-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32875
        Написано: 47775


        ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ (ЧАСТЬ 98 - НУ, И КАК ЭТО ПРИКАЖЕТЕ НАЗЫВАТЬ??)

        Пятница, 14 Ноября 2014 г. 18:25 + в цитатник
        Давненько я не продолжал рубрику "Идеи витают в воздухе", и если бы не письмо моего друга, идейного вдохновителя и помощника во многих исследованиях, историка искусства ВВВладимирова, то и не было, наверное, этого поста. А так, благодаря случайной находке Владимира, которой он поделился со мной (за что его искренне благодарю!), и появилась возможность не только рассказать об удивившем меня плагиате известного живописца, но и рассказать о новом для меня имени. Конечно, не стоит бросаться обвинениями, поскольку в этой истории есть вопросы, на которые пока нет ответа. Да, и кто мне позволил уличать в чем-то известного живописца позапрошлого столетия? И тем не менее, факты присутствуют, и вам решать - зря я "набросился" на художника или не зря. Надеюсь, вы поймете, что пишу я о своем "гневе" и обвинениях в плагиате с долей иронии. И тем не менее... Но давайте по порядку!



        August von Pettenkofen (Austrian, 1822-1889) Kinder in der Kuche (Дети на кухне).

        На аукционном сайте Kastern обнаружилась картина австрийского живописца Августа фон Петтенкофена "Дети на кухне". Увы, работа не датированная, зато "подписная" (присутствует сигнатура в левом нижнем углу). Давайте для начала познакомимся с автором этой картины!




        I

        Август (Ксавьер Карл) фон Петтенкофен
        August (Xaver Karl) von Pettenkofen


        10 мая 1822, Вена - 21 марта 1889, Вена



        William Unger (1837-1932) after Franz von Lenbach (German, 1836-1904) Portrait of August von Pettenkofen. Austrian National Library

        Австрийский живописец.
        Август родился в Вене, но всё детство провел в имении отца в Галиции. Родители предполагали, что мальчик станет военным, но Август, окончив военное училище, отказался от военной карьеры и посвятил себя живописи. Учился Петтенкофен в Венской академии изобразительных искусств у выдающегося австрийского живописца-романтика Леопольда Купельвизера (Leopold Kupelwieser, 17 октября 1796 - 17 ноября 1862) и пейзажиста и жанриста Франца Эйбля (Franz Eybl, 1 апреля 1806 - 29 апреля 1880).



        Leopold Kupelwieser (Austrian, 1796-1862) Self-portrait. 1813 г.

        Леопольд Купельвизер был сыном совладельца завода по производству посуды Иоганна Батиста Георга Килиана Купельвизера (1760-1813). В 1809 году, в возрасте 12 лет, он поступил в Венскую академию изобразительных искусств, а в 1823 году отправился изучать живопись в Рим, став на два года компаньоном русского аристократа Александра Березина. В Италии Леопольд стал членом известной группы немецких и австрийских художников «Назарейцы» (Nazarener), пытавшихся возродить стиль мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса. После смерти Березина, Леопольд вернулся на родину и стал зарабатывать себе на жизнь, как иллюстратор и портретист. Позже художник занялся созданием алтарей и росписью церквей, а в 1836 году стал профессором исторической живописи Венской академии. С 1840 года Купельвизер специализировался на монументальной живописи. Художник был другом композитора Франца Шуберта, который к женитьбе Леопольда на Марии Лутц в 1826 году сочинил «Купельвизерский вальс» (Kupelwieser Waltz). В 1850 году художник был награжден Рыцарским крестом Ордена Франца Иосифа. В возрасте шестидесяти лет он заболел, причиной стала простуда и тяжелые условия выполнения росписей и фресок на мокрой извести. Последние годы художник боролся с болезнью, но продолжал работать, в 1862 году, в возрасте 66 лет, Леопольд Купельвизер скончался. Произведения художника хранятся в церквях и соборах Австрии, а также музеях Вены, Санкт-Пёльтена, Клостернойбурга, Реца, Мизенбаха (Нижняя Австрия), Печа в Венгрии, в Институте искусств в Чикаго (США) и др.



        Franz Eybl (Austrian, 1806-1880) Selbstporträt mit Hut. 1840 г. Österreichische Galerie Belvedere, Wien

        Вторым педагогом юного Петтенкофена был Франц Эйбль, который родился в венском пригороде Гумпендорф, а в Академию изобразительных искусств поступил еще раньше своего будущего ученика – в десять лет. Педагогами Франца были Йозеф Клибер (Josef Klieber, 1 ноября 1773 - 11 января 1850) и пейзажист Йозеф Мёссмер (Josef Mössmer, 1780-1845). Отмечу, что в 1820-1823 годах Эйбль продолжил учебу у известного Иоганна-Батиста фон Лампи Старшего (Johann-Baptist von Lampi (Ritter), 31 декабря 1751 - 11 февраля 1830), после его возвращения из длительного пребывания в Петербурге. А еще у австрийца словенского происхождения Франца Кауцига (Franz Caucig, 4 декабря 1755 - 17 ноября 1828), который был одним из лучших представителей неоклассицизма в Европе, и известен также под именами Франко или Франческо Кауциг, а также в словенской интерпретации, как Franc (Frančišek) Kavčič . До 1828 года Эйбль изучал историческую живопись в мастерской Иоганна Петера Крафта (Johann Peter Krafft, 15 сентября 1780 – 28 октября 1856). Таким образом, в Академии Франц учился более десяти лет, получив за годы учебы немало наград и премии Гунделя (1825) и Лампи (1828). Таким образом, Эйбль очень успешно творил в разных направлениях - пейзажной живописи и жанровых картинах, был портретистом и литографом. В 1843 году Эйбль уже стал членом Академии, а позже ее профессором. Умер художник в своей официальной резиденции в Бельведере в 1880 году, в возрасте 74 лет, и был похоронен на знаменитом венском Центральном кладбище.

        Под влиянием своих педагогов Август Петтенкофен изначально писал в стиле «бидермейер», а с 1937 года увлекся литографией, выполняя заказы многих венских газет. Как бывший офицер, Август в качестве военного корреспондента участвовал в венгерской войне за независимость (1848-1849). В начале 1852 года художник уехал в Париж, где прожил в течение двух лет и попал под влияние Барбизонской школы живописи.
        В поисках своего собственного стиля в конце 1853 года Петтенкофен совершил путешествие по Венгрии. Посетив в первый раз городок Сольнок, художник до 1881 года ежегодно возвращался туда на все лето.
        И с тех пор основной темой художника стали пейзажи венгерских равнин, сцены из жизни венгерских крестьян и цыган, которые показаны, как пишут историки, «без театрального пафоса или принудительного юмора». Мало того, Петтенкофен приобщил к венгерскому городку своих коллег и друзей - Карла Мюллера, Жульберта Раффаля, Отто фон Торена, Тину Блау и др., и вскоре в Сольноке была основана колония художников.
        В 1866 году художник стал членом Венской Академии художеств, а с 1879 года и до самой смерти занимал должность профессора Академии. А еще Петтенкофен известен тем, что изобрел прибор, названный «Коробка Петтеркофена», который предназначен для растворения трещин на картинах или обесцвечивания лака без использования трения и опасных химических веществ. Умер художник и был похоронен в Вене в 1889 году.

        II

        Вот такая, к сожалению, не очень подробная биография австрийского художника у меня получилась. И на этом можно было бы поставить точку, но сегодняшний материал не об этом. А о том, что спустя несколько лет после смерти Петтенкофена появилась аналогичная картина кисти даже более известного сегодня живописца, чем австриец Петтенкофен, - итальянца австрийского происхождения Эжена де Блааса. Его венецианские крестьянки, рукодельницы и цветочницы, очаровательные ребятишки часто появляются в разных дневниках и блогах.
        Этого художника я представлял в своем дневнике здесь и здесь, но для полноты картины позволю себе напомнить вам биографию этого итальянского австрийца. Впрочем, исследователи его творчества до конца не определились с национальностью художника, который хоть и родился, жил и умер в Италии, но родители его были австрийцами (кстати, и отец и брат – тоже художники). Да и имя мальчик при рождении получил Юрген фон Блаас. Поэтому, например, в крупных интернетных галереях «Artcyclopedia» и «Art Renewal Center», а также в некоторых биографиях Блааса указано, что он австрийский живописец. А некоторые словари и энциклопедии пишут, что он - итальянский художник австрийского происхождения. На мой взгляд, второй вариант точнее. Итак…

        Эжен де Блаас (Юрген фон Блаас)
        Eugene de Blaas (Jurgen von Blaas)


        24 июля 1843, Альбано, регион Лацио - 10 февраля 1932, Венеция



        Eugene de Blaas (Italian, 1843-1932) Autoritratto. 1898 г.

        Итальянский живописец австрийского происхождения, писавший в стиле академического классицизма.
        Родился Эжен возле Рима, где его отец Карл фон Блаас (Karl von Blaas, 1815-1894) в то время учился в Академии художеств. В 1850 году отца пригласили преподавать в Венскую академию художеств, и семья вернулась на родину, но летом 1856 года Блаас-старший вернулся в Италию, где занял место профессора исторической живописи в Академии художеств Венеции. В том же году тринадцатилетний Эжен поступил учиться в Академию в класс отца. У Эжена был младший брат Юлиус, который также решил пойти по стопам отца и стал художником-анималистом. Окончив Академию в Венеции, Эжен продолжил учебу в Риме.
        В 1866 году Карл фон Блаас вернулся в Вену, а 23-летний Эжен уже заявил о себе в Венеции, как молодой талантливый жанрист. О личной жизни Эжена известно лишь то, что он женился на венецианке по имени Паола, и у них был сын, портрет которого написал художник.
        Эжена еще во время учебы стали привлекать жанровые картины из жизни простых венецианцев, которые он писал в стиле академического классицизма. Блаас с любовью изображал повседневную жизнь итальянцев, писал народ на улицах и площадях, у берега каналов и на балконах, подробно изучал и отображал в работах национальную одежду, любил писать детские и женские портреты.
        Эжен де Блаас активно экспонировался не только в Италии, но и в Вене, Лондоне, Париже, Берлине, Монако, Брюсселе и Петербурге. Между 1875 и 1891 годами двенадцать картин художника были выставлены в Королевской Академии в Лондоне. Художник путешествовал по Франции и Бельгии.
        В 1870-х годах Эжен де Блаас был избран профессором Академии художеств Венеции, а благодаря связям отца и своим коллегам в Австрии, в 1876 году стал членом Академии художеств Вены. Эжен де Блаас умер в 1932 году в Венеции в возрасте 89 лет. Картины художника находятся в собраниях музеев Мельбурна, Сиднея, Вены, Лестера, Ноттингема, Шеффилда, художественных галерей Нового Южного Уэльса, а также в многочисленных частных коллекциях.

        III

        Ну, а теперь к главному. На сайте одного из старейших в мире аукционных домов Доротеум (Dorotheum) в 2010 году появился эскиз картины де Блааса «Добрый брат», датированный 1892 годом. Ничего не напоминает?



        Eugene de Blaas (Italian, 1843-1932) Der gute bruder. 1892 г.

        Попутно замечу, что аукционный дом Доротеум в Вене был создан в 1707 году по приказу императора Австро-Венгрии Иосифа I в качестве фирмы, занимающейся скупкой и продажей произведений искусства для императорской коллекции. В 1777 году фирма переехала в помещение монастыря святой Доротеи, который и дал имя нынешнему аукционному дому, здание которого было построено на месте старого монастыря в 1901 году. Кстати, филиалы Доротеума есть не только в других городах Австрии, но и в Праге, Милане, Риме, Дюссельдорфе, Мюнхене и Брюсселе.
        Но вернемся к картине Блааса. Увы, цветной репродукции картины мне найти не удалось. Везде в Сети представлены лишь не цветные или раскрашенные фотогравюры и литографии.



        Eugene de Blaas (Italian, 1843-1932) The Good Brother. 1892 г.

        Но то, что это Блаас – это точно. Эта картина была представлена на Всемирной выставке 1893 года, проходившей в Чикаго и посвященной 400-летию открытия Америки (она так и называлась «Колумбовская» (World's Columbian Exposition)). Об этом написано (и репродукция есть) в книге Уильяма Уолтона (William Walton) «Искусство и архитектура» (Art & Architecture), изданной в Филадельфии в том же 1893 году. Один из экземпляров хранится сейчас в коллекции Иллинойского технологического института.
        Интересны две детали, о которых пишет автор. Во-первых, Эжен фон Блаас числится в каталогах, как австрийский, а не итальянский художник. И экспонировался он в зале, посвященном живописи Австрии, а вовсе не Италии. Вот, кстати, как выглядел, например зал № 34, посвященный живописи Германии.



        Worlds Columbian Exposition of 1893 г. The Art Gallery, Room 34, Germany. Collection Illinois Institute of Technology

        А во-вторых, по иронии судьбы картина Блааса «Добрый брат» демонстрировалась в зале Художественной галереи выставки рядом с работами Августа фон Петтенкофена (!). Причем, Уолтон пишет, что Петтенкофен, один из немногих австрийских художников, завоевавших высокую репутацию в Европе – в самой Австрии, а также в Италии и Франции, был представлен пятью небольшими по размеру работами из коллекций князя Лихтенштейнского и мистера Маршалла Филда из Чикаго. А вот фон Блаас, «известный своей преданностью сценам современной венецианской жизни, был представлен, наоборот, только одним, но большим полотном». «Навряд ли найдутся художники или зрители, которые смогут устоять перед обаянием этой маленькой бедно одетой девочки, ожидающей медленного разделения большого апельсина своим щедрым старшим братом» - завершает рассказ Уолтон.



        Eugene de Blaas (Italian, 1843-1932) The Good Brother. 1892 г. Collection Illinois Institute of Technology

        Вот и возникает вопрос, зачем Блаасу нужно «так нагло» использовать картину Петтенкофена, обрезая ее композиционно? Зачем он это делает спустя три года после смерти австрийского художника, который был не менее знаменит, чем он? Или же, наоборот, в ганноверском аукционном доме Kastern (Германия) приняли чью-то копию или подделку за работу Петтенкофена. Потому что в защиту невиновности де Блааса, например, может служить тот факт, что еще в 1889 году (кстати, год смерти Петтеркофена) художником была написана картина «Два ребенка» (Two Children), которая полностью повторяет сюжет (старший брат делится фруктом с младшей сестрой) и даже частично композицию (сестра – спиной, брат обращен к зрителю) написанного позже "Доброго брата".



        Eugene de Blaas (Italian, 1843-1932) Two Children. 1889 г.

        В общем, интересная история получается. Думаю, главное слово в разгадке такого повтора или заимствования может быть - Австрия. Ведь, Петтенкофен - австриец, сам Эжен хоть и родился в Италии, но его папаша-художник Карл был австрийцем. И Петтенкофен и оба Блааса (правда, в разное время) были профессорами Венской Академии. К тому же Петтенкофен старше Эжена и мог быть даже его педагогом, но, увы, Эжен учился в Италии. Так что, представив на ваш суд все доказательства и факты, я сам потерялся в разных догадках. И может, зря я в самом начале так гневно обвинил Блааса в плагиате… Как считаете? )))

        Источники – Википедия, сайты аукционов Доротеум и Кастерн, сайт Иллинойского технологического института.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Австрия
        Картины-двойники
        Метки:  

        Процитировано 1 раз
        Понравилось: 9 пользователям

        Муромлена   обратиться по имени Пятница, 14 Ноября 2014 г. 19:54 (ссылка)
        Анатолий, посмотрела сейчас картины Петтенкофена, и почему-то показалось мне, что деток на своей картине в таком виде он изобразить не мог - живопись у него более суровая, социально-направленная))). Может быть к этим деткам Блаас руку приложил - некоторая фривольность как раз в его стиле. Возножно они все же пересеклись где-то
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 14 Ноября 2014 г. 20:27 (ссылка)
        Елена, я тоже просмотрев картины Петтенкофена пришел к выводу, что по стилю даже (немного грубоват, как мне кажется) эта картина не похожа на другие работы австрийца. Поэтому и возникла мысль, что это чья-то работа, подписанная именем Петтенкофена, чтобы набить ей цену. А насчет того, пересекались ли художники в жизни - вопрос, конечно, открытый, и навряд ли есть на него ответ... )))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Galina_vel   обратиться по имени Пятница, 14 Ноября 2014 г. 23:55 (ссылка)
        Всё останется тайной...
        Ответить С цитатой В цитатник
        NADYNROM   обратиться по имени Суббота, 15 Ноября 2014 г. 15:49 (ссылка)
        Интересный сюжет.
        Мне не верится в то, что Блаас занимался плагиатом. Больше аерится в копию, которую атрибутировали с ошибкой.
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВВВладимиров   обратиться по имени Суббота, 15 Ноября 2014 г. 19:17 (ссылка)
        Анатолий, присоединюсь к теме (как ее вдохновитель). Мне тоже кажется, что Блаас невиновен.Да и Петтенкоффен ни при чём... "Дети на кухне" написаны с существенными ошибками - обратите внимание, насколько естественна поза мальчика, сидящего на ступенях в картине Блааса, и сколь эта поза неустойчива, лишена опоры на картине "Петтенкоффена". Да и шляпа на голове мальчика держится не столь естественно, как на картине Блааса.
        Подпись "Петтенкоффена" в левом углу один в один похожа на подпись художника на известной картине "Маленькая цыганка" из собрания Эрмитажа. Причем на картине "Дети в кухне" подпись нанесена поверх смыслового мазка, что профессиональные кудожники избегают. Поэтому, мне кажется, подпись скопирована (причем нетипичным для подписей Петтенкоффена красным цветом), а не является авторской.
        Скорее всего "Дети в кухне" - свободная копия картины Блааса, неизвестного (и, возможно - не профессионального) художника, которую, приделав фальшивую подпись, выдали за работу Петтенкоффена ( как это справедливо предположила NADYNROM).
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 15 Ноября 2014 г. 23:30 (ссылка)
        Владимир, абсолютно согласен с Вами и Надеждой, и большое спасибо за профессиональный разбор Вашей версии насчет сигнатуры и изображенных деталей. Мне мысль, что это не Петтенкофен, пришла сразу же после просмотра галереи картин художника. Здесь всё изображено очень грубовато по сравнению с другими его работами. Рад, что все вместе мы вынесли вердикт Блаасу - НЕВИНОВЕН! )))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Legent   обратиться по имени Блаас или Петтенкоффен Понедельник, 07 Декабря 2015 г. 23:50 (ссылка)
        Блаас не занимался плагиатом, не его уровень.За два года до смерти Петтенкоффен он уже выставил на всеобщее обозрение главный персонаж "Доброго брата" картину "Лакомка". Репродукция опубликована в журнале "Всемирная иллюстрация" за 25 июля 1887 г. Изображение прилагаю.
        [//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/658/126658628_Vsemirnaya_illyustraciya_1887.jpg]Картинка
        Ответить С цитатой В цитатник
        Legent   обратиться по имени Зал Австрии Понедельник, 07 Декабря 2015 г. 23:57 (ссылка)
        Поскольку Вас, как и меня весьма интересует Выставка в Чикаго 1893 г., то посылаю Вам фотографию зала Австрии на этой выставке. Жаль, что на ней нет "Доброго брата", но зато на первом плане хорошо видна картина знаменитого Ганса Макарта "Пять чувств"
        [//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/658/126658742_Zal_Avstrii.jpg]Картинка
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 08 Декабря 2015 г. 01:54 (ссылка)
        Legent, спасибо большое за комментарий, дополнения и изображения.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Legent   обратиться по имени Блаас или Петтенкоффен Воскресенье, 10 Января 2016 г. 14:11 (ссылка)
        Изучение выставочных документов показало, что картины Блааса и Петтенкоффенена в 1893 висели на одной стене в зале Австрии. А вот еще одна картина Блааса, которая экспонировалась в 1898 г. уже в Петербурге на выставке итальянской живописи. На это раз уже не брат, а добрая сестра. Интересно?
        Картинка

        (Добавил ссылку к себе в дневник)

        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 10 Января 2016 г. 20:42 (ссылка)
        Legent, огромное спасибо за репродукцию. Она, правда, раритетная! И окончательно снимает "подозрение в плагиате" с Блааса! ))
        С новым годом! С Рождеством! Удачи, творчества, добра и радости!!
        С уважением Анатолий
        Ответить С цитатой В цитатник
        Legent   обратиться по имени Суббота, 25 Июня 2016 г. 13:59 (ссылка)
        А вот еще одна картина 1888 на туже тему, но уже художника Дафреггера. Девочка та же, что и Блааса и Петтенкоффенена. Интересно? С уважением
        Картинка
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 25 Июня 2016 г. 22:17 (ссылка)

        Ответ на комментарий Legent

        Legent, спасибо за дополнение и комментарий. Хочу, правда, заметить, что девочка не совсем та же! ))) Просто платье-растегайка того же фасона. А так и композиция картины другая, и количество персонажей, прическа другая, нет гольфика... Это, как бы парафраз на тему - чистят яблоко и кормят младших братьев и сестёр...
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку