-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Леонид_Позин

 -Интересы

гидродинамика иврит изучение иностранных языков искусство перевода корневые словари музыка на аккордеоне размышления о жизни реакторы родословная тепло-массообмен химическая аппаратура

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2008
Записей: 2070
Комментариев: 388
Написано: 2593


06 Отрочество

Среда, 30 Апреля 2008 г. 08:51 + в цитатник

1950-1952 гг.

В 1950 г. успешно закончил 6-й класс. Я помню, что в школе существовал хор, и меня тоже в него взяли. Оказалось, что у меня есть неплохой голос и хороший слух. Руководил хором завуч школы по фамилии Макарени, который, по-моему, хорошо понимал и любил это дело. По существу, он был первым, кто пробудил у меня интерес к музыке. Родители купили мне губную гармошку, и я вскоре освоил ее и выучил на слух несколько песен. Я убедился, что могу играть на слух без ошибок.
Во время каникул к нам в гости приехала бабушка Двэйра Рохлина, мать Златы (мамы Лени и Раи). Мы были очень рады ее приезду. По существу это было новое знакомство, особенно для моей сестры Раи, да и я фактически не помнил ее. Она привезла нам всякие подарки, и вообще была очень добрым человеком. Она приехала из Москвы, где жила с ее старшей дочкой Гитой Цоир (сестрой мамы) и там воспитывала внуков Юру и Витю Голант (двоюродные браться Лени и Раи). В это время мы жили на ул. Менжинского. Мама по поручению бабушки купила живую курицу, бабушка дала мне 1 рубль и велела пойти к резнику и зарезать ее. Я не знал, кто это, и никто из моих приятелей не знал. Да и взрослые соседи евреи на нашей улице, которые хотя и знали кто такой резник, но не знали, где его найти. Тут мне пришлось совершить большой грех, и воспользоваться услугами нашего детского верховода, который сказал - давай рубль и я сделаю «секир башка». Так и порешили. Но бабушка Двэйра ничего не заметила.


Злата Цоир, Раиса и Леонид Позины и Двэйра Рохлина, Могилев, 1950


В июле 1950 родители отправили меня на две смены в пионерский лагерь, который располагался в селе Щеглицы возле деревни Княжицы, сравнительно недалеко от города. Рядом были прекрасные хвойные леса. Мне казалось, что нас прекрасно кормили и развлекали, как могли. Были всевозможные кружки: рисования, рукоделия, игры и т.п. Неоднократно устраивались прогулки в лес и в другие интересные места. Разводились костры, организовывались вечера песни. Конечно, условия были не ахти какие, но никто этого не замечал. Лагерь занимал здание школы. Поэтому, например, в спальне мальчиков было человек 30. Я помню, что решил прогуляться в Княжицы (это было не очень далеко) и навестить там своих дальних родственников Берту и Ефима Агрест (внуков Фейги Цоир - сестры Менделя Цоир - моего дедушки). Потом мы часто встречались с Фимой в окрестностях лагеря. У нас было очень много общего в оценке окружающей нас действительности. Я вернулся из лагеря хорошо отдохнувшим, поправившимся и полным новых впечатлений.


Леонид Позин (7-й справа в верхнем ряду), пионерский лагерь Щеглицы, под Могилевом, 1950


Леонид и Раиса Позины, Могилев, зима 1950

На Новый 1951 год в школе № 11 организуется бал-маскарад. Папа соорудил мне очень красивую маску кота и хвост. Мой костюм очень понравился, но приз я не получил. В июне месяце я заканчиваю 7 классов, т.е. получаю неполное среднее образование. Родители хотели отправить меня в Машиностроительный техникум, но учителя школы сказали, что я очень способный ученик и мне стоит окончить среднюю школу и потом продолжить обучение в институте. Родители согласились с их рекомендацией.


Леонид Позин (впереди справа), сидят справа налево учителя: Хибник, Макарени, Лесковец и Столяр; выпускники 7-го класса школы № 11, Могилев, 1951

Мне повезло с учителями. Учитель математики Столяр Александр Аронович, прекрасный педагог. Он очень помог мне, как и другим ученикам, развить аналитическое мышление. Александр Аронович высоко ценил мои математические способности. В будущем я встретил его в Москве в педагогическом институте им. Крупской (рядом с институтом ВНИИОС, в котором я работал), где он защищал диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Лесковец был директором школы и преподавал нам историю. Хибник Евгения Соломоновна преподавала русский язык и литературу. Ее уроки были на очень высоком уровне.

Моя сестра достигла возраста 7 лет, и идет в первый класс школы.


Раиса Позина, Могилев, 1 сентября 1951

Родители решили отдать мою сестру в музыкальную школу и попросили меня проводить ее, т.к. эта школа находилась довольно далеко от нас за кинотеатром «Родина». Ее прослушали и приняли на класс скрипки. Они захотели и меня прослушать. Я сказал, что я и так умею играть, и сыграл им на губной гармошке «Варяг», но они все же проверили мой слух и остались довольны. Предложили мне учиться по классу виолончели. Я даже не знал, что это такое, тогда они вынесли этот «виолончлен». Я сказал, что это не для меня, и они предложили мне класс баяна. Я согласился. Дома родители приняли решение обучать музыке нас обоих, хотя это было довольно накладно. Сестра после нескольких занятий решила, что для нее это очень сложно и оставила музыкальную школу.
Я же ходил на занятия, но у меня не было инструмента, поэтому приходил туда заранее и там учил уроки.
Нужно было купить инструмент, отец пошел на рынок и купил мне немецкий аккордеон «Эдельтон», четвертушка. Так я перешел в класс аккордеона. Кроме игры на аккордеоне, в музыкальной школе преподавали теорию музыки и сольфеджио. Последнее было для меня достаточно трудным, я не мог петь по нотам, и только если знал мелодию. У моего учителя по аккордеону был очень хороший итальянский инструмент с серебряными голосами, отличавшийся необыкновенно красивым звучанием. Я отучился год, на выпускном экзамене играл «Приглашение к танцу» Вебера.
На этом мое музыкальное образование закончилось. Я понял, что музыкантом не стану, а для себя играл по слуху и по нотам. Моя мама хорошо пела, и часто к нам заходили соседи Рысины и пели еврейские песни под мой аккомпанемент.


Отец мой любил хорошие вещи и находил деньги, чтобы их купить. Он был фанатом радиоприемников, (это качество передалось и мне) и купил очень хороший по тем временам немецкий приемник «Менде» с зеленым «глазом» и с короткими волнами с 13 м.

Мне он хотел купить дорогой аккордеон, и как-то принес из комиссионного магазина немецкий концертный аккордеон «Гесс» 140 басов и большое число регистров. Он был очень большой для меня и очень тяжелый, причем его звук казался мне глуховатым. Отец отнес его обратно в магазин, и его вскоре продали.
Где-то летом 1952 г. отцу дали комнату в шикарном по тем временам большом доме в самом центре города, на ул. Первомайская, напротив гостиницы и ресторана «Днепр» и центрального универмага. Дом был очень близко к кинотеатру «Червонная зорка» (сразу же за городским садиком). Это было прекрасное место.
Моя сестра Рая перешла учиться в другую школу ближе к дому, я же продолжал учиться в школе № 11.
Родители купили мне юношеский велосипед «Орленок», и в свободное время я ездил на нем от дома до вала и в другие более далекие места.



Перейти к оглавлению

Рубрики:  Мемуары

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку