-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048


Символика в обрядах буддизма (1)

Вторник, 20 Октября 2009 г. 17:51 + в цитатник

В центре философии буддизма находится учение о «четырех благородных истинах»: страдании, его причине, состоянии освобождения и пути к нему. Буддийская философия рассматривает бытие, его причинно-следственные связи, которые существует независимо от нашего знания о нем. Человек по представлению буддизма должен жить в этом мире в гармонии с природой, космосом, всеми людьми. За каждый совершенный поступок человек несет ответственность во всей полноте, каждый фактический момент, кажущийся реальностью, является своеобразной тенью прошлых свершений или же последствий, ожидающих в будущем.
Правильный взгляд на себя и свои поступки, гармония с собой и окружающим миром – безвредное существование – это цели каждого буддиста. На достижение этих же целей направлена и праздничная культура буддизма.

В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний.
Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов.
В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

Дугжууба – это особый обряд очищения в канун нового года, проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В это время в семьях идут последние приготовления к Новому году – самому главному празднику верующих.
В домах вовсю ведется уборка – не остается уголка даже в чулане, который не будет вычищен от пыли. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, всем – от мала до велика готовились особые наряды из самого дорогого шёлка и парчи. Обряд Дугжууба - это также своеобразный обряд «уборки», очищения - специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.
 (425x283, 92Kb)
Для очищающего костра прихожане дома замешивают тесто из муки и воды и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно прокатать по всей поверхности своего тела, представляя при этом, что из тела вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти табалены — «символы зла» — бросают в ритуальный костер, который зажигается во дворе храма.
В то же время ламы готовят так называемый «соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.
 (425x340, 85Kb)
После соответствующего молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. На огонь этого костра смотреть нельзя, прихожане поворачиваются спиной к пламени. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.
Интересно, что сам процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле прибавляется силы.

День Защитников Учения (Балдан Лхамо)

За три дня до наступления Нового года в храмах совершается особый молебен, посвященный десяти божествам-защитникам. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдан Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен Балдан Лхамо в день, непосредственно предшествующий Новому году.
Балдэн Лхамо - одна из основных защитников веры и учения в тибетском буддизме. Она является повелительницей демонов и искоренительницей ядов.
Основой обрядов, посвященных Балдэн Лхамо, является произнесение мантр.

Любая мантра – это звук, а точнее сочетание звуков, порождающих вибрации определенной частоты. Произнося мантру, человек «настраивает» себя на соответствующую волну, приобретая те качества, которые ему нужны, либо получая защиту. У каждой мантры есть свое значение.
По легенде, в давние времена в одной местности жил злой Демон, наносивший всем вокруг много вреда. Сильные люди пытались истребить его, но ни один из них не вернулся обратно. Одна красивая девушка, видя страдания людей, наносимые Демоном, решила убить его. С этой целью она прельстила его и вступила с ним в связь. В момент совокупления девушка убила Демона. Вернувшись домой, она поняла, что беременна. Монах предсказал ей, что родившийся ребенок будет также злым демоном. Из сострадания ко всем живым существам она убила родившегося сына, стала защитницей людей и повелительницей демонов.

 (383x490, 68Kb)
Балдэн Лхамо представляют в виде демонического существа гигантских размеров. Она едет на своем диком муле по морю крови и жира. Она черно-синего цвета, с обвисшей грудью, горящими бровями и усами. Ее красные волосы стоят дыбом. Одной рукой она размахивает длинной ваджарной дубиной, а в другой держит чашу, сделанную из черепа, который заполнен человеческими органами.
Гирлянда свежих голов окружает тело Лхамо. Змеи поддерживают юбку из тигровой шкуры, а пять черепов украшают ее драгоценную корону. Лунный диск в центре волос и солнечный диск в пупке - это подарок от бога Вишну, а другие украшения являются подарками от других богов. Попона мула сделана из кожи ее собственного сына.

Дикий мул запряжен в упряжь из ядовитых змей. Спереди у мула свисает пара кубиков для гадания, которые использует Лхамо, чтобы определить, хорошая или плохая судьба ждет человека, а также череп и черный мешок, заполненный болезнями. Из сострадания она проглатывает все земные болезни, собирая их в свой мешок, или выпускает их из мешка, чтобы уничтожить врагов Дхармы.

ДХАРМА (cанскр. dharma), в индийской философии, «порядок», «норма» существования и развития как космоса, так и общества. термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека.

Считается, что богиня Балдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.
Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в наступившем году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь.

Буддийский Новый год - Сагаалган
Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления общеизвестных мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен магической символикой.
Во всех странах он был насыщен соответствующим мифологическим и ритуальным содержанием. Все новогодние традиции и обряды имеют общий символический смысл: избавления от проблем и неудач уходящего года, и обеспечения богатства, плодородия и процветания, то есть благосостояния и успеха в году грядущем.
В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.
Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.
В храме в течение всего дня и ночи накануне праздника проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.
Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло).
В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным.

Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения - Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).
В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи - это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру.
Лунгта (тиб. - «ветер-лошадь») - это особые молитвенные флажки пяти цветов с напечатанными на них мантрами и различными символами, которые служат для усиления и гармонизации жизненной энергии. В Тибете её символом является конь, несущий на спине драгоценность, исполняющую желания, а также приносящую благополучие и процветание. При сильном, полноценном «коне ветра» все дела будут успешны и не будет особых проблем со здоровьем.
Для этого их необходимо развесить на ветру в чистом месте, предварительно освятив их с помощью специального ритуала.

 (425x284, 69Kb)

"Лунг" также значит "воздух". Конь – символ стремительности, движения и скорости. Он тесно связан с человеком и всегда был его преданным другом. Поэтому это животное и означает жизненную энергию.

Лунгта изображается на флажках пяти основных цветов, которые представляют собой пять элементов человеческого тела, а также пять элементов макрокосмоса: земля, вода, огонь, ветер, пространство. На них наносятся мантры, которые активизируются при контакте с ветром. В центре флажка — лошадь, а по углам - фигуры тигра, льва, птицы гаруды и дракона. Эти четыре животных, которых можно увидеть на молитвенных флажках, представляют элементы в соответствии с древней системой. Тигр живет в лесу, среди деревьев, и поэтому он представляет в тибетской астрологии элемент Воздуха. Снежный тибетский Лев является символом Земли, потому что он обитает на вершине земли – в Гималаях.
Гаруда – мистическая птица, несущая в клюве змею, – представляет элемент Огня. В буддизме существует много способов для выздоровления и отведения болезней с помощью мантры Гаруды.
Дракон хотя и летает, но обитает он в воде. Поэтому представляет элемент Воды.

Главным условием правильного расположения флажков являются, конечно же, ветер и высота. Так, тибетцы обычно развешивают лунгта на вершинах гор, а также во дворах своих домов.
Такое местоположение лунгта необходимо для гармонизации энергии тела, предотвращения несчастных случаев и неприятных событий, для нейтрализации конфликта между человеком и элементами данного года. Но основной смысл – это призыв удачи и счастья себе и своему дому.
 (425x239, 69Kb)

Празднование нового года в разных странах буддизма

В Тибете Новый год стал буддийским с начала XV в., когда основатель школы Гелуг - великий буддийский деятель и реформатор Цзонхава разработал Устав своей школы и правила проведения буддийских праздников в монастырях. Именно он приурочил к народному Новому году буддийский праздник Монлам Чхенмо (Великую Молитву) в честь победы Будды Шакьямуни над лжеучителями и совершение им 15 чудес в городе Шравасти. Поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователи той же школы, что и тибетцы, то и у них в течение двух недель ежедневно в храме проводятся служба в честь одного из 15 чудес Будды.

Китайцы, празднуя Новый год, из всех богов буддийского пантеона выделяют Гуаньинь - женскую ипостась божества милосердия Авалокитешвары. Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, ей приносят жертвы и возносят молитвы, прося быть милостивой и снисходительной к хозяевам дома.
Авалокитешвара является олицетворением милосердия, сострадания, спасителем всех людей. Он стремится помочь людям освободиться от страданий, он защищает от опасности и призыв к нему (мантра) и есть знаменитая формула "Ом мани падме хум" (Да будет драгоценность в цветке лотоса.).

Самая популярная его форма в ваджраяне — с 6 руками, 11 лицами, образовавшимися от сочувствия к страданиям человечества.
Японцы с 1873 г. живут по григорианскому календарю и, как и мы, празднуют Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Япония - страна, в которой мирно уживаются несколько религиозных систем. В новогодней обрядовой практике занимают свое место и элементы буддизма: 108 ударов колокола в новогоднюю ночь и лампады, зажженные перед ликом богов в буддийских храмах.

В странах Юго-восточной Азии новогодние празднества продолжаются в течение трех дней. Во время праздника у монастырей и храмов сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру - центр мироздания и обитель божеств в буддийской космологии. На статуи Будды надевают монашеские одеяния, которые потом раздаются монахам. В Бирме и Лаосе существует обычай покупать живую рыбу и выпускать ее на волю, проявляя тем самым сострадание к живым существам.

В Таиланде принято обливать друг друга водой и окроплять водой статуи Будды.

Продолжение следует

Рубрики:  символика
Метки:  

Процитировано 5 раз

господин_декоратор   обратиться по имени Вторник, 20 Октября 2009 г. 20:10 (ссылка)
У Вас всегда интересные материалы в публикация.хСпасибо, Татьяна, что радуете нас!
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Среда, 21 Октября 2009 г. 09:16 (ссылка)
Сижу, копаюсь. Люди мало что знают друг о друге. Зато умеют ненавидеть другого за то, что он иной.
Ответить С цитатой В цитатник
Peruana_Lima   обратиться по имени ХОТЕЛОСЬ УЗНАТЬ Пятница, 18 Июня 2010 г. 17:54 (ссылка)
При составление мне неким человеком "магического квадрата" - это нумерология - услышала о ЧИСЛЕ БУДДЫ- это 5. Спросила рассказать поподробнее, а главное - почему так называется - человек не знал. Буддизи мне близок и очень интересен, но то небольшое количество литературы, которое я смогла прочесть, не несло информацию о числе 5, как о ЧИСЛЕ БУДДЫ. Обращаюсь теперь к Вам.
С уважением
Светлана
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Пятница, 18 Июня 2010 г. 22:38 (ссылка)
Peruana_Lima, Светлана, к сожалению не могу Вам ничего сказать по поводу числа Будды. Могу только предположить, что ответ кроется в цитате из этого поста: "Лунгта изображается на флажках пяти основных цветов, которые представляют собой пять элементов человеческого тела, а также пять элементов макрокосмоса: земля, вода, огонь, ветер, пространство". Но это только мои предположения. Искали ли Вы что-нибудь в интернете? Нумерология, символика чисел, числовая символика буддизма. Посмотрите у меня в дневнике посты о пентаграмме. Звезды.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку