр. оpк. — пьесы; для ф-п. — сонаты, сюита (1954); для скр. с ф-п. — пьесы; для голоса с ф-п. — 3 сонета (сл. А. Хургинаса, 1956), романсы; эстр. песни (свыше 250); музыка к спектаклям и радиопостановкам.)
«Молодежная Увертюра» и «Сюита для духового оркестра» - произведения, которые впервые были услышаны в исполнении нашего оркестра. Часть из его произведений, а также сочинения Стасиса.Вайнюнаса и Тейсутиса Макачинаса, была записана нами на Литовском государственном радио, что уже говорит о профессиональном уровне коллектива. Кстати, с этим замечательным композитором и человеком И.М. очень подружился, и их дружба длилась много лет. На моей памяти - авторский концерт московских композиторов профессоров Московской консерватории и института военных дирижеров Евгения Макарова (исполнялись его «Прибаутки» для ансамбля кларнетов с оркестром, «Увертюра на русские темы», «Пассакалия и фуга») и Михаила Готлиба (Марш «Гротеск», «Бурлеска», Сюита для духового оркестра)… Очень хорошо помню этот концерт и то, как тепло его приняли зрители, среди которых были и ведущие деятели музыкальной культуры Литвы. Говоря об исполнительском уровне оркестра, приведу исполняемые коллективом произведения, название и сложность исполнения которых говорит о многом.
1) Ф.Шуберт «Неоконченная симфония».
2) И.С.Бах «Органная токката и фуга»
3) Б.Сметана симфоническая поэма «Влтава»
4) С.Вайнюнас Рапсодия на литовские темы для скрипки с оркестром
Исп. заслуженный артист Литвы - Александрас Ливонтас
5) Т.Макачинас – Праздничная увертюра
6) Д.Россини Увертюра к опере «Сорока-Воровка» и др.
7) П.И.Чайковский Финал 4 симфонии
8) Д.Дворжак «Славянские танцы»
(спасибо моим друзьям из Вильнюса Эвальдасу Стонкусу и Эдуарду Кобзеву, Илье Манжуху из Германии за помощь в воспоминаниях — так сказать, коллективная память)
С оркестром выступали такие известные музыканты-исполнители, как лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей на духовых инструментах Михаил Дубирный (тромбон). Много выступал с коллективом блестящий скрипач, заслуженный артист Литвы, профессор Литовской консерватории Александрас Ливантас.
.
Краткая биография: А.Ливантас родился в 1930г. (г. Харьков). Окончил Московскую консерваторию (класс Давида Ойстраха). Приехал в Литву в 1944г. В 1945-1948 гг был концертмейстером оркестра Литовского театра оперы и балета и оркестра филармонии. С 1945 по 1947 год преподавал в Каунасской консерватории, а с 1947 году был преподавателем Вильнюсской консерватории (профессор). А.Ливантас умер в 1974году.
Эпизод (опус-1) Командиром дивизии был генерал Борис Николаевич Дзоциев. Он очень хорошо относился к коллективу оркестра, и к Иосифу Моисеевичу лично. Я думаю, что и делал он много для музыкантов оркестра. Давал квартиры, разрешал учиться. Будучи депутатом Верховного Совета Литвы и выезжая в другие города республики, где он баллотировался, Борис Николаевич любил брать с собой наш оркестр для выступлений. Любопытная история. В 1967 году его послали на повышение - командующим армией в Калининград. На плацу построение личного состава дивизии для прощания. После речи генерала Манжух дает мне цветы и говорит: «Беги к трибуне». Вот такая картина—дивизия замерла, и мальчишка в военной форме бежит навстречу генералу. Дзоциев, увидев бегущего к нему с цветами воспитанника, спустился с трибуны, обнял меня и, взяв меня под руку и держа цветы, направился к оркестру (я увидел его влажные глаза). «Манжух, – сказал он, - я никогда не забуду тебя! Я буду всегда гордиться, что у меня был такой замечательный оркестр!!!»
На протяжении всей службы И.М. на посту военного дирижера дивизии оркестр под его руководством постоянно занимал первые места на окружных конкурсах, что не могло не льстить генералу как вышестоящему командиру… Командир дивизии, давая разрешения на участие коллектива в различных мероприятиях, концертах, хорошо знал о популярности оркестра в столице и других местах. После выступлений в дивизию всегда приходили великолепные отзывы и благодарности от ЦК КП Литвы, министерства культуры и других местных организаций.
Эпизод (опус-3) Не помню, по случаю какой даты, мы давали концерт в помещении Литовской оперы. Скорее всего, это был какой-то очередной советский праздник. На концерте присутствовал Председатель Президиума ВС Литвы Ю. Палецкис (который в дальнейшем был Председателем Совета Национальностей ВС СССР).
После концерта он пригласил Иосифа Моисеевича, чтоб поблагодарить его за концерт. Так вот, направляясь к нему, Манжух прихватил еще двух музыкантов оркестра и почему-то меня. Это был год 1966, мой стаж воспитанника был 1 год. Ю. Палецкис меня, как добрый дедушка, спросил: «А ты, «воин», откуда?». Манжух начал рассказывать обо мне, но Юстас Игнович вежливо его перебил и сказал: «А я хочу все от него услышать…» Вот такой эпизод. Не помню в точности, о чем я говорил - наверное, о Житомире, семье и об отце, которого очень любил. Рассказал, что в совсем юные годы даже снимался в художественном фильме «Рыжик» по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья». Этот фильм снимался в Житомире (мне было 7 или 8 лет). Все мои друзья по школе и по двору знали об этом, и я этим очень гордился еще много лет после того. Меня демонстративно забирали из школы на съемки, за мной приезжал автобус, на котором висела афишка — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М.Горького. Чем не гордость для маленького мальчишки?..
. .
Эпизод (опус-3)
Ученики И.М.Манжуха
Владимир Прудников-солист Литовской национальной оперы (бас)
Справка: Владимир Прудников (родился 10 апреля 1949 года в Вильнюсе) - оперный певец, профессор, политический и общественный деятель Литвы.
С 1959 года пел в хоре мальчиков "Ажуолюкас".
В 1979 году закончил Литовскую государственную консерваторию и в том же году был зачислен солистом в Литовский национальный театр оперы и балета, одновременно став преподавателем Литовской музыкальной академии, затем деканом кафедры вокала, профессором.
В 2001-2004 годах – художественный руководитель Литовской Национальной оперы.
С 2004 года - член Сейма и до 2006 года министр культуры в Тринадцатом правительстве.
.
Владимир Глушков - главный звукорежиссер программ НТВ-плюс (Москва)
Валентин Каплун - концертмейстер Литовского государственного симфонического оркестра, профессор Литовской академии музыки
Эдуард Кобзев - солист оркестра радио и телевидения Литвы
Юргис Иозопайтис – композитор, профессор Литовской академии музыки
Справка: родился в 1942 году. В 1968 году закончил Литовскую государственную консерваторию (ныне Литовская академия музыки и театра) в классе проф. Юлиуса Юзелюнаса. 1991-1994 годах преподавал в Литовской академии музыки и театра. 1994-1996 был председателем Союза композиторов Литвы. Обладатель приза конкурса вокальных произведений (1974). В 1977 году он завоевал третье место в Республиканском конкурсе произведений для камерных ансамблей. Написал симфонию в 1978 году и за это получил литовскую государственную премию, а также журнал "Культура баров" присудил Ю. Иозопайтису награду за оперу "Мария Бирд". Обладатель премии Союза литовских композиторов за лучшие работы 2001 года, является победителем тендера на песню "Соло против всех". В 2002 году Ю.И. стал лауреатом Литовской национальной премии. В 2004 году на Международном конкурсе композиторов в Риге «Симфония Балтики» он завоевал первую премию за песню «Башня Контрапункт».
.
Витас Сирейко - Закончил Литовскую государственную консерваторию, долгое время (1970-1983) возглавлял Национальную школу искусств им. М.К. Чюрлениса
Борис Турчинский - закончил Одесскую государственную консерваторию, солист военного оркестра в Одессе (дирижер народный артист Украины Александр Салик), затем дирижер Житомирского городского духового оркестра, преподаватель и дирижер Ровенского института культуры. В настоящее время преподаватель консерватории Петах-Тиква (Израиль), дирижер оркестра.
