В августе 2006 прямо за кулисами модного показ умерла от сердечного приступа двадцатидвухлетняя арген- тинская модель Луисель Рамос. В течение трех последних месяцев Луисель питалась лишь листьями салата и диетической колой, надеясь заполучить контракт с международным модным брендом. В ноябре похоронили бразильянку Ану Каролину Рестон «Лицо Giorgio Armani» прожила всего 21 год. При росте 180 сантиметров девушка весила всего 40 килограммов. А в феврале случилась очередная трагедия сестра Луисель Рамос, восемнадцатилетняя Элиана, была найдена мертвой в доме своей бабушки. Врачи констатировали смерть от анорексии.

Анорексия
Нервная анорексия (лат. anorexia nervosa) - психотическое нарушение, при котором человек страдает от мании лишнего веса. Наиболее часто встречается у девушек-подростков от 13 до 19 лет. Выражается в первую очередь в том, что пациент начинает отказываться от пищи, убеждая себя в том, что он не голоден и всячески сопротивляется лечению. В результате происходит истощение организма и атрофирование пищеварительной системы, после чего спасение больного невозможно. Смертность составляет 15\%.

«Дайте девочкам работать!»

Последние показы в крупнейших столицах моды прошли под гул неодобрительных высказываний в адрес худющих манекенщиц и организаторов дефиле «живых скелетов», чьи выпирающие кости не помогают скрыть даже психоделические принты.

Первой ласточкой в борьбе с болезненной худобой стала мадридская неделя моды Pasarela Cibeles. Власти Испании предписали подсчитывать индекс массы тела каждой девушки, прежде чем выпускать ее на подиум. Таким образом, организаторам показов пришлось исключить из списков около 40\% предварительно отобранных моделей и срочно искать новых.

Эстафету у испанской столицы вызвались было принять Милан и Лондон, но как ни старались мэр Милана Летиция Морати и Министр культуры Великобритании Тесса Джоуэл убедить организаторов fashion weeks в необходимости отстранять от участия в шоу слишком худых моделей, из этого так ничего и не вышло. Итальянская Национальная палата моды оставила это предложение без внимания, заявив, что доверяет исключительному вкусу и большому опыту дизайнеров.

А их британские коллеги посоветовали не тратить время на обсуждение веса моделей, а заняться воспитанием подростков и научить их любить свое тело таким, какое оно есть, и правильно питаться. Представитель агентства Elite Кэти Голд заявила, что запрет на участие в шоу худых моделей сильно смахивает на дискриминацию: «Дайте девочкам возможность работать. Они не лезут в ваши проблемы со здоровьем, так оставьте и вы их в покое!»

И все же пополнить ряды стройно-длинноногих красавиц мечтают миллионы девчонок, готовых на любые жертвы ради вожделенного звания «топ-модель». Их не пугают ни постоянные перелеты, ни показы нон-стоп, ни зверская формула красоты: рост 180 сантиметров, вес не более 55 килограммов и известные всем и каждому параметры 90-60-90. Ведь чем ближе тело девушки по своим параметрам к чертежу, сотворенному рукой маэстро, тем лучше. Одним словом, чтобы вещь сидела, как задумывалось, тело манекенщицы в идеале должно уподобиться плоскости бумажного листа.

Моду на худое тело впервые ввела Коко Шанель. Когда юная провинциалка приехала в Париж, самым модным женским типом и эталоном соблазна являлась дородная мадам с большой грудью и грушеподобным задом. Шанель была по-мальчишески худа и плоскогруда, обладала стройными ногами и тонкими руками. Достаточно гордая девушка заявила, что пухлые красотки дурно пахнут и отвратительно смотрятся. «Не бывает людей ни достаточно богатых, ни достаточно худых», - утверждала она. Что ж, атака гениальной Шанель принесла свои плоды: высший свет Парижа сел на диету, дабы соответствовать представлениям о прекрасном великой портнихи.

Набиравший силу феминизм внес свою лепту в отрицание пышных форм. Эмансипированные дамы отрицали эротизм женщины как форму зависимости от мужчин, считая культ красоты скрытой формой сексуальной эксплуатации. В итоге, в культ была возведена совершенно асексуальная дева, которая одета в брюки, курит табак и занимается мужской работой.

Проверка ВМI
В процессе проверки ВМI (body mass index) выводится средняя величина физических данных человека. За основу берутся следующие показатели: рост, вес, пол и возраст. Итоговый результат покажет, имеет ли человек недостаточный, нормальный или избыточный вес.
Согласно ВМI, модель ростом 170 сантиметров должна иметь вес не меньше 53,5 килограмма, манекенщица ростом 180 сантиметров должна весить не меньше 60 килограммов. Девушки невысокого роста (165 сантиметров) для участия в рекламных кампаниях должны иметь минимальный вес 50,4 килограмма.

«Девочка, как мальчик»

1960 годы ознаменовались сексуальной революцией, а вслед за ней и переворотом в мире моды. Окончательное «освобождение» женских ног, предпринятое британским модельером Мэри Куант, заставило пересмотреть каноны красоты и найти для рекламы мини новую модель. Такой чести удостоилась 16-летняя девочка Твигги. Еще в 1965 году она мыла полы и головы клиенткам в парикмахерской на окраине Лондона. Ее звали Лесли Хорнби. У нее были комплексы по поводу худобы, нулевого размера бюстгалтера и прозвища «палка». Новый приятель Найджел Дэйвис заявил, что она вовсе не палка, а самая настоящая тростинка (twigg). И еще сказал, что ее ждет большое будущее модели. Дэвис не ошибся. Как только фотографию Твигги в рекламе салона красоты увидел редактор газеты Daily Express, для нее началась другая жизнь. Худенькая девочка-тростинка с огромными глазами, похожая на печального ребенка, покорила мир. Она стала первой в истории топ-моделью, лицом эпохи мини и рок-н-ролла. Пресса растиражировала ее рост (169 см), вес (40 кг) и нереальные даже по сегодняшним меркам пропорции (80x55x80). Школьницы и взрослые дамы в Европе и в Америке будто сошли с ума: в надежде стать похожими на Твигги они доводили себя диетами до полного изнеможения, глотали амфетамин и - закономерный результат - становились наркоманками. Это явление получило название «синдром Твигги».

Четыре года длилась ее модельная карьера, и за это время Твигги открыла новую эпоху в представлениях о красоте. Она сделала образцом красоты то, что раньше считали уродством. Даже мужчины, традиционно испытывающие сладострастное томление при виде соблазнительных форм, стали выбирать до неприличия тощих подружек. Она перевернула модельный бизнес, полностью изменив существующие в то время стандарты. Именно ее и называют родоначальницей эры подчеркнуто худых манекенщиц, похожих на мальчиков-подростков. Ту самую моду, которая нынче носит название «унисекс».

Расцвет «унисекса» пришелся на 90-е годы двадцатого века. По-сути, «унисекс» - это полное отсутствие признаков, указывающих на пол человека. Теперь и одежда, и прическа, и парфюм стали общими, позволяя добиться эффекта «девочка, как мальчик» и «мальчик, как девочка», все выпуклости и округлости тела не подчеркивались, а напротив, скрывались под майками и широкими штанами.

Пионером в области продвижения стиля в высокую моду стал Кельвин Кляйн, искавший для рекламы первого «унисекс-аромата» уникальное женское лицо, которое было бы совершенно не женским, и женское тело, которое вызывало бы не страсть, а нежность. Он нашел Кейт Мосс. Девушку, которую в школе обзывали гладильной доской. Девушку, которая давилась слезами, когда в раздевалках перед уроком физкультуры подруги гордо показывали друг другу маленькие припухлости, а ей советовали, не стесняясь, отправляться в соседнюю дверь, к мальчикам - все равно ничего нового представители противоположного пола увидеть не смогут. Девушку, которую три раза подряд бросили три разных мальчика, сообщив ей, что она похожа на палку и совсем не сексуальна.

Невысокая, всего 169 сантиметров, тонкая, угловатая, с плоской грудью, волосами-сосульками, щербатым ртом и кривоватыми ногами Кейт стала открытием мира моды, уставшего от фигуристых красавиц Синди и Клаудии. На новых постерах Кляйна полуобнаженная Кейт сидела в обнимку с рэппером Марки Марком. Они прижимались друг к другу, были одинаково причесаны, одинаково раздеты и одинаково откровенно сексуальны. Реклама Calvin Klein мгновенно принесла Кейт славу, в том числе и дурную. Ее обзывали анорексичкой и беспризорницей, мамочки оттаскивали детей от рекламных щитов, пуритане обвиняли в разврате. Кейт Мосс тогда было девятнадцать, но на плакате она выглядела натуральным ребенком.

Мужчинам виднее?

Так уж повелось, что кардиналами высокой моды всегда считались мужчины. Подразумевается, что именно они лучше знают, что должна носить женщина, потому что одевается она для мужчин. Спорное утверждение, если учесть, что имена самых прославленных кутюрье так или иначе связаны с гей-культу рой. Именно на эту деталь в биографиях дизайнеров-мужчин и начали указывать противники засилия худосочных девиц. Дескать, дизайнеры-гомосексуалисты специально пропагандируют худобу. Их самих женщины не привлекают, поэтому они и пытаются навязать другим стандарт моделей, похожих на юных мальчиков: с узкими бедрами и практически без груди.

Наступление на диктат гомосексуалистов в определении направления вектора моды возглавила англичанка Бетти Джексон. «Дизайнеры-мужчины ответственны за многие глупости, навязанные нам, - утверждает она. - Из «героинового шика» была сделана сенсация, мне же глубоко неприятны вещи, делающие женщину похожей на исхудавшую истеричку или сексуальную маньячку. Цель моих работ - не перекрывать индивидуальность женщины».

Дизайнеры-геи приняли бой. Джорджио Армани заявил, что никогда не стремился приглашать для участия в показах очень худых моделей. Ему по душе те девушки, что могут выгодно представить его одежду. Ему вторит Карл Лагерфельд, утверждая, что нет никакой связи между идеалами красоты высокой моды и анорексией девушек-подростков. «Модели не страдают анорексией. Если девушка-модель худая, то она худая по своей природной конституции», - подчеркнул он и выбрал для своего парижского дефиле особенно тощих девушек. Лагерфельд уточнил, что если уж говорить о проблеме, то, по его мнению, во многих странах стало слишком много полных людей, и Франция не является исключением. Дизайнер вообще известен своей страстью к худобе. Пару лет назад сам он сбросил больше 40 килограммов, написал книжку о том, какой похудел и совсем недавно разорвал контракт со шведской компанией Н&М, выпускающей недорогую одежду, из-за того, что модели его костюмов, предназначенные для самых стройных, были выпущены также в размере XL и далее. Журналисты подняли бурю: модельер не хочет одевать реальных женщин и дискриминирует толстушек! Лагерфельд равнодушно пожал плечами и заявил, что свои модели он создавал на стройные фигуры, а вещь для худышки не может столь же красиво смотреться на толстушке.

Обратное явление мы видим у Готье и Гальяно. Оба дизайнера, к слову, открытые гомосексуалисты, в своих показах регулярно используют моделей plus size, а Жан-Поль неоднократно подчеркивал, что не зацикливается на 90x60x90, видит красоту в полных женщинах и готов их одевать. «Разрабатывая коллекции, я учитываю, что далеко не все женщины обладают фигурами манекенщиц, и полная девушка тоже хочет быть модно одетой. Я не стремлюсь любой ценой создать иллюзию совершенной красоты, полагаю, что отклонения от стандарта - это тоже определенная эстетика». Доказательство - показ коллекции весна-лето 2007, где Готье вывел на подиум модель, вес которой составлял 132 килограмма. Дама дефилировала в сексуальном неглиже, демонстрируя прелести объемной фигуры и приводя в изумление глянцево-стройную публику.

Только не стоит спешить и воспринимать хулиганство Готье и Гальяно как желание сменить существующий стереотип «модель-худышка». Показ Гальяно проходил под лозунгом Everything Beautiful («Все прекрасно»), а не Big is Beautiful («Полнота прекрасна»). Помимо пышек во время шоу были выходы близнецов и лилипутов, транссексуалов, седовласых дедушек. Вывод прост: никаких изменений в модельных стандартах в ближайшие годы не произойдет.

Смещение ориентиров
Эксперты, анализирующие современные взрослые журналы типа Playboy, подсчитали индексы пропорций моделей с 1953 года и заявили, что объемы груди и бедер постепенно сокращаются, а объем талии растет. Специалисты на полном серьезе предупреждают, что это может привести к смещению сексуальных ориентиров у мужчин. То есть со временем разница в мужских и женских фигурах будет казаться настолько несущественной, что для мужчины пол потенциального партнера тоже перестанет иметь значение.

Новый ноль

К сожалению, «дело об анорексии» подиумом не ограничивается. У голливудских девушек size zero встречается едва ли не чаще, чем среди манекенщиц. Ведущую группу тощих знаменитостей составляют звезда реалити-шоу Николь Ричи, одна из близняшек Мэри-Кейт Олсен и актрисы Кира Найтли и Кейт Босуорт - все как одна с минималистской грудью, эффектным острым углом тазобедренного сустава и стандартным размером zero. Для справки: американский нулевой размер равен российскому сороковому с параметрами 80-60-86, присущими скорее десятилетней девочке, нежели совершеннолетней девушке.

Модницы твердят о правильном питании, часах в спортзале, напряженном графике и природных особенностях и продолжают таять на глазах. Одетые в вечерние платья на красных ковровых дорожках и в купальники на загородных вечеринках, они являют миру скелетообразные фигуры, на которые без слез не взглянешь. Кажется, эпидемия анорексии охватила Голливуд, и юные старлетки просто не чувствуют разницы между худобой и обтянутыми кожей костями.

В пропаганде нулевого размера журналисты дружно обвиняют популярного стилиста Рэйчел Зои. Среди ее клиенток уже упомянутые Ричи, Найтли и Босуорт. Сама Зои, загорелая блондинка, которая выглядит гораздо старше своих 35 лет и включает в дневной рацион лишь большую чашку латте и пачку сигарет, заявляет, что ни в коей мере не причастна к новым эталонам красоты: «Не думаю, что справедливо обвинять меня в навязывании девочкам худобы. То, что я влияю на их стиль в одежде, не значит, что я влияю на их предпочтения в еде». Как бы то ни было, зверские диеты - повальное увлечение молодого Голливуда, к которому зачастую прибавляются загадочные пищевые добавки и таблетки.

На волне увлечения худым телом в Интернете множится количество сайтов и форумов в поддержку анорексии, где малолетние фанатки рассматривают фотографии своих тощих кумиров. В попытке достигнуть вожделенные пропорции они начинают изнурять себя диетами, истязать тело в спортивных залах. Грань между худой и истощенной фигурой оказывается слишком тонкой, перейти ее легко, а вот вернуться обратно почти невозможно - психика ломается, и на голодание люди подсаживаются так же, как на алкоголь или наркотики.

На Западе нервную анорексию называют синдромом отличниц. Как показали исследования, большинство подобных больных отличается высокой степенью интеллекта. Они с детства привыкли быть первыми всегда и во всем: в учебе, спорте, работе и даже в борьбе с лишними килограммами. Они всецело сосредотачиваются на том, как похудеть, составляют списки употребляемых блюд, методично высчитывают калории, читают много литературы на данную тему и собирают всю информацию о питании и диетах. Каждый лишний килограмм воспринимается ими как трагедия, как катастрофа, как неудача в жизни. И даже когда их кожа обтягивает кости, они не перестают худеть, потому что им все равно кажется, что они толстые. А в организме происходят необратимые процессы: электрохимический и метаболический дисбаланс, способный привести к остановке сердца или сосудистой недостаточности, прекращаются менструальные функции, происходит дистрофия подкожно-жировой клетчатки, кожа становится сухой, холодной на ощупь, ногти слоятся, разрушается зубная эмаль.

Лечение анорексии - трудный и дорогостоящий процесс, и требуются годы, чтобы вернуть больному нормальное видение жизни и самого себя. Но статистика неумолима: только одна треть всех пациентов излечиваются полностью, и на это уходит от 2 до 8 лет, а без необходимого принудительного лечения погибает каждый шестой пациент. Голливудские девочки Мэри-Кейт Олсен и Николь Ричи, а также наследница империи Уегзасе Аллегра уже долгое время борются с анорексией. Эксперты бьют тревогу: «Не обращать внимания на тенденцию size zero - то же самое, что благословлять анорексию».

Ну, а пока подиумный и кинобомонд отдает должное увлекательным «size zero debate», молоденькие дурочки отдают Богу неокрепшие души, стремясь соответствовать нездоровым стандартам счастья и процветания.