Адриан Маркович Волков
19 августа (1 сентября) 1827, село Чмутово Нижегородской губ. - 1 февраля 1873, Санкт-Петербург
Адриан Волков Автопортрет 1848 г.
Русский живописец-жанрист.
С 1841 по 1861 год Волков учился в Академии художеств. Судя по году поступления, он был принят в Академию в 14 лет. До 1855 года Адриан учился у Ф.А. Бруни в классе исторической живописи, а позже перешел в класс «живописи народных сцен».
Адриан Волков Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдовицы. 1854 г.
Семен Аркадьевич Экшут в статье «Шайка передвижников. История одного творческого союза» пишет о том, что большинство русских художников, окончивших Академию были либо крепостными, либо простолюдинами.
Цитирую:
«Среди русских живописцев середины XIX века, окончивших полный курс Императорской Академии художеств, удостоенных академических наград и оставивших свое имя на страницах истории изобразительного искусства, были получивший вольную крепостной Яков Капков, сын бывшего крепостного Иван Макаров, сыновья дворовых крепостных крестьян Адриан Волков, Николай Кошелев и Александр Морозов, сын крепостного крестьянина, приписанного к горному заводу, Алексей Корзухин, сын солдата Алексей Чернышев и сын военного поселенца Илья Репин. Из крестьянских семей происходили Павел Чистяков и Василий Максимов. Сыном мелкого торговца был Александр Бейдеман.
Будущие художники жили очень бедно, постоянно терпели нужду, перебиваясь кое-как с корочки на корочку, с гроша на копейку. На обед могли позволить себе только традиционное «академическое блюдо» – «соус под бобами и бобы под соусом»».
Во время учебы Волков не раз получал награды от Академии, становился медалистом в конкурсах.
В 1852 г. он получает Малую серебряную медаль, в следующем, 1853 году, - Большую серебряную. В 1855 и 1857 годах вновь Малые серебряные медали.
А в 1858 году за картину "Обжорный ряд в Петербурге" Волков получает уже Малую золотую медаль Академии.
Адриан Волков Обжорный ряд в Петербурге 1858 г. Третьяковка
Начало второй половины XIX века совпадает в России с ростом недовольства значительной части населения существующими порядками в стране, жизнью большинства населения. В живописи появляется плеяда художников, картины которых обличали пороки, существующие в обществе, — социальное неравенство, тяжкий труд, боль вдовы или безнадежность больного, неравные браки, пьянство и др.
Именно такую гражданскую позицию занял и молодой выпускник класса живописи народных сцен Академии художеств Адриан Волков, когда вместо благочинного сюжета "Сговор невесты", предложенного ему Советом Академии, он выставил полную драматизма картину "Прерванное обручение" (1860, Третьяковская галерея).
Адриан Волков Прерванное обручение. Эскиз картины из собрания ГТГ.
Сюжет картины (а сюжеты жанровых картин легко переводятся на язык слов, по ним легко составить небольшой рассказ) обыден: в момент обручения молодого человека, желающего поправить свое финансовое положение женитьбой на купеческой дочери, в дверях появляется когда-то соблазненная и покинутая этим молодцом молодая женщина с ребенком на руках. Заметим, что картина А. Волкова, осуждающая аморальность одного человека, была достаточно холодно встречена Советом Академии, хотя нашла горячий отклик в широких кругах российского общества.
Адриан Волков Прерванное обручение 1860 г.
И тем не менее за картину "Прерванное обручение" в 1860 году Волков получает Золотую медаль, правда, в номинации «отличившиеся в экспрессии».
В следующем, 1861 году, он получает звание классного художника за картину «Обжорный ряд в Санкт-Петербурге». Правда, в одном из источников указано, что Волков получил звание классного художника все-таки за «Прерванное обручение».
Последующие работы А.М. Волкова также выполнялись в соответствии с его гражданским кредо. Подобное органичное соединение общественного звучания и творческого горения было характерным для многих отечественных живописцев последних десятилетий XIX века.
Адриан Волков Сенная.
Адриан Волков. Последний выстрел А. С. Пушкина.
В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева находится одна из его работ - «В суде» (1867 г.).
Перед нами сцена из ежедневной жизни русского суда.
Замкнутое пространство комнаты, в которой происходит суд. Свет, падающий слева, высвечивает фигуры судьи, прокурора, свидетельствующего крестьянина, который истово крестится на портрет Государя. Обвинитель протягивает судье жалобу. Сбоку видна фигура адвоката. Картина отражает реальный суд присяжных – уже прошла реформа Александра II. И вместе с тем в контексте художественного строя картины крестьянин кажется достаточно испуганным и противостоит обвинению. Суд оказывается местом устрашения человека. В работе нет социальной акцентированности работ передвижников, но она полна жизни.
Увы, облазал весь сайт Радищевского музея, но репродукцию картины не нашел.
Кроме масляных красок, Волков много работал акварелью. был великолепным рисовальщиком. Он был автором многих сатирических рисунков в журнале «Искра», издавал в 1871-1893 журнал «Маляр».
Художник всю жизнь жил и работал в Петербурге.
Умер Волков в 1873 году в возрасте 46 лет.
Биография собрана с сайтов
Радищевского музея ,
Art-catalog ,
biografija.ru и
статьи С.А. Экшута «Шайка передвижников. История одного творческого союза».