Этот художник - реальное историческое лицо. Впрочем, информации о нем очень мало.
Йорг Ратгеб (Jurg Ratgeb) (1480-1526) - немецкий художник, работавший в Швабии. Сохранившиеся его картины показывают, что по художественной манере он был из всех своих современников ближе всего к Грюнвальду. Самое известное произведение Ратгеба - алтарный образ в Херренберге (1519), который содержит несколько сцен крестных мук (сейчас алтарь находится в Галерее Штудгарта). И все-таки такой малоизвестный художник стал главным героем художественного фильма.
«Йорг Ратгеб – Художник»
«Jurg Ratgeb – Maler»
Интересно, что в разных источниках указаны разные даты выхода фильма от 1977 до 1979 г.
Производство киностудии «ДЕФА», ГДР
Жанр: биография, исторический фильм
Режиссер: Бернхард Стефан (Bernhard Stefan)
Сценарий: Манфред Фрайтаг (Manfred Freitag) и Иоахим Нестлер (Joachim Nestler)
Оператор: Отто Ханиш (Otto Hanisch)
Музыка: Анджей Корзунский (Andrzej Korzynski)
Художники: Питер Вильде, Дорит Грюндель
100 мин.
Фильм удостоен Золотого Медведя на Западно-Берлинском МКФ.
В ролях: Алоис Швелик (Alois Svehlik) - Ратгеб, Маргит Теннер (Margit Tenner) - Барбара, Ольгерд Лукашевич (Olgierd Lucaszewicz) - епископ, Мартин Треттау (Martin Trettau) - Альбрехт Дюрер, Рольф Хоппе (Rolf Hoppe) – шут, Гюнтер Науманн (Günter Naumann) - Йосс Фритц, Малгожата Браунек (Malgorzata Braunek), Генри Хюбхен (Henry Hübchen) -Томас Нидлер, Хельга Гёринг (Агнес Дюрер), Моника Хильдебранд (жена Ратгеба) и др.
Фильм создан в манере, близкой фильму Тарковского «Андрей Рублев». Думаю, это ощущение критиков возникает, поскольку действие фильма разворачивается тоже в средние века. Фильм рассказывает о жизни, творчестве и трагической смерти художника и мученика Крестьянской войны в Германии 16 века Йорга Ратгеба. Исходя из сохранившихся работ Ратгеба и исторических записей, историки сделали вывод, что он был один из тех редких мастеров-живописцев, которые поддержали крестьянское восстание 1524-26 годов.
Действие фильма происходит в 1517 году.
Накануне Крестьянской войны, художник Ратгеб находится в поиске фигуры Христа для своей работы. Он не может найти модель, которая может выразить скорбь героя.
Полный неуверенности в себе, художник оставляет жену и детей и в поисках модели отправляется по стране, намереваясь посетить Альбрехта Дюрера (1471-1528), бывшего его современником.
До сих пор Ратгеб держался дальше от политической борьбы, он просто хотел нарисовать свое произведение.
К Йоргу Ратгебу обращается группа крестьян с просьбой разрисовать им знамя для предстоящего протеста против феодалов, но он отказывается, утверждая, что он художник, а не политик. Йосс Фриц, глава управы, пытается заставить встать его на сторону против крестьян. Художник снова отказывается и оказывается меж двух огней.
Он встречает немую девушку Барбару, которая понимает его идеи о человеческих ценностях. Но Барбара, которой он спас жизнь, погибает от рук епископа, и он становится свидетелем ее гибели. Пастух, с которого он сделал рисунок фигуры Христа, становится палачом, а затем вешается в порыве раскаяния. Теперь Ратгеб смотрит на жизнь реально. Путешествуя по Вюртембергским землям, в конечном итоге, Ратгеб видит угнетение крестьян и постепенно включается и в политическую борьбу. В конце путешествия он внутренне готов создать свою собственную версию Страстей Христовых. Художник становится лидером мятежных крестьян. В 1526 году Ратгеба берут в плен и обвиняют в государственной измене. Смерть художника была ужасной, его казнили в Пфорцхейме, разорвав четырьмя лошадями.