Эдмундас Ганусаускас- профессор Университета в Клайпеде (класс гобоя)
Скрипачи Винцас Желенис и ……Альгис Дегрис
Иоган Муллер - кларнетист-саксофонист, солист государственного оркестра духовых инструментов «Тримитас»
Стас Нарушкевич- преподаватель детской музыкальной школы гор. Вильнюс
Музыканты, которые по разным причинам ушли в бизнес: Игорь Сапрыгин, Эвальдас Стонкус, Борис Шапиро, Саша Савенков и другие.
Эпизод (опус-4)
И.М. приехал в Вильнюс в 1959 году. До этого он служил в Гвардейске (Калининградская область). Думаю, получив новое назначение в столицу Литвы, Манжух быстро осознал, какие перспективы для творчества перед ним открываются. Город, в котором есть и музыкальное училище, и консерватория, к тому же - столица республики. Приняв оркестр в плачевном состоянии, он понял, что все надо менять, а главное - по возможности, обновить состав оркестра изменить направление репертуара. Он всегда говорил: «Не забывайте, где мы находимся». Поэтому в репертуаре появились произведения литовских композиторов, а с некоторыми из них сложилась дружба.
Хочу напомнить, что советская власть тогда только укреплялась в Литве. И не только через органы КГБ, но также и путём проникновения русской культуры во все слои литовского общества. Вильнюс только недавно стал столицей Советской Литвы (до этого был Каунас). Манжух через оркестр русских народных инструментов, через выступления духового оркестра был как бы полпредом советско-русской культуры в новоявленной республике. С оркестром начали выступать и литовские солисты-вокалисты. Для оркестра специально писали произведения литовские композиторы, видя в нем коллектив высокопрофессиональных музыкантов, которым можно доверять первое исполнение своей музыки. Оркестр участвовал в ежегодных фестивалях песни в парке «Вингис» (певческое поле для тысяч хористов и других артистов). Давал много концертов для трудящихся, на заводах и фабриках. Участвовал во всех политических мероприятиях, парадах и демонстрациях. Делал записи на радио и телевидении. И не удивительно, что Иосиф Моисеевич быстро приобрел популярность, получил звание заслуженного артиста республики (1962 год).
За всем этим стояла кропотливая работа и большой размах деятельности. Талант дирижера, его недюжинные организаторские способности и, конечно же, личная «харизма» человека умного, обаятельного, прекрасного собеседника, умеющего убеждать, умеющего вдохновлять коллектив на решение зачастую сверхсложных задач. Все, кто знал И.М. в Вильнюсе (впрочем, и не только там), отзывались о нем очень тепло, и, выйдя на пенсию, он вернулся в Вильнюс и быстро нашел себя. Ему предложили создать детский духовой оркестр на заводе АУШРА.
P.S.
И.М. с большим энтузиазмом взялся за дело, и результаты не заставили себя ждать. Уже через несколько лет оркестр «зазвучал». И начал выступать - сначала перед рабочими завода, потом в других местах города, а затем – и за пределами республики. В 1977 году оркестр выступал с концертами в Одесской области, совместив поездку с отдыхом. Гастроли эти были организованы комсомолом Литвы и Одессы. Детский оркестр выступал также на декаде культуры Литвы в Москве, на ВДНХ.
Кроме того, И.М. преподавал в вильнюсском музыкальном училище им. Юозаса Таллат-Кялпша и руководил студенческим духовым оркестром училища.
Эпизод
(опус-7)
За время моей службы у И.Манжуха.(1965-1968г.) к нам два раза с инспекторской проверкой приезжал начальник военно-оркестровой службы СССР генерал-майор Н.М. Назаров. Первый его визит запомнился особенно. Наш оркестр, ведущий в округе, был первым коллективом, который он посетил. Начальник военно-оркестровой службы ПРИБВО, подполковник П. Сосновский, сразу привёз генерала в Вильнюс. Мы знали, что к нам едет инспектор, и готовились к этому событию. И вдруг в день его приезда в дивизии объявляют учебную тревогу. Что делать? Манжух обратился к начальству. Там, зная о приезде Н.Назарова, нам разрешили сыграть для инспектора программу в укороченном виде. Сыграть - и на учения! Весь личный состав дивизии был уже на месте, а нам оставили крытую машину. (Все учения проводились за Вильнюсом, возле городка Пабраде).
Итак, мы сидим в оркестровой студии, одетые в полевую форму, и исполняем концертную программу. Одно из произведений помню хорошо - Б.Сметана симфоническая поэма «Влтава». Помню потому, что у меня была очень сложная оркестровая партия (кларнет-3), и я ее тогда полностью не выигрывал. А еще перед этим Манжух сказал: «Турчинский, будешь подавать команду генералу». В оркестре был дневальный и дежурный по оркестру, и если приходил кто-то из начальства, им подавалась команда «Оркестр, смирно». Так вот, я своим голосочком в «третьей октаве» известил генерала о том, что оркестр дивизии находится на репетиции и готов к инспекторской проверке. Тот был умилен и сказал: «Ну, послушаем-послушаем…». Через час мы сели в машину и двинулись выполнять поставленные задачи…
Итоги проверки я уже не помню. Судя по всему, генерал был впечатлен. Его удивил состав оркестра. Уже тогда у нас была группа саксофонов, хотя повсеместно в оркестрах советской армии их начали вводить в 70-годах. Количество музыкантов было далеко за 30, что давало возможность исполнять сложные произведения, которые под силу только штабным оркестрам с большим, по сравнению с нами, штатом. И еще одно удивительное открытие, которое пришло ко мне только через много лет. И.М. в своих творческих изысканиях шел как бы на шаг впереди, предчувствуя будущее развитие жанра духовой музыки. Это относится ко многим моментам, начиная от укомплектования состава оркестра, от аранжировок, в которых была новизна - и далее, заканчивая видением роли духового оркестра в выступлениях на открытых площадках (театрализованное дефиле-шоу).
У нас в составе были фагот и гобой, и, что удивительно, были виолончель, скрипки и контрабас. Все это давало дополнительные краски и довольно хорошо сочеталось со звучанием других духовых инструментов. Естественно, для этого состава оркестра все было грамотно оркестровано Иосифом Моисеевичем.
Немного биографии… Манжухов было три брата. Старший, Владимир (г. Чарджоу) – музыкант-исполнитель, хорошо владеющий трубой. Музыкант военных духовых оркестров
Второй, Иосиф, родился 11 августа 1924 года в городе Чарджоу (Туркменистан) закончил музыкальное училище в Ашхабаде (виолончель).
Третий, Рафаил, - тоже военный дирижер. Родился 26 февраля 1927 года в Ашхабаде (умер 3 августа 1994г.). Закончил музыкальное училище по классу скрипки (Ашхабад). Служил в ПРИБВО, затем в Северной группе войск (Польша). Закончил военную службу военным дирижером Житомирского высшего командного краснознаменного училища радиоэлектроники им. Ленинского комсомола. С(1968 -1977г.г.…) Это был очень хороший музыкальный коллектив, один из лучших в Прикарпатском военном округе. Кроме службы в армии, преподавал в Житомирском музыкальном училище.
Их отец был музыкантом оперного театра города Ашхабад (ударные инструменты)
ОПУС—8
1969 год. Всем памятны события на Даманском полуострове и ухудшение советско-китайских отношений. Министерством обороны решено было весь личный состав дивизии отправить в этот кризисный район. Поехал и И.М. со своим оркестром на новое место службы, в гор. Благовещенск. Ситуация, уготованная судьбой, была новой, и этому масштабному человеку стало в ней тесно. И.М. был известен не только как талантливый дирижер, хорошо разбирающийся в нюансах оркестровой службы (он был отличным руководителем хора, оркестровщиком для различных составов оркестра и т.д.), но и как блестящий организатор. Поэтому в 1970 году решением политотдела Советской армии его назначают начальником и художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Дальневосточного военного округа, где И.М. плодотворно прослужил до 1977 года, когда вышел на военную пенсию.
Опус 9 - Об оркестре ТРИМИТАС Литовской государственной филармонии.
И.М. приложил много усилий для того, чтобы главным дирижером государственного Национального оркестра духовых инструментов «Тримитас» был назначен Ромутис Бальчюнас (который и поныне возглавляет этот коллектив). А было это так:-
Министерством культуры Литвы был объявлен конкурс на замещение должности главного дирижера оркестра (лето 1963г.). Оркестр «Тримитас» имел статус городского оркестра, но, по сути, был полупрофессиональным коллективом.
Была создана комиссия, в которую входил и Иосиф Моисеевич. Приехало много оркестров с дирижерами со всей республики (Каунас, Шауляй, Паланга, Клайпеда и др.) Каждый со своей программой. Приехал на конкурс и молодой Ромутис Бальчюнас со своим оркестром из гор. Друскининкай. В отличие от других, его оркестр не только играл, а также во время игры делал перестроения (дефиле-шоу). Торжественное дефиле - этовсегда яркое, запоминающиеся событие. По сути - театрализованное действо. Под марши и танцевальные литовские мелодии, музыканты строились в различные фигуры.… Каждое движение было продумано и отточено до совершенства! Присутствовала хореографическая группа (девочки с бантами, флагами, барабанами и т.д.), которая даже пела на ходу. Сегодня все духовые оркестры просто обязаны это делать, а в то время…..
Все это тогда было ново и покорило И.М, он понял, что только с таким подходом к популяризации духовой музыки можно будет выделиться из общей массы оркестров консервативного плана. И.М. приложил немало усилий для того, чтобы именно Р.Бальчюнас стал дирижером оркестра. Сомнений было много, но все-таки ему удалось уговорить членов комиссии и чиновников от Министерства культуры. К Манжуху прислушались и потом не пожалели об этом.
С 1964 года, когда во главе коллектива стал дирижер Ромутис Бальчюнас, начинается "золотой век" Литовского государственного оркестра духовых инструментов «ТРИМИТАС». С тех пор оркестр становится неотъемлемой частью литовской национальной культуры. Коллектив по праву получает международный успех на самом высоком профессиональном уровне… Разнообразный и интересный репертуар, яркие театрализованные представления, в которых всегда присутствует душа маэстро Р.Бальчюнаса. В1994 году на Европейском конкурсе в Германии Бальчюнас как дирижер стал победителем и получил Гран-при. Этого же приза был удостоен и коллектив оркестра. «Тримитас» является Лауреатом многих престижных конкурсов и фестивалей.
С оркестром выступают ведущие солисты-певцы и инструменталисты Литвы и других стран. Оркестр объездил с гастролями почти все страны мира и везде вызывает восхищение своей профессиональной игрой и содержательностью концертных программ.
PS
Во время работы над этим очерком из Вильнюса пришло горестное сообщение - ВИЛЬНЮС, 13 апреля - РИА Новости. Дирижер знаменитого литовского государственного духового оркестра "Тримитас" Рамутис Балчюнас умер прямо во время пасхального концерта в костеле Святого Казимираса. Ему было 75 лет. Большая утрата для Литовской Культуры….
P.S. OПУС
Заключая этот очерк и как бы ещё раз пропуская через себя весь материал, хочу подчеркнуть, что впоследствии, на протяжении всей своей творческой жизни, я ощущал влияние Иосифа Моисеевича. Где бы я не был, учился или работал, именно он был для меня эталоном для подражания. В моей исполнительской практике было много дирижеров, у которых я играл, среди них и талантливые (Михаил Лукашенко - Житомирское музыкальное училище, Анатолий Сафатинов - оркестр штаба Прикарпатского военного округа (Львов), Александр Салик – Одесское высшее военно-командное училище ПВО страны, Народный артист Украины профессор Одесской консерватории. Затем я и сам стал дирижером (Житомирский городской духовой оркестр, затем Ровенский институт культуры и, наконец, Израиль, где я работаю преподавателем консерватории Петах-Тиква, преподаю кларнет, саксофон и веду детские духовые оркестры). Но именно И.Манжух заложил во мне чувство профессионального отношения к своему делу и еще многое другое, что трудно выразить в нескольких строках, но что неоценимо ВАЖНО и ДОРОГО!!!