-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Леонид_Позин

 -Интересы

гидродинамика иврит изучение иностранных языков искусство перевода корневые словари музыка на аккордеоне размышления о жизни реакторы родословная тепло-массообмен химическая аппаратура

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2008
Записей: 2070
Комментариев: 388
Написано: 2593


11 Окончание института

Вторник, 27 Мая 2008 г. 07:23 + в цитатник

1958-1959 гг.

Я уже учился на 4-м курсе. Начались специальные предметы, которые преподавали профессора Аксельрод Лев Самойлович и Усюкин Иван Петрович.

Из воспоминаний Л. Шувалова (конец 60-х - начало 70-х), см.
http://www.groupmixm.narod.ru/memory60-x.htm :

"Зав. кафедрой был профессор Усюкин Иван Петрович, автор цикла разделения воздуха низкого давления, естественно такой малоизвестный ученый как П.Л. Капица - не в счет. Основным предметом его немногочисленных лекций было текущее состояние его здоровья и самочувствия, а также воспоминания о поездках за границу (тогда это было еще большой редкостью). Но дед был очень приятный, и все его вспоминают с большой теплотой."

Процитированные воспоминания полностью соответствуют тому, что я помню. Следует заметить, что сдача экзаменов по специальным предметам не представляла никаких трудностей, т.к. на экзаменах можно было пользоваться учебниками и конспектами лекций.

Позже я часто встречался с Л.С. Аксельродом, а его дочка Шубина Ольга Львовна работала во ВНИИОСе в моем секторе и была моей аспиранткой.



Злата Цоир и ее дети Раиса и Леонид, январь 1958 г., Могилев

На зимние каникулы я поехал в Могилев. Мать пригласила меня в драмтеатр, где она успешно работала, на встречу Нового года. Был банкет, капустник и танцы. Было очень весело. На танцах на меня положила глаз одна симпатичная женщина примерно 30 лет - костюмерша театра. Во время танцев она прижималась ко мне, как только могла, и пригласила меня к себе домой. Моя мама, хотя и сама была не без греха (как-то я уличил ее, когда у нее был любовник, мы потом замяли это дело) следила за мной и утащила меня домой. Чего она боялась, я не знаю. Но перечить ей было бесполезно, она была очень властная женщина, и жить с ней под одной крышей было очень трудно при моем независимом характере.

Учеба в институте шла своим чередом. Жизнь в 8-м корпусе студенческого городка «Сокол» мало чем отличалась по сравнению с жизнью в 4-м корпусе. Там жили не только студенты МИХМа, но и студенты из других ВУЗов. Отношения к новичкам иногда были даже враждебными. Помню, как когда-то на танцах меня специально сильно толкнули, так что я был вынужден задеть соседнюю пару. И тут пошло-поехало, меня вытащили на кухню и замахали утюгом. Я понял, что не стоит связываться, и тихо ретировался. После этого на танцах я был очень осторожен.



Леонид Позин, февраль 1958 г., общежитие «Сокол», Москва

В мае 1958 г. студенты моей группы были отправлены на практику на разные предприятия. Я попал на Тульский металлургический завод, там мы проходили практику на кислородной станции. Нам предложили подзаработать, и я согласился. Мы надели рабочие робы и респираторы и занимались снятием старой теплоизоляции из стекловаты. Работа очень вредная и неприятная. Жили в заводском общежитии очень дружно.


Леонид Тительман, Владимир Клавдиенко и Леонид Позин, май 1958 г., Тула


Владимир Клавдиенко, Леонид Позин и Костя Трушкин, май 1958 г., Тула


Костя Трушкин, Владимир Клавдиенко и Леонид Позин, май 1958 г., Тула

Закончил успешно 4-й курс и на летние каникулы съездил в Могилев. К этому времени мои родители, наконец, получили однокомнатную квартиру на ул. Первомайская. Это был новый дом рядом с домом мясокомбината и очень близко от парка Горького. Я хорошо отдыхал, много времени проводил на пляже, встречался со знакомыми.

Начался 5-й курс, пришлось работать над курсовым и дипломным проектами. Все шло своим чередом. Надо было выбрать место для очередной производственной практики, и я попросил направить меня в Свердловск на Кислородную станцию, имея в виду последующее трудоустройство. Со мной согласились, и я поехал в Свердловск. Там жила какая-то дальняя родственница моей мамы. Она приютила меня в своей комнате. Очень интересная женщина, она рассказывала, что была личным секретарем Троцкого. Как ее звали, я не помню. В соседней комнате жил известный в то время раввин. Я часто к нему заходил, он рассказывал много интересного, и вообще был очень образованным человеком. Если я не ошибаюсь, он потом был раввином в Москве. У него была масса книг, в том числе Еврейская энциклопедия на русском языке. Там рассказывалось о жизни евреев в разных странах мира. Интересно, что евреи настолько ассимилировались, что внешне не возможно было отличить их от лиц коренной национальности. Так китайские евреи имели раскосые глаза, и были очень похожи на студентов, с которыми я учился в институте.
Кислородная станция находилась очень далеко от дома, в котором я проживал. Нужно было долго ехать на трамвае, двери которого не закрывались. Стояли лютые морозы, а я был в хилом пальтишке и отморозил свои гениталии. Пошел в поликлинику, и там мне быстро помогли поправиться.

Когда наступила весна 1959 г. всех студентов мужского пола, которые обучались на военной кафедре, отправили в лагеря в Тамбовской области, где была база военного училища войск химической защиты.
Жили в палатках, ранний подъем и ранний отбой, солдатское питание, обмундирование и все прочее. Меня почему-то назначили вестовым к лейтенанту, который командовал нашим взводом. Это было явной ошибкой, потому что он жил в километре от лагеря, а я должен был по тревоге бежать к нему домой. Но я так и продолжал бегать.

Были всякого рода марш-броски с полной амуницией, а иногда и в противогазах. Я со своим хилым здоровьем никак не являлся украшением взвода, и влачился где-то в конце. Были теоретические занятия, а также практические занятия с техникой химической защиты: дегазаторы, дезактиваторы и т.п. Всякого рода стрельбы из автомата и из пистолета. Под жестким присмотром нашего лейтенанта я все же умудрился выполнить нормативы. Выдавали махорку, и так как тогда я не курил, все рвались обменять ее на сахар. Ребята устраивали всяческие приколы. Например, один наш курсант постоянно носил очки. И как-то наш лейтенант спрашивает, ты видишь там два дуба. А он отвечает, так точно, я вижу три дуба. Лейтенант ему говорит, там же два дуба и наш полковник. Студент отвечает, ну я же говорю три дуба. Тут уж и наш лейтенант рассмеялся. В конце концов, мы с успехом завершили наши учения, приняли присягу и нам всем присвоили звание младшего лейтенанта.



По окончанию лагерей вернулись в институт. Успешно защитил дипломную работу. Получил диплом и ждал распределения на работу.



Выписка из зачетной ведомости Леонида Позина.

Наконец пришло время распределения. В соответствии со своими оценками я шел вторым по списку. Всех москвичей оставляли в Москве. Из имеющегося списка заявок я выбрал ВНИИ газовой промышленности, который находился в Царицыно (в Подмосковье). На комиссии я изложил свое желание, и представитель ВНИИГАЗа, ознакомившись с моими данными, согласился принять меня на работу.

На этом мои связи с институтом оборвались, и я поехал в Могилев.



Леонид Позин (выпускник МИХМа), июнь 1959, Могилев



Леонид Позин, июнь 1959, Могилев



Леонид Позин с отцом, июнь 1959 г., Могилев



Леонид Позин с отцом, июнь 1959 г., Могилев

Мать достала мне путевку на турбазу «Нарочь» на озере Нарочь, и я прекрасно там отдыхал. Туристы совершали пятидневный поход вокруг озера, купались, загорали, устраивали костры, шутили и развлекались, кто как может.



Леонид Позин (в центре), июль 1959 г., турбаза «Нарочь»



Леонид Позин (слева), июль 1959 г., турбаза «Нарочь»
Перейти к оглавлению

Рубрики:  Мемуары

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку