-Рубрики

 -Метки

2014 адмирал азбука туриста актриса англия анекдот арт балкон бельгия ванная винница винтажные открытки вов водопад германия гороскоп гороскоп отношений гороскоп с юмором горы гостиная греки греция дворец день ангела деревня деревянное зодчество домашние достопримечательности други европа еда по знаку зодиака женственность живописец заброшенные места замки замки и дворцы замки и крепости замки украины замок знаки зодиака измаил иллюстрации индия интерьер испания исторические здания исторические факты история история в фотографии история и археология история картины история украины италия карпаты карты киев кино колористика корейская мифология корея костел коттедж крепость крым кухня лондон львов люди малогабаритка математика места силы мечеть минимализм мифические существа модерн монастырь море москва мост музей мусульмане необычная архитектура нумерология о жизни одесса особняк отель отношения париж парк петербург подол польское восстание польша порода собак прага природа притча прихожая прованс россия руины святошин сказочные персонажи скульптура славянский гороскоп собор спальня ссср сюрреализм тест топ-гороскоп туризм украина фотограф фотопрогулка фотопутешествие франция храм церковь чехия шебби-шик шотландия шуточный гроскоп

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Я - фотограф

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в Кель_РА

       -Подписка по e-mail

       


      «Сан-Сиро» – образец брутализма (антибуржуазный стиль архитектуры). В Европе нет стадионов, похожих на него

      Вторник, 01 Сентября 2020 г. 15:49 + в цитатник

      «Сан-Сиро» – образец брутализма (антибуржуазный стиль архитектуры). В Европе нет стадионов, похожих на него

      Объясняем архитектурную ценность арены, которую скоро снесут.

      На днях «Милан» и «Интер» анонсировали снос знаменитого стадиона «Сан-Сиро»/»Джузеппе Меацца». Sports.ru уже писал о примечательных матчах, прошедших на миланской арене.

      Теперь автор телеграм-канала «Архитектурные излишества» Роман Беднов рассказывает об архитектурной ценности стадиона.

      «Сан-Сиро» – образец брутализма. Похожий стадион есть в Красноярске, но среди всемирно известных миланский такой один

      «Сан-Сиро» – практически хрестоматийный образец интернационализма (ведущее направление архитектуры и дизайна 1930—1960-х годов, выросшее из модернизма и функционализма; основная идея – отказ от этнических черт и акцент на искусственности строений). А обилие бетона и масштаб строения позволяют отнести стадион к ответвлению интернационального стиля – брутализму.

      Нам этот стиль знаком по крупным административным зданиям на главных площадях.

      Классические примеры – здания городских администраций в Туле и Владикавказе.

      В XX веке произошел переход от павильонного модернизма с его легкими формами и множеством стекла, где железобетон и другие материалы служили для создания эффекта невесомости и космичности архитектуры.

      Стеклянный модернистский павильон СССР на Всемирной выставке 1967, Монреаль

      От всего этого перешли к тяжеловесным бруталистским зданиям-скульптурам, где бетон и другие материалы наоборот подчеркивали значительность сооружений. В этом стиле принято не скрывать строительные материалы, а гротескно выводить их на первый план.

      Многие из архитекторов-сторонников брутализма придерживались взглядов, близких социал-реформаторству. Они выделяли среди достоинств брутальной архитектуры не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и безоговорочную антибуржуазность этого стиля. Брутализм старался противостоять обществу массового производства.

      Брутализм ярко представлен в по всему миру:

      В Бостоне в середине XX века снесли целый квартал в центре города (привет, Зарядье), чтобы построить комплекс брутальных правительственных зданий.

      Вот клиника Эриха Линдеманна в Бостоне. Это кадр из фильма «Отступники» Мартина Скорсезе, в котором здание сыграло роль полицейского участка.

      Чандигарх (целый город, построенный Ле Корбюзье с нуля в 1951-56-х годах) в Индии:

      «Марсельский блок» (семнадцатиэтажный жилой комплекс на массивных опорах из 337 квартир 23 типов, Ле Корбюзье) во Франции:

      Здание Верховного Суда Австралии в Канберре:

      В странах бывшего СССР этот стиль распространен повсеместно.

      Отлично сохранилось здание Сейма Литовской Республики, построенное по проекту архитекторов Альгимантаса и Витаутаса Насвитиса в 1976—1980 годах. Оно предназначалось для Верховного Совета Литовской ССР. После выхода Литвы из состава СССР здание заняла законодательная власть уже независимой республики.

      ТЮЗ в Тирасполе:

      Модернистские кварталы Ташкента:

      Советский брутализм примечателен еще и тем, что не был зажат в рамки конкретной общественной функции. Он в целом характерен для застройки 1970-80-х, в том числе и жилой.

      Брутальное жилое здание в Самаре, архитектор Александр Белоконь, фото Константина Антипина

      «Сан-Сиро» – безусловно брутальный стадион, главное украшение которого – массивные, но одновременно изящные бетонные формы. В России нечто подобное можно наблюдать в Красноярске на Центральном стадионе училища олимпийского резерва.

      Центральный стадион Красноярского училища олимпийского резерва Красноярск, Остров Отдыха, Архитектор Виталий Орехов, 1967, фото Валерия Маслова

      Но брутальных стадионов такого же масштаба и известности, как «Сан-Сиро», в Европе нет.

      Обратите внимание на конструкцию крыши миланского стадиона. Она состоит из выгнутых наружу (для водоотвода) листов, которые крепятся на красные металлические леса. Те в свою очередь держатся на 4 из 11 колонн. При взгляде сверху вся конструкция вызывает ассоциацию с 4 огромными шурупами, ввинченными в землю.

      Крыша стадиона, возведенная к ЧМ-90

      Эскиз проекта реконструкции стадиона, сделанный Джанкарло Рагацци

      «Сан-Сиро» – не только брутализм. Есть элементы футуризма и метаболизма (объясняем, что это)

      Последнее большое обновление «Сан-Сиро» было в конце 1980-х (именно тогда появились колонны, верхний ярус и крыша), когда повсеместная мода на брутализм в Западной Европе угасала, а архитектурный мир все больше вдохновлялся постмодернизмом, футуризмом и метаболизмом.

      Скорее всего, архитектор обновления «Сан-Сиро» Джанкарло Рагацци (в 70-е спроектировал целый городской район Милан-2) тоже вдохновлялся именно этими стилями. Если внешний вид спиральных колонн – это скорее постмодернизм и дань футуристичным линиям на фасаде 1955-го года, то дизайн опор внутри стадиона явно отсылает нас к работам Курокавы (Кисё Курокава – японский архитектор, один из основателей метаболизма, впоследствии проектировал стадион на Крестовском острове и аэропорт Астаны). Основная идея метаболизма – постоянное изменение и приспособление уже построенных зданий под нужды среды, людей и времени, поэтому в данном случае сходство просто эстетическое.

      Nakagin Capsule Tower в Токио, Кисё Курокава, самый знаменитый шедевр японского метаболизма

       

      Колонна стадиона, вид изнутри

      Знаменитые 11 футуристических спиральных колонн были пристроены к стадиону в конце 80-х, когда «Сан-Сиро» подвергся самой серьезной реконструкции в истории.

      The San Siro optical illusion.💈

      The columns aren’t moving. 🤔pic.twitter.com/PIxtDMJskt Ретвит

      — Transfer News (@EPLBible) May 1, 2018

      Футуризм как движение родился именно в Италии, когда Филиппо Томмазо Маринетти 5 февраля 1909 года в газете Gazzetta dell’Emilia в Болонье опубликовал «Обоснование и манифест футуризма», провозглашающий культ будущего и разрушение прошлого, восхваляющий движение вперед, стремление к скорости, бесстрашие. Колонны «Сан-Сиро» решают чисто функциональную задачу: доставить толпы болельщиков на верхние ярусы стадиона. В эпоху инстаграма они прославили стадион оптической иллюзией: из-за спиральной формы создается ощущение, что колонна крутится вокруг своей оси.

      Будем надеяться, что эту историю отыграют на новом стадионе (или хотя бы в дизайне будущих форм «Интера» или «Милана»).

      ***

      В 90-е и нулевые страсть к брутализму, футуризму и метаболизму немного угасла из-за появления новых строительных материалов и компьютерных технологий, уступив место увлечению изящными гнутыми линиями (например, небоскреб «Эволюция» в Москва-Сити или почти все здания Захи Хадид). В России одной из причин временного затмения стал общий тренд на отрицание всего советского и, как ни парадоксально, рыночная экономика, под нужды которой модернистские здания перестраивались, обвешивались кондиционерами, завешивались рекламой, а интерьер не расценивался как часть общего архитектурного ансамбля.

      Ситуация стала немного лучше в 2013-14 годах. Брутализм и другие примеры модернизма стали востребованнее у широких масс из-за появления инстаграма, Tumblr и других соцсетей с красивыми фотографиями. Параллельно стали появляться более серьезные просветительские проекты вроде проекта Sovmod, создающего реестр зданий советского модернизма и пропагандирующего ценность стиля.

      Футуристическая «Тарелка» или дом «Футуро» в Домбае (1969), фото Константина Антипина

      Бонус: идеальный вид на город

      Лучший вид на Милан открывается с верхотуры главного городского собора Дуомо: 100 метров над землей, круговая смотровая площадка, панорамный вид.

      Вид на Милан со смотровой площадки Дуомо

      Но мало кто знает, что «Сан-Сиро» – единственный достойный конкурент собора. С верхнего яруса западной трибуны открывается потрясающий вид в отверстие между трибуной напротив и крышей. Особенно красиво, когда время игры совпадает со временем заката.

      Вид с верхнего яруса западной трибуны

      Старые арены проще сносить, чем модернизировать 

      «Сан-Сиро» – один из величайших стадионов на планете, но в 2019 году стадион должен быть больше, чем просто местом для просмотра зрелища. Именно поэтому время так безжалостно к старым аренам. Яркое исключение – «Лужники», где авторам проекта удалось решить все поставленные задачи (кроме самоокупаемости, но вряд ли такая цель стояла), сохранив исторический фасад.

      Встроить старый «Уэмбли», «Делле Альпи» или «Уайт Харт Лэйн» в современную экономику почти невозможно – как и наладить на этих стадионах современную транспортную доступность. Гораздо проще построить новый современный стадион, который будет приносить доход не только от спорта.

      Так и с «Сан-Сиро». Он простоит еще минимум три года, успейте получить эмоции не только от футбола, но и от архитектуры.

       

      Рубрики:  Общественные здания и сооружения/общественные здания
      Журнал Архитектора/Необычные Здания
      Метки:  
      Понравилось: 1 пользователю

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку