Мы можем различить высоту звука — да, но все это будет звук ЛЯ. Когда-то звук ля и считался началом октавы, но сейчас предпочтение отдано звуку ДО. Но это формальное главенство, ибо ЭТАЛОННОЙ нотой остался звук ля первой октавы, частота которого на всех инструментах должна быть равна 440 Гц. А первой октавой музыканты договорились считать самую ходовую на клавиатуре фортепияно. Вправо идут 2, 3, 4 и кусочек пятой, а влево — малая, большая, контроктава и часть субконтроктавы.
Из музыкального форума.Ребята рассуждают о нарушении гармонии в связи с заменой частоты ноты ля с 435 на 440Гц.И это им мешает!!!!Куда меня только не заносит по ходу своих путей:))
Итак:
"Здесь придется сделать лирическое отступление.
http://www.musicforums.ru/theory_arc/1123593425.html
В смысле, представить как бы "левую" теорию музыки.
Обычно теоретики находятся под гипнозом обертоновой
структуры тонального звука, и соответствующего "натурального
ряда" частот f, 2f, 3f, 4f, 5f, 6f, 7f, ...
Все это красиво и отчасти правильно, но по сути более похоже на
патологоанатомическое вскрытие, чем на хирургическую операцию.
Потому что единственное измерение, в котором живет звук - это
время, а в обертоновой теории его просто нет. Есть только
статичный набор попарных гармоник, выдернутый из ряда Фурье.
Мы же (пытаясь свести с небес на землю понятие "гармония сфер")
просто принимаем, что каждая равная доля такта ("удар","beat")
должна содержать целое число циклов всех используемых
основных музыкальных тонов. (И уже неважно, как там ихние
обертоны переплетаются!)
Во-первых, при этом из гармонии "сам собой" возникает некий
темп-ритм. Скажем, соответствующий набор частот порядка 100-200 Hz
порождает частоты порядка 1 Hz, а это уже область темпа и ритма.
Во-вторых, формально это означает, что частоты используемых
звуков должны принадлежать - с точностью до ОБЩЕГО масштабирующего
множителя - последовательности целых чисел. Причем не очень больших
чисел, примерно не более 100 (взять их побольше - все равно разницы
не ощутить.)
И раз уж так размечен наш гитарный гриф, должна эта последовательность
целых чисел приближать равномерно-темперированный ряд.
Прямой перебор всех возможностей на компьютере показал,
что неплохим вариантом (погрешность менее 2%) является
ряд чисел
36 38 40 42 45 48 51 54 57 60 64 68
Соответствующий "Just Tuning" имеет вид
1/1 19/18 10/9 7/6 5/4 4/3 17/12 3/2 19/12 5/3 16/9 17/9
В полном варианте этот целочисленный ряд выглядит как
- - - - - - - - - - 1 -
- - - - - - - - - - 2 -
- - - - - 3 - - - - 4 -
- - 5 - - 6 - - - - 8 -
9 - 10 - - 12 - - - 15 16 17
18 19 20 21 - 24 - 27 - 30 32 34
36 38 40 42 45 48 51 54 57 60 64 68
72 76 80 84 90 96 102 108 114 120 128 136
...
(т.е., все последующие строки получаются удвоением предыдущих)
Кстати, начиная с "24", невооруженным глазом виден стандартный
диатонический мажорный звукоряд 24:27:30:32:36:40:45:48
Если хроматический ряд начинать с "36", то малая терция
получается низковата, а поэтому можно начинать даже с "30":
30 32 34 36 38 40 42 45 48 51 54 57
чему отвечает "Just Tuning" вида
1/1 16/15 17/15 6/5 19/15 4/3 7/5 3/2 8/5 5/3 9/5 19/10
------------------------------------------------
---------
Теперь если прикинуть, какие темпы согласуются с использованием
частот, пропорциональных отрезкам вышеуказанного ряда (начиная
с члена, равного 30), то получаем, при F(a1) = 440 Hz, примерно
46, 49, 52, 55, 58, 61, 65, 69, 73, 77, 82, 87, 92, 98, 104,
110, 116, 123, 131, 139, ...
(формулки, мы опускаем, чтоб не травмировать народ окончательно.)
Как и следовало ожидать, числа эти также пытаются приближать
хроматический равномерно темперированный звукоряд. Делают они
это, однако, далеко не лучшим образом (ведь наилучший вариант
указан выше!). Но оказывается, если "подвинуть" 440Hz на 435Hz,
и построить хроматическую гамму от 435 Hz, то "согласованные"
темпы в точности попадают в "наилучшую" целочисленную имитацию
равномерно-темперированного ряда:
..., 45, 48, 51, 54, 57, 60, 64, 68, 72, 76, 80, 84, 90, 96, 102,
108, 114, 120, 128, 136, ...
----------------------------------------------
-----------
Вывод примерно таков. Есть по крайней мере два направления
в теории музыки:
(а) теория для настройщиков инструментов, где нелишни многозначные
числа и громоздкие дроби;
(б) теория для пользователей инструментов, где точности в 0.3%
(а то и грубее), всегда хватает.
Есть подозрение, что все, услышанное ушами, в мозгах все равно
прилаживается к довольно грубым целочисленным решеткам. А всякие
эстетические неудовольствия возникают, когда услышанное уже
"ни в какие ворота не лезет".
------------------------------------------------
----------
А это уже "практические" рекомендации, проверить которые
я толком не в состоянии (не буду ж я утверждать, что слышу
лучше всех:)
(а) Если, скажем, midi-файл "не колбасит" при прослушивании,
надо (убедившись в том что да, F(a_1)=440 Hz) установить
BPM из списка 46, 49, 52, 55, 58, 61, 65, ...
(б) Если не помогает, перестроить все ноты в на интервал 435/440
вниз и выбрать подходящий темп в ВРМ из второго списка
45, 48, 51, 54, 57, 60, 64,...
КОРОЧЕ, МИРОВОЙ ЗАГОВОР ПРОТИВ ВСЕЛЕНСКОЙ ГАРМОНИИ - В ТОМ,
ЧТО ВЗЯТЫЕ С ПОТОЛКА 120 ВРМ И 440 ГЦ ПОДАЮТСЯ КАК НЕЧТО
(а) НЕЗАВИСИМОЕ ДРУГ ОТ ДРУГА И
(б) СТАНДАРТНОЕ, ТИПА ДАННОЕ СВЫШЕ.
Тогда как числа эти должны быть взаимосвязаны.
И выходит, что 120 ВРМ и 440 гц друг с другом "не рифмуются".
120 ВРМ и 440 гц - это разрозненные части двух
различных систем звуков.