Лошади в легендах и мифах |
Гляди: вон там, на той скале - Пегас!
Да, это он, сияющий и бурный!
Мифы о лошадях
Наступивший (31 января) год Лошади навел на мысль вспомнить мифы и легенды о лошадях. Этих мифов оказалось довольно много, не меньше, чем о символах предыдущих лет, Змее и Драконе.
Лошадь играла важную роль в жизни, а значит и в мифах и легендах многих народов.
Александр Македонский основал в честь cвoero, павшеrо в бою, любимца rород Букефалию; впавший в «кесарево безумие» римский император Калиryла сделал коня сенатором; а Ричард III, если верить Шекспиру, в финале битвы при Босворте предлаrал за коня корону...
Самые древние и многочисленные мифы о лошадях существовали в античном мире.
Античные мифы о лошадях
Кентавры
- в греческой мифологии[1] — существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели лесных чащ, сопровождают Диониса и часто отличаются буйным нравом.
В христианстве кентавр символизирует чувственность, необузданные страсти, излишества. Этот персонаж служил олицетворением человека, разрываемого между добром и злом, еретика.
Образ кентавров возник как плод фантазии не знавших верховой езды народов, впервые столкнувшихся с конными всадниками кочевых племён: скифов[5], тюрок[6], или тавров. Этим объясняется и свирепый нрав кентавров.
Иксион — в древнегреческой мифологии- царь фессалийского племени лапифов. Зевс пригласил Иксиона к трапезе богов, и Иксион влюбился в Геру.
Зевс вместо Геры предоставил ему облако, подобное последней — богиню Нефелу. Иксион имел от этой облачной жены поколение кентавров.
Обычно кентавры показываются несдержанными существами. Популярным сюжетом античности была кентавромахия, битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за буйного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.
Но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев.
Хирон
Хирон (др.-греч. Хейрон, «рука») в древнегреческой фессалийской мифологии— кентавр, сын Кроноса (или Зевса) и Филиры[2], изначально наделённый бессмертием.
В отличие от большинства кентавров, славившихся буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям, Хирон был мудрым и добрым. Он жил на горе Пелионе и был учеником Аполлона и Артемиды.
В свою очередь учил очень многих героев — Ясона (для путешествия которого изготовил первый небесный глобус), а также Диоскуров, Ахилла[4] (считавшегося его потомком), возможно, Орфея и других.
Хирон обучает Ахилла игре на лире
Обучал медицинскому искусству Асклепия[5] и Патрокла[6], а охотничьему — Актеона.
Был личным другом Геракла. Но был смертельно ранен отравленной стрелой, случайно пущенной Гераклом. Испытывая мучения, отказался от своего бессмертия, передав его Прометею. Помещён на небе в виде созвездия Кентавра.
Кротос ( др.-греч. «шум, рукоплескания») — кентавр, сын Пана и Евфемы. Он воспитывался на Геликоне вместе с музами, «был благороден».
Изобрёл стрельбу из лука, а также хлопки (аплодисменты) в знак похвалы музам. Музы попросили Зевса, и он вознес его на небо, как созвездие Стрельца.
Мост Кентавров в Павловске по проекту архитектора В. Бренны.
В древнерусской литературной традиции аналогом кентавра является китоврас или Полкан.
В «Повести о Бове Королевиче» действует получеловек-полуконь (другие версии — получеловек-полупес) Полкан.
Бова и Полкан
Полкан — от итал. Pulicane, персонажа рыцарского романа Андреа да Барберино "Короли франкские".
В повести сначала выступает как враг Бовы, но после сражения с ним становится его верным другом и союзником.
Кентавр встречается на различных гербах.
Герб города Химки Московской области.
На тёмно-синем щите среди золотых звёзд изображён кентавр.
Звёзды и кентавр символизируют основные предприятия города, связанные с производством и разработкой космических аппаратов.
А вот такой симпатичный кентавренок есть в Питере
Примечательно, что во время испанского завоевания Центральной Америки, передвигавшиеся верхом конкистадоры также представлялись индейцам, знавшим только лам и тапиров, единым с лошадью существом.
«Никогда еще индейцы не видели лошадей, и казалось им, что конь и всадник — одно существо, могучее и беспощадное» - так писал один из конкистадоров.
Пегас
Пегас в древнегреческой мифологии[1] — крылатый конь, любимец муз.
По одной из версий, рожден горгоной Медузой от Посейдона. Выпрыгнул из туловища Медузы вместе с воином Хрисаором, после того как Персей отрубил ей голову. По другой версии, его породила попавшая на землю кровь Медузы.
Картина Рубенса "Персей и Андромеда"
Поскольку конь родился у истоков Океана, его назвали Пегасом (греч. «бурное течение»).
Пегас летал с быстротой ветра, а время проводил на Парнасе и Геликоне.
Геликон, услаждаемый пением Муз, стал расти до неба, пока по воле Посейдона Пегас не ударил копытом в его вершину и остановил рост.
Пегас и Музы
После Пегас ударом копыта о землю выбил источник. Так на горе Геликон у рощи Муз возник источник Гиппокрена (Ключ коня), тот самый, из которого черпали вдохновение поэты.
Пегас сделался поэтическим символом вдохновения и эмблемой пoэтов: наиболее талантливых из них Пеrас возносит на вершину Парнаса, в обитель муз.
Посейдон дал Пегаса своему сыну Беллерофонту . Благодаря Пегасу Беллерофонт (или Персей) смог поразить из лука Химеру.
Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста. Помещен на небосвод в виде созвездия Пегас.
Тамплиеры помещали Пегаса на свой герб, он символизировал красноречие, славу и созерцание.
Стихи В. Набокова
Гляди: вон там, на той скале - Пегас!
Да, это он, сияющий и бурный!
Приветствуй эти горы. День погас,
а ночи нет. Приветствуй час пурпурный.
Над крутизной огромный белый конь,
как лебедь, плещет белыми крылами, -
и вот взвился, и в тучи, над скалами,
плеснул копыт серебряный огонь.
Ударил в них, прожег одну, другую
и в исступленном пурпуре исчез.
Настала ночь. Нет мира, нет небес, -
все - только ночь. Приветствуй ночь нагую.
Вглядись в нее: копыта след крутой
узнай в звезде, упавшей молчаливо.
И Млечный Путь плывет над темнотой
воздушною распущенною гривой.
......................
Гиппокампус, гиппокамп
Гиппокампы — морские кони, отождествляются с кетами (китами).
Гиппокамп (др.-греч. «лошадь» и «морское чудовище»)— в греческой мифологии морской конь с рыбьим хвостом. На них ездили нереиды и Посейдон. Гиппокамп считается царём рыб.
Морские божества в Древней Греции и Риме часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампами. В частности, гиппокампы были запряжены в колесницу бога морей Посейдона.
Гиппокампы входили в состав свиты морских богов Посейдона и Амфитриты.
Фонтан Нептун в Петергофе
На Аничковом мосту через Фонтанку в Петербурге установлены чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коней, дельфинов и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.
А русалки здесь - просто кентавро-русалки!
Такие же перила были установлены в Берлине на Дворцовом мосту.
Гиппокампы на решетке моста в Берлине.
А знаменитые Кони Клодта (Укротители коней) с Аничкова моста были подарены прусскому королю и увезены в Берлин.
Для Аничкова моста отлили новую пару скульптур. Установлены в Берлине два Клодтовских "укротителя", подаренные прусскому королю Россией, у главных ворот королевского дворца, недалеко от Дворцового моста.
Благовещенский мост через Неву
Ажурные перила, спроектированные А. П. Брюлловым, изображают символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковина и два гиппокампа.
Кстати, не только в мифах есть Гиппокампы.
Морские коньки (лат. Hippocampus) — род небольших морских костистых рыб. Необычная форма тела конька напоминает шахматную фигурку коня. Морской конек является сильно измененной рыбой-иглой.
И еще:
Гиппокамп (от др.-греч. ἱππόκαμπος — морской конёк) — часть лимбической системы головного мозга (обонятельного мозга). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (перехода кратковременной памяти в долговременную).
……………..
Восьмой подвиг Геракла.
Кони Диомеда.
Микенский царь Эврисфей велел Гераклу доставить в Микены дивных коней Диомеда. Кони Диомеда, царя бистонов во Фракии были прекрасными животными, но буйными, поэтому были прикованы цепями в стойлах. Кормил их царь человеческим мясом.
Герою удалось завладеть конями и увести их на свой корабль. На берегу Геракла настиг Диомед со своими воинами. Сыну Зевса пришлось вступить в схватку с бистонским царём и его воинством и Геракл победил.
Авгий
Авгий ( др.-греч. «блистающий») — в древнегреческой мифологии[1] царь племени эпеев, сын Гелиоса, обладал многочисленными стадами, для которых были выстроены огромные конюшни ( «Авгиевы конюшни»). По преданию, навоз годами не вывозился. Очистка скотного двора Авгия за один день стала шестым подвигом Геракла[9] — Геракл сломал стену, окружавшую конюшни, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Выражение «авгиевы конюшни» означает «сильный беспорядок, запущенность в делах».
Автолик
Автолик (др.-греч.«одинокий волк») — в греческой мифологии[1]сын Гермеса и покровитель воров, был называем «хитрейший из эллинов».
От Гермеса получил умение перевоплощаться и принимать любой облик, делать предметы невидимыми или изменять их до неузнаваемости, в частности Автолик мог изменять масть лошадей.
Через дочь Антиклею он приходился дедом Одиссею - вот от кого Одиссей наследовал свое хитроумие! Подарил внуку перстень с изображением волка.
Фаэтон выпросил у своего отца Гелиоса позволение править солнечной колесницей, но кони неумелого возницы отклонились от правильного направления и приблизились к земле, отчего та загорелась.
Земля - Гея взмолилась к Зевсу, тот сразил Фаэтона перуном[6], Фаэтон рухнул в Эридан и погиб. Сестры Фаэтона, гелиады, оплакивавшие своего брата на берегах Эридана[8], были обращены в тополи (или лиственницы), а их слезы — в янтарь...
Фаэтон, или планета Ольберса — название гипотетической планеты, которая якобы существовала ранее между Марсом и Юпитером, а затем распалась и образовала пояс астероидов.
Говорящие кони героев
Арион
Арейон (Арион), божественный конь rpеческой мифолоrии, рожденный от связи Посейдона и Деметры, умел rоворить почеловечески. В rорной Аркадии Арейона почитали как боrа, а в rороде Тельпуса чеканили монеты с ero изображением.
Ариона родила Деметра, которая в образе кобылицы Эринии сошлась с Посейдоном. Богиня плодородия Деметра имела в одном из своих образов голову черной кобылы, а её жрицы считались её «жеребятами».
Конь Арион принадлежал Иолаю.
Балий и Ксанф — имена коней Ахилла в древнегреческом эпосе
Некогда они были титанами, товарищами Зевса, выступившими на его стороне. Они просили изменить их облик, чтобы не быть узнанными титанами, и стали конями. Посейдон подарил их (Балия и Ксанфа) Пелею на его свадьбу. Они были бессмертны и могли разговаривать.
Когда Патрокл повел в бой мирмидонян, Ахилл одолжил ему коней. После гибели Патрокла кони вернулись к Ахиллу, который стал упрекать их в том, что они не вынесли Патрокла из битвы. Тогда Ксанф напомнил Ахиллу, что Патрокл погиб из-за желания Аполлона прославить Гектора, и добавил, что смерть Ахилла тоже не за горами. В этот момент эринии лишили Ксанфа дара речи, и он онемел.
Ксанф может отождествляться с конем Кастора, носившим то же имя.
После гибели Ахилла коней забрал себе Посейдон.
Посейдон подарил коней Диоскурам.
Диоскуры (др.-греч.«отроки Зевса») —Кастор и Полидевк (Κάστωρ «бобр» и Πολυδεύκης «много сладости», лат. Поллукс), близнецы, дети Леды[2]. Участники похода аргонавтов, Калидонской охоты и Троянской войны (как братья Елены).
Кастор и Полидевк называются также Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды[3]. Считают, что отец Кастора — Тиндарей, а Полидевка — Зевс; поэтому первый смертен, второй бессмертен. Носили шапки в форме конуса от яйца, в котором они были рождены.
Зевс, на просьбу Полидевка дать ему умереть вместе с братом, предоставил ему на выбор или пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в подземном царстве. Верный брат выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными.
Диоскуры с конями у Конногвардейского манежа в Петербурге
Кастор обучал Геракла сражаться в полном вооружении[11], также Кастор известен как наездник. Кастор победил в беге на Олимпийских играх, устроенных Гераклом[12], а Полидевк победил на Олимпийских играх в кулачном бою.
Посейдон подарил им коней и дал силу спасать терпящих кораблекрушение[10].
Ксанф — подарок Диоскурам[22]. Конь Кастора, предсказал ему опасность[32]. Возможно, тождествен коню Ахилла.
Интересно:
В честь Диоскуров была названа древнегреческая колония на Черноморском побережье Кавказа — Диоскуриада — нынешний Сухум, столица Абхазии. Этот факт дал право поместить символ Диоскуров — т. н. Шапки Диоскуров на современном гербе Сухума.
Именами Кастора и Полидевка названы два небоскреба во Франкфурте-на-Майне.
……………….
Троянский конь
— в древнегреческой мифологии - огромный деревянный конь, с которым связан один из финальных эпизодов Троянской войны.
Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают (уловку приписывают Одиссею, хитрейшему из данайцев).
Жрец Лаокоонт, увидев этого коня воскликнул: «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих!». И из моря выползли 2 огромных змея, убили Лакоонта и его сыновей, поскольку сам Посейдон хотел гибели Трои.
Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Внутри коня сидело 50 воинов, ночью греки вышли из коня, перебили стражу, открыли ворота, впустили товарищей и овладели Троей.
Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», ( по-латыни «Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда и выражение «троянский конь», в значении: тайный, коварный замысел.
………………………..
Квадрига
- античная колесница на двух колесах, запряженная четырьмя лошадьми.
Скульптурные изображения квадриг с божествами, аллегорическими фигурами Славы, Победы в качестве возниц служили украшением античных сооружений.
Кроме квадриги использовали биги (двойные) и триги (тройные упряжки.
В Петербурге над фронтоном Александринского театра возвышается бронзовая квадрига Аполлона, бога-покровителя искусств
Квадрига Аполлона на здании Большого театра в Москве
На барельефе видны и гиппогрифы, но возможно грифоны...
Легендарные кони
Буцефал
Буцефал- (букв. «бычьеголовый») — кличка любимого коня Александра Македонского.
История гласит, что Александр Македонский в возрасте 10 лет (по Плутарху) стал единственным человеком, которому покорился своенравный 11-летний конь.
Александр догадался, что конь боится теней. Когда он повернул коня мордой к солнцу, тот позволил Александру сесть на себя. И с того дня только Александр мог ездить на нем.
Буцефал погиб в битве с индийским царем Пором в 326 до н. э.
На том месте, где произошло сражение, и на том, откуда Александр переправился через Гидасп, он основал два города; один назвал Никеей, потому что здесь победил индов, а другой Буцефала, в память своего коня Буцефала, павшего здесь не от стрелы, а сломленного зноем и годами (ему было около 30 лет).Основанный Александром и названный им в честь коня город Буцефала существует в наше время под именем Джалалпур на территории Пакистана.
Считают, что Буцефал был представителем ахалтекинской породы.
В Таджикистане существует озеро Искандеркуль (Александр по-персидски Искандер), названное в честь Александра, в котором по преданию и утонул его любимый конь.
......................
Инцитат (лат. Incitatus — быстроногий, борзой) — любимый конь императора Калигулы, согласно легенде, назначенный им римским сенатором.
В переносном смысле — пример своевластия правителя;
Сначала Калигула сделал его гражданином Рима, затем сенатором, и наконец занёс в списки кандидатов на пост консула.
В России с этим связан интересный эпизод - Дуэль эпиграмм.
Когда знаменитого юриста А. Ф. Кони назначили сенатором (1891), журналист В. П. Буренин сочинил эпиграмму:
"В Сенат коня Калигула привёл,
Стоит он убранный и в бархате, и в злате.
Но я скажу, у нас такой же произвол:
В газетах я прочел, что Кони есть в Сенате".
Ответ Кони:
"Я не люблю таких ироний,
Как люди непомерно злы!
Ведь то прогресс, что нынче Кони,
Где раньше были лишь ослы!"
………..
Вот что нашлось о лошадях в античных мифах и преданиях.
О лошадях в легендах Европы – следующий пост.
Источники
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лошади
http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Мифические_лошади http://ru.wikipedia.org/wiki/Лошади_в_древнегреческой_мифологии
http://myfhology.info/myth-animals/kony.html
……………………….
Рубрики: | Мифы и легенды/Символы года |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |