В исторической части Киева, где сконцентрировано большинство достопримечательностей истории и архитектуры, находится уникальный памятник древнего зодчества времен Киевской Руси – Золотые ворота, известные как главный, торжественный въезд в древний Киев. Сегодня этот объект – обязательный пункт любого туристического маршрута, который действительно впечатляет, захватывает и удивляет своим величием, мощью и в то же время красотой.
Однако то, что мы видим, – лишь «красивая обертка»: искусственный футляр для настоящего артефакта, который находится внутри...
Золотые ворота — это достопримечательность с многовековой историей. Они не только символ современного Киева, они символизируют подлинность свидетельств об существовании Киевской Руси и князей, о вековой истории существования, мощи и славе украинского народа и государства в мире.
Золотые Ворота Киева были построены при знаменитом киевском князе Ярославе Мудром.
Именно во время правления Ярослава Мудрого Киевская Русь разрослась настолько, что пришлось строить новые оборонительные укрепления — глубокие рвы и мощные валы с армированными деревянными клетями. В итоге город окружило более 3,5 километров оборонительных валов.
Ворота сооружены с напольной, открытой стороны «Города Ярослава Мудрого»: здесь естественный рельеф не защищал древнерусскую столицу. Потому с этой стороны были насыпаны высокие валы, поверх которых сооружены деревянные стены. Въезд в город также был сделан именно со стороны самых высоких укреплений – дабы гости города могли убедиться в его величии и неприступности. И действительно, со стороны Золотых ворот Киев ни разу не был взят.
Из этих окон в случае нападения лучники защищали вход в Киев
На протяжении веков через Золотые ворота в город въезжали купцы и послы, отсюда торжественно отправлялись в поход княжеские дружины и уезжали в далекие страны великокняжеские дочери – будущие королевы европейских стран. В 1654 г. через них в город торжественно въехал Богдан Хмельницкий.
Сейчас в трехъярусном павильоне ворот расположен музей, посвященный выдающемуся сооружению и фортификации древнего Киева.
Если подойти к строению со стороны улицы Золотоворотской и заглянуть внутрь через железную герцу, можно рассмотреть остатки древних пилонов различной длины (восточный – 24 м, а западный – 13 м), выложеных в древней византийской технике «opus mixtum», когда кирпичи-плинфу чередовали с камнем. В проезде перед пилонами сохранились еще и фрагменты прикладок, выполненных также в технике кладки XI в. Это – следы укрепительных конструкций, появившихся после деформации стен и сводов ворот, вероятно, после попыток их штурма. Но, на мой взгляд, все же лучше приобрести билет в кассе музея и обязательно попасть внутрь.
Ну, хотя бы ради того, чтобы, оказавшись между двумя древними руинами, ощутить дыхание древней истории. А пока что, если у вас хватит воображения и фантазии, – попытаться перенестись в то время, когда Золотые ворота были не только главным украшением мощнейшего фортификационного сооружения Киевской Руси, но и символом ее непоколебимой мощи, славы и красоты...
На первом этаже музея установлен большой экран, на котором воспроизведена история Золотых ворот современными мультимедийными средствами... Итак, попробуем и мы вернуться в прошлое...
Открытие музея Золотые ворота
Уникальность этого памятника, прежде всего в том, что от так называемой «домонгольской эпохи» эти ворота – единственные из бывших трех (были еще Лядские ворота в районе Майдана Незалежности и Львовские, или Жидовские, – на современной Львовской площади), оставшиеся в столичном городе. Согласно летописи монаха Нестора «Повести временных лет», Золотые ворота в Киеве появились во времена Ярослава Владимировича. На страницах летописи под 1037 годом читаем: «В год 6545 (1037) заложил Ярослав город – великий Киев, в этого же города ворота суть золотые. Заложил он также церковь святой Софии, премудрости Божьей, митрополию, а по сем церковь на Золотых воротах каменную, святой Богородицы Благовещения... По сем святого Георгия монастырь и святой Арины...»
Железная герца музея "Золотые ворота"
Сведения о главных воротах Киева дошли до нас и с другого знаменитого письменного источника – «Слова» святителя Илариона, первого митрополита (русина) Киевской Руси, в котором также упоминается об этом сооружении, в частности – о строительстве церкви Благовещения на Великих Киевских воротах. Итак, до сооружения и освящения Церкви Благовещения на главных воротах города они, видимо, назывались Великими. Но впоследствии за ними закрепилось окончательное название – Золотые.
Церковь Благовещения на Золотых воротах
Это были единственные городские ворота, над которыми была надстроена церковь.
Сделано это было с целью показать всем въезжающим в Киев, что это христианский град. Раньше церковь была богато украшена мозаикой и фресками, но до нас эти украшения не дожили, как и сама церковь, но если храм удалось воссоздать, то его внутреннее убранство навеки кануло в лету…
Кстати, именно с происхождением названия Золотые Ворота связано немало интересных легенд, хотя ни одна из них, по мнению ученых, не имела исторического основания.
Существовали предположения, будто название возникло оттого, что все путешественники, которые въезжали в Киев через главные ворота, должны были платить дань городу золотом... Или оттого, что створки ворот были сделаны из золота – это должно было подчеркивать величие и могущество Киевского Государства.
Но одной из наиболее достоверных версий происхождения названия ворот ученые считают тесные связи Киевской Руси с Византией, в частности, с ее столицей. И действительно, в Царьграде (Константинополе) были в ту пору одноименные здания: главный храм империи назывался «София Константинопольская», а главный триумфальный въезд в город – «Золотые ворота». Однако, утверждают ученые, внешне Киевские ворота не совсем походили на Константинопольские. Хотя бы потому, например, что наши ворота увенчивались церковью, освященной в честь Благовещения, с золотыми куполом и крестом. Кстати, этот храм – один из первых в Киеве, купол которого якобы был позолочен настоящим сусальным золотом.
А теперь про народные легенды о Золотых воротах...
Среди наиболее древних – предание про знаменитый меч-«Щербец», которое было записано польским хронистом Анонимом Галлом. В нем рассказывается о событиях конца XI или начала XII века, в частности о польском короле Болеславе І Храбром (или его правнуке Болеславе II), который как родственник со стороны жены помогал Изяславу Ярославичу вернуть киевский престол, отобранный его братом, – Святославом. Поэтому предание гласит, будто при въезде в город в знак победы король ударил своим мечом по Золотым воротам и повредил его, за что тот получил название «Щербец». Предполагают также, будто бы именно этим мечом позже посвящали в рыцари и венчали на царствование польских королей. Сейчас же он хранится в Краковском историческом музее.
Что касается самих створок Золотых ворот, то, по преданию, они были привезены еще отцом Ярослава Мудрого – князем Владимиром из Корсуня, где тот принимал крещение. А потом эти створки, на которых якобы остался след от удара королевского меча, были похищены Болеславом Храбрым и вывезены в Польшу, где он поместил их в кафедральном костеле в городе Гнезно.
По другой народной версии, медные створки главных киевских ворот забрал с собой в качестве трофея половецкий хан Боняк, едва не ворвавшийся в город через Золотые ворота.
Музейные колокола
Но наиболее распространенной является местная легенда «О Золотых воротах и киевском богатыре Михайлике», в которой рассказывается о событиях 1240 года. Как известно, этот год стал печальной датой не только в истории знаменитых киевских ворот, но и всего города. Тогда к Киеву приблизились войска хана Батыя и окружили его со всех сторон, пытаясь сломить сопротивление защитников города. Среди защитников был и восемнадцатилетний Михаил (Михалко, Михайлик), который лучше всех стрелял из лука. Однажды, гласит легенда, объезжая караульные посты, парень заметил, как на горе в Вышгороде сидит Батый и обедает. Он выпустил стрелу из лука с привязанной к ней запиской: смельчак советовал хану снять осаду с Киева. Стрела, угодившая Батыю в руку, очень разозлила хана. Он немедля послал в город гонцов с требованием выдать Михайлика. На вече же богатырь клялся, что разобьет вражеское войско, но напуганные киевляне не поверили своему любимцу и решили выдать его врагам. Узнав об этом, Михайлик попросил разрешения попрощаться с Киевом и обратился к горожанам с такой речью: «Киевляне-свет!
Плох ваш совет!
Если бы вы меня не отдали,
То пока мир стоит, татары бы Киев не взяли...»
Сказав эти слова, богатырь вонзил свое копье в Золотые ворота и пошел с ним из города. А хан Батый, узнав об этом, взял Киев, сжег город и уничтожил всех его жителей...
Эта народная легенда не только донесла до нашего времени те давние события, но и, вероятно, стала попыткой объяснить, как были разрушены легендарные Золотые ворота и куда делись их створки, обитые позолоченными листами.
Реконструкция древней одежды на выставке в музее
На протяжении двух веков Золотые ворота оставались одним из главных символов нашего города, залогом его неприступности, символом прочности обороны Киева. Недаром «порубить» Золотые ворота означало взять город штурмом, а это было под силу далеко не каждому врагу. Летописи приводят несколько попыток завоевателей взять Киев: «рубить Золотые ворота» приходил и половецкий князь Боняк в 1096 г., и его сын Севенч Бонякович в 1151-м. А еще Золотые ворота упоминаются во время наступления на Киев в 1161 г. Изяслава Давыдовича со своими союзниками, который спорил за киевский престол с Ростиславом Мстиславовичем. Но и на этот раз они оказались довольно прочными для нападающих. Остались недоступны Золотые ворота и для монголо-татарской орды в гибельный для Киева 1240 год. Осенью того года хан Батый вместе со своей ордой подошел к городу и, взяв его в осаду, несколько раз пытался штурмовать главную твердыню Киева. Поставив «пороки» – метательные орудия, враги день и ночь били по городским укреплениям и штурмовали ворота. Но ворвались в Киев монголо-татары через менее укрепленные Лядские ворота, после чего сожгли и разрушили весь город и, конечно же, Золотые ворота – символ его мощи и несокрушимости.
После монголо-татарского нашествия упоминания о Золотых воротах в Киеве надолго исчезают со страниц летописей. И только в конце XV в. сообщения о них снова появляются в официальных документах и записках путешественников. Они подтверждают, что Золотые ворота и дальше продолжали функционировать на одном из въездов в Киев, а именно – с южной его стороны. Возле них выставлялась «сторожа», содержание которой возлагалось на киевских жителей – они ежегодно должны были платить деньгами воеводе.
Воспоминание о тогдашнем виде Золотых ворот оставил в своем дневнике Эрик Лясота, в 1594 году ездивший через Киев по поручению германского императора Рудольфа II Габсбурга к запорожским казакам. «Кроме того, – записал императорский посланец, – можно было видеть развалины красивых ворот, которые и теперь еще служат воротами. Одни говорят, что назывались они Золотыми; по словам же других, их называли Железными воротами. Это было хорошее и величественное строение, как можно заключить из уцелевших остатков».
А через два года, в 1596 году, о них упоминал и Рейнольд Гейденштейн – дипломат, историк и доверенный секретарь королей Стефана и Сигизмунда III: «...Остались (в Киеве), однако, памятники предыдущего величия: стена вокруг города, а в нем ворота старинной архитектуры, все позолоченные и такие высокие, что две повозки, поставленные одна на другую, не достигают их вершины...», – записал путешественник.
А первым, кто изобразил Золотые ворота, был голландский художник Амбагам ван Вестерфельд, сопровождавший польско-литовское войско Януша Радзивилла во время его похода в Киев во времена национально-освободительной войны украинского народа с польской шляхтой. Находясь в Киеве в 1651 г., Вестерфельд сделал много зарисовок, которые зафиксировали самые интересные достопримечательности нашего города. Руины Золотых ворот на рисунках голландца изображены трижды. Невероятно, но несмотря на то, что выглядят они почти разрушенными, их величие остается вне сомнений...
Золотые ворота в Киеве. Рисунки ван Вестельфельда, 1651 г.
В середине XVII в. Золотые ворота были почти полностью разрушенными, но, вопреки всему, сохраняли свою символическую функцию – главного парадного въезда в Киев. Недаром в 1648 году именно у Золотых ворот толпы киевлян встречали героя национально-освободительной борьбы украинского народа Богдана Хмельницкого с войском после победы под Желтыми Водами. А в 1654 году жители Киева и духовенство приветствовали здесь посольство русского царя во главе с боярином Василием Бутурлиным по случаю присоединения Украины к России. Эту функцию полуразрушенные ворота сохраняли за собой почти до XVIII века, как вдруг величественное сооружение исчезло бесследно.
Золотые ворота на старых фотографиях
Известно, что в средние 50-х годов XVIII в. состояние Золотых ворот было признано весьма критическим, следовательно встал вопрос об их ремонте. Для осмотра сооружения и выводов о мерах по его сохранению был назначен инженер-подполковник Д. Дебоскет. Однако вместо таких мер Дебоскет направил «мемориал» в сенат, в котором обосновал необходимость строительства новых ворот вблизи старых. А старые предлагалось частично разобрать и спрятать в земляном валу. Итак, в 1755 году руины Золотых ворот были засыпаны землей, а рядом построили новые одноименные ворота, которые просуществовали до 1799 года.
Вновь киевляне увидели этот памятник Киевской Руси только в 30-х г. XIX в. За это время исчезли даже упоминания о точном месте его расположения, поэтому отыскивать Золотые ворота пришлось археологам. Вызваны эти исследования были новым проектом застройки и расширения Киева, для чего городские власти приняли решение: снести часть вала «города Ярослава». В 1832–33 гг. киевский археолог-любитель Кондрат Лохвицкий взялся за свой счет найти Золотые ворота и приступил к работам. И, наконец, открыл руины Золотых ворот. Они уже не имели ни свода, ни остатков надвратной церкви, о чем говорилось в документах Дебоскета. Золотые ворота пробыли под землей около 80 лет, поэтому вместе с ними была частично погребена их славная история, восстановить которую почти невозможно...
Интересно, что в середине ХIХ в. в Российской империи возник нешуточный интерес к памятникам Киевской Руси, а открытие Лохвицким Золотых ворот, построенных еще во времена Ярослава Мудрого, вызвало определенный энтузиазм у любителей отечественной старины и истории. Поэтому вскоре после торжественного открытия Золотых ворот, которое состоялось 25 июня 1834 года, начались массовые собрания средств на другие археологические раскопки. Даже удалось привлечь к финансированию исследований и сохранению древних памятников определенные правительственные структуры. Однако государственные суммы были слишком скудными, чтобы поддерживать эти сооружения в надлежащем состоянии. Не обошла эта проблема и Золотые ворота, остатки которых слишком быстро начали разрушаться. Тогда К. Лохвицкий обратился к «Комитету по раскрытию и сохранению киевских древностей» с просьбой как можно быстрее покрыть Золотые ворота известью и укрепить дерном. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение стен ворот, их связали железными затяжками с кольцом, а у восточной стены построили контрфорсы, сохранившиеся до наших дней.
С тех пор руины Золотых ворот, что стояли на людном месте и были овеяны легендами и преданиями, стали одним из самых популярных памятников киевской старины. А об их исторической значимости заговорили на высшем уровне. Подтверждением тому является история с надписью, которая должна была отразить историческую ценность этой достопримечательности. Первый вариант текста мемориальной плиты был предложен К. Лохвицким, но его отклонил тогдашний председатель строительного комитета Киева барон Фитинг. Он предложил следующую надпись: «По воле царя императора Николая I, открытые с вала в 1832 году, остаток Золотых ворот, построенные за князя Ярослава И. примерно 1073 после Р.Х.»
По описанию очевидцев, памятная доска была достаточно хорошая: это была отполированная шиферная плита в бронзовой рамке, которую К. Лохвицкий взял из раскопок Ирининской церкви, с вырезанными на ней позолоченными буквами. Но текст был таким, что не отвечал исторической достоверности. Именно с такой критикой выступили некоторые знатоки древней истории и сам Лохвицкий, который больно воспринял отказ от его варианта надписи. Благодаря ходатайству археолога на доске был исправлен год: 1073 на 1037, а впоследствии сделана дописка: «Открыл Золотые ворота 5 класса Лохвицкий в Киеве 9 сентября 1832 года».
Тогда же, в 1834 году, появилась и первая публикация, посвященная Золотым воротам. Это была небольшая книжка под названием «Златыя врата Ярослава, сооруженные в начале XI с. и открытые из земли в 1832 году с точным видом и историческим описанием оных Н. Самойловым». Эта книжечка была издана в Московской типографии. С тех пор судьба Золотых ворот и их сохранение довольно живо интересовали киевскую общественность на протяжении XIX и ХХ вв. А многочисленные путешественники и паломники, посещавшие киевские святыни, непременно приходили посмотреть на эти исторические руины. Немаловажную роль в распространении популярности Золотых ворот сыграли многочисленные фотографии и изображения этого памятника, которые активно начали появляться в продаже в конце ХIХ в. Обычно это были почтовые открытки с изображениями древних памятников и святынь Киева, среди которых непременно были и живописные руины Золотых ворот.
Шло время, но руины Золотых ворот не давали покоя ученым. С 1910 года ими начало заниматься только что организованное «Киевское общество охраны памятников старины и искусства». Правда, сначала это были, преимущественно, дискуссии и обсуждения проектов относительно надежного и длительного сохранения руин. Наконец в 1912 году было проведено исследование остатков ворот и даже благоустроено место вокруг них. Последующие попытки исследовать этот старинный фортификационный памятник относятся уже к послереволюционному периоду. Впервые советские археологи работали здесь в 1927 г. под руководством В. Ляскоронского. Средства на эти исследования выделил археологический комитет, который был основан при Всеукраинской Академии Наук (ВУАН). Следующий этап археологического исследования Золотых ворот относится к 1948 году, когда работы проводили работники Института археологии АН УССР В. Богусевич и Е. Корж. Но самое обстоятельное исследование было осуществлено уже в 1961 году доктором архитектуры Ю. Асеевым, который работал вместе со студентами Киевского художественного института.
Золотые ворота в 1970-х гг.
Чтобы хоть как-то уберечь Золотые ворота от естественного разрушения, в 1970 г. было принято решение возвести над историческими остатками защитный павильон и назначены очередные исследования, продолжавшиеся в течение 1971–1973 гг. В то же время для изучения состояния этого исторического памятника создали специальную комиссию и авторскую группу, которая должна была разработать вариант реконструкции Золотых ворот. В нее вошли ведущие отечественные ученые: М. Холостенко, С. Высоцкий, Е. Лопушинская и другие. Впрочем, послевоенные исследования хотя и давали обстоятельные данные о размерах, структуре и построении этого сооружения, но были совершенно не убедительны относительно его внешнего вида.
После тщательного архитектурного и археологического изучения остатков Золотых ворот ученые смогли более точно определить древний уровень проезда, вычислить первоначальные высоты арок, уточнить размеры и конструкцию валов и воротной башни, место и план надвратного храма. Эти данные дали основания создать проект защитного павильона, который достаточно точно воспроизводил вид древних Золотых ворот.
После реконструкции
С одной стороны, ворота должны были оказаться в специальном футляре, который бы защищал их от дальнейшего разрушения, но при этом их должны были видеть все желающие. Исследователи разработали несколько проектов реконструкции Золотых ворот, среди всех вариантов первенство отдали проекту Е. Лопушинской – его представили на рассмотрение комиссии в 1975 г.
В октябре 1977 г. вышло постановление Совета Министров УССР «О праздновании 1500-летия Киева», одним из пунктов которого предусматривалось восстановление Золотых ворот как достопримечательности Киева. В апреле 1982 года строительные работы были завершены, а в мае, во время празднования 1500-летия Киева, состоялось торжественное открытие обновленной древнерусской святыни.
23 января 1983 года памятник передали Национальному заповеднику «София Киевская». Также Киевские Великие ворота входят в состав Списка Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
С тех пор прошло уже более четверти века. Возрожденная древняя достопримечательность стала эксклюзивной изюминкой современного Киева. А несколько лет назад, после планового ремонта павильона, в нем был открыт исторический музей «Золотые ворота», который пополнил перечень наиболее интересных музеев столицы.
Этот исторический памятник органично вписался в окружающий ландшафт, создав неповторимый архитектурный ансамбль с построенными позже сооружениями и тем самым сделал этот уголок города более выразительным и самобытным. Рядом находится небольшой, но очень уютный Золотоворотский сквер, который дополнил памятник Ярославу Мудрому, «скопированный» с миниатюрной копии работы выдающегося скульптора, кинорежиссера и драматурга Ивана Кавалеридзе. Еще одним украшением сквера является старинный чугунный фонтан, установленный в 1899 году, вокруг которого расположилась летняя площадка ресторана...
Около Золотых Ворот стоит бронзовый кот — памятник жившему в ресторане напротив серому "персу" Пантелеймону, местному любимчику. Пантюша никого не мог оставить равнодушным, ведь он никогда не успокаивался, пока лично не убеждался в том, что гостям ресторана удобно и они ни в чём не нуждаются. К сожалению, как говорят, лучшие из нас уходят рано…
Кот Пантелеймон трагически погиб во время пожара в здании, а через некоторое время друзья ресторана установили напротив входа бронзовую статую кота, рядом с которым сидела птичка. Только вандалы, а они, к сожалению, ещё встречаются в городе, птичку несколько раз спиливали, после чего было решено оставить уже всё как есть и кот остался стоять в гордом одиночестве…
Туристы, проходящие мимо, всегда останавливаются, чтобы сфотографироваться, поэтому уши и хвост Пантюши отполированы до золотого блеска..
Открою еще один секрет. Чтобы получить наиболее полную палитру впечатлений от этого места, советую непременно подняться на возвышение Золотых ворот – на самую высокую площадку у входа в церковь Благовещения. С этого места открывается невероятно захватывающий вид на историческую часть Киева.
Фото, сделанное здесь на память, станет лучшим подарком от Золотые Ворот – современного памятника с очень древней историей...