
На даче я много читал.
Когда нет Сети и проблем, связанных с работой, мозг вначале приходит в норму, отсыпаясь и очищаясь свежим воздухом, а потом он начинает как дефрагментированный диск быстрее и четче формулировать мысли, пища для которых безусловно чтение.
Я никогда не восхищался Дмитрием Быковым. Он отчего-то не вызывает во мне симпатии. Уважение, как писатель, поэт, интеллектуал - да. Но как человек... Не близок.
Но тем не менее я согласен с тем, что он сказал в интервью, которое было найдено мной среди газет, купленных в дорогу. Процитирую отрывок из него.
- Ты и сейчас продолжаешь придерживаться своей теории — о том, что отечественная история есть круг?
— А с чего бы мне перестать ее придерживаться, когда как раз эта схема начала подтверждаться дословно? Есть одно уточнение: цикл, строго говоря, не сто лет, а двести. После особенно сильных катаклизмов наступает реакция, и повторения на следующем круге выглядят гораздо слабее. Слишком свеж опыт. В четные века цикл более явно выражен (Грозный, Петр, Ленин) — а в нечетные все мягче (Алексей — Александр и Николай — Путин). Но противность, неизменный спутник жизни при заморозках, остается и даже усугубляется.
Память о недавних катаклизмах служит лучшим оправданием консерватизму: мы уже пробовали иначе, ничего не вышло, так что давайте, товарищи, тихенько, тухленько…
И некому сказать: да, мы пробовали, но ведь ни одно из наших противоречий не снято, ни одна задача не решена! Как гениально сформулировал Аверинцев — «ХХ век скомпрометировал ответы, но не снял вопросы». Значит, россиянам ХХII века опять придется проходить через глобальную реформу и катастрофические зажимы, и утешением им будет только великая литература 2060-х годов.
— А ты, значит, ощущаешь то «удушье нулевых», о котором многие нынче говорят?
— Ощущаю, конечно. Стало даже хуже, чем в семидесятые: тогда, во-первых, была мощная культура, во-вторых — брезжила возможность выхода. Сегодня и культура — та — разрушена, и выход скомпрометирован. То есть сидишь в той же субстанции, да еще и связан: стоит предложить любые перемены, как в ответ раздается: «Вы что же, ГУЛАГа хотите?!». Или — «Вы хотите, чтобы было, как при Ельцине?». Не хочу я ни ГУЛАГа, ни как при Ельцине, но как при вас — я тоже не хочу. Нельзя же терпеть нынешнюю российскую власть, идеологию и политику только на том основании, что были барак и бардак! Очень сомнительная легитимация.
Раньше мы куда-то стремились, теперь у нас новая концепция, национальная идея в чистом виде: давайте гордиться тем, что есть, потому что другого все равно не будет. Это теперь называется «национальной матрицей». Матьмать-мать… Спасибо, конечно, что не к стенке и не по миру, — но помните: барак и бардак приближаем не мы, «желающие странного», а вы, желающие консервации.