-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Настасья_Андревна

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) mettre_en_evidence

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 199


Куда идём мы с Пяточком?...

Пятница, 13 Марта 2009 г. 18:45 + в цитатник

 (600x496, 58Kb)

Наши старые добрые отечественные мультяшки про Чебурашку, про Незнайку из Солнечного города, про Серую Шейку, о улыбке, от которой в мире всем светлей, "добрым молодцам намёки" по-мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина: "О царе Гвидоне", "О Мертвой Царевне и семи богатырях", "О золотом петушке", "О рыбаке и золотой рыбке"...
Помните?
 
А теперь проведите параллели с тем отборным мусором которым наполнено содержание тех немногочисленных телевизионных программ предназначенных для юных зрителей. Ни для кого не секрет, что СМИ используются психологическими приемами целенаправленно формируя вкусы, пристрастия, привычки, взгляды своих пользователей. И если речь идет о взрослом человеке, то еще можно отмахнуться от проблемы выражениями типа: "это , мол, персональный ВЫБОР и соответственно, ответственность каждого. Колхоз, тобишь, дело добровольное". Но когда наблюдаешь попытки подобного влияния на детей, причем самого невинного возраста, по душу коробит, думаю, у любого здравомыслящего человека.
А потом еще раз коробит, когда прямо по окончанию очередной серии о недоразвитом мальчике Шин-Чане, в программе вечерних новостей ТОГО ЖЕ канала, дикторша с озабоченным лицом вещает о проблеме школьной неуспеваимости, о детской агрессивности и о прочих "социальных ужасах". Да еще намекает на вину родителей в поведении их чад. Да какой там "намекает"! С 2006 года в Испании родителей штрафуют (!) если их несовершеннолетний ребенок задержан блюдителями закона во время распивания спиртных напитков в публичных местах. Чудесно! Интересно, почему не штрафуют директоров "дибилизатора" за массовое развращение моральных устоев всего общества, начиная с тех же родителей!?
 
Однажды в присутствии знакомой (её маленькому сынуле два годика) я выразила своё мнение о "Телепузиках", потому что, правда, ради любопытства, посмотрела несколько серий этого... сериала. Подумала что я что-то не поняла и не поленилась посмотреть ещё раз. Пришла к окончательному выводу что это не просто маразм полнейший, но и маразм, к тому же, опасный. Вот всё это я подруге и прокомментировала. Однако та со мной не согласилась, даже как-то отмахнулась, мол, "Вздор! Может в чём-то ты и права, но ничто так сына не радует и не занимает как этот мультяшка, если бы ты видела как его личико расцветает, когда он видит как всходит над полянкой солнышко..." Я подивилась такой реакции и промолчала. Она - мать, ей виднее.
Однако давича побывала у неё в гостях и увидела собственными глазами: она оставила сына в комнате одного, и позвала меня на кухню, поболтать там, покуда готовит ужин. Ребёнок (ещё та шкода и непоседа) в течении почти получаса, с открытым ртом, двигаясь уселся у телевизора, не сводя заворожённого взгляда с экрана, на котором маячили эти самые телепузики...
Впечатление на душе осталось тяжёлое. Конечно, с такой "нянькой" можно и выкроить свободное время для себя, для домашних дел. Но не слишком ли дорогой ценой?

Советую (особенно родителям, воспитывающим малышей) прочитать очень толковую статью по-поводу этого телепроекта, якобы направленного на развитие наших детей. А дальше - думайте сами.

Телепузик как герой нашего времени

Телевизор как "воспитатель"

Телевидение все более активно проникает не только в нашу повседневную жизнь, но и в воспитание детей. Телевизор заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, бабушкины сказки и беседы с отцом. Перед этим наступлением наиболее беззащитной и зависимой категорией являются совсем маленькие дети. Если взрослые или подростки могут критично оценивать то, что показывают, могут переключить канал или просто выключить телевизор, то малыши смотрят все, что предлагают и разрешают им смотреть родители. К тому же у маленького ребенка еще не сформированы те механизмы защиты, которые позволяют взрослому человеку справиться с различными негативными воздействиями окружающей среды. Причем малыши не просто смотрят телепродукцию, они впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и предпочтения, его взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых, — игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы. Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, — это не только способ времяпрепровождения, но и эффективное средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Взрослые должны с особой ответственностью подходить к тому, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, поскольку все это закладывает фундамент их личности и мировоззрения.

Внимание: телепузики!

В последнее время крайне мало телепередач, специально созданных для малышей. На этом скудном фоне явный приоритет имеет широко известная всем дошкольникам и их родителям программа "Телепузики". Популярность этой передачи вышла далеко за пределы утренних просмотров. Образ "телепузика" стал своего рода символом детской субкультуры начала века. Игрушечные магазины буквально завалены куклами телепузиков (мягкими и твердыми, большими и маленькими, говорящими и молчащими). Детские шапочки, костюмчики, рюкзачки — все строится по образу и подобию телепузиков. Любимая игра наших дошкольников — опять же "в телепузиков", где они подражают их движениям, повторяют их интонации, воспроизводят сюжеты любимой передачи.

Учитывая столь массовый успех и несомненное влияние этого явления на неокрепшие души наших малышей, важно проанализировать содержание этой передачи. Следует отметить, что эта программа имеет достаточно широкую и разноречивую прессу — одни хвалят ее и восхищаются профессионализмом авторов, другие — возмущаются ее примитивностью и ограниченностью. Однако большинство отзывов на эту передачу принадлежит журналистам или родителям и имеет характер чисто эмоциональной реакции. Мы же попытаемся взглянуть на нее глазами детского психолога.

Телепузик без рода и племени

Итак, что же представляет собой любимый герой наших детей телепузик?
По своему внешнему облику это нечто среднее между инопланетянином и роботом — неподвижная, без мимики маска, стеклянные глаза, антенны на голове, а в центре этого существа (там, где обычно располагаются сердце, душа или живот) — телевизор. В то же время очевидно, что телепузики — это дети. Их фигурки, интонации, забавная пластика движений — все соответствует образу маленького ребенка. Однако при этом в их жизни отсутствует главный атрибут детства и главное условие жизни ребенка, его физического и психического существования — родители. Это дети без семьи, без папы и мамы, без бабушки и дедушки. Отсутствие семьи и родителей принципиально отличает телепузиков от многочисленных персонажей детских книжек и мультиков. Не только дети, но и зайчики, белочки, котята всегда имеют маму и папу; причем отношения с близкими родственниками обычно составляют главную сюжетную линию произведений для детей.

В то же время телепузики вовсе не являются самостоятельными и независимыми субъектами. Они вообще не проявляют собственной воли и ничего не делают сами. Их действия подчинены жесткому руководству и контролю со стороны некоего голоса, исходящего свыше или из-под земли. Этот голос комментирует их движения, направляет их действия, приказывает и дает простые команды ("стоять", "бежать", "спать"), которые они охотно исполняют. По словам авторов детского сериала, передача призвана "моделировать поведение маленьких детей". Функцию физического ухода осуществляет особый "персонаж" — пылесос, который убирает их экскременты и наводит порядок в их "стране". Традиционные функции родителя — уход и контроль — как бы распределяются между этими двумя инстанциями — голосом свыше и пылесосом. Однако эти дети лишены главного и необходимого для ребенка — родительской любви, ласки и внимания. Впрочем, для детей пылесоса эта функция, видимо, не нужна, потому что они — не люди.

Телепузики лишены всего человеческого и абсолютно безлики. Отсутствие характера и собственных поступков опять же принципиально отличают их от классических образов детской субкультуры. Чебурашка, Буратино, Незнайка и др., несмотря на сомнительность своего происхождения и отсутствие семьи, обладают ярко выраженной индивидуальностью и вполне человеческими личностными чертами, которые проявляются в их самостоятельных поступках. В отличие от этого телепузики не имеют своего лица; они различаются только цветом и размером. В остальном это совершенно безликая группа, радостно повторяющая по велению голоса одинаковые примитивные движения.

Что происходит в стране телепузиков? НИЧЕГО!

Отсюда еще одна отличительная особенность этой программы — полное отсутствие событий и какой-либо сюжетной основы. В волшебной стране, где живут телепузики, всегда голубое небо и светит солнце, все друг друга любят и все время улыбаются. Здесь нет никаких проблем и огорчений, ничего не случается, ничто не преодолевается. В любой самой простенькой детской сказке ("Репка", "Колобок", "Теремок" и др.) всегда есть проблемное событие, задача, определяющая действие персонажей и смысловую ткань сказки. Даже в знаменитых коротких стишках А.Барто, которые для многих поколений детей остаются первыми, существует определенное сюжетное напряжение, ощущение опасности и ее преодоление ("Уронили Мишку на пол", "Наша Таня громко плачет" и пр.). Без такой сюжетной основы, без содержания, которое определяет смысл действий персонажей, вообще не может быть произведения для детей, оно не имеет смысла. Человек вообще осуществляет какую-либо деятельность только в ситуации нехватки, недостачи, отсутствия чего-либо, в ситуации, когда это необходимо преодолеть. Иначе не возникает потребности и желания что-либо делать и наступает апатия, затормаживаются все жизненные процессы. Для этого в педагогике существует понятие "развивающий дискомфорт". В этой передаче ничего подобного нет.

К тому же, несмотря на то что телепузики задумывались и представляются как разнополые существа (два мальчика и две девочки), их полоролевые структуры не выражены. Большинство малышей не в состоянии отличить, кто из героев мальчик, а кто девочка. То есть полоролевой модели, которой впоследствии он будет подражать, тоже нет. Есть бессмысленные и бессодержательные движения одинаковых роботов-марионеток, для которых существует только одно состояние — непрерывного и гомогенного счастья. Они не ссорятся и не мирятся, ничего не ищут и никуда не идут. Между ними нет каких-либо устойчивых отношений, напоминающих человеческие. Их единственное желание — посмотреть в животе (телеэкране) партнера очередной документальный фрагмент.

Скучное кино в животе

Об этом фрагменте следует сказать особо, поскольку с ним связана познавательная задача данной программы. Этот документальный материал должен, по замыслу авторов, знакомить малышей с окружающей реальностью, показывать разные грани действительности, развивать их внимание, память, мышление и т.д. Детям показывают, как пасутся козы, как растут цветы, как работают врачи и ездят машины. Все эти социальные и природные явления представлены в чисто реалистичном, документальном формате. На экране движутся и говорят дети и взрослые, совершенно не готовые общаться через телекамеру, нередко с плохой дикцией. Они с явно фальшивым, наигранным оптимизмом сообщают малышам какую-либо полезную познавательную информацию о себе и об окружающем. Понятно, что эта информация не представляет для маленьких детей никакого интереса; она не доходит до них и тем более не усваивается ими. Эти фрагменты скучны и затянуты, к тому же они повторяются 2 раза, что для взрослых — полный абсурд, а для детей — мнимая возможность закрепить усвоенное.

Здесь маленькие телегерои лишены еще одного главного компонента, присущего функции родителя как носителя человеческой культуры, который, собственно, и задает основные линии развития ребенка. Эту функцию телевизор, встроенный в живот телепузика, восполнить не может, так как недостаточно только показать ребенку способ действия, необходимо его эмоционально вовлечь в эту деятельность, заинтересовать, заинтриговать, разъяснить его смысл, помочь сделать первый шаг и ответить на бесконечное количество детских вопросов, утешить в неудаче и похвалить за достижение. Только тогда действительно случается качественный шаг вперед, только тогда мы можем сказать о том, что наш ребенок не только растет, но и развивается.
В общем, познавательная, а тем более художественная ценность этих фрагментов весьма сомнительна. Они в отличие от телепузиков вовсе не соответствуют интересам малолетней аудитории. Малыши скучают и с нетерпением ждут новой встречи с любимыми героями.

Телепузия - страна без культуры и истории

Сама "волшебная страна", в которой живут телепузики, также "свободна от культуры": пустынная местность, схожая разве что с необитаемым островом, на котором живут эти брошенные цивилизацией дети, у которых нет не только родственников, но и соседей, друзей; "техно-дом", в котором также отсутствуют какие-либо традиционные предметы обихода и интерьера, по которым можно определить национальную и социальную принадлежность обитателей дома. Архитектура жилища также наводит на грустные размышления: за всю историю развития человечества в земляных бункерах не жил никто, к тому же для детей это крайне вредно, под землей очень сыро. Это техно-дети, не имеющие ни прав, ни обязанностей, свободные от культурного и духовного наследия своей непонятной страны.

За что же любят телепузиков?

Почему же столь странный продукт телеиндустрии, не выдерживающий никакой критики ни с художественной, ни с воспитательной, ни с познавательной точек зрения, завоевал столь широкую популярность в нашей стране, где существуют сильные традиции отличной детской литературы, мультипликации и вообще искусства для детей?

По-видимому, главной причиной "телепузикомании" является точный расчет на малолетнюю аудиторию. Известно, что в разработке этой программы принимали участие детские психологи из Англии. Они достаточно хорошо поработали и учли возрастные особенности и предпочтения детей от 6 месяцев до 2 лет. Замедленный темп, абсолютная понятность совершаемых движений, постоянные повторы, предсказуемость и узнаваемость каждого действия — все это делает передачу доступной и понятной, а потому любимой даже для младенцев. Малыши привязываются, "прилипают" к этим персонажам и начинают нуждаться в их воспроизведении. Формально передача действительно хорошо моделирует тип сознания годовалого ребенка. Но задача любого произведения для детей, как и воспитания вообще, не консервировать младенческий тип сознания, а развивать, вести вперед, в мир людей, в тот единственный мир, в котором живет ребенок. Здесь же, умело эксплуатируя предпочтения младенцев, авторы телепузиков сохраняют, укрепляют и останавливают формальные младенческие привязанности и этим инфантилизируют, можно сказать, зомбируют сознание наших детей. Бессмысленные движения, отсутствие воли и активности, формально-безразличные отношения становятся нормой и идеалом. Особенно опасно, что эту передачу любят смотреть не только дети раннего возраста, но и дошкольники, и даже дети 7—8 лет. Телепузики стали чем-то вроде будильника — перед школой или детским садом они с восторгом включают телевизор и наблюдают своих любимых героев.

Всему этому активно способствуют взрослые — не только родители, но и изготовители игрушек и ширпотреба для детей. В своем стремлении отвечать интересам своих детей (а главное — освободиться от них хотя бы на полчаса) родители с готовностью сажают их перед экраном, а потом охотно покупают для них куклы детей-роботов и умиляются детским играм в телепузиков. В результате сформировалось нечто вроде новой торговой марки или массовой рыночной конъюнктуры по производству и размножению "детей пылесоса".
Сознание взрослых стало таким же объектом манипуляций, как и сознание детей.

Очевидно, что для рыночной стихии психологические последствия для развития детей не имеют никакого значения. Однако взрослые, воспитывающие маленьких детей (родители, педагоги, психологи), обязаны думать о том влиянии, которое могут оказать на них эти новые герои детской жизни.


Смирнова Е. О.
Соколова (Быкова) М.В.
Психологический институт РАО, Москва

И, ну просто не могу удержаться, чтобы не дополнить эту статью одной меткой пародией на которой наткнулась в интернете. Эта пародия, ну почти подробный "пересказ" одной из серий телепузиков:

Зарисовки из жизни телепузиков

Пpолог.

Из-за зеленого плюшевого холма выплывает солнце с детской и, почемy-то, небpитой моpдой, пpотивно икает и пахнет пеpегаpом.
Затем ощеpивается беззyбой yлыбкой,вследствие чего запах пеpегаpа неимовеpно yсиливается, говоpит 325 pаз "Тинки-Винки - полчаса!" и схpюканьем валится кyда-то вниз.

Пyзи-пpятки

Hад холмом медленно поднимается шланг, и, пошypшав и поскpипев несколько минyт, пpоизносит двадцать pаз "Телепyзики,спать поpа!".
Чей-то писклявый голосок из-за холма пpоизносит 12 pаз "Пошел в жопy!" и швыpяет в шланг большим плюшевым членом зеленого цвета. Шланг смyщенно втягивается назад.
Из-за холма высовываются моpды телепyзиков. Они pадостно смеются, стyча головами дpyг о дpyга.
Тинки-Винки вдpyг начинает говоpить без остановки "Тинки-Винки бyдет игpать в пpятки!" и его дpyжно поддеpживают остальные телепyзики. Так пpоходит два часа.
Потом они начинают подпpыгивать и стyкаться дpyг о дpyга плюшевыми задницами. Чеpез час все дpyжно хихикая yбегают за холм.

Пyзи-зоопаpк

Из-за холма выкатывается большая плюшевая желтая лошадь в pозовый тpеyгольник,говоpит "Я лошадь." и yкатывается назад.
Из-за холма выкатывается большая плюшевая желтая лошадь в pозовый тpеyгольник,говоpит "Я лошадь." и yкатывается назад.
Из-за холма выкатывается большая плюшевая желтая лошадь в pозовый тpеyгольник,говоpит "Я лошадь." и yкатывается назад.
Из-за холма выкатывается большая плюшевая желтая лошадь в pозовый тpеyгольник,говоpит "Я лошадь." и yкатывается назад.
Из-за холма выкатывается большая плюшевая желтая лошадь в pозовый тpеyгольник,говоpит "Я лошадь." и yкатывается назад.
(и так далее еще 14348 pаз)

Пyзи-споpт

С холма на кpасном фанеpном велосипеде с пятью тpеyгольными колесами скатывается Дипси.
Пpоизнеся 6 pаз "Дипси катается на велосипеде" исчезает из кадpа.
За кадpом слышен гpохот,тpеск ломающейся фанеpы и веселое хихиканье. С того же холма на больших пyзи-санях с 45-ю полозьями, 6-ю паpами педаль, большим гpязно-малиновым паpyсом и плюшевыми колесами съезжают двое телепyзиков.
Доехав до сеpедины экpана и вpезавшись в пyзи-ветpянyю-мельницy они вылетают из саней за кадp pадостно веpеща и хихикая.

Финал.

Посpеди экpана стоят тpое телепyзиков и, pадостно хихикая, бьют солнце по моpде выдpанным "с мясом" шлангом.
Солнце гpязно pyгается и плюется в телепyзиков.
Сильно пахнет пеpегаpом.
Чеpез некотоpое вpемя с холма сбегает и пpисоединяется к ним последний телепyзик. Его пpавая кpасная лапа сильно запачкана чем-то несypазным а на экpане пyзи-телевизоpа на плюшевом животе идyт финальные титpы пyзи-поpнyхи.

Из-за холма выкатывается большая плюшевая желтая лошадь в pозовый тpеyгольник, говоpит "Я лошадь." и yкатывается назад.
В небе появляется большой плюшевый член зеленого цвета, говоpит "Я член" и исчезает в неизвестном напpавлении.
 
***

А ещё по поводу влияния СМИ на детскую психику нашла очень интересную статью:

ТЕЛЕЭКСПЕРИМЕНТ НАД ДЕТЬМИ. Авторы: Ирина Медведева, Татьяна Шишова

"Не знаю, как вам, а мне в последние годы нередко попадаются четырех-пятилетние дети, которые выглядят... нет, конечно, не умственно отсталыми, это было бы слишком сильно сказано, но все-таки заметно недоразвитыми. Они не понимают простых вопросов, в ответ либо молчат, либо несут какую-то чушь, не могут даже вместе с мамой разыграть в куклах несложную сценку или рассказать сказку, сюжет которой, казалось бы, навяз у них в зубах. Эти дети (чаще мальчики) очень застенчивы, полны страхов и в то же время невероятно конкурентны, строят из себя "крутых". Стесняясь проявить себя с лучшей стороны (например, рассказать, чем они сегодня порадовали маму), такие ребята безо всякого стеснения кривляются в присутствии малознакомых взрослых, не боятся задирать других детей на глазах у родителей, дразнятся, корчат рожи, громко хохочут, повторяя (опять-таки демонстративно, при взрослых!) разные нелепости, а порой и непристойности. И наотрез отказываются преодолевать трудности. Даже минимальные. Что, естественно, пугает ма­му с папой. "Как ребенок будет учиться? — с тревогой спрашивают они и начинают водить его по психологам и врачам, дают лекарства, нанимают репетиторов. А ведь прежде всего следует задаться вопросом: у кого ребенок перенимает подобные модели поведения? И поставить заслон дурному влиянию. Как, собственно говоря, во все времена поступали заботливые родители..."

Целиком прочтёте здесь .
 
Рубрики:  Воспитание детей
Метки:  

Процитировано 3 раз

Wh1te_n0ise   обратиться по имени Пятница, 13 Марта 2009 г. 18:47 (ссылка)
Ой, эти телепузики, это что то... Если быть предельно кратким, то это просто "изнасилование" детского мозга. Я даже думаю и не только детского.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 13 Марта 2009 г. 18:56ссылка
Wh1te_n0ise, да, но дело в том что это мы с Вами, взрослые люди это понимаем, потому что в определённой степени можем фильтровать поступающую информацию. Дети на это не способны. И что же выростит из покаления, вскорменного подобным суррогатом?
Jet_aime_toi   обратиться по имени Суббота, 24 Октября 2009 г. 13:51 (ссылка)
Телепузики...Омг..Да, помню, помню..
Я конечно не жалуюсь на собственную психику, но...меня пугал их замкнутый мир, в котором живут только 4 урода(или пять) и солнце...меня всегда пугали такие мульты, в котором мир-это совсем малое кол-во сущест. Эта замкнутость...
Маму мою, когда я была маленькой они так раздражали)) недавно пересмотрела, так, ради спортивного интереса....Они мне всё равно пугают)
Плохой сериал)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку