Jealousy tango /история шлягера/ |
Anne Akiko Meyers
|
Как сообщает зарубежная музыкальная статистика, в 1970-х годах среди всех музыкальных произведений по количеству публичных исполнений на первом месте в мире была песня "Yesterday" группы "Битлз", а на втором месте - танго "Ревность" (Jealousy tango),.
За прошедшие десятилетия эта мелодия несколько подзабылась, поэтому не грех напомнить, как, когда и благодаря кому появилось данное музыкальное произведение.
Танго "Ревность" было написано в 1925 году, а его автором является датский композитор Якоб GadeГаде (Jacob). и предназначалась эта мелодия в качестве саундтрэка (музыкального сопровождения) для американского фильма "Дон Ку, сын Зорро", являющегося продолжением фильма "Знак Зорро", о приключениях благородного разбойника Зорро в чёрном плаще и в чёрной маске, который считается чем-то вроде мексиканского аналога Робин Гуда.
У людей во всех странах укоренился уже стереотип - где латиноамериканцы, там кипят любовные страсти, и ревность среди этих страстей - далеко не самая последняя. Поэтому танго "Ревность" (Jealousy) пришлось очень кстати к фильму про Мексику времён испанского колониального владычества.
Почему продюсеры из США заказали музыку датчанину, а не американцу? Потому что Якоб Гаде (Jacob Gade) с 1919 по 1921 год работал в Нью-Йорке дирижёром оркестра, игравшего в кинотеатрах, и был широко известен в тогдашних киношных кругах.
Фильмы в ту пору были немые, без звука, и чтобы зрители не сидели во время показа в полной тишине, всё время, пока шёл фильм, играли музыку. Сначала это был просто пианист ("тапёр"), а затем в продвинутых кинотеатрах стали играть целые оркестры.
Первое публичное исполнение танго "Ревность" (Jealousy) состоялось в понедельник, 14 сентября 1925 года, на премьере фильма "Дон Ку, сын Зорро" в столице Дании Копенгагене. Оркестром во время показа немого фильма дирижировал сам автор музыки - Якоб Гаде.
Что любопытно, композитор сочинил ноты этого танго после того, как прочитал в газете заметку, что муж-цыган убил жену из ревности, отсюда и первоначальное название мелодии - "Ревность, цыганское танго" (по-датски - "Jalousie, Tango Tzigane"), однако затем, чтобы всё-таки приспособить музыку к требованиям заказчика, композитор убрал из названия упоминание о цыганах, и перевёл его на английский, в результате чего и появилось "Jealousy tango", или просто "Jealousy".
Кстати, у слова "jealousy" (произносится как "джэлази") есть в английском языке и второе значение, кроме "ревности" - "зависть". В общем-то, логично - ревность, по сути, и есть чувство зависти к тому, кого реально или мнимо любит объект Вашей собственной любви.
Однако вернёмся к музыке - написанное хладнокровным и уравновешенным датчанином танго "Ревность" стало настоящим олицетворением латиноамериканских любовных страстей, и скоро затмило своей славой сам фильм, ради которого оно и было написано.
Танго "Ревность", как уже говорилось, стало второй по популярности мелодией в мире, и буквально озолотило своего создателя, Якоба Гаде. На гонорары за исполнение этой музыки он даже создал специальный фонд для помощи молодым талантливым музыкантам.
Впоследствии для танго "Ревность" стали придумывать тексты, одну из таких песен исполнял знаменитый итальянский поющий актёр Адриано Челентано, но всё же танго - это музыка сугубо инструментальная, и какие бы ни были замечательные стихи, без слов, как чистая музыка, оно звучит намного лучше.
Постепенно интерес к этой мелодии стал ослабевать, но в начале XXI столетия вновь возродился, и теперь танго "Ревность" (Jealousy) стали искать и скачивать в интернете в оцифрованном формате mp3.
Кстати, танго "Ревность" прозвучало не только в фильме про сына Зорро. В российской комедии 1990-х годов "Ширли-Мырли" есть фрагмент, когда звучит эта музыка - когда дирижёр Иннокентий Шниперсон приревновал своего двойника и брата-близнеца Василия Кроликова к своей невесте, и собирается выяснять с ним отношения.
Ревность - чувство, конечно, не очень хорошее, и в любви сильно мешающее, но одноимённое танго с музыкальной точки зрения просто безупречно, поэтому рекомендуем послушать.
Placido Domingo
|
Stephan Grappelli y Yehudi Menuhin
|
Vladimir Samsonov
|
Veronika Shabashova
|
Вивальди-оркестр |
Katica Illenyi |
Juliana Polyanskaya
|
Adriano Celentano
|
Филипп Киркоров
|
Ning Kam and the Danish Chamber Players
|
Если вспоминать стереотипы, сложившиеся о разных народах мира, репутация у датчан почти такая же, как у эстонцев - про них обычно думают, что это люди такие флегматичные, медлительные, абсолютно спокойные, и человеческие страсти им совершенно чужды. Однако композитор-датчанин Якоб Гаде (Jacob Gade) этот стереотип своей динамичной и страстной музыкой полностью опроверг.
Якоб Гаде (Jacob Gade) родился 29 ноября 1879 года в городе Вайле, в центральной части Дании, в семье музыкантов. Его полное имя - Якоб Туне Хансен Гаде (Jacob Thune Hansen Gade). Нередко возникают трудности в произношении и написании его имени и фамилии - встречаются такие варианты, как Яков Гаде, Якоб Гадэ и англизированный вариант Джейкоб Гейд, хотя правильно - Якоб Гаде, с ударением на первый слог.
Якоб Гаде научился играть на музыкальных инструментах уже в раннем детстве, а в возрасте 9 лет даже выступал в качестве трубача в составе нескольких оркестров. В 12-летнем возрасте он переключился на скрипку.
Сочинять собственную музыку Якоб Гаде начал в подростковом возрасте, и поначалу это были вальсы, польки и кантри. А затем его жизнь круто переменилась.
В 16 лет молодой музыкант решил пуститься в самостоятельное плавание, и уехал на заработки в столицу Дании - Копенгаген.
Первые два года он развлекал игрой на скрипке полупьяную публику в разных мелких кафе и забегаловках, денег едва хватало на кормёжку, а про жильё можно было даже не мечтать - Якобу Гаде доводилось спать где придётся, нередко даже просто на полу под лестницей в подъезде какого-нибудь дома. По современной российской терминологии, он был в то время натуральный бомж.
Однако в 18 лет Якобу Гаде крупно повезло - его пригласили играть на скрипке в оперетте в ночном развлекательном центре «Frederiksberg». Откуда про него там узнали - история умалчивает. Возможно, кто-то из посетителей кафе, где он играл на скрипке, заметил, что парень играет замечательно, и рассказал про него кому-то из знакомых, тот ещё кому-то, а этот кто-то - кому-то ещё, уже из числа руководителей «Фредериксберга», и таким вот образом датское «сарафанное радио» в итоге и помогло молодому таланту.
В конце XIX века ночные заведения в Дании очень резко отличались от современных ночных клубов - никаких там «кислотных диджеев», никакой укуренной публики, всё чинно и благородно. И помимо всего прочего, там платили уже совершенно другие деньги по сравнению с кафешками для пролетариев.
Наконец-то Якоб Гаде смог получать более-менее приличную оплату за свой труд.
В 1903 году Якоб Гаде создал свой собственный оркестр, и дирижировал уже не только в ночных опереттах, но и в элитарных отелях перед важными заграничными гостями.
Формального музыкального образования у Якоба Гаде не было, и в 1909 году, в 30-летнем возрасте, он попытался поступить в Королевскую консерваторию датской музыки, однако его не приняли, мотивировав это тем, что он слишком стар, чтобы учиться.
С 1914 года оркестр Якоба Гаде стал играть на сеансах немого кино, и эта музыка была единственным звуковым сопровождением тогдашних фильмов. Параллельно композитор пишет вальсы, которые даже стали известны за границей, и Якоб Гаде получает прозвище «Датский король вальса».
В 1919 году Якоб Гаде уезжает работать в США, где сначала дирижирует оркестрами во время показов немого кино, а затем его приглашают играть в филармоническом оркестре Нью-Йорка.
В 1921 году Якоб Гаде (Jacob Gade) вернулся в Данию, и стал дирижировать в копенгагенском кинотеатре «Palads». В 1929 году появилось звуковое кино, и оркестры при кинотеатрах стали не нужны. Множество профессиональных музыкантов оказались безработными, но для Якоба Гаде эти перемены оказались безболезненными.
Ещё в середине 1920-х годов он стал писать танго, и хотя эта латиноамериканская музыка входила в диссонанс с датским национальным темпераментом, у Якоба Гаде неплохо получалось.
Звёздный час Якоба Гаде настал в 1925 году, когда он написал «Цыганское танго ревность» (Jalousie, Tango Tzigane), переименованное затем просто в «Ревность» (по-английски - «Jealousy»). Это танго было написано для звукового сопровождения американского фильма «Don Q. Son of Zorro», но затем оно стало расходиться по всему миру с сумасшедшей скоростью, без привязки к фильму.
Датчанин-флегматик смог передать в этой мелодии поистине южную страсть, и не случайно, что танго «Ревность» до сих пор слушают во всех странах мира, хотя другие танго и вальсы Якоба Гаде уже давно и прочно позабыты.
Гонорары, получаемые за исполнение танго «Ревность», позволили Якобу Гаде как бы уйти на пенсию - он купил домик в деревне, где и поселился вместе с женой, продолжая время от времени сочинять музыку, которая, однако, не имела уже такого успеха, как «Jealousy».
В 1956 году композитор основал «Фонд Якоба Гаде», для финансовой поддержки молодых талантливых музыкантов. Престарелый композитор не забыл, как в юности ему пришлось бомжевать и пробавляться случайными заработками, и не хотел, чтобы молодые датские таланты испытывали такую же нужду.
Якоб Гаде умер 20 февраля 1963 года, в возрасте 84 лет. Его Фонд действует и поныне, выплачивая стипендии одарённым музыкантам. Но главная память о композиторе - это его несравненное танго «Ревность», ставшее самым популярным танго XX века.
Рубрики: | Суперхит XX века Видео/Фото/Фильмы/Концерты. Старый, добрый шлягер |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |