Кириллов. Экспозиции в Народном доме |
В Народном доме, выполняющем сейчас функции лекционно-выставочного комплекса Кирилло-Белозерского музея-заповедника, первый этаж отведён под выставочные залы.
С 2020 года половину первого этажа занимает музей Евгения Преображенского (филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника).
Кто такой Евгений Преображенский, кирилловцы знают хорошо, а приезжему можно узнать, подойдя к памятнику, находящемуся рядом с Народным домом.
Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации. Довольно скупые сведения. Подробности – в музее.
Я не очень люблю военные выставки, немало уже посещено, и в большинстве одно и то же – ржавые снаряды, солдатские письма, фото и документы… Сначала было интересно, потом во всём виделось повторение. Но решили зайти.
Музей интерактивный, оформлен в синем (небесном) цвете. Экспозиции разместились в семи залах общей площадью более 350 квадратных метров. Лабиринт стендов постепенно знакомит с жизнью Евгения Преображенского.
Родился он 9 (22) июня 1909 года в селе Волокославинском Кирилловского уезда в семье сельских учителей Николая Александровича, преподававшего химию, и Анны Дмитриевны, учительницы русского языка. Дед по матери тоже был учителем.
И Евгений мечтал посвятить свою жизнь сельской школе. Поэтому поступил в Череповецкий педагогический техникум. Но закончить не успел, по комсомольской путёвке был призван на военную службу на флот. И это изменило всё: Евгений полюбил море и небо и решил стать морским лётчиком.
В 1929 году окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС РККА, а в 1930 году — Высшую школу красных морских лётчиков в Севастополе.
Карьера Преображенского в морской авиации складывалась успешно: за девять лет от краснофлотца до командира только что созданного 57-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Сослуживцы вспоминают, большое внимание он уделял работе с коллективом: чтобы была слаженность в воздухе, нужна сплочённость на земле. Помогала кирилловская гармонь-хромка, играть на которой Евгений выучился ещё в детстве.
Не расставался он с ней и на Советско-финской войне (30 ноября 1939 — 12 марта 1940), где принимал участие его полк.
К началу Великой Отечественной войны Преображенский подошёл боевым летчиком, награждённым орденом Ленина («за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество»).
22 июня 1941 года на подвергшихся внезапному удару 66 приграничных советских аэродромах было уничтожено 800 советских самолётов, а общие потери авиатехники составили 1160 машин. Фашисты ликовали. Через месяц гитлеровская авиация начала бомбить столицу СССР. Только за июль 1941 года на Москву были сброшены свыше 100 тонн фугасных бомб и более 40 тысяч зажигательных.
22 июля министр пропаганды Йозеф Геббельс заявил: «Ни один камень не содрогнётся в Берлине от постороннего взрыва. Советская авиация уничтожена». А главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг хвастливо добавил: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!».
Тогда адмирал Николай Кузнецов и командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант Семён Жаворонков предложили нанести удар с воздуха по Берлину. Осуществить бомбовую атаку предстояло экипажам особой группы Первого минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной бригады морской авиации Балтийского флота, командиром которой был полковник Евгений Преображенский.
Советским бомбардировщикам предстояло пролететь 1756 км, из них 1400 – над морем без чётких ориентиров, в режиме радиомолчания, сквозь плотное кольцо немецких систем ПВО и истребителей-перехватчиков. При этом полёт должен был проходить ночью, на высоте семь тысяч метров.
Предстояло лететь на самолётах ДБ-3Т, в музее стоит восстановленная модель.
Правда, шасси экспонируется отдельно.
Меня очень удивило, что этот самолёт – полая металлическая бочка.
Бомбы ФАБ-100 подвешивались снаружи.
Для корректировки авиаударов в днище был люк. Вот примерно что видел через него стрелок.
А лётчик, сидевший за штурвалом, имел такой обзор.
В кабине было очень холодно, температура за бортом на высоте 7 тысяч метров была минус 45-50 градусов. Поэтому лицо пилота защищала кожаная маска.
А вот от перегрузок, связанных с полётом на большой высоте, ничто не могло спасти. Вспоминают, что у участников этих бомбардировок шла кровь из ушей и носа.
Всё же почти нереальный проект был осуществлен 8 августа 1941 года. Три группы из 15 машин поднялись с аэродрома подскока острова Эзель. Флагманскую машину вёл Преображенский.
Это была одна из самых дерзких операций Второй мировой войны. Воздушные удары по столице нацистской Германии стали ответом на бомбардировки Москвы и имели большой военно-политический и психологический эффект.
После успешного завершения операции Евгению Преображенскому было присвоено звание Героя Советского Союза, а полк, которым он руководил, первым в военно-морской авиации удостоен звания гвардейского.
Авианалёты же продолжились.
Всего с 8 августа по 4 сентября 1941 года совершено 9 налетов, 81 самолёто-вылет. 55 бомбёжек – по вражеской столице, остальные по военным объектам. Было сброшено 635 фугасных и зажигательных бомб общей массой 34,5 тонн, 34 контейнера с листовками и газетами. И во всех налётах принимал участие командир полка полковник Преображенский (в четырёх на флагманском самолёте).
В дальнейшем полк участвовал в операциях по обороне Ленинграда, уничтожал морские фашистские десанты на крайнем Севере, принимал участие в освобождении европейских государств (на специальной интерактивной карте можно увидеть фотографии и описание каждой операции полка).
В апреле 1945 года полк был направлен на Тихоокеанский флот, где участвовал в боевых действиях против Японии. В конце Маньчжурской операции Евгений Преображенский спланировал и лично возглавил десант, который 22 августа 1945 года за несколько часов взял Порт-Артур.
Просуществовал Первый Гвардейский минно-торпедный авиационный Клайпедский Краснознамённый полк военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота (1-й ГМТАККП ВВС КБФ) 22 года. В 1960 году он был расформирован в связи «с дальнейшим значительным сокращением ВС СССР».
Только на три года пережил своё детище Герой Советского Союза, кавалер трёх орденов Ленина, пяти орденов Красного Знамени, орденов Суворова 2-й степени и Красной Звезды, ордена «Государственное Знамя» 1-й степени КНДР генерал-полковник Евгений Преображенский.
Похоронен герой на Новодевичьем кладбище в Москве.
Именем Преображенского названы улицы в Вологде, Череповце, Кириллове, посёлке Сафоново Мурманской области, городе Пестово Новгородской области, городе Всеволожске Ленинградской области (вот только фамилия созвучна с возвращаемыми сейчас названиями улиц по храмам и улица Преображенского часто воспринимается как Преображенская), а ещё самолёт Ту-142МК борт №94 авиации ВМФ России, самолёт «Sukhoi Superjet 100» авиакомпании «Северсталь-авиа» и пассажирский теплоход.
Музей содержит ещё много сведений о сослуживцах Преображенского, документы, фотографии, личные вещи. На мониторах можно прочесть дополнительную информацию и увидеть документальные кадры.
* * *
С музеем Преображенского первый этаж Народного дома делит выставочный зал, где проводятся временные выставки. Нам повезло – там проходила выставка «РУССКОЕ БАРОККО», приуроченная к Международной конференции "Русское церковное искусство эпохи барокко".
Повезло трижды. Во-первых, потому что увидеть все 310 произведений искусства второй половины XVII – XIX веков вместе вне этой выставки невозможно. Они хранятся по отдельности в 13 государственных музеях Вологодской и Архангельской областей, частном музее «Невьянская икона» (Екатеринбург) и 19 частных коллекциях, в том числе и за рубежом.
Во-вторых, потому что выставку всё время переносили из-за карантина, и вот наконец-то появилась возможность её провести с единственным условием – посетители должны быть в масках (можно и потерпеть ради такого случая).
И в-третьих – мы попали на самое открытие выставки, то есть наше посещение было бесплатным, фотосъёмка разрешена. А кроме того, мы смогли увидеть и услышать организаторов выставки и участников научной конференции – людей, подаривших нам эту красоту.
«Причудливый» – так переводится название стиля барокко, сформировавшегося в конце XVI - начале XVII века в Западной Европе. В России расцвет барокко начался в период правления Петра I. Этот стиль проявился во всех видах искусства и проник даже в самую консервативную сферу – церковную.
Барокко привнесло в церковь яркие краски, богатую декоративность, необычные сюжеты и их трактовки, невозможные в древнерусской традиции. Это должно было создать на земле образ рая.
А провинциальное, в частности северное, барокко, создаваемое местными художниками вдалеке от итальянских мастеров и лучших образцов иконописи Москвы и Санкт-Петербурга, сделало ещё больше – оно запечатлело народное представление о красоте и рае, Боге и святых.
Новые веяния коснулись всей внешней атрибутики церкви, начиная с богослужебных книг. Оклады украшались драгоценными камнями, литьём или чеканками с позолотой, бархатом.
А в самих книгах появились иллюстрации (иногда напоминающие современные комиксы) и узорные вставки.
Евангелие. 1701 год. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Евангелие 1735 года. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Более светлыми, яркими стали церковные ткани. Даже такой печальный сюжет, как «Положение во гроб», выглядит празднично, потому что горе, как и смерть Христа, временно.
Воздух «Положение во гроб», вторая треть XVIIIвека. Великоустюгский музей-заповедник.
Шёлк, парча, золотые нити, позументы, канитель, шитье, соединенные в витиеватые узоры, украсили одеяния священников.
Стихарь. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Фелонь. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Значительно изменились иконы. Если в допетровскую эпоху многие века иконопись ориентировалась на древние Византийские образцы, была сдержанной, статичной, отрешённой от всего земного, то барокко вдохнуло в неё жизнь, приблизило к людям.
Иконы заблистали золотом. Если раньше золотился только нимб святого, то на иконе Иоанна Воина сияет всё, кроме тёмного лика святого.
Иоанн Воин. Вторая четверть XIXвека. Частное собрание.
Нимб не отличается по цвету от фона, он только обозначен контуром и лучами.
Очень светлая, праздничная икона Спас Вседержитель. Красивыми узорами покрыты одеяния Христа, детали резного трона и даже подушек, на которых Он восседает.
Спас Вседержитель на престоле. Вторая половина XVIII века. Собрание частного музея «Невьянская икона»
Ещё одна икона с тем же сюжетом, тоже яркая, с множеством декоративных элементов.
Вседержитель на престоле. Середина XVIII века. Белозерский областной краеведческий музей.
Лик Христа очень выразителен, но с пропорциями тела мастер что-то не подрассчитал.
Изографы считали, что наладить духовный контакт с прихожанами гораздо проще, когда святой предстает здоровым, красивым и румяным, с внимательными глазами, с добродушным выражением лица, иногда даже улыбается, то есть выглядит обычным человеком. Таков, например, образ пророка Захарии.
Пророк Захария Серповидец. 1738 год, Максим Искрицкий. Вологодский музей-заповедник.
На другой иконе доброта струится от простого круглого лица с легким румянцем, полуулыбкой на устах и лучистыми глазами. Именно так и должна выглядеть одна из самых любимых русских святых Параскева, имя которой в переводе с греческого означает "пятница".
Параскева Пятница. XVIII век. Частное собрание
Она считалась покровительницей торговли (торги во многих русских городах проводились по пятницам), а также всякой женской работы и рукоделия. Особому её почитанию способствовало и то, что в сознании верующих имя святой ассоциировалось с крестной жертвой Христа, поскольку распятие произошло в пятницу. Ну и окончание рабочей недели опять же…
Согреты нотками «живоподобия» и образы святого Дмитрия Прилуцкого
Дмитрий Прилуцкий. 1777 год, собрание Вологодского музея-заповедника
и святой Татьяны.
Великомученица Татьяна. 1781 год, собрание Вологодского музея-заповедника.
Вместо мученического креста у преподобной Татьяны в руках меч, которым её казнили, и цветок – символ чистоты. Внешней красотой святая на иконе не отличается, зато в облаках вокруг неё вьются полупрозрачные ангелы,
а в груди живет горячая любовь к Богу, что подчеркнуто алым цветом.
Сочетанием геометрической четкости и свободной пластичности удивляет икона «Рождество Богородицы».
Рождество Богородицы. Первая треть XIXвека. Череповецкое музейное объединение.
А вот любопытная икона «Благовещение Богородицы».
Благовещение Богородицы. Вторая половина XVIII века. Частное собрание.
Пресвятая Дева Мария запечатлена за книгой. Забавно, потому что в библейские времена не существовало книг, написанных кириллицей, да и вряд ли Богородица умела читать. Но это, пожалуй, не ошибка иконописца, а часть метафоричности иконы.
Благая весть, принесённая архангелом Гавриилом, предстает в образе невиданного цветка (так, по-видимому, представлял себе иконописец лилию – символ чистоты и непорочности).
А Святой Дух (мало напоминающий голубя) изображён в движении, в нисходящем луче.
Постепенное перерождение иконы в религиозную картину завершается к рубежу XVIII-XIX веков.
Рождество Христово. Конец XVIII века. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.
На иконе «Рождество Христово» вместо нимба над головой Девы Марии и Младенца сияние, а над Иосифом тонкий золотой обруч. Такое вот народное представление о «степени святости». А ещё заставляет задуматься «дублирование лиц». Нельзя не заметить схожесть служанки с Богородицей, а одного из волхвов с Иосифом. Вряд ли это случайность.
Вот ещё тот же сюжет.
Рождество Христово. XVIII век. Частное собрание.
На этой иконе цари и пастухи изображены отдельно. А сколько здесь «русского духа»! И горностаевая мантия, в которую традиционно на русском лубке наряжали царей, и красная рубаха, и простые русские крестьянские лица. Вот только Младенцу не повезло, какой-то он нескладный.
Очень интересны иконы с образом архангела Михаила.
Чудо Архистратига Михаила в Хонех. 1740-е годы. Собрание Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
Его всегда изображают ярким, светлым, красивым. Безусловно, это один из любимых народом образов в христианстве. Почему?
Архистратиг Михаил. Вторая половина XVIII века. Собрание музея «Малые Корелы».
Для ответа на этот вопрос стоит присмотреться к образу зла, с которым сражается архангел.
Чёрный человек с рогатой головой – это образ не дьявола, а дохристианского Велеса, божества, живущего на земле, антагониста обитающего на небе Перуна.
Архангел Михаил. XVIII век. Частное собрание.
Велес, скотий бог, покровитель знахарей и врачевателей, мог принимать вид быка, коня, человека или змея. Он единственный из всех богов был наделен способностью (или даже обязанностью) проходить через все три мира (явь, навь, правь), следя за гармонией в них. Перун же покровитель воинства, громовержец, само имя которого имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий». Периодические поединки между Перуном и Велесом объясняли чередование урожайных и неурожайных лет, стихийные бедствия, падёж скота…
А потом пришло христианство, которое объяснило, что Велес – зло. Сражался с этим злом архангел Михаил, он победил. Громы и молнии посылает на землю пророк Илья. А никакого Перуна и нет вовсе.
Огненное восхождение пророка Илии в житии (фрагмент). Середина XVIII века. Собрание Вельского краеведческого музея.
Не было – так не было. Пусть не Перун, а пророк Илия. Но суть-то одна. И появляется на иконе Илья-пророк на фоне полыхающего зарей северного неба в колеснице, запряженной крылатыми конями. Все, как и в древних славянских верованиях, только имя сменилось.
Кстати, подобное быкообразное существо на одной из икон топчет ногами и Богородица.
Рожки, глаза, змеиный хвост, землистый цвет… Вот только историю женских славянских божеств я не знаю. Может, и в этом сюжете есть параллель со славянскими мифами.
Очень мне нравится динамичность и цветовое решение северных икон. Вот «Преображение Господне». Яркое, ослепляющее сияние исходит от воскресшего Иисуса Христа, и сам он это сияние, а фигура и одежды – это только условность. Вот как изобразил эту метафору иконописец – белым по белому.
Преображение Господне. XVIII век. Частное собрание.
Это сияние постепенно освещает землю, как солнце, выглядывающее из-за тучки. Потому часть холма ещё в тени, и человек там пока не ослеплён этим светом. А граница земли и Небес какова!
Обращает на себя внимание изображение человеческого тела. В древнерусской традиции фигура, как правило, скрывалась под одеждами, оставлялось лишь лицо, кисти рук и иногда ступни. Если же нужно было изобразить обнаженного человека, то он был худощавым, почти измождённым, с непропорциональным телом, подчеркивающим духовность образа, его размежевание со всем земным.
Но барокко требовало красоты (рай же!), а какая красота может быть в изможденной плоти? Поэтому на иконах можно встретить крепкие, мускулистые фигуры,
Вознесение Господне. Лука Петров, 1796 год. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Иногда даже полные, упитанные.
Бичевание Христа. XVIII век. Собрание частного музея «Невьянская икона».
Именно таким было представление о телесной красоте у живущего впроголодь народа.
Впервые мне встретилось и такое чудо – икона Шестоднев.
Шестоднев. XVIII век. Собрание государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
Своеобразное расписание на неделю. В центре – Вознесение Христово. Понедельник – Собор архистратига Михаила. Вторник – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Среда – Благовещение. Четверг – Омовение ног. Пятница – Распятие Господне. Суббота – Образ всех святых.
Особо почитаемые или чудотворные иконы в эпоху барокко украшали новыми, дорогими окладами.
Серебряные и позолоченные замысловатые ажурные узоры напоминали кружево. Или вились вокруг образа диковинные травы и цветы.
Рама иконы. Вторая половина XVIII века Собрание Великоустюгского музея-заповедника.
Иногда старые иконы становились частью киота с резными расписными створками.
Створки киота. Конец XVII – начало XVIII века. Собрание Каргопольского музея. Богородица Одигитрия. Конец XVII – начало XVIII века. Собрание государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
В эпоху барокко на смену тябловым иконостасам, то есть простым доскам, на которые ставились одинаковые по размеру иконы, пришли новые, резные, сами по себе являвшиеся произведениями искусства.
Столбик иконостаса. XVIII век. Частное собрание.
Их основной чертой является виртуозная ажурной резьба с замысловатым орнаментом, которая покрывалась золотой краской.
Такой иконостас напоминает благоухающий райский сад, в котором располагаются иконы святых.
Изменилась и форма икон. На смену прямоугольным пришли овальные, круглые.
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Вторая половина XVIII века. Собрание музея «Малые Корелы»
А иногда форма иконы определялась «запросами» иконостаса.
Гостеприимство Авраама (Святая Троица Ветхозаветная) 1781 г. Собрание Вологодского музея-заповедника.
Крещение Господне. Ок.1777 года. Собрание Вологодского музея-заповедника.
Фрагмент иконостаса. Вторая половина XVIII века. Собрание Тотемского музейного объединения.
Пророк Моисей. Ок. 1781 года. Собрание Вологодского музея-заповедника.
Удивили выпуклые иконы – попытка создать объёмные изображения святых, как сейчас говорят, в 3D-формате.
Фрагмент створки Царских врат. Вторая половина XVIII века. Собрание Тотемского музейного объединения.
Особым вниманием в церкви окружены Царские врата, поэтому и украшались они замысловато.
Часто на створках Царских врат и размещали евангелистов. Иногда это были объёмные и рельефные фигурки – деревянные скульптуры.
Марк. Вторая половина XVIII века. Собрание Сольвычегодского музея.
Матфей. Вторая половина XVIII века. Собрание Сольвычегодского музея.
Иногда на вратах вырезались многофигурные композиции.
Царские врата. Середина XVIII века. Собрание Сольвычегодского музея.
Даже прочесть можно – «В начале было слово…»
А какие замечательные лица! Живой, осмысленный взгляд, морщины на лбу…
Резные деревянные изображения часто встречались в северных церквях. Ими украшали не только Царские врата. Были резные иконы,
Святая Троица в силах небесных. Середина XVIII века. Частное собрание.
резные складни, украшенные деревянными фигурками святых и иконами.
Складень трехстворчатый. 1690-е годы. Собрание Сольвычегодского музея.
Деревянными скульптурами украшали алтари, столпы, хоры. Создается впечатление, что резчики добивались своеобразной материализации образов Святого писания, уменьшая таким образом дистанцию между людьми и святыми заступниками.
Обязательный элемент церковного убранства – представители небесного воинства: серафимы, херувимы, ангелы.
Херувим. Конец XVIII века. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.
Милые личики с золотыми крылышками вплетались в золоченые деревянные узоры иконостаса между чиновыми иконами. В некоторых случаях они маскировали стыки конструкции.
Головки ангелов. Конец XVIII – начало XIX века. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Головка ангела. XVIII век. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.
Были и ростовые фигуры ангелов в золотых одеждах.
Ангел. XVII век. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.
Ангел. Конец XVIII века. Собрание Тотемского музейного объединения
Иногда деревянная скульптура заменяла собой иконы. Это изображение Саваофа, скорее всего, венчало иконостас.
Саваоф. XVIII век. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.
А вот какой красивый Иоанн Богослов. В северных сельских храмах церковные обряды завершались поклонением статуям с приношением им даров – денег, холстов, украшений, яиц, снопов…
Иоанн Богослов. Конец XVIII века. Собрание Великоустюгского музея-заповедника.
А это Богородица в золотых одеждах. Очевидно, она была частью скульптурной группы.
Богородица. 1776 – 1782 г. Собрание Вологодского музея-заповедника.
Единственная представленная на выставке целая скульптурная группа – «Снятие со креста».
Снятие со креста. XVIII век. Собрание Череповецкого музейного объединения.
Этот сюжет в Евангелиях не прописан. Известно, что Иосиф Аримафейский упросил Понтия Пилата отдать ему тело умершего на кресте Христа. Кто и как снимал тело, евангелисты не сообщают. Упоминаются Никодим, Иоанн Богослов, Богородица и жены-мироносицы как участники этого скорбного действа и последующих похорон. Поэтому мастера, обращавшиеся к этому сюжету, имели некоторую свободу: они могли сами выбирать действующих лиц.
В этой композиции представлено 11 фигур, снимающих мёртвого Христа. И каждой из них приданы индивидуальные черты, личные эмоции.
Горе Богородицы, с самого начала знавшей, какая страшная кончина ожидает её сына, передано очень реалистично. Руки, к сожалению, утрачены, но само их движение, наклон головы – она как будто вспоминает, как держала его младенцем, как оберегала и защищала его. И вот такое горе – пережить своего сына, увидеть, в каких страшных муках он умирал. Видимо, ноги подкосились, другие женщины поддерживают её. Хотя Марии Магдалине, полюбившей Христа всем сердцем, и самой нелегко, она утешает Мать (рот приоткрыт). Третья женщина выглядит более спокойной, горе не затронуло её лично.
Восемь мужчин заняты скорбной работой.
Очень бережно они снимают тело, будто боятся Ему, уже мёртвому, причинить боль. Один заботливо поддерживает голову,
Другой подставляет спину, чтоб осторожно спустить тело к стоящим ниже. Третий расправляет плащаницу…
А этот, протягивающий руки, плачет. Может, конечно, это просто дефект краски, но мне так видится.
Все экспонаты выставки необычайно интересны. В них столько любопытных деталей, скрытых намёков, что хочется постоять, подумать, сравнить, а потом узнать побольше об увиденном. Северные мастераглубоко чувствовали внутреннюю суть, дух барочного искусства и умели выразить его просто и ясно. Среди созданных ими образов почти не встречается персонажей строгих, мрачных, аскетических. Лики святых успокаивают, дарят надежду, вдохновляют.
Мне кажется, если бы вот эта струя церковного барокко развивалась и дальше, русская православная церковь была бы демократичнее, светлее, добрее, чище. Но этого не случилось. Если архитектуру барокко РПЦ приняла, то против икон и особенно против деревянной скульптуры вела непримиримую борьбу.
В конце XVII века протопоп Аввакум разразился гневным письмом: «Есть же дело настоящее: пишут Спасов образ Еммануила, лицо одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя». В плотскости и бездуховности икон Аввакум обвинял своего идейного врага патриарха Никона, который «умыслил будто живыя писать, устрояет все по-фряжскому, сиречь по-неметцкому», а потому борьба с барокко была частью борьбы с реформированием церкви.
Но уже после церковного раскола Священный Синод указом от 1722 года потребовал изымать из церквей все неканонические иконы и деревянные культовые фигуры и переправлять их в Синод или Синодальные конторы для уничтожения. Официально это объяснялось борьбой с скорописными уродливыми иконами и скульптурами, вызывающими отвращение.
Можно, конечно, предположить, что сжигали только уродливые поделки. Только вот что считать уродливым?
Вот этот ангел уродлив?
Ангел. XVIII век. Собрание государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
Или мил? А этот?
Ангел. XVIII век. Собрание Череповецкого музейного объединения.
Они не отличаются точностью пропорций, лица кукольные, но в них столько искренности, простоты, доброты, что расстаться с ними непросто.
Вот это изображение Дмитрия Солунского с такими выразительными глазами точно должно было оказаться в огне. И не потому, что иконописец не очень красиво написал заправленные в сапоги штаны святого.
Дмитрий Солунский. XVIII век. Частное собрание.
А потому, что нарушил указания по изображению «святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну». В общем, всё понятно.
Огонь жадно пожирал всё. Новые иконы и деревянные скульптуры пылали на столичных площадях в негасимых кострах очень долго. В XVIII веке барокко из церквей изгонялось и уничтожалось почти с таким же размахом, как некогда христианство искореняло языческих идолов.
То, что удалось спасти, попало под особый Указ императора Николая I № 11599 от 30 ноября 1832 года, требующий «нигде в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов». То есть опять избавлялись от христианских картин и деревянной скульптуры. Указ горячо поддержало церковное начальство. Одни видели в подобных изображениях язычество, другие латинянство (подражание католичеству), третьи надругательство над канонами иконописи. А четвертые в уничтожении барокко чувствовали отличную возможность утверждения нового стиля в церковном искусстве – классицизма.
А уж в ХХ веке уничтожали всё подряд, не разбирая, где искусство, а где мракобесие.
Удивительно, как вообще что-то сохранилось до нашего времени.
Распятие (фрагмент). Первая четверть XVIII века. Собрание Каргопольского музея
В общем, осталось немного. И оставшееся раскидано по разным музеям и коллекциям. Счастье, что нам удалось в кирилловском Народном доме столько красоты увидеть.
О том, как выглядят барочные храмы на русском Севере, можно прочесть здесь:
https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post415635372 Благовещенский собор Сольвычегодска
https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post415703191 Введенская церковь Сольвычегодска
https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post433448688/ Часовни Кенозерья
https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post496798474 Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря
https://vk.com/mahamls?w=wall126106326_18022%2Fall Деревянная скульптура Севера
Серия сообщений "Северная Фиваида":Северная ФиваидаЧасть 1 - Кириллов. Отель "Феникс" и его окрестности
Часть 2 - История Кирилло-Белозерского монастыря (начало)
...
Часть 10 - Город Кириллов. Исторические штрихи
Часть 11 - Кириллов. Прогулка по городу.
Часть 12 - Кириллов. Экспозиции в Народном доме
Часть 13 - Кириллов. Сиверское озеро
Часть 14 - Ильинская церковь. Ципинский погост
Часть 15 - Ферапонтов монастырь
Часть 16 - Ферапонтово. Музей фресок Дионисия
Часть 17 - Горицы. Монастырь и гора Маура
Ответ на комментарий lider28
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |