-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32878
        Написано: 47778


        ЖЗЛ (АННА ДОРОТЕЯ ТЕРБУШ. ПРОМЕНЯВШАЯ СЕМЬЮ НА ИСКУССТВО.)

        Воскресенье, 30 Октября 2011 г. 22:01 + в цитатник
        Анна Доротея фон Тербуш (урожденная Лисевска)
        Anna Dorothea Therbusch (Lisiewska)


        23 июля 1721, Берлин – 9 ноября 1782, Берлин



        Anna Dorothea Therbusch Self-portrait. 1761 г.

        Немецкая художница – портретистка польского происхождения, видный представитель эпохи рококо.
        Анна Доротея родилась в Пруссии. Она была седьмым ребёнком в семье берлинского художника-портретиста (поляка по происхождению) Георга Лисевского (1674-1751), прибывшего в Пруссию из Польши в 1699 году в составе свиты придворного архитектора Иоганна Фридриха Эосандера фон Гёте. Естественно, первым учителем Анны был отец. Кроме нее, художниками стали старшая сестра Анна Розина де Газ – Лисевска (1713-1783) и брат Христиан Фридрих Рейнхольд - Лисевский (1721-1794). Еще в детстве их всех называли «вундеркиндами в живописи». Позже Анне Доротее преподавал живопись придворный художник Антуан Пеше (Antoine Pesne, 29 мая 1683 – 5 августа 1757).




        В 1742 году Анна Доротея вышла замуж. Ее избранником стал берлинский ресторатор и владелец гостиницы «Белый голубь» (Weißen Taube) Эрнст Фридрих Тербуш.



        Anna Dorothea Therbusch Porträt des Gatten Ernst Friedrich Therbusch. 1766 г.

        После свадьбы она, примерно до 1760 года, забросила живопись, чтобы помогать мужу в управлении заведениями. В семье родилось семеро детей, двое из которых умерли в младенчестве. Семейная жизнь продолжалась до того момента, пока Анна Доротея не узнала, что для всех она - «недальновидная женщина средних лет». После этого художница бросила семью (что удивительно – и детей!) и вернулась к живописи.



        Anna Dorothea Lisiewska Woman playing a lute.

        «Возвращение»

        В 1761 году Тербош стала работать в Штутгарте при дворе герцога Карла Евгения Вюртембергского. Первая документально зарегистрированная картина после «возвращения» художницы датирована как раз 1761 годом. За очень короткий срок она написала 18 портретов для Зеркального зала во дворце герцога, увы, эти работы были уничтожены во время дворцового пожара.
        В 1762 году художница была избрана почетным членом Академии художеств в Штутгарте.



        Anna Dorothea Lisiewska Self-Portrait.

        В 1763 году Анна Доротея была назначена придворной художницей курфюрста Карла Теодора Виттельсбаха Пфальтцкого в Мангейме и проработала при дворе курфюрста два года.
        Среди прочих картин ею были написаны два портрета Карла Теодора (музей в Мангейме и Старая Пинакотека в Мюнхене), которые показывают яркий и живой образ просвещенного правителя Баварии.



        Anna Dorothea Therbusch Kurfurst Karl Theodor von der Pfalz. 1763 г.

        Париж

        В 1765 году Анна Доротея Тербош в качестве «первого берлинского художника-портретиста» через Штутгарт и Гогенцоллерн отправилась в Париж. Она с гордостью показала свои произведения во французской Королевской академии живописи и скульптуры, надеясь на поддержку женщины - художника.



        Anna Dorothea Therbusch Der Architekt Nicolas de Pigage.

        Но Академия отклонила ее работы под предлогом, что это «слишком хорошо, чтобы быть написанным женщиной». Историки объясняют такой отказ тем, что Анна Доротея прибыла во Францию поздно, в возрасте пятидесяти лет, после почти десяти лет, когда она не занималась живописью. Для Академии не сыграло роли, что в Берлине у художницы была репутация прекрасного портретиста.
        Тем не менее, спустя два года - 28 февраля 1767 года, Тербош была избрана в Королевскую Академию. На соискание в Академию художница представила жанровую сцену «Молодой человек при свечах с бокалом в правой руке» (Junger Mann mit ein Glas in der Rechten haltend, von einer Kerze beleuchtet). С этого же года Тербош стала выставляться в Парижском Салоне.
        В Париже художница познакомилась и подружилась с критиком искусства и философом Дени Дидро (Denis Diderot, 1713-1784) и художником-пейзажистом из Бранденбурга Якобом Филиппом Хаккертом (Jacob Philipp Hackert, 15 сентября 1737 –28 апреля 1807), портреты которых написала. Дидро уже в 1767 году упоминает в своей корреспонденции о работах Тербош, в частности, об ее автопортрете. В некоторых источниках пишется, что у художницы и философа был роман, и они жили вместе. Дидро с пониманием относился к творчеству Анны Доротеи, вплоть до того, что поставлял для нее моделей для писания обнаженной натуры. Впрочем, художнице Дидро в одном из писем давал странную оценку: «У нее присутствует талант, чтобы пробудить интерес к себе в стране такой, как наша, но ей не хватает молодости, красоты, скромности и кокетства. Она, восторгаясь нашими великими художниками, могла брать у них уроки, если бы у нее была больше грудь и красивей задница, а так она вынуждена все время предлагать себя, как... художницу» (перевод не дословный, но по сути).
        Кстати, отношения Анны Доротеи с Дидро вдохновили эльзасского драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта на написание пьесы "Вольнодумец"(Der Freigeist), которая имеет и второе название – «Распутник» (Der Libertin).
        Среди знакомых Анны Доротеи в Париже был известный гравер, писатель и художественный критик Шарль-Николя Кочин (Charles-Nicolas Cochin, 22 февраля 1715 – 29 апреля 1790), ей оказывал поддержку князь Голицын.
        Но, увы, у художницы не получилось «завоевать» Париж, хотя годы, проведенные во Франции, историки называют самым плодотворным периодом в жизни художницы. К тому же, Париж всегда считался дорогим городом, и у Анны Доротеи начались финансовые трудности.
        В ноябре 1768 года Тербош решила вернуться на родину. Обратный путь она совершила через Нидерланды и Австрию. В Брюсселе, Гааге и Амстердаме художница продолжила свое художественное образование, изучая огромную коллекцию произведений искусства известного голландского арт-дилера и коллекционера Геррита Брамкампа (1699-1771). Историки предполагают, что ее техника рисования, построенная на использовании тонкой глазури для достижения естественных тонов плоти, основана на тщательном изучении творчества Рубенса.
        6 декабря 1768 года, прибыв в Австрию, Тербош представила в Академию изящных искусств в Вене портрет художника-пейзажиста Якоба Филиппа Хаккерта и была избрана в члены Академии, став первой женщиной-художницей в ее стенах. В Берлин Тербуш вернулась в начале 1769 года.



        Anna Dorothea Therbusch Portrait of Jacob Philipp Hackert. 1768 г.

        Второй «Прусский период»

        На родине художницу встретили с распростертыми объятиями. Она сразу же была назначена придворным портретистом Фридриха II Прусского.



        Anna Dorothea Therbusch Friedrich II, von Preußen. 1775 г.

        Художница тут же получила заказ – украсить несколькими мифологическими картинами недавно построенный дворец в Сан-Суси (например, для Сан-Суси была написана картина «Диана и ее нимфы», 1771, Потсдам).



        Anna Dorothea Therbusch Jupiter und Antiope. 1775 г.

        В 1773 году Тербош получила заказ от русской императрицы Екатерины II, ею были написаны восемь портретов (в натуральную величину) членов прусской королевской семьи Гогенцоллернов, эти работы хранятся сейчас в Эрмитаже. Хотя Анна Доротея никогда не была в России, российские коллекционеры очень высоко оценивали ее работы.
        В последние годы жизни художница общалась с художниками, входившими в круг общения Иоганна Вольфганга Гёте.



        Anna Dorothea Therbusch Self-portrait with monocle. 1777 г.

        Умерла Тербош в 1782 году в возрасте 61 лет в Берлине и была похоронена на кладбище церкви Dorotheenstadt. Церковь эта была разрушена во время Второй мировой войны, но могила художницы сохранилась.

        Послесловие

        До нашего времени дожили около 200 работ Анны Доротеи Тербош, из них точно атрибутировано
        восемьдесят пять портретов. Эти картины находятся в собраниях Эрмитажа, Картинной галереи Берлина, Нового дворца в Потсдаме, Академии изящных искусств в Вене.



        Anna Dorothea Therbusch Wilhelmine Encke, Countess Lichtenau. 1776 г.

        Но местонахождение многих картин художницы (по данным на 2009 год) неизвестно. Среди творческого наследия Тербош – портреты, мифологические сцены и автопортреты, а также пастели и рисунки, которые тоже присутствуют среди 200 сохранившихся работ.



        Anna Dorothea Therbusch Porträt eines Bildhauers (vermutlich Carl Philip Glume). 1775 г.



        Anna Dorothea Therbusch Bildnis Henriette Herz. 1778 г.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Германия
        Женщины-художницы
        Метки:  

        Процитировано 5 раз
        Понравилось: 6 пользователям

        Kleooa   обратиться по имени Воскресенье, 30 Октября 2011 г. 22:17 (ссылка)
        Красивые работы, спасибо за пост!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Deydra   обратиться по имени Понедельник, 31 Октября 2011 г. 18:48 (ссылка)
        Как интересно! И мне очень понравился её автопортрет 1777 года. Взгляд такой проницательный.
        Спасибо
        Я видела её портрет Вильгельмины Лихтенау, но не думала, что автор женщина. Думала Тербуш и Тербуш, а вот оказывается, что за этим именем скрывалось )
        Ответить С цитатой В цитатник
        NADYNROM   обратиться по имени Понедельник, 31 Октября 2011 г. 20:15 (ссылка)
        Спасибо за интереснейший пост!
        Очень понравился автопортрет художницы с моноклем. Да и остальные портреты прекрасны.
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВЕнеРИН_БАШМАЧОК   обратиться по имени Понедельник, 26 Декабря 2011 г. 13:16 (ссылка)
        Чудесные работы!Пост великолепен своей свежестью, открывшейся незнакомкой, спасибо!
        *
        Кто? Лисиевски. Доротея.

        Училась у отца. В Берлине.

        Портреты классно рисовала

        У герцога, представьте, Карла

        Евгения из Вюртемберга.

        Прошла в Мангейме все проверки

        У Пфальского у Теодора.



        Париж признал её, Тюдоры

        И Вена, Бельгия, голландцы.

        В Берлине основала с братцем

        Рейнхольдом-Фридрихом всё дело.

        Но выйдя замуж неумело,

        Снискала уваженье века -

        Могла проникнуть в человека



        Нарисовать его всю душу.

        В портретной живописи лучше

        И были, может, но тогда

        Екатерина для Дворца

        Портреты прусских Гогенцолльрнов

        Ей заказала. Царской волей.

        С чего бы вдруг? Что б кто сказал?

        Кто об отце её всё знал.

        *
        Portrait of Frederick II the Great 1772

        303234 (461x700, 131Kb)
        Ответить С цитатой В цитатник
        галина_любушкина   обратиться по имени Суббота, 04 Августа 2012 г. 02:21 (ссылка)
        Спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Понедельник, 19 Октября 2015 г. 05:28 (ссылка)
        Здравствуйте, Анатолий! Спасибо за интересный и красивый пост. У меня к Вам вопрос и просьба: а не могли бы Вы сделать пост про старшую сестру-художницу - Анну Розину де Гаск-Лисевски (Anna Rosina de Gasc, born: Anna Rosina Lisiewska; 10 июля 1713 — 26 марта 1783). (Прошу прощения, если я неточно написала фамилию). Не знаю, кому как, а лично мне картины именно Анны Розины нравятся гораздо больше, чем картины её младшей сестры. Но её младшая сестра - сверхтитулованная особа (член 3 Академий мира), поэтому о ней и её творчестве пишут, а о её старшей сестре Анне Розине и её творчестве незаслуженно забыли. Пожалуйста, не могли бы Вы написать и сделать пост (с картинами, как Вы всегда это делаете) о жизни и творчестве старшей сестры - Анны Розины Гаск-Лисевски. (Или, может быть, в рубрике ЖЗЛ у Вас уже есть, тогда дайте ссылочку, пожалуйста, где, я до сих пор путаюсь, как тут всё устроено, на этом портале, где что находится и куда нажимать. ) В любом случае, огромное Вам спасибо за Ваши интересные посты о живописи. Даже не верится, что Вы простой любитель живописи, наверняка, искусствовед. Всего Вам доброго. С уважением, Евгения.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Понедельник, 19 Октября 2015 г. 20:57 (ссылка)
        Евгения, приветствую! Согласен, я, как и многие историки живописи, обошел вниманием старшую сестру Анны Доротеи. Кстати, у меня нет искусствоведческого образования, и живопись - это мое хобби. )) Я, конечно, никогда не делаю материалы "на заказ", но, поскольку об Анне Розине есть, что рассказать, хотя не так много о ней и известно, то, думаю, со временем сделаю материал и о ней в рубрику ЖЗЛ. )))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Четверг, 22 Октября 2015 г. 04:37 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        Благодарю, Анатолий. Буду ждать.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Понедельник, 01 Августа 2016 г. 09:20 (ссылка)
        Есть фильм "Распутник" - https://www.kinopoisk.ru/film/9435/
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку