-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в ЛенаЛена

       -Подписка по e-mail

       

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 05.05.2007
      Записей:
      Комментариев:
      Написано: 402


      Кириллов. Экспозиции в Народном доме

      Понедельник, 13 Февраля 2023 г. 20:55 + в цитатник

      В Народном доме, выполняющем сейчас функции лекционно-выставочного комплекса Кирилло-Белозерского музея-заповедника, первый этаж отведён под выставочные залы.

      С 2020 года половину первого этажа занимает музей Евгения Преображенского (филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника).

      1652032_m1 (525x700, 266Kb)

      Кто такой Евгений Преображенский, кирилловцы знают хорошо, а приезжему можно узнать, подойдя к памятнику, находящемуся рядом с Народным домом.

      1652032_m2 (525x700, 338Kb)

      Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации. Довольно скупые сведения. Подробности – в музее.

      Я не очень люблю военные выставки, немало уже посещено, и в большинстве одно и то же – ржавые снаряды, солдатские письма, фото и документы… Сначала было интересно, потом во всём виделось повторение. Но решили зайти.

      Музей интерактивный, оформлен в синем (небесном) цвете. Экспозиции разместились в семи залах общей площадью более 350 квадратных метров.  Лабиринт стендов постепенно знакомит с жизнью Евгения Преображенского.

      1652032_m3 (700x466, 221Kb)

      Родился он 9 (22) июня 1909 года в селе Волокославинском Кирилловского уезда в семье сельских учителей Николая Александровича, преподававшего химию, и Анны Дмитриевны, учительницы русского языка. Дед по матери тоже был учителем.

      1652032_m4 (700x525, 242Kb)

      И Евгений мечтал посвятить свою жизнь сельской школе. Поэтому поступил в Череповецкий педагогический техникум. Но закончить не успел, по комсомольской путёвке был призван на военную службу на флот. И это изменило всё: Евгений полюбил море и небо и решил стать морским лётчиком.

      В 1929 году окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС РККА, а в 1930 году — Высшую школу красных морских лётчиков в Севастополе.

      1652032_m5 (700x474, 188Kb)

      Карьера Преображенского в морской авиации складывалась успешно: за девять лет от краснофлотца до командира только что созданного 57-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Сослуживцы вспоминают, большое внимание он уделял работе с коллективом: чтобы была слаженность в воздухе, нужна сплочённость на земле. Помогала кирилловская гармонь-хромка, играть на которой Евгений выучился ещё в детстве.

      1652032_m6 (700x472, 239Kb)

      Не расставался он с ней и на Советско-финской войне (30 ноября 1939 — 12 марта 1940), где принимал участие его полк.

      1652032_m7 (700x470, 218Kb)

      К началу Великой Отечественной войны Преображенский  подошёл боевым летчиком, награждённым орденом Ленина («за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество»).  

      22 июня 1941 года на подвергшихся внезапному удару 66 приграничных советских аэродромах было уничтожено 800 советских самолётов, а общие потери авиатехники составили 1160 машин. Фашисты ликовали. Через месяц гитлеровская авиация начала бомбить столицу СССР.  Только за июль 1941 года на Москву были сброшены свыше 100 тонн фугасных бомб и более 40 тысяч зажигательных.

      22 июля министр пропаганды Йозеф Геббельс заявил: «Ни один камень не содрогнётся в Берлине от постороннего взрыва. Советская авиация уничтожена». А главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг хвастливо добавил: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!».

      Тогда адмирал Николай Кузнецов и командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант Семён Жаворонков предложили нанести удар с воздуха по Берлину. Осуществить бомбовую атаку предстояло экипажам особой группы Первого минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной бригады морской авиации Балтийского флота, командиром которой был полковник Евгений Преображенский.

      1652032_m8 (604x523, 341Kb)

      Советским бомбардировщикам предстояло пролететь  1756 км, из них 1400 – над морем без чётких ориентиров, в режиме радиомолчания, сквозь плотное кольцо немецких систем ПВО и истребителей-перехватчиков. При этом полёт должен был проходить ночью, на высоте семь тысяч метров.

      Предстояло лететь на самолётах ДБ-3Т, в музее стоит восстановленная модель.

      1652032_m9 (700x525, 200Kb)

      Правда, шасси экспонируется отдельно.

      1652032_m10 (700x466, 236Kb)

      Меня очень удивило, что этот самолёт – полая металлическая бочка.

      1652032_m11 (700x483, 178Kb)

      Бомбы ФАБ-100 подвешивались снаружи.

      1652032_m12 (550x390, 189Kb)

      Для корректировки авиаударов в днище был люк. Вот примерно что видел через него стрелок.

      1652032_m13 (700x536, 215Kb)

      А лётчик, сидевший за штурвалом, имел такой обзор.

      1652032_m14 (700x525, 181Kb)

      В кабине было очень холодно,  температура за бортом на высоте 7 тысяч метров была минус 45-50 градусов. Поэтому лицо пилота защищала кожаная маска.

      1652032_m15 (700x525, 233Kb)

      А вот от перегрузок, связанных с полётом на большой высоте,  ничто не могло спасти. Вспоминают, что у участников этих бомбардировок шла кровь из ушей и носа.

      Всё же почти нереальный проект был осуществлен 8 августа 1941 года. Три группы из 15 машин поднялись с аэродрома подскока острова Эзель. Флагманскую машину вёл Преображенский.

      1652032_m16 (700x424, 217Kb)

      Это была одна из самых дерзких операций Второй мировой войны. Воздушные удары по столице нацистской Германии стали ответом на бомбардировки Москвы и имели большой военно-политический и психологический эффект.

      После успешного завершения операции Евгению Преображенскому было присвоено звание Героя Советского Союза, а полк, которым он руководил, первым в военно-морской авиации удостоен звания гвардейского.

      Авианалёты  же продолжились.

      1652032_m17 (700x520, 240Kb)

      Всего с 8 августа по 4 сентября 1941 года совершено 9 налетов, 81 самолёто-вылет. 55 бомбёжек  – по вражеской столице, остальные по военным объектам. Было сброшено 635 фугасных и зажигательных  бомб общей массой 34,5 тонн, 34 контейнера с листовками и газетами. И во всех налётах принимал участие командир полка полковник Преображенский (в четырёх на флагманском самолёте).

      1652032_m18 (700x466, 245Kb)

      В дальнейшем полк участвовал в операциях по обороне Ленинграда, уничтожал морские фашистские десанты на крайнем Севере,  принимал участие в освобождении европейских государств (на специальной интерактивной карте можно увидеть фотографии и описание каждой операции полка).

      В апреле 1945 года полк был направлен на Тихоокеанский флот, где участвовал в боевых действиях против Японии. В конце Маньчжурской операции Евгений Преображенский спланировал и лично возглавил десант, который 22 августа 1945 года за несколько часов взял Порт-Артур.

      1652032_m19 (525x700, 219Kb)

      Просуществовал Первый Гвардейский минно-торпедный авиационный Клайпедский Краснознамённый полк военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота (1-й ГМТАККП ВВС КБФ) 22 года. В 1960 году он был расформирован в связи «с дальнейшим значительным сокращением ВС СССР».

      1652032_m20 (450x591, 121Kb)

      Только на три года пережил своё детище Герой Советского Союза, кавалер трёх орденов Ленина, пяти орденов Красного Знамени, орденов Суворова 2-й степени и Красной Звезды, ордена «Государственное Знамя» 1-й степени КНДР генерал-полковник Евгений Преображенский.

      1652032_m21 (700x525, 303Kb)

      Похоронен герой на Новодевичьем кладбище в Москве.

      Именем Преображенского названы улицы в Вологде, Череповце, Кириллове, посёлке Сафоново Мурманской области, городе Пестово Новгородской области, городе Всеволожске Ленинградской области (вот только фамилия созвучна с возвращаемыми сейчас названиями улиц по храмам и улица Преображенского часто воспринимается как Преображенская), а ещё самолёт Ту-142МК  борт №94 авиации ВМФ России, самолёт «Sukhoi Superjet 100» авиакомпании «Северсталь-авиа» и пассажирский теплоход.

      1652032_m22 (686x400, 259Kb)

      Музей содержит ещё много сведений о сослуживцах Преображенского, документы, фотографии, личные вещи. На мониторах можно прочесть дополнительную информацию  и увидеть документальные кадры.

      1652032_m23 (700x413, 158Kb)

       

      *  *  *

      С музеем Преображенского первый этаж Народного дома делит выставочный зал, где проводятся временные выставки. Нам повезло – там проходила выставка  «РУССКОЕ БАРОККО», приуроченная к Международной конференции "Русское церковное искусство эпохи барокко".

      Повезло трижды. Во-первых, потому что увидеть все 310 произведений искусства второй половины XVII – XIX веков вместе вне этой выставки невозможно. Они хранятся по отдельности в 13 государственных музеях Вологодской и Архангельской областей, частном музее «Невьянская икона» (Екатеринбург) и 19 частных коллекциях, в том числе и за рубежом.  

      1652032_m24 (507x700, 243Kb)

      Во-вторых, потому что выставку всё время переносили из-за карантина, и вот наконец-то появилась возможность её провести с единственным условием – посетители должны быть в масках (можно и потерпеть ради такого случая).

      1652032_m25 (700x525, 253Kb)

      И в-третьих – мы попали на самое открытие выставки, то есть наше посещение было бесплатным, фотосъёмка разрешена. А кроме того, мы смогли увидеть и услышать организаторов выставки и участников научной конференции – людей, подаривших нам эту красоту.

      1652032_m26 (700x496, 221Kb)

      «Причудливый» – так переводится название стиля барокко, сформировавшегося в конце XVI - начале XVII века в Западной Европе. В России расцвет барокко начался в период правления Петра I. Этот стиль проявился во всех видах искусства и проник даже в самую консервативную сферу  – церковную.

      Барокко привнесло в церковь яркие краски, богатую декоративность, необычные сюжеты и их трактовки, невозможные в древнерусской традиции. Это должно было создать на земле образ рая.

      А провинциальное, в частности северное, барокко, создаваемое местными художниками вдалеке от итальянских мастеров и лучших образцов иконописи Москвы и Санкт-Петербурга, сделало ещё больше – оно запечатлело народное представление о красоте и рае, Боге и святых.

      Новые веяния коснулись всей внешней атрибутики церкви, начиная с богослужебных книг. Оклады украшались драгоценными камнями,  литьём или чеканками с позолотой, бархатом.

      1652032_m27 (700x525, 280Kb)

      А в самих книгах появились иллюстрации (иногда напоминающие современные комиксы) и узорные вставки.

      1652032_m28 (700x489, 238Kb)

      Евангелие. 1701 год. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника

      1652032_m29 (700x525, 255Kb)

      Евангелие 1735 года. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника

       

      Более светлыми, яркими стали церковные ткани. Даже такой печальный сюжет, как «Положение во гроб», выглядит празднично, потому что горе, как и смерть Христа, временно.

      1652032_m30 (700x482, 247Kb)

      Воздух «Положение во гроб», вторая треть XVIIIвека. Великоустюгский музей-заповедник.

       

      Шёлк, парча, золотые нити, позументы, канитель, шитье, соединенные в витиеватые узоры, украсили одеяния священников.

      1652032_m31 (525x700, 265Kb)

      Стихарь. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника

      1652032_m32 (525x700, 244Kb)

      Фелонь. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника

       

      Значительно изменились иконы. Если в допетровскую эпоху многие века иконопись ориентировалась на древние Византийские образцы, была сдержанной, статичной, отрешённой от всего земного, то барокко вдохнуло в неё жизнь, приблизило к людям.

      Иконы заблистали золотом. Если раньше золотился только нимб святого, то на иконе Иоанна Воина сияет всё, кроме тёмного лика святого.

      1652032_m33 (585x700, 277Kb)

      Иоанн Воин. Вторая четверть XIXвека. Частное собрание.

      Нимб не отличается по цвету от фона, он только обозначен контуром и лучами.

      Очень светлая, праздничная икона Спас Вседержитель. Красивыми узорами покрыты одеяния Христа, детали резного трона и даже подушек, на которых Он восседает.

      1652032_m34 (540x700, 272Kb)

      Спас Вседержитель на престоле. Вторая половина XVIII века. Собрание частного музея «Невьянская икона»

      Ещё одна икона с тем же сюжетом, тоже яркая, с множеством декоративных элементов.

      1652032_m35 (502x700, 255Kb)

      Вседержитель на престоле. Середина XVIII века. Белозерский областной краеведческий музей.

      Лик Христа очень выразителен, но с пропорциями тела мастер что-то не подрассчитал.

      Изографы считали, что наладить духовный контакт с прихожанами гораздо проще, когда святой предстает здоровым, красивым и румяным, с внимательными глазами, с добродушным выражением лица, иногда даже улыбается, то есть выглядит обычным человеком. Таков, например, образ пророка Захарии.

      1652032_m36 (510x700, 209Kb)

      Пророк Захария Серповидец. 1738 год, Максим Искрицкий. Вологодский музей-заповедник.

      На другой иконе доброта струится от простого круглого лица с легким румянцем, полуулыбкой на устах и лучистыми глазами. Именно так и должна выглядеть одна из самых любимых русских святых Параскева, имя которой в переводе с греческого означает "пятница".

      1652032_m37 (700x527, 245Kb)

      Параскева Пятница. XVIII век. Частное собрание

      Она считалась покровительницей торговли (торги во многих русских городах проводились по пятницам), а также всякой женской работы и рукоделия. Особому её почитанию способствовало и то, что в сознании верующих имя святой ассоциировалось с крестной жертвой Христа, поскольку распятие произошло в пятницу. Ну и окончание рабочей недели опять же…

      Согреты нотками «живоподобия» и образы святого Дмитрия Прилуцкого

      1652032_m38 (481x700, 214Kb)

      Дмитрий Прилуцкий. 1777 год, собрание Вологодского музея-заповедника

      и святой Татьяны.

      1652032_m39 (497x700, 197Kb)

      Великомученица Татьяна. 1781 год, собрание Вологодского музея-заповедника.

      Вместо мученического креста у преподобной Татьяны в руках меч, которым её казнили, и цветок – символ чистоты. Внешней красотой святая на иконе не отличается, зато в облаках вокруг неё вьются полупрозрачные ангелы,

      1652032_m40 (525x700, 200Kb)

      а в груди живет горячая любовь к Богу, что подчеркнуто алым цветом.

      1652032_m41 (700x513, 240Kb)

      Сочетанием геометрической четкости и свободной пластичности удивляет икона «Рождество Богородицы».

      1652032_m42 (540x700, 283Kb)

      Рождество Богородицы. Первая треть XIXвека. Череповецкое музейное объединение.

      А вот любопытная икона «Благовещение Богородицы».

      1652032_m43 (553x700, 227Kb)

      Благовещение Богородицы. Вторая половина XVIII века. Частное собрание.

      Пресвятая Дева Мария запечатлена за книгой. Забавно, потому что в библейские времена не существовало книг, написанных кириллицей, да и вряд ли Богородица умела читать. Но это, пожалуй, не ошибка иконописца, а часть метафоричности иконы.

      Благая весть, принесённая архангелом Гавриилом, предстает в образе невиданного цветка (так, по-видимому, представлял себе иконописец лилию – символ чистоты и непорочности).

      1652032_m44 (525x700, 229Kb)

      А Святой Дух (мало напоминающий голубя) изображён в движении, в нисходящем луче.

      1652032_m45 (525x700, 271Kb)

      Постепенное перерождение иконы в религиозную картину завершается к рубежу XVIII-XIX веков.

      1652032_m46 (700x525, 252Kb)

      Рождество Христово. Конец XVIII века. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.

      На иконе «Рождество Христово» вместо нимба над головой Девы Марии и Младенца сияние, а над Иосифом тонкий золотой обруч. Такое вот народное представление о «степени святости». А ещё заставляет задуматься «дублирование лиц». Нельзя не заметить схожесть служанки с Богородицей, а одного из волхвов с Иосифом. Вряд ли это случайность.

      Вот ещё тот же сюжет.

      1652032_m47 (700x552, 268Kb)

      Рождество Христово. XVIII век. Частное собрание.

      На этой иконе цари и пастухи изображены отдельно. А сколько здесь «русского духа»! И горностаевая мантия, в которую традиционно на русском лубке наряжали царей, и красная рубаха, и простые русские крестьянские лица. Вот только Младенцу не повезло, какой-то он нескладный.

      1652032_m48 (700x525, 318Kb)

      Очень интересны иконы с образом архангела Михаила.

      1652032_m49 (525x700, 263Kb)

      Чудо Архистратига Михаила в Хонех. 1740-е годы. Собрание Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

      Его всегда изображают ярким, светлым, красивым. Безусловно, это один из любимых народом образов в христианстве. Почему?

      1652032_m51_1_ (399x700, 241Kb)

      Архистратиг Михаил. Вторая половина XVIII века. Собрание музея «Малые Корелы».

      Для ответа на этот вопрос стоит присмотреться к образу зла, с которым сражается архангел.

      1652032_m52 (700x505, 255Kb)

      1652032_m53 (700x513, 260Kb)

      Чёрный человек с рогатой головой – это образ не дьявола, а дохристианского Велеса, божества, живущего на земле, антагониста обитающего на небе Перуна. 

      1652032_m54 (525x700, 274Kb)

      Архангел Михаил. XVIII век. Частное собрание.

      Велес, скотий бог, покровитель знахарей и врачевателей, мог принимать вид быка, коня, человека или змея. Он единственный из всех богов был наделен способностью (или даже обязанностью) проходить через все три мира (явь, навь, правь), следя за гармонией в них. Перун же покровитель воинства, громовержец, само имя которого имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий». Периодические поединки между Перуном и Велесом объясняли чередование урожайных и неурожайных лет, стихийные бедствия, падёж скота…

      А потом пришло христианство, которое объяснило, что Велес – зло. Сражался с этим злом архангел Михаил, он победил. Громы и молнии посылает на землю пророк Илья. А никакого Перуна и нет вовсе.

      1652032_m55 (700x525, 356Kb)

      Огненное восхождение пророка Илии в житии (фрагмент). Середина XVIII века. Собрание Вельского краеведческого музея.

      Не было – так не было. Пусть не Перун, а пророк Илия. Но суть-то одна. И появляется на иконе Илья-пророк на фоне полыхающего зарей северного неба в колеснице, запряженной крылатыми конями. Все, как и в древних славянских верованиях, только имя сменилось.

      Кстати, подобное быкообразное существо на одной из икон топчет ногами и Богородица.

      1652032_m57 (525x700, 255Kb)

      Рожки, глаза, змеиный хвост, землистый цвет… Вот только историю женских славянских божеств я не знаю. Может, и в этом сюжете есть параллель со славянскими мифами.

      1652032_m58 (700x470, 304Kb)

      Очень мне нравится динамичность и цветовое решение северных икон. Вот «Преображение Господне». Яркое, ослепляющее сияние исходит от воскресшего Иисуса Христа, и сам он это сияние, а фигура и одежды – это только условность. Вот как изобразил эту метафору иконописец – белым по белому.

      1652032_m59 (502x700, 227Kb)

      Преображение Господне. XVIII век. Частное собрание.

      Это сияние постепенно освещает землю, как солнце, выглядывающее из-за тучки. Потому часть холма ещё в тени, и человек там пока не ослеплён этим светом. А граница земли и Небес какова! 

      Обращает на себя внимание изображение  человеческого тела. В древнерусской традиции фигура, как правило, скрывалась под одеждами, оставлялось лишь лицо, кисти рук и иногда ступни. Если же нужно было изобразить обнаженного человека, то он был худощавым, почти измождённым, с непропорциональным телом, подчеркивающим духовность образа, его размежевание со всем земным.

      Но барокко требовало красоты (рай же!), а какая красота может быть в изможденной плоти? Поэтому на иконах можно встретить крепкие, мускулистые фигуры,

      1652032_m60 (451x700, 173Kb)

      Вознесение Господне. Лука Петров, 1796 год. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

      Иногда даже полные, упитанные.

      1652032_m61 (700x525, 253Kb)

      Бичевание Христа. XVIII век. Собрание частного музея «Невьянская икона».

      Именно таким было представление о телесной красоте у живущего впроголодь народа.

      Впервые мне встретилось и такое чудо – икона Шестоднев.

      1652032_m62 (536x700, 245Kb)

      Шестоднев. XVIII век. Собрание государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

      Своеобразное расписание на неделю. В центре – Вознесение Христово. Понедельник – Собор архистратига Михаила. Вторник – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Среда – Благовещение. Четверг – Омовение ног. Пятница – Распятие Господне. Суббота – Образ всех святых.

      Особо почитаемые или чудотворные иконы в эпоху барокко украшали новыми, дорогими окладами.

      1652032_m63 (531x700, 303Kb)

      Серебряные и позолоченные замысловатые ажурные узоры напоминали кружево. Или вились вокруг образа диковинные травы и цветы.

      1652032_m64 (525x700, 259Kb)

      Рама иконы. Вторая половина XVIII века Собрание Великоустюгского музея-заповедника.

      Иногда старые иконы становились частью киота с резными расписными створками.

      1652032_m65 (700x594, 318Kb)

      Створки киота. Конец XVII – начало XVIII века. Собрание Каргопольского музея. Богородица Одигитрия. Конец XVII – начало XVIII века. Собрание государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

      В эпоху барокко на смену тябловым иконостасам, то есть простым доскам, на которые ставились одинаковые по размеру иконы, пришли новые, резные, сами по себе являвшиеся произведениями искусства.

      1652032_m66 (525x700, 209Kb)

      Столбик иконостаса. XVIII век. Частное собрание.

      Их основной чертой является виртуозная ажурной резьба с замысловатым орнаментом, которая покрывалась золотой краской.

      1652032_m67 (700x525, 298Kb)

      Такой иконостас напоминает благоухающий райский сад, в котором располагаются иконы святых.

      Изменилась и форма икон. На смену прямоугольным пришли овальные, круглые.

      1652032_m68 (525x700, 227Kb)

      Усекновение главы Иоанна Предтечи. Вторая половина XVIII века. Собрание музея «Малые Корелы»

      А иногда форма иконы определялась «запросами» иконостаса.

      1652032_m69 (700x563, 247Kb)

      Гостеприимство Авраама (Святая Троица Ветхозаветная) 1781 г. Собрание Вологодского музея-заповедника.

      1652032_m70 (700x620, 235Kb)

      Крещение Господне. Ок.1777 года. Собрание Вологодского музея-заповедника.

      1652032_m73 (700x524, 250Kb)

      Фрагмент иконостаса. Вторая половина XVIII века. Собрание Тотемского музейного объединения.

      1652032_m74 (511x700, 207Kb)

      Пророк Моисей. Ок. 1781 года. Собрание Вологодского музея-заповедника.

      Удивили выпуклые иконы – попытка создать объёмные изображения святых, как сейчас говорят, в 3D-формате. 

      1652032_m75 (525x700, 191Kb)

      Фрагмент створки Царских врат. Вторая половина XVIII  века. Собрание Тотемского музейного объединения.

      1652032_m76 (525x700, 266Kb)

      Особым вниманием в церкви окружены Царские врата, поэтому и украшались они замысловато.

      1652032_m77 (700x467, 250Kb)

      Часто на створках Царских врат и размещали евангелистов. Иногда это были объёмные и рельефные фигурки – деревянные скульптуры.

      1652032_m78 (500x700, 190Kb)

      Марк. Вторая половина XVIII века. Собрание Сольвычегодского музея.

      1652032_m79 (487x700, 177Kb)

      Матфей. Вторая половина XVIII века. Собрание Сольвычегодского музея.

      Иногда на вратах вырезались многофигурные композиции.

      1652032_m80 (525x700, 231Kb)

      Царские врата. Середина XVIII века. Собрание Сольвычегодского музея.

      Даже прочесть можно – «В начале было слово…»

      1652032_m81 (700x525, 333Kb)

      А какие замечательные лица! Живой, осмысленный взгляд, морщины на лбу…

      1652032_m82 (525x700, 297Kb)

      1652032_m83 (493x700, 298Kb)

      Резные деревянные изображения часто встречались в северных церквях. Ими украшали не только Царские врата. Были резные иконы,

      1652032_m84 (700x541, 273Kb)

      Святая Троица в силах небесных. Середина XVIII века. Частное собрание.

      резные складни, украшенные деревянными фигурками святых и иконами.

      1652032_m85 (525x700, 275Kb)

      Складень трехстворчатый.  1690-е годы. Собрание Сольвычегодского музея.

      Деревянными скульптурами украшали алтари, столпы, хоры. Создается впечатление, что резчики добивались своеобразной материализации образов Святого писания, уменьшая таким образом дистанцию между людьми и святыми заступниками.

      Обязательный элемент церковного убранства – представители небесного воинства: серафимы, херувимы, ангелы.

      1652032_m86 (525x700, 202Kb)

      Херувим. Конец XVIII века. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.

      Милые личики с золотыми крылышками вплетались в золоченые деревянные узоры иконостаса между чиновыми иконами.  В некоторых случаях они маскировали стыки конструкции.

      1652032_m87 (700x524, 236Kb)

      Головки ангелов. Конец XVIII – начало XIX века. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника

      1652032_m88 (700x522, 202Kb)

      Головка ангела. XVIII век. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.

      Были и ростовые фигуры ангелов в золотых одеждах.

      1652032_m89_1_ (471x700, 186Kb)

      Ангел. XVII век. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.

      1652032_m90 (525x700, 205Kb)

      Ангел. Конец XVIII века. Собрание Тотемского музейного объединения

      Иногда деревянная скульптура заменяла собой иконы. Это изображение Саваофа, скорее всего, венчало иконостас.

      1652032_m91 (700x544, 223Kb)

      Саваоф. XVIII век. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.

      А вот какой красивый Иоанн Богослов. В северных сельских храмах церковные обряды завершались поклонением статуям с приношением им даров – денег, холстов, украшений, яиц, снопов…

      1652032_m92 (525x700, 223Kb)

      Иоанн Богослов. Конец XVIII века. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.

      А это Богородица в золотых одеждах. Очевидно, она была частью скульптурной группы.

      1652032_m93 (517x700, 183Kb)

      Богородица. 1776 – 1782 г. Собрание Вологодского музея-заповедника.

      Единственная представленная на выставке целая скульптурная группа – «Снятие со креста».

      1652032_m94 (700x525, 208Kb)

      Снятие со креста. XVIII век. Собрание Череповецкого музейного объединения.

      Этот сюжет в Евангелиях не прописан. Известно, что Иосиф Аримафейский упросил Понтия Пилата отдать ему тело умершего на кресте Христа. Кто и как снимал тело, евангелисты не сообщают. Упоминаются  Никодим, Иоанн Богослов, Богородица и жены-мироносицы как участники этого скорбного действа и последующих похорон. Поэтому мастера, обращавшиеся к этому сюжету, имели некоторую свободу: они могли сами выбирать действующих лиц.

      В этой композиции представлено 11 фигур, снимающих мёртвого Христа. И каждой из них приданы индивидуальные черты, личные эмоции.

      1652032_m95 (700x525, 257Kb)

      Горе Богородицы, с самого начала знавшей, какая страшная кончина ожидает её сына, передано очень реалистично. Руки, к сожалению, утрачены, но само их движение, наклон головы – она как будто вспоминает, как держала его младенцем, как оберегала и защищала его. И вот такое горе – пережить своего сына, увидеть, в каких страшных муках он умирал. Видимо, ноги подкосились, другие женщины поддерживают её. Хотя Марии Магдалине, полюбившей Христа всем сердцем, и самой нелегко, она утешает Мать (рот приоткрыт). Третья женщина выглядит более спокойной, горе не затронуло её лично.

      Восемь мужчин заняты скорбной работой.

      1652032_m96 (700x522, 245Kb)

      Очень бережно они снимают тело, будто боятся Ему, уже мёртвому, причинить боль. Один заботливо поддерживает голову,

      1652032_m97 (700x514, 240Kb)

      Другой подставляет спину, чтоб осторожно спустить тело к стоящим ниже. Третий расправляет плащаницу…

      1652032_m98 (700x525, 282Kb)

      А этот, протягивающий руки, плачет. Может, конечно, это просто дефект краски, но мне так видится.

      Все экспонаты выставки необычайно интересны. В них столько любопытных деталей, скрытых намёков, что хочется постоять, подумать, сравнить, а потом узнать побольше об увиденном. Северные мастераглубоко чувствовали внутреннюю суть, дух барочного искусства и умели выразить его просто и ясно. Среди созданных ими образов  почти не встречается персонажей строгих, мрачных, аскетических.  Лики святых успокаивают, дарят надежду, вдохновляют.

      Мне кажется, если бы вот эта струя церковного барокко развивалась и дальше, русская православная церковь была бы демократичнее, светлее, добрее, чище. Но этого не случилось. Если архитектуру барокко РПЦ приняла, то против икон и особенно против деревянной скульптуры вела непримиримую борьбу.

      В конце XVII века протопоп Аввакум разразился гневным письмом: «Есть же дело настоящее: пишут Спасов образ Еммануила, лицо одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя». В плотскости и бездуховности икон Аввакум обвинял своего идейного врага патриарха Никона, который «умыслил будто живыя писать, устрояет все по-фряжскому, сиречь по-неметцкому», а потому борьба с барокко была частью борьбы с реформированием церкви.

      Но уже после церковного раскола Священный Синод указом от 1722 года потребовал изымать из церквей все неканонические иконы и деревянные культовые фигуры и переправлять их в Синод или Синодальные конторы для уничтожения.  Официально это объяснялось борьбой с скорописными уродливыми иконами и скульптурами, вызывающими отвращение.

      Можно, конечно, предположить, что сжигали только уродливые поделки. Только вот что считать уродливым?

      Вот этот ангел уродлив?

      1652032_m99 (510x700, 180Kb)

      Ангел. XVIII век. Собрание государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

      Или мил? А этот?

      1652032_m100 (525x700, 181Kb)

      Ангел. XVIII век. Собрание Череповецкого музейного объединения.

      Они не отличаются точностью пропорций, лица кукольные, но в них столько искренности, простоты, доброты, что расстаться с ними непросто.

      Вот это изображение Дмитрия Солунского с такими выразительными глазами точно должно было оказаться в огне. И не потому, что иконописец не очень красиво написал заправленные в сапоги штаны святого.

      1652032_m101 (525x700, 202Kb)

      Дмитрий Солунский. XVIII век. Частное собрание.

      А потому, что нарушил указания по изображению «святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну». В общем, всё понятно.

      Огонь жадно пожирал всё. Новые иконы и деревянные скульптуры пылали на столичных площадях в негасимых кострах очень долго. В XVIII веке барокко из церквей изгонялось и уничтожалось почти с таким же размахом, как некогда христианство искореняло языческих идолов.

      То, что удалось спасти, попало под особый Указ императора Николая I № 11599 от 30 ноября 1832 года, требующий «нигде в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов». То есть опять избавлялись от христианских картин и деревянной скульптуры. Указ горячо поддержало церковное начальство. Одни видели в подобных изображениях язычество, другие латинянство (подражание католичеству), третьи надругательство над канонами иконописи. А четвертые в уничтожении барокко чувствовали отличную возможность утверждения нового стиля в церковном искусстве – классицизма.

      А уж в ХХ веке уничтожали всё подряд, не разбирая, где искусство, а где мракобесие.

      Удивительно, как вообще что-то сохранилось до нашего времени.

      1652032_m102 (700x525, 305Kb)

      Распятие (фрагмент). Первая четверть XVIII века. Собрание Каргопольского музея

      В общем, осталось немного. И оставшееся раскидано по разным музеям и коллекциям. Счастье, что нам удалось в кирилловском Народном доме столько красоты увидеть.

      1652032_m103 (700x506, 194Kb)

       

      О том, как выглядят барочные храмы на русском Севере, можно прочесть здесь:

      https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post415635372 Благовещенский собор Сольвычегодска

      https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post415703191 Введенская церковь Сольвычегодска

      https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post433448688/ Часовни Кенозерья

      https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post496798474 Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря

      https://vk.com/mahamls?w=wall126106326_18022%2Fall  Деревянная скульптура Севера

      Серия сообщений "Северная Фиваида":
      Северная Фиваида
      Часть 1 - Кириллов. Отель "Феникс" и его окрестности
      Часть 2 - История Кирилло-Белозерского монастыря (начало)
      ...
      Часть 10 - Город Кириллов. Исторические штрихи
      Часть 11 - Кириллов. Прогулка по городу.
      Часть 12 - Кириллов. Экспозиции в Народном доме
      Часть 13 - Кириллов. Сиверское озеро
      Часть 14 - Ильинская церковь. Ципинский погост
      Часть 15 - Ферапонтов монастырь
      Часть 16 - Ферапонтово. Музей фресок Дионисия
      Часть 17 - Горицы. Монастырь и гора Маура

      Метки:  

      lider28   обратиться по имени Красота Вторник, 14 Февраля 2023 г. 01:09 (ссылка)
      Прочитала , посмотрела на одном дыхании. Какая же богатая Вологодская земля. Сколько всего ценного и все сохранено довольно в хорошем состоянии. Спасибо, тебе, Леночка, за такое интересное создание, ты просто умничка, молодец! Продолжай радовать своими произведениями. Я их очень люблю читать и любоваться старинными композициями.
      Ответить С цитатой В цитатник
      ЛенаЛена   обратиться по имени Вторник, 14 Февраля 2023 г. 11:27 (ссылка)

      Ответ на комментарий lider28

      Спасибо, очень рада такому душевному отзыву.
      Ответить С цитатой В цитатник
       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку